194

Автоматизированные системы управления технологическими процессами

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Изучение функционирования программы Electronics Workbench для приобретения навыков по исследованию электрических схем с помощью виртуальных электроизмерительных приборов. Снятие нагрузочных характеристик с помощью амперметра и вольтметра.

Русский

2012-11-14

257.5 KB

41 чел.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Технология полиграфического производства
и защиты информации»

ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

по дисциплине

«Автоматизированные системы управления технологическими процессами»

Специальность 261202 – Технология полиграфического производства

Выполнил: студент гр. 622381

______________ (Пекшев Е.И.)

____________________ 2012 г.

Проверил:  к.т.н, доцент

_____________ (Селищев В.А.)

____________________ 2012 г.

Тула  2012

Лабораторная работа №1

Изучение программы моделирования Electronics Workbench

Цель и задачи работы:

Изучение функционирования программы Electronics Workbench для приобретения навыков по исследованию электрических схем с помощью виртуальных электроизмерительных приборов.

Работа № 1

Идеальный источник постоянной ЭДС (напряжения).

Снятие нагрузочных характеристик с помощью
амперметра и вольтметра

Идеальным (с внутренним сопротивлением Ri = 0) источником напряжения называют активный элемент, напряжение на зажимах которого не зависит от протекающего через него тока. Отдаваемая мощность не ограничена, напряжение на зажимах не изменяется при увеличении тока.

Рис. 1. Схема исследования идеального источника напряжения

Результаты измерений

Источник

ЭДС

Напряжение

V1, Вольт

Ток А1, Ампер

R1=1 Ом

R2=10 Ом

R3=50 Ом

R4=100 Ом

Е1

12

12

1.2

0.24

0.12

Е2

8

8

0.8

0.16

0.08

Е3

4

4

0.4

0.08

0.04

Е4

2

2

0.2

0.04

0.02


Работа № 2

Идеальный источник тока.

Снятие нагрузочных характеристик с помощью
амперметра и вольтметра

Идеальным (с внутренним сопротивлением Ri = ) источником тока называют активный элемент, сила тока которого не зависит от напряжения его на зажимах. Мгновенная мощность источника не ограничена.

Рис.2. Схема исследования идеального источника тока

Результаты измерений

Источник

тока

Ток А1,
Ампер

Напряжение V1, Вольт

R1= 1 Ом

R2=5 Ом

R3=10 Ом

R4=20 Ом

I1

1

1

5

10

20

I2

2

2

10

20

40

I3

4

4

20

40

80

I4

8

8

40

80

160


Работа № 3

Модель источника ограниченной мощности.

Снятие нагрузочных характеристик

Модель источника ограниченной мощности (неидеального источника) может быть создана двумя способами – включая  сопротивление Ri   последовательно с идеальным источником напряжения или параллельно с идеальным источником тока

Рис.3. Схема исследования  источников ограниченной мощности

Результаты измерений

Источник напряжения

Сопротивление

Напряжение  V1, Вольт

Ток  А1, Ампер

R1 =   0,1 Ом

0,9

9

R2 =    1   Ом

5

5

R3 =  10   Ом

9

0,9

R4 = 100  Ом

10

0,1

Работа № 4

Зависимые источники напряжения и тока.

Снятие нагрузочных характеристик

Реальные радиоэлектронные устройства (например, усилители) при теоретическом рассмотрении представляются источниками. Характерной особенностью таких источников является зависимость их ЭДС или тока от входного сигнала. Различают зависимые источники напряжения, управляемые напряжением Е(Uвх) и током Е(Iвх),  и зависимые источники тока, управляемые напряжением I(Uвх) и током I(Iвх).

Параметр коэффициент передачи характеризует степень влияния входного напряжения (или тока) на выходное напряжение (или ток). Например, коэффициент передачи 1 = 1V(вольт)/1А(ампер) означает, что при изменении управляющего тока на 1 А выходное напряжение изменится на 1 V.

Рис.4. Схема исследования  зависимого источника напряжения

Управляющий источник, коэффициент передачи

Сопротивление

R1 =

1 Ом

R2 =

10 Ом

R3 =

50 Ом

R4 =

100 Ом

Е1=8 В

2V/V

Напряжение V1, Вольт

16

16

16

16

Ток  А1,  Ампер

16

1.6

0.32

0.16

E2=4 B

2V/V

Напряжение V1, Вольт

8

8

8

8

Ток  А1,  Ампер

8

0.8

0.16

0.08

E3=2 B

2V/V

Напряжение V1, Вольт

4

4

4

4

Ток  А1,  Ампер

4

0.4

0.08

0.04

E4= 1 B

2V/V

Напряжение V1, Вольт

2

2

2

2

Ток  А1,  Ампер

2

0.2

0.04

0.02


Лабораторная работа №2

Исследование характеристик электрических фильтров

Цели и задачи работы:

Изучение функционирования и принципиальной электрической схемы электрических фильтров, приобретение навыков по исследованию электрических схем с помощью электроизмерительных приборов.

Теоретические сведения

Фильтром называют четырехполюсник, предназначенный для выделения из сложного электрического сигнала необходимых частотных составляющих. Область частот, где фильтр усиливает или мало ослабляет сигнал, называют полосой пропускания, а область частот, где ослабление сигнала велико, - полосой задерживания. Чем больше разница между усилением и ослаблением, тем сильнее выражены фильтрующие свойства цепи.

В зависимости от взаимного расположения полосы пропускания и полосы задерживания различают (см. рис.5.):

Рис.5. Частотные характеристики основных типов фильтров

  1.  Фильтр верхних частот (ФВЧ) – фильтр с полосой пропускания от некоторой частоты   до бесконечности и полосой задерживания от 0 до 1. Условное обозначение интегральных схем этого типа – ФВ.
  2.  Фильтр нижних частот (ФНЧ) – фильтр с полосой пропускания от 0 до некоторой частоты   и полосой задерживания от некоторой частоты. Условное обозначение интегральных схем этого типа – ФН.
  3.  Полосовой фильтр (ПФ) – фильтр с полосой пропускания от некоторой частоты   до другой частоты   и полосами задерживания от 0 до   и от  . до бесконечности. Условное обозначение интегральных схем этого типа – ФЕ.
  4.  Режекторный (заграждающий) фильтр (РФ) – фильтр с полосами пропускания от 0 до   и от   до бесконечности и полосой задерживания от   до   Условное обозначение интегральных схем этого типа – ФР.

Кроме этих четырех основных типов фильтров в корректирующих цепях систем управления находят применение

  1.  амплитудные корректоры (АК), способные в некоторой полосе частот осуществлять усиление или ослабление сигналов при неизменной фазовой характеристике;
  2.  фазовые корректоры (ФК), у которых коэффициент передачи не зависит от частоты, а фаза обычно растет. Для микросхем этого типа нет специального обозначения, поэтому их относят к фильтрам прочим (ФП).

1. Исследование фильтра 1 типа

Рис.6. Схема исследования фильтра 1 типа

Результаты исследований:

Частота генератора, Герц

Амплитуда колебаний

Период колебаний

10

8,79 В

100 мс

100

7,52 В

10 мс

1000

3,11 В

1 мс


Рис.7. АЧХ фильтра 1 типа

2. Исследование фильтра 2 типа

Рис.8. Схема исследования фильтра 2 типа

Результаты исследований:

Частота генератора, Герц

Амплитуда колебаний

Период колебаний

10

795,82 мВ

100 мс

100

4,76 В

10 мс

1000

8,91 В

1 мс


Рис.9. АЧХ фильтра 2 типа

3. Исследование фильтра 3 типа

Рис. 10. Схема исследования фильтра 3 типа

Результаты исследований:

Частота генератора, Герц

Амплитуда колебаний

Период колебаний

10

7,42 В

100 мс

100

25,43 мВ

10 мс

1000

1,56 мВ

1 мс

Fрез = 1742

1010,85 мкВ

625 мкс

10 000

184,94 мкВ

100 мкс


Рис.11. АЧХ фильтра 3 типа

4. Исследование фильтра 4 типа

Рис.12. Схема исследования фильтра 4 типа


Результаты исследований:

Частота генератора, Герц

Амплитуда колебаний

Период колебаний

10

8,89 В

100 мс

100

8,82 В

10 мс

1000

8,81 В

1 мс

Fрез = 1742

8,83 В

625 мкс

10 000

8,83 В

100 мкс

Рис.13. АЧХ фильтра 4 типа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19609. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 31.79 KB
  Урок 11. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про виробничий процес етапи виготовлення виробу вимірювання і розмічання; формування вмінь вимірювати і розмічати заготовки. Розвивати т
19610. Прийоми пиляння фанери ножівкою 58.93 KB
  Урок 12. Прийоми пиляння фанери ножівкою 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про способи пиляння деревини. Засвоєння вмінь виконувати пиляння фанери ножівкою. Розвивати окомір. Виховувати акуратність дисциплінованість. Об’єкт навчальної праці: кухонна дошка Облад...
19611. Прийоми пиляння фанери лобзиком 26.59 KB
  Урок 13 14. Прийоми пиляння фанери лобзиком 2 год. Мета уроку. Формування вмінь виконувати пиляння фанери лобзиком; закріплення знань про пиляння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставлення до праці. Об’єкт нав...
19612. Свердління отворів коловоротом і ручним дрилем 55.43 KB
  Урок 15. Свердління отворів коловоротом і ручним дрилем 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про будову і принцип дії коловорота та ручного дриля; формування вмінь користуватись ручним дрилем та коловоротом. Розвивати окомір точність. Виховувати економне ставлення до ма...
19613. Обпилювання фанери рашпілем, напилком. Шліфування фанери наждачною шкуркою 28.34 KB
  Урок 16. Обпилювання фанери рашпілем напилком. Шліфування фанери наждачною шкуркою 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про прийоми обпилювання фанери рашпілем напилком; формування вмінь виконувати операції обпилювання та шліфування. Виховувати елементи культури пра
19614. Комплексні роботи 20.79 KB
  Урок 17 18. Комплексні роботи 2 год. Мета уроку. Формування вмінь застосовувати набуті знання та навички в процесі різання матеріалів свердління шліфування. Виховувати акуратність та організованість під час виконання робіт. Об’єкт навчальної праці: кухонна дошка.
19615. Складання виробів. Прийоми з’єднання деталей 23.78 KB
  Урок 19. Складання виробів. Прийоми з’єднання деталей 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про з’єднання деталей за допомогою цвяхів клею ПВА. Формування вмінь виконувати підготовку деталей до склеювання склеювати деталі виробу. Розвивати точність. Виховувати акуратні
19616. Складання виробів. Остаточна обробка виробів з фанери 22.53 KB
  Урок 20. Складання виробів. Остаточна обробка виробів з фанери 1 год. Мета уроку. Узагальнення і систематизація знань про з’єднання деталей за допомогою цвяхів клею ПВА; удосконалення набутих умінь готувати та склеювати деталі у виріб. Виховувати акуратність та органі...
19617. Оздоблення виробів. Випалювання на деревині 26.7 KB
  Урок 21. Оздоблення виробів. Випалювання на деревині 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про види оздоблення виробів з фанери принцип дії приладу для випалювання на деревині; формування прийомів випалювання на деревині. Виховувати акуратність під час виконання оздоблю...