19564

Грамматические категории

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

В словаре лингвистических терминов Ахмановой грам. категория определяется как одно из наиболее общих свойств лингвистических единиц или некоторого их класса, получившее в языке грамматическое выражение. Как видим, это очень абстрактное определение.

Русский

2014-06-10

33 KB

71 чел.

Вопрос о грамматических категориях является одним из самых трудных в теоретической грамматике. Единое определение данного понятия отсутствует.

В словаре лингвистических терминов Ахмановой грам. категория определяется как одно из наиболее общих свойств лингвистических единиц или некоторого их класса, получившее в языке грамматическое выражение. Как видим, это очень абстрактное определение.

А.А. Реформатский даёт более конкретное определение: грамм. категория – это совокупность элементов языка (слов, их частей, сочетаний слов), объединённая грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа

Так, грамматическую категорию падежа существительных в русском языке можно представить следующим образом.

Им. п.       (-ы); -а (-и); -е (-я); -о (-а);  (-и); -а (-ы);

Род. п.     -а (-ов); -и (-ок); -я (-ей); -а (); -и (-ей); -ы ();

Дат. п.     -у (-ам); -е (-ам); -ю (ям); -у (-ам); -и (-ам); -е (-ам);

Вин. п.     (-ы); -у (-и); -е (-я); -о (-а);  (-ей); -у ();

Тв. п.   –ом (-ами); -ой (-ами); -ем (-ями); -ом (-ами); -ом (-ами); -ой (-ами);

Предл. п. –е (-ах); -е (-ах); -е (-ях); -е (-ах); -и (-ах); -е (-ах)

Это общая грамматическая категория падежа. Совокупность всех формальных показателей, противопоставленных друг другу и объединенных одним каким-либо грамматическим значением (в данном примере - одного падежа), составит частную грамматическую категорию, например, родительного падежа, дательного падежа и т.д.

Например, категория глагола в русском языке (как совокупность слов с определёнными грамматическими значениями, характеризуется грамматическими категориями лица, числа, наклонения, времени, переходности/непереходности,  залога и вида).

Грамматические категории подразделяются на две большие группы: морфологические и синтаксические.

1. Морфологические грамматические категории используют морфологические средства выражения грамматического значения. К ним относятся, например, категории времени, лица, числа, рода, падежа в русском языке. Среди морфологических категорий различают:

а) словоизменительные – это грамматические категории, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы. Например, падеж и число существительных; род, число, падеж прилагательных в русском языке – это грамматические категории словесных форм.

б) классификационные – это категории, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова, а потому делят слова на классы. Например, категория рода существительных в русском языке – это грамматическая категория слов.

2. Синтаксические грамматические категории включают синтаксические средства выражения грамматического значения. Например, категория целевой направленности высказывания (повествовательные и вопросительные предложения). К ним относятся:

а) грамматические категории словесных позиций. Например, сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельства и т.д.;

б) грамматические категории словесных конструкций, например, словосочетаний, предложений и т.д.

Грамматическая категория, как уже указывалось, включает два или более противопоставленных грамматических значений. Грамматическое значение обязательно должно иметь грамматическую форму, которая в свою очередь имеет разные грамматические способы выражения.  (и здесь можно тоже рассказывать о способах выражения грамматического значения: аффиксации, порядке слов, служебных словах и т.д.)

Грамматические категории отличаются друг от друга степенью абстракции и объёмом. Например, категория рода у имени сущ. более конкретна, чем у имени прилаг., у которого она обусловлена только синтаксической связью прилаг. с сущ. в предложении, именно поэтому имена сущ. делятся по роду на группы, а прилаг. изменяются по родам.

В разных языках мира грамматические категории не совпадают ни качественно, ни количественно: в одних языках категорий больше, в других меньше. Например, категория рода имеется во многих индоевропейских языках, в семитских языках, но она отсутствует в английском языке, в кавказских, тюркских языках. Во многих языках отсутствует глагольная категория вида, что восполняется богато выраженной категорией времени.

Одна и та же грамматическая категория оказывается своеобразной в разных языках. Например, в русском и немецком языках имеется три рода существительных, а в романских языках только два рода: мужской и женский.

В большинстве  языков известны единственное и множественное число, в языковом прошлом русского языка известны единственное, двойственное и множественное число. Есть языки с двумя падежами. А в венгерском 20 падежей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61620. Произведение: Дубровский 18.94 KB
  Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.
61621. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 13.15 KB
  Цель: чтение и анализ произведения Задачи: 1 развивать навык правильного сознательного чтения 2 мотивировать на понимание текста а не на механическое чтение 3 учить выделять тему и идею произведения сравнивать образы героев находить символические явления и предметы...
61622. Н. Рыленков «К родине» 20.92 KB
  Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
61623. РАБОТА С «КАРТИННОЙ ГАЛЕРИЕЙ». АНДРЕЙ РУБЛЕВ «ТРОИЦА» 18.89 KB
  Цель: развивать умение работать в картиной; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к литературе и искусству, чувство патриотизма. Оборудование: слайд картины, А. Рублева «Троица», диапроектор
61626. ВЫЧИТАНИЕ С ЗАНИМАНИЕМ ЕДИНИЦЫ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО РАЗРЯДОВ ВИДА 30007-648 42.65 KB
  Складываем сотни 8 пишем под сотнями складываем единицы тысяч 2 пишем под единицами тысяч Что общего заметили у остальных выражений в уменьшаемом отсутствуют единицы некоторых разрядов.
61627. Уравнения. Учимся решать уравнения 25.62 KB
  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование Молодцы А теперь посмотрим на эту таблицу: d 5 4 3 2 1 D5 11D Ребята объясните как изменятся сумма при изменении одного из слагаемых.