1943

Только трудом велик человек

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Русский

2013-01-06

25.02 KB

42 чел.

Воспитательное дело (3 класс)

«Только трудом велик человек»

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Задачи:

  1.  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  2.  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  3.  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  4.  формирование нравственного смысла учения;

Ожидаемые результаты:

  1.  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2.  ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3.  элементарные представления о различных профессиях;
  4.  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  5.  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  6.  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  7.  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  8.  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Форма проведения: беседа, игры, блиц-интервью, просмотр мультика.

Оборудование: лист бумаги на каждого ученика, книги, картинки, компьютер, проектор, диск «Сказка про лень» .

Подготовительная работа:

Учитель

  1.  предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

-Чем занимаются ваши родители на работе?

-Кто они по профессии?

-Чем привлекает их эта профессия?

  1.  назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

Учащиеся

  1.  готовят рассказы по теме «Профессии наших родителей»;
  2.  два ученика учат слова на роли репортеров.

Список использованной литературы:

  1.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М.:Просвещение, 2010. – 204 с. - (Стандарты второго поколения.)
  2.  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. – (Стандарты второго поколения.)
  3.  Метод доступа:

Ход воспитательного дела

Проблемная ситуация

Учитель: - Тема нашего классного часа - «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

- Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

«Два плуга»

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»

Беседа

Учитель: - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Учащиеся: - Потому что он трудился.

Учитель: - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Учащиеся: - Потемнел и покрылся ржавчиной.

Учитель: - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Учащиеся: - Труженика и лентяя.

Учитель: - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Учащиеся: - Труд красит человека, а безделье его уродует.

  - Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

  - Без туда человек заржавеет и может заболеть.

 

«Что труд дает человеку»

Учитель: - Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Игра «Окончание пословицы»

Учитель: - В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель: Деревья смотри в плодах,

Учащиеся: …(а людей смотри в делах)

Учитель: Терпенье и труд

Учащиеся: …(все перетрут)

Учитель: Под лежачий камень

Учащиеся:…(и вода не течет)

Учитель: Маленькое дело

Учащиеся: …(лучше большого безделья).

Учитель: Горька работа,

Учащиеся:…(да сладок хлеб)

Учитель: Не везде сила: где уменье,

Учащиеся: …(а где и терпенье)

Учитель: Не сиди сложа руки-

Учащиеся:…(не будет и скуки)

Учитель: Не спеши языком-

Учащиеся:…(спеши делом)

Учитель: Любишь кататься-

Учащиеся:…(люби и саночки возить)

Учитель: Делу время,

Учащиеся:…(потехе час)         

Учитель: Ищи невесту не в хороводе,

Учащиеся: …(а в огороде)

Просмотр мультфильма «Сказка про лень»

Учитель: - Понравился ли вам мультфильм и почему?

Учащиеся: - Да понравился. Было очень интересно смотреть, как все сначала покупали лень, потом пытались ее продать.

Учитель: - А почему все хотели избавиться от лени?

Учащиеся: - Потому что лень наводила на всех дремоту и они не могли трудиться.

Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Учитель: - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1: - Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2: - Нас интересует, каким профессиям они отдают симпатии?

Репортер 1: - У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2: - И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

Заключительное слово

Учитель: - В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

Подведение итогов

Учитель: - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58426. Совершенные длительные временя. Оборот «именительный падеж с инфинитивом». Словообразование: суффикс -ness 88 KB
  I have been living here since my father died. People about whom we have been speaking are our friends. You have not been paying any attention to grammar. That is why you have been making many mistakes. The water in the river had been rising for a long time and there was a danger of flood.
58427. Ассирийская держава 53.5 KB
  Финикийские города попали под власть царей Ассирии. Обратите внимание на карту на стр. 82 учебника. Свое название эта страна получила от древнего города Ашшура, лежавшего на правом берегу Тигра. (Верховным богом ассирийцев был Ашшур.) Давайте вспомним, что Древнее Междуречье делилось на Южное
58428. Персидская держава «царя царей» 47 KB
  Вавилонский царь Хаммурапи некогда владея не только Южным Междуречьем но и Северным Ассирией 17921750 г. Древнее предание рассказывает: Могущественный вавилонский царь Навуходоносор выбрал себе в жены красавицуцаревну из горной страны Мидии. Огорчен был царь. Твоему горю можно помочь отвечал ей царь.
58429. Решение уравнений производства. Закон установления цен на продукты и услуги 72.5 KB
  Произведённое количество счётного товара (А) пока определенно только наугад; но и его следует определить так, чтобы предприниматели не имели ни прибыли, ни убытков. Но для этого, естественно, необходимо, чтобы себестоимость счетного товара была равна его продажной цене.
58430. Учись быть верным другом. Избрание Апостолов 118 KB
  Развивать эстетический вкус творческие способности детей. Приветствие С любовью и с радостью встречайте детей. Молитва Пригласите детей помолиться за свои огорчения и радости поблагодарить Бога за все и попросите благословения на этот урок. Всех детей поблагодарите за участие за старание вместе с ними ещё раз полюбуйтесь совместной работой подведите к выводу что одному было бы сложно выполнить такую работу а команде это под силу.
58431. Декларація прав дитини. Основний Закон держави. Обовязки батьків та дітей 54.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про Декларацію прав дитини, Основний Закон нашої держави. Зясувати обовязки батьків і дітей. Виховувати шанобливе ставлення до батьків.
58432. Национальная экономика 45 KB
  Основные цели национальной экономики Макроэкономика изучает: процессы использования разнообразных ресурсов которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики...
58433. Учись быть благодарным. Десять прокаженных 158 KB
  Показать им что в нашей жизни есть множество поводов благодарить Бога.Молитва Предложите детям совершить молитву и попросить у Бога благословения на этот урок.Мотивация Ребята когда мы говорим Спасибо А что хорошее сделал вам Бог За что же мы должны благодарить Бога За пищу за одежду за здоровье. Бога в небесах.
58434. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТИЯ В ДОГОВОРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 353.5 KB
  Появление и дальнейшее развитие договора участия в долевом строительстве в российском законодательстве имеют огромное значение для решения жилищной проблемы, поскольку надежное правовое регулирование отношений долевого строительства - гарантия успешного развития данных отношений