1937
Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях
Эссе
Педагогика и дидактика
Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей. Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека.
Русский
2013-01-06
21.81 KB
94 чел.
Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях.
Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.
Виды противоречий:
Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.
Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.
Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства
Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.
Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью
Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.
Логика воспитательного процесса
Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.
А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики - логики организации и развития педагогического процесса.
Ошибки педагогической логики
Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики:
В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание - это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи - дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) - и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий - панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
44711. | Диалог Вариантов стежка | 510 KB | |
Фактическая Толщина Страница Фактической толщины диалогового окна Stitch Options позволяет Вам определять заданную по умолчанию толщину для каждого типа стежка. Определите заданную по умолчанию толщину стежка для каждого типа стежка. Толщина Дисплея Страница Толщины Дисплея диалогового окна Stitch Options позволяет Вам определять дисплей и напечатанную толщину для каждой возможной толщины стежка. | |||
44712. | Сужение Выбора Цвета и Типа Стежка | 1.3 MB | |
Установите указатель в пределах выбора и затем щелкните и удержите левую кнопку мыши. Они: Точечный рисунок Эта опция копирует растровое представление выбора в буфер обмена. Используйте инструмент выбора чтобы сделать выбор. | |||
44713. | Особенности Ткани | 397 KB | |
Характеристики ткани которыми Вы можете управлять включают размер стежка цвет и полный размер. Параметры настройки ткани для образца редактируются используя диалог Свойств Ткани Fbric Properties. Этот диалог содержит множественные страницы для того чтобы определить различные варианты ткани. | |||
44714. | Варианты Палитры | 2.2 MB | |
Каждая страница содержит различные варианты касающиеся палитры. Эта полоса может быть открыта дважды щелкая палитре цветов Бруска Палитры или щелкая кнопкой Show Plette Options инструментальной панели Plette. Как только Брусок Вариантов Палитры открыт Вы можете тогда нажать по цвету в Бруске Палитры чтобы отобразить его свойства. | |||
44715. | Печать Особенностей | 1.19 MB | |
Однако иногда Вы можете хотеть печатать только некоторые страницы схемы. Чтобы просмотреть следующие или предыдущие страницы распечатки щелкните Next Pge или Prev Pge. Чтобы иметь две страницы отображенные сразу щелкните Two Pge. Содержание Страницы Pge Content Содержание страницы диалогового окна Параметров станицы обеспечивает варианты для того чтобы определить содержание распечатки. | |||
44716. | Окисление оксида азота в производстве азотной кислоты | 246 KB | |
Определение температуры газа на выходе из окислителя. Определение объема окислителя.2 Определение массового расхода NH3 по реакции: кг ч 2.3 Определение фактического расхода NH3: кг ч; Xабс=0. | |||
44717. | Degrees of Comparison of Adjectives and Adverbs | 48.5 KB | |
Prctise reding the following wordcombintions: erliest times useful power hotir engines solr energy solr evportion sunctivted processes surrounding ir suns rys stright lines the most effective wys the loss of energy glsslike mteril effective prevention trnsprent sheets of glss or plstic ctul pplictions typicl rrngements highpressure boilers lrge block of electric power. TEXT 5 Solr Power The suns energy mnifests itself s therml photoelectric nd photochemicl effects. Men hve tried to use solr energy since... | |||
44718. | Modal verbs. Nouns as attribute | 88.7 KB | |
II Prctise reding twosyllble words with the stress on the first syllble rdr rnging hrbour lnding trvel mesure becon presence wether echo signl timer system object constnt mountin strongest portion during. Prctise reding the following word combintions: cpble of determining the presence of objects their chrcter ll of them ultrhigh frequency rdio wve energy directionl ntenn in bem visul redble signls within the field of view of rdr the use of these timed pulses t the constnt velocity the fluorescent screen... | |||
44719. | Sequence of Tenses. Imperative Mood. Quantifiers and their equivalents | 54 KB | |
LBERT EINSTEIN 18791955 Imgintion is more importnt thn knowledgeâ Einstein lbert Einstein ws born in Germny on Mrch 141879. t the ge of 21 fter four yers of university study lbert Einstein got job s clerk t n office. Einstein expressed his theory in the eqution E=mc roughly tht energy equls mss times the squre of the speed of light. lbert Einstein ws very tlented mn gret thinker. | |||