19389

ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

БАЗЫ ДАННЫХ Лабораторная работа № 1 ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЦЕЛЬ РАБОТЫ Информационный анализ предметной области. Освоение методов построения концептуальных моделей предметных областей. ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕ

Русский

2013-07-12

422 KB

94 чел.

БАЗЫ ДАННЫХ

Лабораторная работа № 1

ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕЛЬ  РАБОТЫ

Информационный анализ предметной области. Освоение методов построения концептуальных моделей предметных областей.

ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметная область в соответствии с вариантом задания. ПЭВМ типа IBM PC,  дисплейный класс,  операционная система типа Windows, Linux, средства автоматизации подготовки документации по БД.

ПРОГРАММА РАБОТЫ

По предложенному преподавателем варианту разработать информационную модель предметной области. Выделить объекты предметной области, проанализировать состав их характеристик, описать атрибуты и область их значений, проанализировать связи между объектами, построить информационную структуру предметной области .

Разработать логическую модель базы данных. Выделить основные типы отношений между объектами предметной области, проанализировать реквизитный состав, описать связи между сущностями, построить реляционные таблицы и провести их нормализацию.

ЗАДАНИЕ 1:

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА"

Система хранит информацию о врачах, пациентах, заболеваниях, детских  учреждениях.  Информационная система должна предоставлять данные по отдельным запросам:

- информацию о враче (фамилия,  специализация, стаж, оклад, совместительство);

- данные о больном ( фамилия,  возраст,  адрес,  детское  учреждение, место работы родителей, хронические заболевания,  прививки, последнее обращение к врачу);

- данные о детском учреждении (наименование,  адрес, количество детей,  наличие карантина,  выявленные  инфекционные заболевания, дата последнего профилактического обследования).

Кроме того, периодически должны выдаваться следующие ведомости:

- список детских учреждений, в которых зафиксированы инфекционные заболевания;

- статистический отчет по заболеваниям;

- отчет по заболеваемости в детских учебных заведениях.


ЭТАП 1. Анализ предметной области и формулирование информационных требований.

Предметная область: информационные данные о детской поликлинике.

Задание: Спроектировать базу данных для информационной системы "Детская поликлиника".

Описание постановки задачи

   Создается информационная система «Детская поликлиника».            

Информационная система должна хранить информацию о врачах, пациентах, заболеваниях, наличии инфекции в детских учреждениях.

Система должна представлять информацию по следующим запросам:

- информация о враче;

- информация о пациенте;

- информация о детском учреждении.

Система должна обеспечивать выдачу следующих выходных  документов:

- список детских учреждений, в которых зафиксированы инфекционные заболевания;

- статистический отчет по заболеваниям;

- отчет по заболеваемости в детских учебных заведениях.

Формы выходных документов по данным информационным требованиям должны иметь следующий вид.

Запрос 1:

Запрос информации о враче

ФИО врача

Специализация

Стаж

Оклад

Совместительство

Запрос 2:

Запрос информации о больном

№ карточки

Фамилия

Возраст

Адрес больного

Детское учреждение

Место работы родителей

Хронические заболевания

Прививки

Последнее обращение к врачу

Запрос 3:

Запрос информации о детском учреждении

Код учреждения

Наименование

Адрес

Количество детей

Наличие карантина

Дата последнего профилактического обследования

Выявленные инфекционные заболевания

Документ 4:

  Отчёт  по заболеваемости в детских учебных заведениях

Код учреждения

Название

Количество

заболевших

Документ 5:

Отчет по детским учреждениям, в которых зафиксированы инфекционные заболевания

Наименование учреждения

Инфекционные заболевания

     

Документ 6:

Статистический отчет по заболеваниям.

Название заболевания

Количество заболевших

ЭТАП 2. Инфологическое проектирование базы данных

1. Поэлементный состав каждого информационного требования в виде перечня идентификационных реквизитов.

Информационное требование 1: 

ФИО__ВР – фамилия, имя, отчество врача;  СПЕЦ – специализация врача; СТАЖ – стаж врача; ОКЛАД – оклад врача, СОВМЕСТ – совместительство врача.

Информационное требование 2:

N_КАРТ – номер карточки пациента; ФИО_ПАЦ – ФИО пациента; ВОЗР – возраст пациента; АДР – адрес пациента; МЕСТ_РАБ_РОД – место работы родителей пациента; ХРОН_ЗАБОЛ – перенесенный пациентом хронические заболевания; ПРИВИВКИ, ПОСЛЕДН_ОБР – последнее обращение пациенты в поликлинику; КОД_УЧР – код учреждения.

Информационное требование 3:

КОД_УЧР, Н_УЧР – название учреждения, АДР_УЧР – адрес учреждения, КАРАНТИН – наличие карантина в данном лучреждении, ЗАКРЕПЛ_ВРАЧ – закрепленный за данным учреждением врач, ДАТА_ПОСЛЕД_ПРОФ_ОБСЛ – дата последнего профилактического обследования учреждения, КОЛ_ДЕТ – количество детей, обследуемых в учреждении.

Информационное требование 4:

КОД_УЧР, Н_УЧР, КОЛ_БОЛ – количество заболевших.

Информационное требование 5:

Н_УЧР, ИНФ_ЗАБОЛ – инфекционные заболевания.

Информационное требование 6:

Н_ЗАБОЛ – название заболевания, КОЛ_БОЛ.

Перечень сущностей и их атрибутов с выделенными первичными  ключами

Проанализировав состав элементов данных по всем информационным требованиям, выделим среди них сущности, характеризующие предметную область:

Врач – содержит информацию о врачах, работающих в данной  поликлинике;

КАРТА Пациента – объединяет сведения о детях, проходящих обследование в данной поликлинике;

Больничный лист – содержит данные о заболеваниях, назначенном лечении и необходимых лекарствах, назначенных пациенту.

Детское учреждение – объединяет данные о детских учреждениях, к которым относятся пациенты.

Информационная структура взаимосвязей сущностей предметной области

За каждым детским учреждением закреплен врач, причем один врач, может быть закреплен за несколькими учреждениями. Таким образом, между сущностями «врач» и «учреждение» устанавливается связь 1:N. Название связи – «Закрепленный врач».

В одном детском учреждении числится много детей, которые потенциально могут стать пациентами. Поэтому между сущностями «детское учреждение» и «пациент»  устанавливается связь 1:N. Название связи – «Место обучения или содержания».

Сущность «Карта пациента» связана с сущностью «больничный лист» также отношением 1:N. Определенный пациент соответственно может болеть несколько раз. Связь «Карта лечения».

Объект

соотношение

объект

Врач

1:N

Учреждение

Детское учреждение

1: N

Карта пациента

Карта пациента

1: N

Больничный лист

Таблица .Информационная структура взаимосвязей объектов предметной области "ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА"

4. Концептуальная инфологическая модель предметной области «ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА».

C учетом описания элементного состава каждой из сущностей концептуальную модель рассматриваемой предметной области можно представить в следующем виде.

Рисунок 1 –  ER- диаграмма предметной области «Детская поликлиника»

 


ЭТАП 3.  Логическое проектирование базы данных.

 Определим атрибуты каждой сущности и выделим ключевые атрибуты, которые будем  обозначать выделением <>.

ВРАЧ:    <КОД_ВР>, ФИО__ВР,  СПЕЦ, СТАЖ, ОКЛАД, СОВМЕСТ.

КАРТА ПАЦИЕНТА: <N_КАРТ>, ФИО_ПАЦ, ВОЗР, АДР, МЕСТ_РАБ_РОД, ХРОН_ЗАБОЛ, ПРИВИВКИ, ПОСЛЕДН_ОБР, КОД_УЧР.

БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ: <N_БОЛ_ЛИСТА>, N_КАРТ, ДАТ_ОТКР, ДАТ_ЗАКР, ДИАГНОЗ, ИНФ_ЗАБОЛ,  ЛЕЧЕНИЕ, ЛЕКАРСТВА.

ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: <КОД_УЧР>, Н_УЧР, АДР_УЧР, КАРАНТИН, ЗАКРЕПЛ_ВРАЧ, ДАТА_ПОСЛЕД_ПРОФ_ОСМ, ВЫЯВЛ_ИНФ_ЗАБОЛ.

Основным этапом логического проектирования концептуальной модели в реляционную является нормализация полученных на этапе инфологического проектирования отношений. Процесс нормализации отношений включает в себя процессы преобразования отношений в 1НФ, 2НФ и 3НФ.

Сущность «врач» представлена следующим набором реквизитов: <код врача>, ФИО врача, специальность, оклад, совместительство. Это отношение соответствует 1НФ. Для приведения его ко 2НФ и 3НФ необходимо преобразовать это отношение, исключив неполные функциональные зависимости не ключевых реквизитов от ключа. Результатом нормализации отношения «Врач» будет следующий перечень отношений:

ВРАЧ:    <КОД_ВР>, ФИО__ВР,  КОД_СПЕЦ, СТАЖ.

Профиль врача: <код_спец>, СПЕЦ, ОКЛАД, СОВМЕСТ.

Сущность «профиль врача» будет связана с сущностью «врач» отношением 1:∞, поскольку один профиль могут иметь несколько врачей.

Аналогично приведем отношение «больничный лист», находящееся в 1НФ, ко 2НФ и 3НФ. Сущность «больничный лист» имеет следующий набор атрибутов: <номер больничного листа>, № карточки, дата открытия, дата закрытия, название заболевания,  инфекционное заболевание, лечение, лекарства. Результатом нормализации данного отношения будет следующий перечень отношений:

БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ: <N_БОЛ_ЛИСТА>, N_КАРТ, ДАТ_ОТКР, ДАТ_ЗАКР, КОД_ЗАБОЛ.

Справочник заболеваний: <Код_забол>, НАЗВ_ЗАБОЛ, ИНФ_ЗАБОЛ, ЛЕЧЕНИЕ, ЛЕК_ВА.

Сущность «Справочник заболеваний» будет связана с сущностью «больничный лист» отношением 1:∞, поскольку несколько пациентов могут иметь одно и тоже заболевание .

Сущности «пациент», «детское учреждение» с их набором реквизитов в концептуальной модели данных можно рассматривать как отношения в 3НФ с соответствующими ключами.

Окончательный перечень нормализованных отношений в реляционной модели предметной области «детская больница» показан в таблице 2.

Имя отношения

Ключевые атрибуты

Неключевые атрибуты

карточка Пациента

<N_КАРТ>

ФИО_ПАЦ, ВОЗР, АДР, МЕСТ_РАБ_РОД, ХРОН_ЗАБОЛ, ПРИВИВКИ, ПОСЛЕДН_ОБР, КОД_УЧР.

Больничный лист

<N_БОЛ_ЛИСТА>

N_КАРТ,ДАТ_ОТКР, ДАТ_ЗАКР, ДИАГНОЗ, ИНФ_ЗАБОЛ.

Справочник заболеваний

<НАЗВ_ЗАБОЛ>

ИНФ_ЗАБОЛ, ЛЕЧЕНИЕ, ЛЕК_ВА.

Врач

<код_вр>

ФИО__ВР,  КОД_СПЕЦ, СТАЖ.

Профиль врача

<код_спец>

<код_спец>,СПЕЦ, ОКЛАД, СОВМЕСТ.

Детское учреждение

<код_учр>

Н_УЧР, АДР_УЧР, КАРАНТИН, КОЛ_ДЕТ, КОД_ВРАЧА, ДАТА_ПОСЛ_ПРОФ_ОСМ, КАРАНТИН.

Таблица . Перечень нормализованных отношений

Рисунок 2 –  Схема нормализованных отношений предметной области «Детская поликлиника»


Рисунок - Схема данных

ВЫВОД

В ходе выполнения данной лабораторной работы был произведен информационный анализ предметной области и освоены методы построения концептуальных моделей предметных областей.

                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54800. Заработная плата как цена труда. Монопсония на рынке труда 18.75 KB
  Монопсония — ситуация на рынке, когда фирма (или другая организация), называемая “монопсонистом”, полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственным возможным его покупателем. При монопсонии наниматель обладает монополистической возможностью нанимать работников.
54802. Paparazzi and Celebrities 37 KB
  The sun is shining outside! The weather is awesome. I’d like you to be in good mood. If you aren’t, we’ll rise it. So, your first task is to tell your classmates couple nice words. For instance: Julia, you look amazing! This new skirt really suits you!
54803. Рынок земли и его особенности 18.58 KB
  Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности.
54804. «Узнайте нас – мы будем рады» 38 KB
  И только умная и образованная Шахразада которая смогла тысячу ночей рассказывать царю Шахрияру свои чудесные сказки не была казнена и осталась единственной любимой супругой царя. Мистер Кредо появляются Шахразада царь Шахрияр Шахразада. Шахразада хлопает в ладоши под музыку выходят герои: Золушка горбун из Нотрдама и Эсмиральда Оксана Руслан и Черномор Слон и Моська дАртаньян. Шахразада.
54805. Парад точных наук 178 KB
  Ход мероприятия проводится в актовом зале Звучит музыка Ведущий 1: Добро пожаловать в страну точных наук В страну логаритмов простых вычислений корней возведений и уравнений Группа учащихся исполняют гимн математики и физики Пусть говорять мы годы губим Что умереть что умереть нам суджено Но математику и физику мы любим Давнымдавно давнымдавно давнымдавно....
54806. Урок позакласного читання. Остап Вишня. «Паралелепіпед». Прямокутний паралелепіпед та його об’єм 160 KB
  Мета: Закріплювати інтерес учнів до творчості Остапа Вишні ознайомити зі змістом твору Паралелепіпед закріплювати знання про життєвий і творчий шлях Остапа Вишні;удосконалювати навички виразного читання;розвивати читацький інтерес; Закріплювати знання учнів про елементи прямокутного паралелепіпеда поняття обєма і формули обєма прямокутного паралелепіпеда й куба; відпрацювати уміння розвязувати задачі на обчислення вимірів прямокутного паралелепіпеда площі його поверхні та...
54807. Площі паралелограмів 13.66 MB
  Підготовча робота: За тиждень до проведення уроку учні класу обєднуються в три групи і отримують завдання застосовуючи знання теми Площі прямокутників і паралелограмів: 1. Обладнання: Мультимедійна дошка презентації вчителя і учнів набори паралелограмів картки консультанти картки інструкції картки з домашнім завданням креслярські інструменти банки з фарбою тестові завдання для роботи за компютером. № Вид діяльності Час 1 Організаційний момент 4хв 2 Актуалізація опорних знань 6хв 3 Перегляд учнівських робіт 12хв 4...
54808. Паралелограми 736 KB
  2хв 3 Корекція зорового образу: робота з зашумленим рисунком; упізнання методом виключення 6хв 4 Встановлення взаємозвязків різних видів паралелограмів за допомогою кіл Ейлера та опорної схеми 6хв 5 Фізкультхвилинка для зняття зорового напруження 15 хв 6 Корекція образно логічного сприйняття матеріалу шляхом встановлення відповідності між властивостями поданими в усній формі різних видів...