19417

Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период НЭПа и форсированной индустриализации)

Доклад

Логика и философия

Достижения научного и технического прогресса в советском государстве период НЭПа и форсированной индустриализации. Восстановление страны после гражданской войны преодоление социальноэкономического кризиса в целом к середине 20х гг. завершилось. Но перед советск

Русский

2013-07-12

46.5 KB

0 чел.

Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период НЭПа и форсированной индустриализации). 

Восстановление страны после гражданской войны, преодоление социально-экономического кризиса  в целом к середине 20-х гг. завершилось. Но перед советским государством и обществом  стояла новая задача – завершение индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной событиями 1917 г. В этой связи правящая партия всемерно форсировала развитие науки, направив ее на развитие народно-хозяйственного производства, военно-технических задач. Создавались новые академические научные центры, развертывалась сеть научно-исследовательских институтов в вузах, лабораторий, станций, обсерваторий, создавались заводские  научные лаборатории.  

Вместе с тем рассматриваемый период характеризуется формированием директивной экономики с предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах, утверждением монолитной и неплюралистической политической системы, важнейшим элементом которой стала партия-государство, превратившая в господствующую силу партийный и государственный аппарат. Сложившийся в стране политический климат и утверждение коммунистической идеологии в качестве государственной определяли направление научно-технического прогресса, призванного стать составной частью проекта создания «самого справедливого общества на земле». Такие ориентиры, прежде всего, затронули общественные и экономические науки.

Основные положения общественной и экономической мысли в СССР в 20-40-ее гг.

В исторической науке утверждается социально-экономическая проблематика, исследуется движение народных масс. Появились серьезные научные труды С.Ф. Платонова, Б.Д. Грекова, Е.В. Тарле. Весомый вклад в науку первой  половины ХХ в. внесли историки русского зарубежья (Г.В. Вернадский, А.В. Карташов).

Политическая мысль определялась теорией марксизма, где  главным было учение о классах и классовой борьбе, из которого с неизбежностью вытекала его политическая теория – теория диктатуры пролетариата.

В социологии серьезное развитие получили отдельные отрасли социологического знания: социология экономики и труда (С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и др.), изучение быта рабочих (М.С. Лебединский), проблемы молодежи (А.И. Колодная), социология культуры (И.А. Загорский), социология города (Б. Смулевич). В эти годы проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования, среди которых особо хотелось бы отметить комплексный труд академика В.Н. Большакова «Деревня (1917-1927)», в котором дана живая и весьма противоречивая картина происходящего в советской деревне.

Экономическая теория в рассматриваемый период строилась в основном на изучении проблематики построения социалистической экономики и решении проблем оптимального планирования. В теории больших циклов конъюнктуры, разработанной Н.Д. Кондратьевым (1926), была  проанализирована историю капитализма за 140 лет с 80-х гг. XVIII в. по 20-е гг. ХХ в. Ученый показал, что для воспроизводства характерны большие циклы средней продолжительностью 48-55 лет и малые циклы продолжительностью 8-10 лет. Основу больших циклов составляют процессы, связанные с обновлением долговременных элементов основного капитала (производственных сооружений, зданий, инфраструктуры), процессы, вызванные крупными переворотами в технике, созданием новых источников энергии, новых видов сырья, разработкой принципиально новых технологических процессов. Обновление основных капитальных благ требует длительного времени и огромных затрат. Эти процессы протекают в известной мере скачками, циклически.

Создатель теории оптимального использования ресурсов на основе метода линейного программирования Л. Канторович (40-е гг.). совместно с американским экономистом Т. Кумпансом он был удостоен в 1975 г. Нобелевской премии.

Вместе с тем, идеологический барьер, оградивший гуманитарные науки не успел  еще пока  распространиться на область естествознания. Советские  ученые в это период заняли по очень многим направлениям передовые рубежи в мировой науке, сделав ряд замечательных открытий.

Математическая наука в советском государстве в период 20-30-х гг. ХХ в. была представлена:

  •  И.М. Виноградовым  (создал метод в аналитической теории чисел, благодаря которому стало возможным решение широкого класса аддитивных задач);
  •  Н.Н. Лузиным (разработка теории функций действительного переменного; создание математической школа, в которой была осуществлена цепная реакция поиска; его ученики определили новые направления исследований: П.С.Александров и П.С.Урысон успешно развивали топологию);
  •  А.Н. Колмогоровым (развитие теории стационарных случайных процессов, процессов со стационарными приращениями, ветвящихся процессов; с помощью методов теории функций действительного переменного ему удалось построить широко известную систему аксиоматического обоснования теории вероятностей (1933) и заложить основы теории марковских случайных процессов с непрерывным временем).

В становлении современной концепции естествознания значительный вклад советских ученых-физиков:

  •  А.И. Иоффе и П.С.Эренфест открыли явление «упрочнения» материала (эффект Иоффе) – «залечивания» поверхностных трещин. Иоффе и его учениками была создана система классификации полупроводниковых материалов, разработана методика определения их основных свойств. Изучение термоэлектрических свойств полупроводников послужило началом развития новой области техники – термоэлектрического охлаждения.
  •  П.Л. Капица в 1934 г. создал первый в мире гелиевый ожижитель, позже им были спроектированы установки для сжижения других газов с использованием цикла низкого давления, а  в 1938 г. им было открыто новое явление ─ сверхтекучесть гелия (объяснение сверхтекучести в 1941 г. было дано Д.Д. Ландау).
  •  А.И. Берг разработал практические методы создания приемно-передающих устройств, систем для радиопеленгации.
  •  В. В. Татариновым была создана теория коротковолновых антенн как с пассивным, так и с активным рефлекторами и антенн с директорами. Исследования ученого в области освоения коротких волн для дальних связей и разработка коротковолновых передатчиков и остронаправленных антенн позволили осуществить переход к коротковолновой связи, что  обеспечило громадную экономию государственных средств, так как отпала необходимость в строительстве длинноволновых радиостанций большой мощности.
  •  Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг открыли явление комбинационного рассеяния света на кристаллах (1928 г.).
  •  Д.В. Скобельцын в конце 20-х гг. разработал метод обнаружения космических лучей и ввел в физику их современное определение как высокоэнергичных частиц космического происхождения.
  •  И.Е.  Тамм в 1930 г. создал квантовую теорию рассеяния света на кристаллах и теорию рассеяния света электронами.
  •  И. Е. Тамм и С. П. Шубины в 1931 г.  разработали квантовую теорию фотоэффекта в металлах.
  •  С.Вавиловым и П. Черенковым в 1934 г. было обнаружено особое свечение чистых жидкостей под действием гамма-лучей («эффект Вавилова-Черенкова»).
  •  И. М. Франк и Е.И. Тамм в 1937 г. создали теорию Черенкова-Вавилова излучения (Нобелевская премия).
  •  Д.Д. Иваненко в начале 30-х гг. сформулировал протон-нейтронную   модель строения атомного ядра.
  •  Л.Д. Ландау в 1932 г. (после открытия нейтрона) предсказал существования нейтронного состояния вещества.
  •  И.В. Курчатов в 1934 г.  открыл явление разветвления ядерных реакций.
  •  В 1937 г. в Радиевом институте был создан первый в СССР и Европе циклотрон ─ установка для расщепления атомного ядра (Л.В. Мысовский, В.Н. Рукавишникоа, И.В. Курчатов и др.).
  •  Г.Н. Флеров и К.А. Петржак 14 июня 1940 г. открыли явление спонтанного деления урана.

Проблематика химической науки была представлена исследованиями Н.Н. Семенова, Б.А. Долгоплоского, А.Л. Чижевского и др.

Н.Н. Семеновым в 1930-34 гг. был открыт новый тип химических процессов - разветвленные цепные реакции, разработана их теория, а  в 1940 г. была разработана теория теплового взрыва и горения газовых смесей.

Б.А. Долгоплоскому в 1939 г. с помощью окислительно-восстановительного инициирования удалось синтезировать каучук специального назначения.

А.Л. Чижевским был изобретен первый в мире способ электроокраски. Известное изобретение А.Л. Чижевского ─ Люстра Чижевского. Принцип действия заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода. В свою очередь, вдыхаемые человеком аэроионы отдают свои электрические заряды эритроцитам крови, а с ними - клеткам всего организма, нормализуя обменные процессы.

Биологическая наука эволюционировала в исследованиях               И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина и др. В частности,            И.П. Павловым был создан метод условных рефлексов, с помощью которого изучение психических процессов у животных привело к созданию учения о высшей нервной деятельности и механизмов мозга, обеспечивающих высшие проявления психической деятельности животных. Н.И. Вавиловым развивалось учение о биологических основах селекции и центрах происхождения культурных растений. Свыше 300 сортов яблонь, груш, вишен, черешен, слив, абрикосов, винограда и пр., которые отличались сопротивляемостью климатическим условиям, большой урожайностью и регулярностью плодоношения были выведены И.В. Мичуриным. Н.М. Тулайковым и его группой была составлена новая почвенная карта страны, опубликована сводка по почвам в трех томах (1939).

Неоценимый вклад в развитие советской географической науки внесли участники первой дрейфующей станции «Северный полюс» И.Д. Папанин (руководитель группы), П. П. Ширшов (океанолог),  Е.К. Федоров (геофизик) и Э. Т. Кренкель (радист). В неимоверно трудных условиях они сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Начавшийся 21 мая дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 16 февраля 1938 г. в Гренландском море, за это время льдина прошла 2100 км.

Итоги технического развития Советского государства в 20-30-е гг.

Форсированная индустриализация превратила страну в грандиозную строительную площадку. В 20-30-е гг. были построены: мощные объекты электроэнергетики (Днепрогэс, другие гидро- и тепловые электростанции в Челябинске, Кемерово, Новосибирске, в Закавказье и Средней Азии); Сталинградский тракторный завод и Ростовский завод сельскохозяйственных машин;  новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск — Ленинск, Караганда — Балхаш и др.). Настоящим прорывом стало развертывание отсутствующих в дореволюционной России отраслей промышленности: качественной и цветной металлургии (Азовсталь, Запорожсталь); тяжелого машиностроения (Уралмаш, НовоКраматорский); авиационной и автомобильной (в Москве, Горьком, Куйбышеве и др.); химической и шинной (Воронежский завод синтетического каучука, Ярославский шинный завод и др.) и др.

Перед советской наукой в этот период ставились практические цели в области оборонной промышленности, тяжелой индустрии, сельского хозяйства, авиации, машиностроения и пр. Бесспорным достижением отечественных ученых стало проектирование мощных гидротурбин и угольных комбинатов, открытие промышленных методов получения синтетического каучука, аммиака, метанола, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

550. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности 107.21 KB
  Административное правонарушение как основание административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности. Материально-правовые и процессуальные особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности.
551. Различай ж–з. Антонимы 81.5 KB
  Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).
552. Линейная алгебра. Нахождение собственного значения и вектора матрицы 84 KB
  Нахождение собственного значения и вектора матрицы. Поиск вектора между углами, вычисление обратных и решение матричных уравнений.
553. Истечение жидкости через отверстия и насадки 58 KB
  Произвести визуальное наблюдение за особенностями истечения жидкости через круглое отверстие с острой кромкой, квадратное отверстие и внешний цилиндрический насадок. Определить опытные значения коэффициентов скорости, расхода и гидравлического сопротивления для отверстия и насадка.
554. Проблема личности в Средневековой философии 96.5 KB
  Формирование термина личность в патристике. Главным произведением Аристотеля об ούσία является Метафизика. Отметим, что у Василия Великого впервые в богословской традиции указывается на различие между ούσία и ύπόστασις через существование и количество некоторых не известных признаков.
555. Кодирование и представление информации в ЭВМ 95.5 KB
  Арифметические и логические основы ЭВМ. Системы счисления. Представление данных и их кодирование. Типы данных. Структура данных. Способ представления изображения произвольных чисел с помощью некоторого конечного множества символов.
556. Психологічні особливості творчої діяльності учнів на уроках іноземної мови 2.36 MB
  Дослідження креативного навчання методом психологічного експерименту. Психологічні основи розвитку творчої особистості. Креативний підхід до вивчення іноземної мови. Творча діяльність, її особливості.
557. Производство картофеля в мире 97 KB
  Наибольший ежегодный прирост валового сбора картофеля относительно предыдущих лет. По прогнозам аналитиков, ожидается, что в 2011-2015 гг. продажи картофеля в мире будут расти в среднем на 1,3% в год. Картофель — важный источник пищи, рабочих мест и доходов в развивающихся странах, где за последние 15 лет объем производства увеличился более чем в два раза.
558. Технология постановки задачи для построения информационной технологии (АИТ) 76.5 KB
  Ознакомление с ролью пользователя в постановке задачи создания АИТ и АИС. Определение организационно-экономической сущности задачи создания АИС. Краткое описание предметной области решаемой задачи. Потребители результирующей информации и способы ее отправки и доставки.