1937

Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях

Эссе

Педагогика и дидактика

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей. Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека.

Русский

2013-01-06

21.81 KB

94 чел.

Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях.

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Виды противоречий:

  1.  Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.

  1.  Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.
  2.  Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - теперь знаю…

Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства

Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

Логика воспитательного процесса

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики - логики организации и развития педагогического процесса.

  1.  «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
  2.  Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.
  3.  Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.
  4.  Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».

Ошибки педагогической логики

Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики:

  1.  дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления.., не проверенной наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс);

  1.  этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний);
  2.  уединённое средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).

В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание - это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи - дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) - и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий - панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27297. Классификация видов туризма 27.5 KB
  туризма является деление на формы типы категории и виды туризма. Типы туризма: Определяются национальной принадлежностью туризма внутренний въездной выездной Указанные виды туризма поразному сочетаются между собой и образуют категории туризма. и выездной Международный въездной выездной Виды туризма: определяются целью поездки Познавательный Деловой оздоровительный Спортивный Ностальгический Рекреационный Религиозный Религиозный туризм основан на религиозных потребностях людей различных конфессий.
27300. Международное законодательство о туризме 29 KB
  1985 София Хартия туризма подчеркнула право человека на отдых и досуг обозначены обязанности государств по проведению политики обеспечения развития туризма и по организации отдыха. 1989 Гаага Гаагская декларация 10 принципов руководства государств при сотрудничестве в сфере туризма упрощение туристских формальностей обеспечение безопасности туристов создание надежной инфраструктуры.
27301. Миссия и цели туристского предприятия 24.5 KB
  Не должна зависеть от текущего состояния организации форм и методов ее работы.Статус организации место и роль организации в системе рыночных отношений 2.Цели организации 4.
27304. Организация туристских автобусных путешествий на внутренних и международных маршрутах 24 KB
  4 вида автобусного туризма: Поездка на рейсовых автобусах Поездка на челночных автобусах Специальные рейсы Внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями Международная перевозкаэто перевозка транспортным средством пассажиров за пределы территории РФ а так же перевозки транзитом Виды международных автобусных перевозок: На регулярных маршрутах Перевозки на сезонных маршрутах Разовые маршруты Обслуживание туристов Требования к водителю: Наличие спец лицензий знание ин языка 2 водителя на маршруте знание маршрута...
27305. Паспортно-визовый контроль 29.5 KB
  Тур формальности это проверка соблюдения туристами и субъектами тур деят порядка и правил устан гос органами при въезде в страну и выезде из страны Паспортновизовые формальности это формальности связ с соблюд правил пересеч границ гос и пребыв на их терр. Правила въезда и выезда зависят от соглашений между госми и постоянно измен. Наиболее полную и достоверную инф можно получить в консульских учрежд МИД РФ посольствах госв. Контроль наличия виз или иных разреш на въезд лиц в ин госво явл обяз транспортной компании.