1943

Только трудом велик человек

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Русский

2013-01-06

25.02 KB

42 чел.

Воспитательное дело (3 класс)

«Только трудом велик человек»

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Задачи:

  1.  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  2.  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  3.  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  4.  формирование нравственного смысла учения;

Ожидаемые результаты:

  1.  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2.  ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3.  элементарные представления о различных профессиях;
  4.  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  5.  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  6.  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  7.  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  8.  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Форма проведения: беседа, игры, блиц-интервью, просмотр мультика.

Оборудование: лист бумаги на каждого ученика, книги, картинки, компьютер, проектор, диск «Сказка про лень» .

Подготовительная работа:

Учитель

  1.  предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

-Чем занимаются ваши родители на работе?

-Кто они по профессии?

-Чем привлекает их эта профессия?

  1.  назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

Учащиеся

  1.  готовят рассказы по теме «Профессии наших родителей»;
  2.  два ученика учат слова на роли репортеров.

Список использованной литературы:

  1.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М.:Просвещение, 2010. – 204 с. - (Стандарты второго поколения.)
  2.  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. – (Стандарты второго поколения.)
  3.  Метод доступа:

Ход воспитательного дела

Проблемная ситуация

Учитель: - Тема нашего классного часа - «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

- Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

«Два плуга»

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»

Беседа

Учитель: - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Учащиеся: - Потому что он трудился.

Учитель: - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Учащиеся: - Потемнел и покрылся ржавчиной.

Учитель: - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Учащиеся: - Труженика и лентяя.

Учитель: - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Учащиеся: - Труд красит человека, а безделье его уродует.

  - Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

  - Без туда человек заржавеет и может заболеть.

 

«Что труд дает человеку»

Учитель: - Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Игра «Окончание пословицы»

Учитель: - В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель: Деревья смотри в плодах,

Учащиеся: …(а людей смотри в делах)

Учитель: Терпенье и труд

Учащиеся: …(все перетрут)

Учитель: Под лежачий камень

Учащиеся:…(и вода не течет)

Учитель: Маленькое дело

Учащиеся: …(лучше большого безделья).

Учитель: Горька работа,

Учащиеся:…(да сладок хлеб)

Учитель: Не везде сила: где уменье,

Учащиеся: …(а где и терпенье)

Учитель: Не сиди сложа руки-

Учащиеся:…(не будет и скуки)

Учитель: Не спеши языком-

Учащиеся:…(спеши делом)

Учитель: Любишь кататься-

Учащиеся:…(люби и саночки возить)

Учитель: Делу время,

Учащиеся:…(потехе час)         

Учитель: Ищи невесту не в хороводе,

Учащиеся: …(а в огороде)

Просмотр мультфильма «Сказка про лень»

Учитель: - Понравился ли вам мультфильм и почему?

Учащиеся: - Да понравился. Было очень интересно смотреть, как все сначала покупали лень, потом пытались ее продать.

Учитель: - А почему все хотели избавиться от лени?

Учащиеся: - Потому что лень наводила на всех дремоту и они не могли трудиться.

Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Учитель: - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1: - Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2: - Нас интересует, каким профессиям они отдают симпатии?

Репортер 1: - У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2: - И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

Заключительное слово

Учитель: - В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

Подведение итогов

Учитель: - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30898. Биомеханика спокойного вдоха и выдоха 27 KB
  Биомеханика спокойного вдоха и выдоха Биомеханика спокойного вдоха В развитии спокойного вдоха играют роль: сокращение диафрагмы и сокращение наружных косых межреберных и межхрящевых мышц. Под влиянием нервного сигнала диафрагма наиболее сильная мышца вдоха сокращается ее мышцы расположены радиально по отношению к сухожильному центру поэтому купол диафрагмы уплощается на 1520 см при глубоком дыхании на 10 см растет давление в брюшной полости. Под влиянием нервного сигнала сокращаются наружные косые межреберные и межхрящевые мышцы. У...
30899. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Легочные объемы 36.5 KB
  Легочные объемы Анатомофизиолгические показатели легочные объемы определяются антропометрическими данными индивидуума : 1ростовесовыми показателями 2 строением грудной клетки 3 дыхательных путей 4 строением и свойствами легочной ткани эластическая тяга легких поверхностное натяжение альвеол 5 силой дыхательных мышц Легочные объёмы и ёмкости ОЕЛ ЖЕЛ РОвд ЕВвд ДО РОвыд ФОЕ ОО Коллапсный О Минимальный О Легочные объемы: Общая емкость легких ОЕЛ количество воздуха находящееся в легких после максимального вдоха. ОЕЛ состоит...
30900. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Функциональные показатели 27.5 KB
  Минутный объем дыхания МОД объем воздуха который проходит через легкие за 1 минуту. Этот показатель можно определить двумя методами: с помощью спирографии ДО умножается на частоту дыхания и путем сбора воздуха в мешок Дугласа. МВЛ это максимальное количество воздуха которое может вдохнуть и выдохнуть пациент за 1 минуту ЧД более 50 уд мин; N=1418. Форсированная жизненная емкость легких ФЖЕЛ количество воздуха которое пациент может выдохнуть за счет экспираторного маневра максимально быстро и полно .
30901. Газообмен в легких и тканях 34 KB
  Газовый состав вдыхаемого альвеолярного и выдыхаемого воздуха Дыхательные газы Вдыхаемый воздух Альвеолярный воздух Выдыхаемый воздух О2 мм рт. в процессе жизнедеятельности идет постоянный процесс потребления О2 и выделения СО2 это поддерживает концентрацию дыхательных газов в нем на постоянном уровне. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью.
30902. Транспорт газов кровью 280.5 KB
  В жидкой части крови растворены газы воздуха: кислород углекислый газ азот. При содержании гемоглобина 150 г л норма каждые 100 мл крови переносят 208 мл О2. Это кислородная емкость крови. Другой показательсодержание кислорода в крови взятой в различных участках сосудистого русла: артериальной 20 мл О2 100 мл крови и венозной 14 млО2 100 мл крови .
30903. Регуляция дыхания 30.5 KB
  Регуляция дыхания Главная задача регуляции дыхания чтобы потребление кислорода поставка его тканям за счет внешнего дыхания были адекватны функциональным потребностям организма. Самый эффективный способ регуляции дыхания в целом это регуляция внешнего дыхания. Интенсивность внешнего дыхания зависит от варьирования его частоты и глубины. В регуляции дыхания можно выделить 3 группы механизмов: 1.
30904. Механизмы перестройки внешнего дыхания 32 KB
  Накопление СО2 в крови гиперкапния стимулирует дыхание человек будет дышать глубже и чаще. СО2 вымывается из крови гипокапния . ещё до повышения уровня СО2 в крови. Регуляция тонуса сосудов легких 1 Ведущая роль принадлежит газовому составу крови: понижение содержания в крови СО2 приводит к повышению тонуса легочных сосудов при этом уменьшается количество крови которое успевает обогатиться в легких О2 за единицу времени; увеличение СО2 наоборот уменьшает тонус легочных сосудов а значит повышается кровоток и газообмен.
30905. Пищеварение и его значение 36.5 KB
  Методы исследования пищеварительного тракта : XVIII век начало формирования научных методов исследования пищеварительного тракта и его функций. Все методы подразделяются на: 1. Острые методы : Характерная особенность острых экспериментов результат быстро как правило однократно условия далеки от физиологических . а вивисекционный метод прижизненное вскрытие ; б метод изоляции органов или участков органов перфузия питатательными растворами чувствительность к БАВ; в методы канюлирования выводных...
30906. Виды моторики пищеварительного тракта 49 KB
  Физиологические свойства и особенности гладкой мускулатуры пищеварительной трубки Гладкая мускулатура пищеварительной трубки состоит из гладкомышечных клеток ГМК. Межклеточные контакты ГМК пищеварительной трубки обеспечивает наличие нексусов. ГМК пищеварительной трубки обладают рядом физиологических свойств: возбудимостью проводимостью и сократимостью. Особенности возбудимости ГМК пищеварительной трубки: Возбудимость ГМК пищеварительной трубки ниже чем у миоцитов поперечнополосатой мускулатуры ППМ.