19563

Анализ современных способов защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройство детей, а также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.

Русский

2014-11-30

179.5 KB

1 чел.

Введение

В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на воспитание в семью.

В последнее время наблюдается значительное усиление внимания со стороны государства, общественности и средств массовой информации к проблемам семьи и детства. Напряженный ритм жизни, ухудшение материального положения населения и, как следствие, увеличение числа малообеспеченных семей, где родители большую часть времени тратят на поиски средств к существованию, не в силах заниматься воспитанием детей, приводят к тому, что наиболее уязвленными оказываются дети. Неблагоприятные тенденции развития общества также способствуют ухудшению положения детей и нарушению их прав. Нарушению прав детей способствуют и непонимание, а зачастую и незнание законодательства как самими детьми, так и их законными представителями.

Одно из основных прав ребёнка − право жить и воспитываться в семье. Семья, безусловно, лучшее место для воспитания детей. В наше время положение о роли семьи в становлении личности ребёнка, его физическом, психическом развитии стало аксиомой. В статье 71 Семейного кодекса предусмотрено, что дети могут быть отделены от семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Однако за ребёнком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняются имущественные права, в том числе право на получение наследства.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь в семье, в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание. Однако, к сожалению, это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и т.д., и в этом случае ребёнок остается вне семьи, лишается попечения родителей.

В новых социально-экономических условиях проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую остроту. Основной задачей государства  является сохранение и укрепление биологической семьи.

Всем вышесказанным и предопределяется актуальность темы данной дипломной работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего – интересов ребенка.

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройство детей, а также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.

Цель работы состоит в комплексном анализе современных способов защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения.

Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:

− проследить историческое развитие защиты детства как в международных документах о правах ребенка, так и в российском законодательстве;

− проанализировать содержание прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;

− дать характеристику основным формам устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей;

− определить роль и указать основные направления деятельности государства в обеспечении защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

− выявить проблемы российского законодательства в организации защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретической основой работы служат научные труды ученых в области семейного, гражданского, административного права: С.Н. Бондова, М.В. Антокольской,  И.М. Кузнецовой, Л.Ю. Михеевой, А.О. Садикова,  Е.А. Чефрановой и других.

Нормативную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся правового регулирования защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Технологии межведомственного взаимодействия по выявлению и профилактики со случаями жестокого обращения с детьми

  1.  Законодательная база

  1.  Определение понятия «жестокое обращение с детьми»

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 19681 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми, их признаки и влияние на ребенка

Физическое

Сексуальное

Насилие над детьми

Отсутствие заботы

(пренебрежение основными потребностями ребенка)

Психическое (эмоционально дурное обращение)

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Физическим насилием является умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы и др.), которое причиняет ущерб его физическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений. Физическое насилие подразумевает истязание, избиение ребенка старшими. Тут может иметь место несоответствие жестокости наказания проступку ребенка либо беспочвенные придирки к детям, оканчивающиеся физическим воздействием. При этом применяются самые различные попавшиеся под руку предметы: шланг, палка, ремень и т.п.

Научно доказано, что дети, которые подверглись физическим наказаниям, страдают от последствий таких действий на протяжении всей жизни. Например, неуспеваемость в школе, подростковая преступность, сексуальные расстройства и насилие в семье связывают с физическими наказаниями в детстве. Кроме того, ребенок не только подавляется физически, но и вынужден решать проблему, как ходить в школу с синяками, чтобы это осталось не замеченным. Дети, как правило, стесняются говорить об этом своим сверстникам, а взрослые обращают на них мало внимания2.

Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

разные по времени возникновения;

в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

непонятного происхождения;

имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня,

ладони, прута);

ожоги и др.

Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера (эмоционально дурное обращение с детьми).

Признаки психического насилия:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму;

причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием, что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка. Сексуальное насилие в семье никогда не было темой для широкого обсуждения. Поэтому и случаи обращения детей и подростков по данной проблеме – дело не привычное и не столь частое. Ребенку страшно и неудобно говорить о случившемся, т.к. это происходит в его семье и исходит от близких ему людей. Ребенок в силу возраста, недостатка опыта не может себя защитить, не всегда сразу оценивает происходящее как сексуальное насилие.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, невнимательно относятся к его медицинскому обслуживанию. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Влияние на ребенка:

не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно.

Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики района в случаях выявления фактов жестокого

обращения с детьми:

проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако существуют явные признаки, которые требуют принятие неотложных мер:

следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

следы сексуального насилия;

запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома3.

Действия сотрудников органа опеки и попечительства.

Действия, предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации:

при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредставления пищи, истязаний и т.п.):

1) выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;

2) вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление главы муниципального

образования);

3) исполнить данный акт немедленно (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов);

4) незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;

5) обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка);

6) в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав

Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации:

при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:

1) направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

2) направить сообщение в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии в документах по делопроизводству;

3) готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав4.

Действия сотрудников учреждений социального обслуживания.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения:

1) провести совместно со специалистами органов опеки и

попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;

2) направить служебную записку руководителю учреждения о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;

3) руководитель учреждения направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

4) руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству.

Действия сотрудников территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

зафиксировать в документах по делопроизводству;

проанализировать и выявить причины и условий, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

организовать индивидуально – профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;

при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан, дать поручение социальным педагогам или сотрудникам учреждений социального обслуживания провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;

по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов остаются в документах по делопроизводству;

при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми5.

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Во многих странах важность проблемы жестокого обращения с детьми хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных и негосударственных социальных служб, защищающих права детей, благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям. Насилие - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе. Это явление можно объяснить тяжелым социально-экономическим положением населения, растущей в связи с этим психической напряженностью, падением моральных норм. Беда в том, что долгое время эта проблема обходилась молчанием, следствием чего явилось отсутствие системы выявления случаев жестокого обращения с детьми, помощи детям, защиты их прав, профилактики этого явления, то есть всего того, без чего мы оказались беспомощными перед ростом насилия по отношению к детям, невнимания к их интересам.

Насилие в отношении несовершеннолетних зачастую носит скрытный характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.

Причины жестокого обращения с детьми различные. Чаще всего оно встречается в семьях алкоголиков, наркоманов, игнорирующих моральные ценности, в семьях с психическими заболеваниями. Жестокое обращение с детьми имеет место и в семьях, где физическое наказание используется как дисциплинарное воздействие и является отчаянной мерой родителей, не умеющих справиться с детьми.

Насилие по отношению к ребенку может иметь место не только в семье, но и в институциональных учреждениях – школах, детских садах и других учреждениях.

Любой вид жестокого обращения с детьми приводит к разным последствиям, но всех их объединяет одно – вред для психического и физического здоровья ребенка, также нередко и опасность для жизни6.

В Ивановской области ежегодно проводится межведомственная профилактическая операция «Несовершеннолетние». Реализация операции осуществляется в 4 этапа: «Здоровый образ жизни», «Безнадзорные дети», «Всеобуч», «Лидер».

В рамках межведомственной профилактической операции «Здоровый образ жизни» свыше 790 представителей органов субъектов профилактики приняли участие в 540 рейдах. Проведено 2456 профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями. В социальнореабилитационные центры и приюты направлены 54 ребенка (2009 год – 38 детей), в медицинские учреждения – 61 ребенок (2009 год – 63 детей). О выявленных фактах семейного неблагополучия и аддиктивного поведения подростков направлены материалы в различные органы системы профилактики, главам сельских администраций. В период проведения операции в муниципальных районах и городских округах прошли общепрофилактические мероприятия: спортивные программы, соревнования по различным видам спорта, информационные встречи по вопросам трудоустройства, предоставления мер социальной поддержки, благотворительные акции для детей, находящихся в социально опасном положении, районные слеты «Безопасное колесо» и другие мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности, правонарушений, употребления несовершеннолетними алкогольной и

табачной продукции.

В апреле - мае 2010 года в Ивановской области проведена межведомственная профилактическая операция «Безнадзорные дети». В рамках операции организовано 948 рейдов, в ходе которых выявлено 653 безнадзорных несовершеннолетних, что на 5% больше, чем в 2009 году. В ходе операции представителями органов субъектов профилактики организовано посещение 2031 семьи «группы риска». Впервые выявлено 145 неблагополучных семей, в которых проживают 182 несовершеннолетних. Семьям предоставлены различные виды социальной поддержки. Так, 208 семьям оказана материальная помощь, 162 гражданам предоставлено содействие в трудоустройстве, 843 семьям даны консультации по вопросам предоставления мер социальной поддержки. В ходе операции в целях защиты прав детей, оказавшихся в социально опасном положении, 25 несовершеннолетних изъяты из семей, 31 – направлены в медицинские учреждения, 45 – в учреждения социального обслуживания. К административной ответственности привлечено 328 родителей, к уголовной – 3 родителя.

В период с 1 по 30 сентября 2010 года проведена операция «Всеобуч». На начало операции выявлено 188 несовершеннолетних, не посещавших образовательные учреждения (2009 год – 234 человека). За период проведения операции организованы 3618 лекций (в 2009 году – 3243), в том числе для учащихся – 2345 (в 2009 году – 2156 лекций), для родителей – 1273 (в 2009 году – 732 лекции). В рамках операции оказана материальная помощь 3136 семьям в размере 1352,4 тыс. руб. (2009 год – 913,4 тыс. руб.). По фактам уклонения от обязанностей по воспитанию и обучению детей в отношении родителей составлено 238 протоколов, на учёт в подразделениях по делам несовершеннолетних поставлено 173 подростка. В заинтересованные органы направлено

125  информаций. Кроме того, в ходе операции в муниципальных районах области проведены профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения, спортивно-массовые, досуговые мероприятия, акции по формированию правовой культуры учащихся.

В ноябре 2010 года проведена профилактическая операция «Лидер», целями которой является предупреждение групповой преступности несовершеннолетних, выявление и привлечение к ответственности взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность, выявление и устранение причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних. В ходе профилактической операции проведены 253 рейда, проверка 1115 мест концентрации молодежи. За время операции обследовано

259 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с родителями 409 подростков проведены профилактические беседы, 50 особо нуждающимся семьям оказана государственная социальная помощь на общую сумму 47,2 тыс. рублей, 12 подростков направлены на лечение в ГОУ «Ивановский областной наркологический диспансер».

С целью профилактики детского и семейного неблагополучия, противоправного поведения несовершеннолетних, укрепления института семьи в 2010 году организован ряд областных социально значимых мероприятий для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых приняли участие более 1100 детей.

В результате реализации комплекса мер в 2010 году снято с учета 1809 неблагополучных семей, в том числе в связи с улучшением ситуации - 1287, что составляет 65% от общего количества снятых с учета семей данной категории. Закрыто 220 случаев семейного неблагополучия, из которых 142 – в связи с улучшением ситуации в семье.

Углубление деструктивных процессов в сфере брачно-семейных отношений влечет ухудшение условий семейного воспитания детей. Численность сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце XX в. в России превышала 600 тыс., а в 2008 г. - уже более 3 млн.; хотя специалисты говорят о 4 млн. человек; массовый характер приобрели безнадзорность, бродяжничество и жестокое обращение с детьми в семьях (по данным социологических исследований, ежегодно 2 млн. детей становятся жертвами семейного насилия)7.

В последнее время проблемам прав ребенка государство уделяет все большее внимание. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию, прозвучавшем 30 ноября 2010 г., говорилось о том, что "общество, в котором на деле защищены права ребенка, не только добрее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную предсказуемую перспективу" <1>.

Обязанность государства по защите семьи, материнства и детства закреплена в ст. 38 Конституции РФ, этим самым в императивной редакции государство приняло на себя всемерную охрану и защиту интересов матери и ребенка, семьи.

Предполагается, что права и интересы детей в первую очередь должны защищать их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Зачастую же защищать ребенка приходится от самих законных представителей, которые нарушают его права или не исполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности. По официальным данным, ежегодно в стране около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для многих жертв это заканчивается смертью .

Реализуя обязательства и конституционные права граждан, принятые в этой сфере, государство должно создавать соответствующие функциональные структуры, наделяя их определенными полномочиями в сфере защиты прав ребенка. На сегодняшний день данную функцию исполняют прокуратура, министерства, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и другие органы.

Одной из гарантий защиты прав и интересов несовершеннолетних в российском обществе является прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, который исходит из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы: предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"); непосредственное участие в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"; ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, 25 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"); опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона "О прокуратуре Российской Федерации")).

В настоящее время складывается судебная практика, когда прокурорам отказывают в принятии исковых заявлений в защиту прав несовершеннолетних со ссылкой на абз. 2 ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ, согласно которому родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Вместе с тем многие родители (законные представители) в силу недостатка правовых знаний, состояния здоровья, различных социальных проблем (нехватка денежных средств на оплату юридических услуг, злоупотребление алкоголем и др.) не принимают меры к защите прав своих детей, а зачастую действуют вопреки их интересам. Прокурорам далеко не всегда удается убедить суд в том, что законный представитель ребенка по тем или иным уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд с иском. В результате права ребенка остаются незащищенными.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 марта 2009 г. "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" определено, что необходимо внести дополнения в ст. 64 Семейного кодекса РФ в части наделения прокурора полномочиями по представлению в суде интересов несовершеннолетних в случае действий родителей, направленных в ущерб интересам детей, либо уклонения от принятия мер по защите их прав, а также в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предоставив прокурору право обращаться в суд в защиту прав несовершеннолетних граждан независимо от наличия у них законных представителей. Однако эти изменения так и не внесены.

Следовательно, при рассмотрении судом исков, поданных прокурором в защиту прав и интересов несовершеннолетних, а также при рассмотрении дел, в которых участие прокурора обязательно, возникает много еще нерешенных проблем как материально-правового, так и гражданско-процессуального характера. Первые из них требуют уточнения содержания некоторых статей ГПК, вторые - дополнения Семейного кодекса РФ и Закона о прокуратуре. Необходимо четко определить роль и процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве, а также внести изменения в ст. 64 СК и ч. 1 ст. 45 ГПК.

Деятельность органов опеки и попечительства РФ регламентируется Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Согласно этому Закону органы опеки и попечительства имеют достаточно широкие полномочия.

Рассматриваемый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. То есть этим Законом регулируются права лишь тех детей, которые лишились попечения родителей.

Орган опеки и попечительства (орган опеки) в Российской Федерации имеет также права и обязанности надзора за правами несовершеннолетних, в том числе и имеющих родителей, он же имеет функцию урегулирования споров между родителями относительно детей.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации - важный государственный институт в сфере защиты семьи и детства. Его полномочия достаточно широки. Он имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы от органов государственной власти, беспрепятственно посещать указанные органы, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять государственным органам и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.

Рассмотрев органы государственной власти, уполномоченные регулировать отношения в сфере материнства, семьи и детства, можно прийти к выводу, что практически единственным органом, который по предусмотренным в законодательстве основаниям может самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетнего лица, является прокуратура. Между тем в настоящее время судебная форма защиты прав ребенка является основной, и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) право ребенка (ст. 46 Конституции РФ, ст. 8, 56 СК РФ). Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Что касается защиты прав ребенка адвокатом, то в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" юридическое сопровождение ребенка адвокатом с момента поступления сообщения в соответствующие органы о нарушении его прав до момента вынесения решения суда не предусмотрено.

Согласно ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" существует закрытый перечень лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Ими являются истцы по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, ветеранам ВОВ, лицам при составлении заявлений о назначении пенсий, гражданам, пострадавшим от политических репрессий.

На наш взгляд, отсутствие бесплатной профессиональной юридической помощи ребенку - ущемление его интересов.

В подтверждение этого

приведем следующий пример.

В марте 2010 г. американские супруги Лещински были обвинены местными властями в жестоком обращении с тремя приемными детьми из России. Лещински, не намеренные признавать своей вины, обеспечили себя сильной командой адвокатов. А дети - жертвы данного преступления в связи с отсутствием у них денежных средств оказались без необходимой юридической помощи и поддержки. В связи с этим только через год с момента обнаружения жестокого обращения был вынесен приговор суда. Адвокаты Лещински делали все возможное, чтобы затянуть судебный процесс и собрать все необходимые доказательства, направленные на смягчение вины Лещински. В итоге супругам Лещински, издевавшимся над удочеренными детьми, вынесли наказание - лишь условный срок.

"К сожалению, у наших девочек нет возможности нанять такое количество адвокатов, но социальные службы должны позаботиться о хорошей защите их интересов в суде", - заявил Павел Астахов.

Каждый ребенок, права и интересы которого подверглись нарушению, располагает возможностью непосредственно самому обратиться в попечительные органы или суд (по достижении четырнадцатилетнего возраста).

Однако на сегодняшний день в обществе существует низкая правовая культура. Большинство не только детей, но и взрослых не знают своих прав, способов и институтов их защиты, данный факт подтвердил Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на Всероссийском съезде судей (2 декабря 2008 г.), отметив, что "большинство наших граждан по-прежнему плохо разбираются в том, куда обращаться, что делать, как составить грамотное исковое заявление, как защитить свои права в судебном процессе. И отсюда естественное ощущение беззащитности перед судом, как правило, именно из-за своей правовой неосведомленности и в силу "недоступности адвокатских услуг".

Поэтому государству необходимо обеспечить квалифицированной юридической помощью не только родителей (законных представителей детей), но и самих несовершеннолетних.

Таким образом, защита прав и интересов детей зависит либо от родителей, либо от социальных служб, которые не могут в полной мере обеспечить квалифицированную юридическую помощь. Свой подход в решении данной проблемы нашли в Ставропольском крае. Согласно Закону Ставропольского края "О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства" комиссия по делам несовершеннолетних в случае возникновения необходимости юридической помощи несовершеннолетним не действует автономно, а обращается в Адвокатскую палату Ставропольского края для оказания юридической помощи несовершеннолетнему, оказывает содействие адвокату, представляющему интересы несовершеннолетнего, в получении необходимой информации. Данную юридическую помощь несовершеннолетние получают бесплатно, оплата труда адвокатов, представляющих интересы несовершеннолетних, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.

Согласно действующему законодательству обязательное участие защитника обеспечивается подозреваемому в уголовном процессе за счет федерального бюджета. В сложившейся ситуации, действуя аналогично ст. 51 УПК РФ, принимая во внимание всемирную защиту материнства и детства, исходя из принципов Конституции РФ, считаем обоснованным законодательно обеспечить детей, являющихся истцами в гражданском процессе и потерпевшими по уголовным делам, защитой адвоката8.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Наиболее часто формой проявления жестокого обращения по данной категории преступлений выступает физическое насилие (в 60% случаев), пренебрежение интересами и нуждами (в 40%). При этом жестокое обращение может выражаться в следующих действиях: применение насилия, не опасного для здоровья (побои, истязания, удары, толчки - без причинения вреда здоровью); угрозы физической расправой (убийством, причинением вреда здоровью), угрозы иного характера; оскорбление потерпевшего; лишение (непредоставление) питания, обуви, одежды; грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста; лишение сна и отдыха; невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее за собой заболевание; невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка; отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку. Наличие указанной информации о способе совершения преступления позволяет лицу, осуществляющему расследование, определить типичные особенности личности преступника, средства совершения преступления9.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Это конституционное положение развивает международно-правовые стандарты в области охраны семьи и несовершеннолетних (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах ребенка 1959 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях 1986 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Однако не только родители обязаны проявлять заботу о детях и их воспитании, но и трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Уголовное законодательство берет под охрану не все отношения, возникающие в семейно-брачной сфере, а лишь наиболее важные, защита которых возможна уголовно-правовыми средствами. В связи с этим представляется чрезмерно широким определение рассматриваемых преступлений как посягающих на устои семейных отношений.

Следует иметь в виду, что преступления, посягающие на интересы несовершеннолетних, не исчерпываются деяниями, указанными в гл. 20. Ряд посягательств, исходя из их социальной направленности и доминирующей мотивации, законодатель включил в другие разделы и главы Особенной части УК (ст. 106, п. "г" ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 121, ч. 3 ст. 122, ст. 125, п. "д" ч. 2 ст. 126, п. "д" ч. 2 ст. 127, п. "б" ч. 2 ст. 127.1, п. "б" ч. 2 ст. 127.2, п. "а" ч. 3 и п. "б" ч. 4 ст. 131, п. "а" ч. 3 и п. "б" ч. 4 ст. 132, ст. 134, 135 УК и др.).

Литература

1. Белов В.Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних. М., 2002.

2. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2003.

3. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002.

4. Чучаев А.И., Палий В.В., Ашин А.А. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Владимир, 2009.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // РГ. 2011. 11 февр.

1. Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и правильное нравственное воспитание несовершеннолетнего, его права и законные интересы. Потерпевшим выступает лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

2. Объективная сторона характеризуется вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать разнообразные по характеру действия, побуждающие его участвовать в совершении одного или нескольких преступлений в качестве исполнителя или пособника. "Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий" (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011. N 1).

Обещание как способ совершения рассматриваемого преступления означает принятие на себя обязательства сделать что-либо полезное материального или иного характера для несовершеннолетнего: передать определенные ценности; поделиться частью похищенного; заплатить за участие в совершении преступления, оплатить лечение родителей, братьев или сестер; не требовать возврата долга; разрешить конфликтную ситуацию; оказывать покровительство; предоставить услуги и т.д.

Обман - это создание ложного представления о ком-нибудь (например, о личности потерпевшего) или о чем-нибудь (например, об обстоятельствах, имеющих значение для подростка), введение в заблуждение несовершеннолетнего (например, сообщение о якобы правомерном характере предполагаемых действий), в результате чего несовершеннолетний побуждается к совершению преступления.

Угроза выражается в общественно опасном информационном воздействии на психику несовершеннолетнего, в его запугивании. Законодатель не раскрывает содержание угрозы. Виновный может угрожать причинением вреда здоровью, изнасилованием, совершением насильственных действий сексуального характера, похищением потерпевшего, уничтожением имущества, разглашением сведений компрометирующего характера и т.д. Угроза может быть адресована как самому несовершеннолетнему, так и близким ему людям. Реализация угрозы не охватывается ст. 150 и требует самостоятельной юридической оценки.

Иной способ, о котором говорит закон, предполагает широкий спектр воздействия на психику несовершеннолетнего (за исключением обещаний, обмана и угроз, а также насилия, которому закон придает значение квалифицирующего признака), побуждающие его совершить преступление: месть, подкуп, воспитание в духе "воровской романтики" и т.д.

3. Согласно п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 преступление считается оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление.

4. Субъективная сторона характеризуется наличием вины в виде прямого умысла. В соответствии с названным выше постановлением Пленума Верховного Суда РФ (п. 42) следует также устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не осознавал этого, он не может привлекаться к ответственности по ст. 150.

5. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет.

При совершении общественно опасного деяния несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК), лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого деяния, в силу ч. 2 ст. 33 УК несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.

При подстрекательстве несовершеннолетнего к совершению преступления действия взрослого лица при наличии признаков состава преступления должны квалифицироваться по ст. 150, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления.

6. Квалифицирующим признаком, указанным в ч. 2 ст. 150, является совершение преступления родителем, педагогом либо иным лицом, на которого законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Помимо кровных родителей (в т.ч. отца, признанного родителем согласно ст. 49 Семейного кодекса РФ) ответственность могут нести отчим, мачеха, а также приемные родители. Не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 150 действия лица, лишенного родительских прав. Под иным лицом понимается опекун, попечитель, представитель специализированного государственного органа, осуществляющего воспитательные функции в отношении несовершеннолетнего и контроль за его поведением, и др.

7. Частью 3 ст. 150 предусмотрен особо квалифицированный состав: совершение рассматриваемого преступления с применением насилия или с угрозой его применения.

Физическое насилие как способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления характеризуется нанесением побоев, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью. При причинении тяжкого вреда здоровью действия виновного образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 111 и 150 УК.

8. По ч. 4 ст. 150 ответственность наступает за действия, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Указанный мотив совершения преступления по своему содержанию идентичен аналогичному мотиву квалифицированного убийства (п. "л" ч. 2 ст. 105 УК).

В упоминавшемся выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 указано: "По делам в отношении обвиняемых в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились преступные действия таких лиц, подтверждающие их виновность в совершении деяний, которые предусмотрены частью 4 статьи 150 УК РФ" (п. 43).

Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

1. Объектом преступления является нравственное формирование личности несовершеннолетнего. Факультативным объектом может выступать

здоровье подростка.

2. Объективная сторона заключается в вовлечении несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, формами которой согласно ч. 1 ст. 151 являются систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Следует отметить, что данный перечень является исчерпывающим, в связи с чем вовлечение несовершеннолетнего в иные антиобщественные действия (азартные игры, совершение административных проступков и т.д.) не образует состава рассматриваемого преступления.

3. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков состоит в неоднократном побуждении подростка к употреблению указанных напитков, в результате чего у него возникает (может возникнуть) алкогольная зависимость или привычка к употреблению спиртного. При этом не имеет значения, имело место доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения во время работы или учебы или в нерабочее или неучебное время. Единичный случай распития спиртного с несовершеннолетним не может признаваться преступлением и квалифицироваться по ст. 151. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, не являющееся систематическим, влечет ответственность по ст. 6.10 КоАП РФ.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ означает потребление их подростком более двух раз, произведенное под воздействием взрослого лица. Одурманивающие вещества - это лекарственные препараты и химические вещества хозяйственно-бытового назначения, употребление которых вызывает состояние, близкое к алкогольному или наркотическому опьянению, и разрушающе действует на физическое и психическое здоровье подростка. К ним, в частности, относятся: клофелин-алкогольная смесь в любых процентах, смесь димедрола с алкоголем, барбитурато-алкогольная смесь, хлороформ, эфир. Надо иметь в виду, что склонение подростка к потреблению наркотических средств или психотропных веществ квалифицируется по ст. 230 УК.

4. Вовлечение в бродяжничество - это склонение несовершеннолетнего к скитанию из одного населенного пункта в другой или к перемене мест в одном городе или районе в течение длительного времени, что зачастую формирует у подростка дезадаптивное поведение. Уголовная ответственность исключается, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствия места жительства (примечание к ст. 151).

5. Попрошайничество означает выпрашивание денег или иных материальных ценностей у посторонних лиц.

6. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из указанных в законе действий (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1).

7. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

8. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет.

9. Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 151. Содержание квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий родителем, педагогом или иным лицом, на которого законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего) аналогично тому, что назван в качестве такового в ч. 2 ст. 150 УК.

В ч. 3 комментируемой статьи в качестве особо квалифицирующего признака предусматривается совершение рассматриваемого преступления с применением насилия или угроз его применения. Понятие насилия и угрозы его применения по содержанию совпадает с аналогичным признаком ч. 3 ст. 150 УК.

Статья 153. Подмена ребенка

1. Объектом преступления являются отношения по нормальному функционированию семьи, сохранению ребенком родственных связей со своей кровной семьей.

Представляются неточными утверждения, согласно которым объектом рассматриваемого преступления выступают условия нормального функционирования и развития ребенка. В некоторых случаях в результате подмены ребенка они действительно могут ухудшиться, но нередки и ситуации, когда, наоборот, положение ребенка улучшается. Иными словами, указанные отношения не являются общими для всей совокупности данных преступлений.

2. Вряд ли можно говорить и о личной свободе ребенка как объекте преступления, предусмотренного ст. 153. В противном случае во многом стирается грань между подменой ребенка и его похищением.

В законе потерпевший назван ребенком. В российском уголовном законодательстве это понятие не определено, в теории же оно раскрывается по-разному. Использование термина "ребенок" отражает стремление законодателя унифицировать уголовно-правовую терминологию с международно-правовой, а также подчеркнуть, что имеются в виду новорожденные или малолетние, и тем самым ограничить круг лиц, в отношении которых может быть осуществлена подмена.

3. Объективная сторона выражается в подмене ребенка. Подмена означает тайную замену одного другим. В данном случае речь идет о передаче родителям вместо собственного ребенка чужого дитя. Как правило, это происходит в родильном доме (больнице), однако преступление может быть совершено и в другом месте (в квартире, из детской коляски и т.д.).

Обязательным условием наличия состава преступления, предусмотренного ст. 153, является не только изъятие у родителей ребенка, но и замена его другим. Если же имеет место лишь незаконное изъятие ребенка без его замены на другого, то деяние следует квалифицировать по ст. 126 УК как похищение человека.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента фактической подмены ребенка.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве ее обязательного признака выступает мотив преступления: корыстные или низменные побуждения.

Следует отметить, что низменными выступают три группы мотивов: 1) побуждения, с которыми закон связывает усиление уголовной ответственности путем создания специальных норм с более строгими санкциями; 2) путем придания им статуса квалифицирующих признаков; 3) признание их обстоятельствами, отягчающими наказание. В законе ответственность за рассматриваемое преступление связывается с его совершением из корыстных или иных низменных побуждений. Таким образом, оба указанных мотива относятся к числу низменных. Подобная формулировка ст. 153 является неудачной, она существенно сужает границы действия уголовно-правовой нормы. Такая же ситуация имеет место и при законодательном закреплении мотивов разглашения тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК). В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что при определении мотивов данных преступлений следовало бы указать на корыстную или иную личную заинтересованность.

5. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение)

Законодательство и судебная практика

1. Семейный кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; 2009. N 51. Ст. 6152.

3. Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

4. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (в ред. от 11.04.2006) // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2006. N 16. Ст. 1748.

5. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. постановлением Правительства РФ от 01.05.96 г. N 542 (в ред. от 19.03.2001) // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // БВС РФ. 2006. N 6.

1. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. усыновление ребенка разрешается только компетентными властями в соответствии с действующим законодательством и имеющимися процедурами. Семейный кодекс РФ (гл. 19) детально регламентирует основания и порядок усыновления (удочерения) детей, установления опеки или попечительства (гл. 20), передачи ребенка в приемную семью (гл. 21).

2. Объект преступления - отношения по созданию семьи в соответствии с действующим законодательством, ее нормальное функционирование, установленный порядок усыновления и удочерения.

3. Объективная сторона характеризуется незаконными действиями по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без родителей. Оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Запрещается усыновление братьев и сестер разными лицами. Исключение из этого правила возможно лишь в случаях, когда такое усыновление отвечает интересам детей (ч. 3 ст. 124 СК РФ).

Право на усыновление или удочерение детей иностранными гражданами или лицами без гражданства существенно ограничено. Оно допускается, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление (удочерение) родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства.

Усыновление производится судом по заявлению лица, желающего усыновить ребенка.

4. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека возможна над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица, которые по нравственным и иным личным качествам, в силу сложившихся отношений между ним и ребенком, способны обеспечить физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, защищать его права и интересы. Не назначаются опекунами (попечителями): лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

5. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

В соответствии со ст. 153 Семейного кодекса РФ приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"*(91), а также ст. 146 Семейного кодекса РФ.

6. Незаконными, таким образом, следует признать действия, нарушающие законодательно установленный порядок и основания соответствующего вида устройства ребенка (усыновления, передачи под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью).

7. Совершение незаконного усыновления (удочерения) признается неоднократным, если оно осуществлялось не менее двух раз.

8. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 154 действий.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным ее признаком выступает мотив совершения преступления - корыстные побуждения.

10. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, незаконно усыновившее (удочерившее) ребенка, ставшее его опекуном (попечителем) либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Законодательство и судебная практика

1. Семейный кодекс РФ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (в ред. от 06.02.2007) // БВС РФ. 1998. N 7; 2007. N 5.

1. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 27) говорится, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального его развития. В Конституции РФ подчеркивается: "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Эти положения конкретизированы в Семейном кодексе РФ.

2. Объектом преступления являются права и законные интересы несовершеннолетнего (в частности, нормальное психофизическое и нравственное развитие).

3. Объективная сторона характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей означает либо полный отказ от выполнения лежащих на виновном обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами (так называемое чистое бездействие), либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания (так называемое смешанное бездействие). На наш взгляд, ошибочным представляется утверждение о том, что данное преступление может совершаться и путем действия.

Надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе (в этом случае наступают иные меры государственного реагирования, например, лишение родительских прав, принятие мер дисциплинарного воздействия и т.д.), а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.

4. Жестокое обращение - это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, которое характеризуется причинением ребенку мучений и страданий в результате применения к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Оно может проявляться: в нанесении побоев; причинении легкого вреда здоровью; угрозах расправы; глумлении; лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.

5. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. 111, 112 и 117 УК.

6. Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния.

7. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

8. Субъект преступления специальный - ответственности подлежат родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, педагоги, а также другие работники образовательных, воспитательных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.

1 

2 "Правоведение: Учебник для высших учебных заведений" (под ред. М.И. Абдулаева)


Изд-во "Магистр-Пресс", 2004 г.

3 Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Жестокое обращение с ребенком», Изд-во «Генезис», 2005 г.

4 "Семейное право: Учебник" (Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.) (под ред. П.В. Крашенинникова) Изд-во "Статут", 2008 г.

5 Волкова Е.Н. «Проблема насилия над детьми и пути их преодоления», Изд-во « Питер»,  2008 г.

6 Волкова Е.Н. «Защита детей от жестокого обращения»,  Изд-во «Папирус»,  2009 г.

7 Статья: Преступность несовершеннолетних: ее характеристика (Омигов В.И.) "Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 3

8 Статья: Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России (Баева Р.Р.) журнал "Семейное и жилищное право", 2012, N 3

9 Статья: Понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (Шестакова С.Д., Козлова Е.Л.) "Российский следователь", 2012, N 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36972. Анализ данных с помощью функций табличного процессора 208.5 KB
  Ход работы: Постановка задачи: С помощью табличного процессора Microsoft Excel выполнить следующие операции: Создать по приведённому образцу таблицу Реки Украины. На рабочем листе 1 воспользовавшись заготовкой и отформатировав по приведённому на листе образцу создайте таблицу Реки Украины. Переименуйте данный лист в Реки Украины. Необходимо диаграмме присвоить соответствующее имя использовать маркеры долей в расположить лист с диаграммой сразу за листом Реки Украины.
36974. Dивчення засобів роботи з масивами в C++ 71.5 KB
  Практичне засвоєння методів обробки інформації із застосуванням масивів. Завдання 9-1. Скласти й відлагодити програму, яка створює (в пам’яті ЕОМ) квадратну матрицю порядка n (n задавати константою).
36975. Дослідження параметрів зворотноосмотичної системи очищення водопровідної води 99 KB
  В даному випадку мембрана проникна для води і непроникна для солі тому вода може проходити через мембрану в обох напрямках а сіль не може. В зв’язку із тим що зворотний перетік відсутній в частині посудини із чистою водою рівень рідини буде зменшуватись а в частині із сольовим розчином збільшуватись до тих пір доки тиск водяного стовпа надлишок над рівнем рідини в частині з чистою водою зросте настільки що сила його буде стримувати перетік води. Якщо в частині із сольовим розчином створити тиск який перевищує осмотичний то...
36976. Призначення та основні технічні характеристики гірокомпаса Круїз 78.24 KB
  Прилад ЦП01 є центральним приладом ГК Круїз і складається з гіростабілізованої платформи з ДНГ і акселерометром у кардановому підвісі елементів слідкуючої системи і системи керування ДНГ. Основним ЧЕ розглянутого ГК є динамічно настроюваний гіроскоп ДНГ.1 подана спрощена схема ДНГ.за допомогою внутрішнього карданового підвісу з валом 2 привідного електродвигуна 3 статор якого закріплений у корпусі ДНГ показаному на рисунку пунктирною лінією.
36977. Дослідження впливу вмісту солей у вхідному розчині та тиску на мембрану на параметри зворотноосмотичної системи опріснення морської води 325.03 KB
  Вхідний водний розчин солі із місткості 1 подається на передфільтр 2 де відбувається первинна очистка його. приготувати 10 л водного розчину солі NCl із концентрацієюСвх = 1 або 10000 мг л 10 г солі на 1 л води; залити розчин солі в місткість для вхідної рідини; підготувати до функціонування блок вимірювання електричноїпотужності; включити установку в мережу електроживлення через блоквимірювання електричної потужності.5 хв зробити бажано одночасно заміри...
36978. Встановлення і налаштування веб-сервера (Windows, Linux) 1.27 MB
  Встановлення IIS Windows У Windows 2000 Server компонент IIS встановлювався за замовчуванням. У WS03 необхідно інсталювати IIS вручну згідно нової концепції Microsoft Вимкнено за замовчуванням . IIS більше не є частиною установки за замовчуванням. Нижче наведено основні кроки при встановленні IIS: В Control Pnel Панель управління клацніть на значкуdd or Remove Progrms Установка і видалення програм для відкриття діалогового вікна.
36979. Дослідження процесу розробки класів програмними засобами для різних задач 14.3 KB
  Розробіть класи для задачі про філософів що обідають. Розробіть класи для підписки на журнали. Розробіть класи для редактора графічних документів що підтримують групування об’єктів.
36980. ПОВІРКА ВОЛЬТМЕТРА УНІВЕРСАЛЬНОГО В7-16 ТА ПРЯМЕ ВИМІРЮВАННЯ ОПОРУ РЕЗИСТОРА 226.5 KB
  ПРИЗНАЧЕННЯ Вольтметр універсальний В716 призначений для автоматичного виміру: напруги постійного струму; напруги змінного струму; активних опорів. У вхідному пристрої напруга постійного струму приводиться за допомогою дільника до номінальної межі і далі надходить на вхід підсилювача диференційного напруга змінного струму приводиться до номінальної межі і надходить на перетворювач напруги змінного струму в напругу постійного струму а потім на вхід підсилювача диференційного. Другий каскад разом з першим забезпечує загальний...