1943

Только трудом велик человек

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Русский

2013-01-06

25.02 KB

42 чел.

Воспитательное дело (3 класс)

«Только трудом велик человек»

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Задачи:

  1.  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  2.  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  3.  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  4.  формирование нравственного смысла учения;

Ожидаемые результаты:

  1.  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2.  ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3.  элементарные представления о различных профессиях;
  4.  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  5.  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  6.  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  7.  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  8.  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Форма проведения: беседа, игры, блиц-интервью, просмотр мультика.

Оборудование: лист бумаги на каждого ученика, книги, картинки, компьютер, проектор, диск «Сказка про лень» .

Подготовительная работа:

Учитель

  1.  предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

-Чем занимаются ваши родители на работе?

-Кто они по профессии?

-Чем привлекает их эта профессия?

  1.  назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

Учащиеся

  1.  готовят рассказы по теме «Профессии наших родителей»;
  2.  два ученика учат слова на роли репортеров.

Список использованной литературы:

  1.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М.:Просвещение, 2010. – 204 с. - (Стандарты второго поколения.)
  2.  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. – (Стандарты второго поколения.)
  3.  Метод доступа:

Ход воспитательного дела

Проблемная ситуация

Учитель: - Тема нашего классного часа - «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

- Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

«Два плуга»

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»

Беседа

Учитель: - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Учащиеся: - Потому что он трудился.

Учитель: - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Учащиеся: - Потемнел и покрылся ржавчиной.

Учитель: - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Учащиеся: - Труженика и лентяя.

Учитель: - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Учащиеся: - Труд красит человека, а безделье его уродует.

  - Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

  - Без туда человек заржавеет и может заболеть.

 

«Что труд дает человеку»

Учитель: - Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Игра «Окончание пословицы»

Учитель: - В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель: Деревья смотри в плодах,

Учащиеся: …(а людей смотри в делах)

Учитель: Терпенье и труд

Учащиеся: …(все перетрут)

Учитель: Под лежачий камень

Учащиеся:…(и вода не течет)

Учитель: Маленькое дело

Учащиеся: …(лучше большого безделья).

Учитель: Горька работа,

Учащиеся:…(да сладок хлеб)

Учитель: Не везде сила: где уменье,

Учащиеся: …(а где и терпенье)

Учитель: Не сиди сложа руки-

Учащиеся:…(не будет и скуки)

Учитель: Не спеши языком-

Учащиеся:…(спеши делом)

Учитель: Любишь кататься-

Учащиеся:…(люби и саночки возить)

Учитель: Делу время,

Учащиеся:…(потехе час)         

Учитель: Ищи невесту не в хороводе,

Учащиеся: …(а в огороде)

Просмотр мультфильма «Сказка про лень»

Учитель: - Понравился ли вам мультфильм и почему?

Учащиеся: - Да понравился. Было очень интересно смотреть, как все сначала покупали лень, потом пытались ее продать.

Учитель: - А почему все хотели избавиться от лени?

Учащиеся: - Потому что лень наводила на всех дремоту и они не могли трудиться.

Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Учитель: - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1: - Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2: - Нас интересует, каким профессиям они отдают симпатии?

Репортер 1: - У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2: - И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

Заключительное слово

Учитель: - В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

Подведение итогов

Учитель: - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30470. Конституционная ответственность, ее субъекты и виды в зарубежных странах 14.2 KB
  В последнее время в литературе стали признавать наличие особого вида ответственности âконституционнойâ хотя до сих пор многие ее положения остаются дискуссионными. Так трудно согласиться с тем что конституционная ответственность является разновидностью политической ответственности а равно с тем что конституционная ответственностью объединяет в себе политическую моральную и юридическую ответственность. Конституционная ответственность это самостоятельный вид...
30471. Особенности Конституции и конституционного права США 14.92 KB
  Особенности Конституции и конституционного права США. Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Конституция США является выдающимся политикоправовым актом. Конституция США первая в истории писаная конституция крупного государства.
30472. Порядок выборов Президента и Конгресса США 14.83 KB
  Высшим органом законодательной власти является Конгресс США состоящий из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей представляет интересы народа в целом. Выборы в Палату представителей проходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума.
30473. Система сдержек и противовесов в форме правления США 15.06 KB
  Влиятельная фигура в ранней Америке Джон Адамс говорил что целью конституционного правительства является создание правительства законов а не правительства людей. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и в то же время подчинению его букве закона стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном...
30474. Особенности конституционного права Соединенного королевства 16.64 KB
  Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма англосаксонская правовая система монархическая форма правления все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта. Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право...
30475. Британский парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством 16.23 KB
  Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту но по точному смыслу британской конституции парламент триединое учреждение: оно включает главу государства монарха палату лордов исторически палату знати и высшего духовенства и палату общин исторически палату простолюдинов. Это понятие связано с тем что закон становится таковым если он принят двумя палатами есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты и подписан монархом. Теоретически монарх в Великобритании считается...
30476. Реформа политико-территориального устройства Соединенного Королевства 14.64 KB
  Поэтому для других трех регионов в большей или меньшей степени всегда были свойственны стремление к усилению самоуправления или даже сепаратизм. право первичного законодательства в сферах здравоохранения образования местного самоуправления и политикоадминистративного деления жилищного и коммунального хозяйства окружающей среды и т. В каждой Местной единице действуют органы местного самоуправления: выборные непосредственно населением советы и исполнительные органы. Компетенция органов местного самоуправления традиционна однако...
30477. Особенности французского конституционного права 17.34 KB
  В конституции отсутствует обычная для современных актов глава о правах и свободах. и к преамбуле конституции 1946 г. Конституционный совет в своих решениях указывал на Декларацию и преамбулу конституции 1946 г. как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов соответствие которому он проверяет.
30478. Форма правления и государственный режим во Франции 15.08 KB
  Принцип республики: Правление народа по воле народа и для народа ст. Указанный характер республики определяется: глава государства президент избирается помимо парламента а премьерминистр назначается президентом без согласия высшего представительного органа признаки президентской республики; в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента парламентская форма правления. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания президента наличие у него...