19565

Особенности правового положения безработных граждан в РФ

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества

Русский

2014-11-30

78.32 KB

27 чел.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. История становления правовых норм, регламентирующих занятость и её общая характеристика……………………………………..

  1.   История развития правовых норм о занятости в России…………………
  2.   Основные направления государственной политики современной России в сфере занятости населения………………………………………………….
  3.   Права граждан РФ в сфере содействия занятости…………………………

Глава 2. Особенности правового положения безработных граждан в РФ.

2.1 Правовое положение безработных в России……………………………….

2.2 Регистрация и снятие с учета безработных граждан в органах государственной службы занятости…………………………………………….

2.3 Актуальные вопросы правового регулирования занятости населения в РФ.

Заключение ………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………

Приложения………………………………………………………………………

 

Глава 1. История становления правовых норм, регламентирующих занятость и её общая характеристика.

  1.   История развития правовых норм о занятости в России.

Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики.

Начать изучение такого вопроса, как занятость населения лучше всего с попытки определить место служб занятости в историческом контексте. В международном плане это сделать несложно, достаточно последовательно проанализировать нормативные акты Международной организации труда. Эти акты отражают мировоззрение принявших их людей и являются по своей формулировке прямым отражением конкретной действительности. Некоторые из этих документов претендуют на универсальность, но в большинстве случаев они отражают законы и являются продуктом своего времени, т.е. прежде всего нормативные акты представляют интерес для анализа с точки зрения исторического контекста.

Около 20 нормативных актов, затрагивающих прямо или косвенно деятельность служб занятости, являются вехами международного трудового права. Первый нормативный акт, Конвенция №2, была принята на первой сессии Международной конференции труда в 1919г. За нею последовали другие нормативные акты, принятые в разное время. Эти акты касаются вопросов управления трудом 2. 

На первой сессии Международной конфедерации труда в 1919г. были приняты два нормативных акта: Конвенция №2 и Рекомендация №1 по

вопросам безработицы. Экономические системы стран Европы испытывали негативное периодическое влияние циклов, состоящих попеременно то из подъема, то из спада производства. Безработица не воспринималась как следствие порочной экономической системы, а скорее как зло, неизбежное при нормальном функционировании производительной машины.

В 1948г. было принято два нормативных акта, которые и по сей день, являются единственными документами, непосредственно касающимися служб занятости. Речь идет о Конвенции международной организации труда №88 и Рекомендации № 83 об организации служб занятости. Эти акты не ограничиваются простыми предписаниями организационного характера. В них были сформулированы новые концепции. Теперь безработица рассматривается как бич не только для отдельного человека, но и как результат плохого функционирования экономической системы.

В статье №1 Конвенции говорится: « Основной обязанностью службы занятости является обеспечение если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями – наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.

Кроме определения задач служб занятости, Конвенция подробно объясняет пути их решения: трудовое посредничество, поощрение профессиональной и географической мобильности и сбор информации о рынке труда. Эти нормативные акты не снимают со служб занятости ее традиционной социальной функции. Они напоминают, что эти службы должны способствовать управлению системой страхования на случай безработицы, а кроме этого, как и раньше, принимать меры по организации трудового посредничества для молодежи и определенных категорий работников. Речь идет не о подмене одной функции другой, а о совмещении первоначальной социальной функции и  экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет как бы двойную суть службы занятости, что затрудняет ее практическую реализацию.

Российское законодательство о занятости  начало формироваться в 1991г., когда впервые был принят Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР». При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой  социальных последствий безработицы.

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»  занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

  1.  Основные направления государственной политики современной России в сфере занятости населения.

Переход к рыночной организации экономики обусловил высвобождение работников, перемещение рабочей силы между различными сферами труда, отраслями экономики, а также возникновение и функционирование рынка труда и появление безработицы.

Одной из социальных и экономических целей любого развитого государства является обеспечение наиболее полной, продуктивной и свободно избранной занятости. В условиях рыночной экономики реализация способностей к труду отдельного человека и всего населения осуществляется на основе принципов рынка труда: спроса и предложения рабочей силы, конкуренции, наличия безработицы.

Государственную политику занятости можно определить как систему мер, направленных на развитие и регулирование рынка труда, предотвращение безработицы и преодоление ее последствий, обеспечение реализации гражданами права на труд и выбор вида занятости 3.

Политика занятости на всех этапах ее осуществления тесно связана с политикой на рынке труда, которая в своей основе использует два основных варианта набора средств: пассивный и активный. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий и оказание других видов материальной помощи безработным, а также предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Активная политика на рынке труда  - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с профилактикой увольнения работников и сохранением рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; создание рабочих мест через систему общественных работ и другие.

Для проведения активной государственной политики на рынке труда необходимо разрабатывать государственную (национальную) и региональные программы занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках и посредством осуществления региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий 4.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ Права человека 5.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988г.), рекомендации  №45 «О безработице среди молодежи» 1935г., и другие Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда.

Особое место занимает государственная политика в области занятости населения, основные положения которой установлены в Законе РФ от 19 апреля 1991г №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В  ст. 5 вышеуказанного Закона о занятости говорится, что государство проводит политику по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость по следующим направлениям:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита

национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

-координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.   

Программы социально-экономического развития, программы содействия занятости населения разного уровня разрабатываются с целью создания наиболее благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий, через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, развитие системы подготовки кадров.

Программы действуют в течение нескольких лет и содержат перечень мер, которые способствуют решению проблем рынка труда, исходя из сложившихся экономических и социальных условий за определенный период.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», согласно которому за этот период российская экономика должна перейти от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики 6. Будут достигнуты следующие результаты: преодоление негативных демографических тенденций, повышение качества жизни населения, повышение размера трудовых пенсий от заработной платы, а также с учетом добровольных накопительных пенсионных сбережений, обеспечение населения доступным и качественным жильем, обеспечение высокой профессиональной территориальной мобильности трудовых ресурсов и другие.     

Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе: создание и развитие конкурентных рынков, отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике, поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам и т.д.                                                                            

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.

Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Исходя из сформулированных направлений политики,  можно сделать вывод о том, что переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости.

Традиционно инструменты государственной политики занятости делятся на две категории: активные и пассивные. 

К пассивным относится смягчение положения безработных за счет выплат пособий по безработице, а также страхование от потери работы.  Основные направления: выплата пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию7.

В состав активных средств государственной политики на рынке труда включены: помощь в профессиональной переподготовке и проведение курсов повышения квалификации; организация и регулирование бирж труда, служб занятости населения и информационных бюро, облегчающих безработным поиск работы; регулирование уровня заработной платы; установление законодательных ограничений на увольнения работников; субсидирование и льготы по налогообложению для предпринимателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места; арбитраж в решении споров между организациями предпринимателей и профсоюзами; организация общественных работ; проведение общей скоординированной политики по стимулированию спроса и росту производства 8.

Регулирование занятости происходит посредством:

  1.  разработки планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  2.  разработки и реализации программ, предусматривающих мероприятия по занятости населения;
  3.  правового регулирования в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшего совершенствования законодательства о занятости населения;
  4.  создание специального органа - государственной службы занятости;
  5.  внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости;
  6.  оказания социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными 9.

Координатором деятельности государства в сфере содействия занятости являются органы государственной службы занятости.

Государственная служба занятости, по мнению многих международных экспертов, в том числе основного из них -  Международной организации труда, является основным институтом, способствующим регулированию рынка труда и решению проблем безработицы граждан 10.

Государственная служба занятости населения включает:

  1.  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
  2.  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1  Закона  о занятости населения в Российской Федерации полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных 11.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

  1.  регистрация безработных;
  2.  регистрация вакантных мест;
  3.  трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4.  изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  5.  тестирование лиц, желающих получить работу;
  6.  профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  7.  выплата пособий зарегистрированным безработным.

Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и  молодежи,

создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет

говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения 12.

1.3 Права граждан в области содействия занятости.

Основные права граждан в сфере труда и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Законом о занятости предусматривается целый комплекс прав граждан в области занятости. Прежде всего надо выделить ст.8 Закона, которая устанавливает, что граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, с которым гражданин при достижении соглашения (трудового договора) вступает в трудовые отношения, или с помощью бесплатного посредничества государственных органов службы занятости, либо с помощью других организаций, если гражданин прибегает к их содействию в трудоустройстве. В ст.9 устанавливается  право граждан на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. При этом следует иметь ввиду, что с 2010 г. органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами соответствующей информации в электронной форме. Впервые в России легализовано право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей 13.

Закон о занятости закрепляет также право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Международно- правовые акты конкретизируют содержание данного права. Так, в соответствии с

Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1966 г.) данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее (содействие полной занятости), чтобы такая работы была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др14.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию,

профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения15.

На примере Псковской области такого рода содействие  дополнительно осуществляет МБУ Псковский городской молодежный центр.

 Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере молодежной политики для организации работы с различными категориями молодежи, поддержки деловой активности и творческой самореализации молодежи через обеспечение необходимых условий для личностного, творческого и профессионального развития.

Основными задачами Учреждения являются:

- создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодёжи;

- оказание психологической, социально-педагогической, правовой и информационной помощи подросткам и молодёжи;

- обеспечение социального обслуживания молодых граждан и оказание им услуг (юридических, психологических, информационных, консультационных) с учетом их актуальности и потребности различных возрастных групп молодёжи;

- содействие занятости подростков и молодёжи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации;

- воспитание гражданственности и патриотизма среди подростков и молодёжи;

- поддержка талантливой молодёжи, детских и молодёжных общественных объединений;

- формирование у подростков и молодёжи установок на здоровый образ жизни;

- поддержка молодых семей, консультирование по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам;

- участие в нормативном и методическом обеспечении, реализации целевых программ муниципального образования «Город Псков» по решению социально-экономических проблем молодёжи;

- формирование и развитие кадрового потенциала 16.

Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: социально-профилактическая, социально-реабилитационная, социально-экономическая, производственно-трудовая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, правовая, информационная, консультационная:

- привлечение молодежи к общественно-полезной деятельности путем реализации конкретных проектов;                 

- консультирование молодежи по вопросам трудоустройства;

- сотрудничество с предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам предоставления вакансий для молодежи;

- содействие трудоустройству подростков и молодежи в возрасте до 18 лет;

- организация деятельности трудовых отрядов из числа подростков для решения вопросов временной и разовой занятости.

- проведение смен специальных (профильных) лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха в сфере молодежной политики;

-реализация социально-творческих заказов Учредителя;

- организация деятельности детских и молодежных форм, объединений, клубов по интересам различной направленности;

- организация и проведение мероприятий для детей, молодежи и других категорий населения,  в том числе по месту жительства;

- содействие развитию межрегиональных и международных  молодежных контактов и реализации проектов;

- информационное обеспечение молодежи;

- оказание социально-психологической и правовой поддержки подростков, молодежи и молодых семей.

Актуальность вовлечения несовершеннолетних процессии связанность его с правовым регулированием в современном обществе бесспорна. Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. В условиях достаточно активного использования в России труда несовершеннолетних, включая не достигших возраста 14 лет, вопрос о представительстве их интересов в социально-трудовых отношениях нельзя отнести к числу второстепенных.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости) 17.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

Глава 2. Особенности правового положения безработных граждан  в РФ.

2.1 Правовое положение безработных в России.

Безработные - это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития, и, в частности проблемы молодежи, значительная часть которых находится в поиске своей первой работы, считая, что после принятия международных актов относительно безработных, упомянутых выше, в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра существующих норм, в частности, Конвенции 1934г. О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими...»18.

Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных19:

  1.  на содействие занятости и защиту от безработицы;
  2.  на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);
  3.  на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);
  4.  на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).

Выше изложенные Конвенции и Рекомендации МОТ дают наиболее полную картину для понимания международных стандартов в области защиты от безработицы. Они рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью данной политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа должна быть более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна приносить максимальную пользу обществу и чувство удовлетворения гражданину); существовали свобода выбора занятости и широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества.

Конституция России не обязывает трудоспособного гражданина грудиться; она запрещает принудительный труд, подчеркивает, что труд свободен.

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы  в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон о занятости содержит условия признания гражданина безработным.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона безработными признаются:

а) трудоспособные граждане;

б) не имеющие работы и заработка;

в) зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

г) ищущие работу и готовые приступить к ней 20.

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного, связано с такими понятиями, как «подходящая» и «неподходящая работа», следует рассмотреть их подробнее.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости, подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям его последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Статус безработного включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовывать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий диапазон прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Эти права можно

условно подразделить на две группы:

  1.  Правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К ним можно отнести: право на содействие в поиске подходящей работы, право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ, право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право участвовать в общественных оплачиваемых работах, право на получение содействия в организации собственного дела.
  2.  Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, которые предусматривают возможность получать следующие социальные гарантии и компенсации: пособие по безработице, стипендию на период обучения по направлению службы занятости, материальную помощь безработным и членам их семей, организацию отдыха и лечение детей безработных граждан, возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости, оплату стоимости проезда до места обучения, и подобных расходов.

Что касается обязанностей безработного, то в общем их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность21.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступает недобросовестно и получает пособие обманным путем, то выплата может быть прекращена и гражданин будет снят с учета в качестве безработного.

Дисциплинированность заложена в основу взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно проходить перерегистацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии; являться для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; выполнять предложенную подходящую работу или успешно проходить курс обучения по направлению органов службы занятости.

          Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой принятие мер ответственности, предусмотренных Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть гражданско-правовыми

(взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице) и уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.

159 УК РФ за мошенничество), а также специфическими, присущими только

данным правоотношениям. К числу последних относятся:

- приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев;

- снижение размера пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца;

- лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице (применяется в качестве самой суровой меры

наказания).

Чтобы оценить уровень безработицы, соответственно и количество безработных в России можно обратиться к статистическим данным.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю января 2014 год.         Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2014г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2013г. численность занятого населения в январе 2014г. уменьшилась на 461 тыс.человек или на 0,7%, численность безработных - на 10 тыс.человек, или на 0,2%. По сравнению с январем 2013г. численность занятого населения сократилась на 283 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных - на 297 тыс.человек, или на 6,6% 22.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам

занятости в январе 2014г. более 74% безработных искали работу самостоятельно. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2014г. его использовали 61,9% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали треть безработных.

Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице - это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств  федерального бюджета. В российском Законе о занятости заложена

достаточно простая схема выплаты пособия по безработице и установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице 23:

1) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

2) размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам: впервые ищущим работу; стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность; уволенным за нарушение трудовой дисциплины; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших

началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее

26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

   Такой порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержден постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 621.

При этом степень возмещения потерянного заработка пособием по

безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника,

предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда,

если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным2

     Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (например, постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год»

установлена величина пособия по безработице в размере от 850 до 4900 руб.)

Еще одной формой защиты безработных является страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня  заработной платы в период занятости. Оно гарантирует работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения

или признания работодателя неплатежеспособным.

Тем не менее, материальные предоставления в денежной форме реализуются преимущественно в рамках пассивных форм социальной защиты и направлены на компенсацию материальной необеспеченности безработного, возникающей вследствие отсутствия у него возможности получения подходящей работы.  В рамках активных форм указанной защиты создаются условия для получения безработным подходящей работы и перехода в категорию занятых граждан

К последней форме поддержки безработных граждан относится предоставление возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости, если гражданин  не  имеет профессии, не может подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации или в связи с отсутствием работы, отвечающей его профессиональным навыкам.

Указанные мероприятия осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных  учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Вместе с тем отдельным категориям безработных предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. К ним относятся безработные

инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие специальности. Согласно ФЗ от 11.07.2011 № 205-ФЗ «О внесении изменения в ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ» право в приоритетном порядке пройти вышеуказанные мероприятия теперь также имеют безработные граждане, воспитывающие детей-инвалидов. Причина таких изменений заключается в том, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест 24.

Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске подходящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться. Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечнососудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного25.

Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется

несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

  1.  Регистрация и снятие с учета безработных граждан в органах государственной службы занятости.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

1)первичная регистрация безработных граждан;

2)регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

3)регистрация граждан в качестве безработных;

4)перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан. Форму документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливает Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

1-й этап. Первичная регистрация безработных граждан. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов 26.

При первичной регистрации в регистрационные документы службы занятости о гражданине заносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации гражданин вправе рассчитывать на получение следующей информации:

  1.  о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
  2.  о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
  3.  о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
  4.  о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработного;
  5.  о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Исходя из изложенного,  можно сделать вывод о том, что первичная регистрация направлена на выявление потребностей обратившегося лица.

2-й этап. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы. Данный вид регистрации производится в отношении незанятых граждан, обратившихся в центр занятости с целью трудоустройства 27.

Регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется органом по вопросу занятости по месту его жительства со дня его личного обращения со всеми необходимыми документами. К этим документам относятся:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

3) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Кроме того, соискатель должен предоставить справку о среднем заработке за последние три месяца работы (службы), выданную в установленном порядке. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима органам службы занятости для подбора гражданам подходящей работы в соответствии со статьей 4 Закона о занятости населения, а также при установлении размера пособия по безработице безработному гражданину.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов.

Органы по вопросам занятости в течение десяти дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны, по возможности  предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Безработный гражданин должен иметь в виду, что предоставление ему подходящей для него работы не может быть гарантировано органом занятости.

3-й этап. Регистрация граждан в качестве безработных. Данная регистрация  осуществляется на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, если он не был трудоустроен (за исключением случаев, когда зарегистрированный сам отказался от двух вариантов подходящей)

4-й этап. Перерегистрация безработных граждан.

Данная процедура осуществляется в отношении граждан, признанных безработными не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. При перерегистрации безработные получают предложения о трудоустройстве и иную значимую информацию службы занятости.

Тем не менее, не все категории граждан могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. А именно, лица:

  1.  не достигшие 16-летнего возраста, т.е. нетрудоспособные граждане;
  2.  получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  3.  отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, – в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  4.  не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
  5.  получившие или отбывающие срок в местах заключения (осужденные);
  6.  предоставившие документы, содержащие недостоверные (ложные) данные 28.

       Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях:

  1.  признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;
  2.  прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;
  3.  неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  4.  длительной (более месяца) неявки в учреждения службы занятости без уважительных причин;
  5.  переезда в другую местность;
  6.  установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
  7.  осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
  8.  назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет 29.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения учреждения службы занятости.

 

2 Рикка С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование/ пер. с фр. И.А.Дунаевой. – М.: Центр учебных и информационных технологий, 2012/ С.9

3 Хохлов Е.Б, Сафонов В.А Трудовое право России 5-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов М.: ЮРАЙТ 2013, стр 237.

4 Политика регулирования занятости населения и сокращение безработицы в условиях рынка//Райымбаев Ч. К.,Абдрахманов О., «Экономика: теория и практические аспекты», материалы международной заочной научно-практической конференции http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6318-2013-02-07-17-36-40

5 Сборник международных документов.- М., 1986г. - С.10-12

6 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» п.4

7 Трунин С.Н. Учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 496 с.

8 Кайзер К.А. Оценка государственной политики занятости // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Май 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/05/2249 .

9 Хохлов Е.Б, Сафонов В.А Трудовое право России 5-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов М.: ЮРАЙТ 2013, стр 240.

10 Современная экономика: проблемы, тенденции,перспективы, №6, 2012г. Горина Е.Е.(развитие государственной службы занятости в России) С1.

1110Аганбекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике  : / Р.Л. Аганбекян; Моск. гос. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2007. – 279 с.- 121

12 Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2005г. - с.41

13 Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право 3-е изд., пер., и доп., Учебник для бакалавров М.: ЮРАЙТ 2014г  .,С 157.

14 Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов - Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

15 Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.

16 Устав МБУ «Псковский городской  молодежный центр» п. 2.3 (2011)

17 Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

18 ,18Конвенция Международной Организация Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [принята на генеральной Конференции Международной Организации Труда 1.06.1988 № 168] // http: //www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>

19

20 Мелихов В.Н., Шаронов С.А., Рыженков А.Я., Трудовое право 2-е изд. пер. и доп. Конспект лекций М.: ЮРАЙТ ,2013г С 86.  

21 Мелихов В.Н., Шаронов С.А., Рыженков А.Я., Трудовое право России 4-е изд., пер и доп. Учебник для бакалавров М.: ЮРАЙТ, 2013г С 170.  

22 Федеральная служба государственной статистики (электронный ресурс)/ Занятость и безработица в РФ/ http://www.gks.ru

23 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 166.

24 Труд и занятость // Вопросы социального обеспечения. – 2011. – № 14. – С. 39

25 Курбанов Р.А Трудовое право. Учебник для бакалавров М.: Юрайт 2013г. С 165

26 Постановление Правительства от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» п. 4

27 Хохлов Е.Б, Сафонов В.А Трудовое право России. Прогрессивный учебник 1-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов М.: ЮРАЙТ 2010, стр 253.

28 Российская Федерация, Постановление Правительства, О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год [от 09.11.2011 г. № 888]. // http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2011-11-10.html

29 Постановление Правительства от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» п. 23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25990. Возрождение Основные вопросы философии 24.92 KB
  Соловьёв Владимир Сергеевич [1628. Сын Соловьёв Владимир Сергеевич М. После речи против смертной казни в марте 1881 в связи с убийством Александра II народовольцами Соловьёв Владимир Сергеевич был вынужден оставить преподавательскую работу.Как мыслитель и утопист Соловьёв Владимир Сергеевич оказался на пересечении разных духовных течений.
25991. Основные принципы гуманизма. Э. Роттердамский и др 20.79 KB
  В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали то есть о том насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь на земле. Уже одно то что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том что Бог именно изза любви к человеку Сам становится человеком терпит все человеческие невзгоды лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти и все это повторяем именно изза любви к...
25992. Научные открытия э похи Ренессанса Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей 20.66 KB
  Исходя из этого положения Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет но не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. В первой части говорится о шарообразности мира и Земли а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.Во второй...
25993. Социально-утопические учения Томаса Мора 22.4 KB
  Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части Утопии . Многие гуманисты начиная с Эразма видели в Утопии долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную определяющую черту социальнофилософской доктрины лежащую в...
25994. Социально - политические учения Никколо Макиавелли 16.88 KB
  Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. В историю Монтень вошел как основатель скептицизма как продолжатель античного скептицизма Пиррона.Отвергая религиозное учение о бессмертии души Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи.В отличие от агностиков Монтень не отрицает познаваемости мира.
25995. Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание 16.08 KB
  Философия ее предмет и функции. Философия и естествознание Философия с греч. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир место человека в нем; она исследует познавательные ценности социальнополитическое нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.
25996. Основной вопрос философии 16.33 KB
  Основной вопрос философии вопрос об отношении сознания к бытию мышления к материи природе рассматриваемый с двух сторон: вопервых что является первичным дух или природа материя или сознание и вовторых как относится знание о мире к самому миру или иначе соответствует ли сознание бытию способно ли оно верно отражать мир. Первичность материи она видит в том что: 1 материя является источником сознания а сознание отражает материи; 2 сознание результат длительного процесса развития материального мира; 3 сознание есть...
25997. Картина мира: мифологическая, религиозная, философская, научная 28.61 KB
  Картина мира: мифологическая религиозная философская научная 1.Мифологическая картина мира Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм суть которого состояла в выяснении природы мира происхождения рода различных природных и социальных явлений.Таким образом мифология это целостное миропонимание в котором различные...
25998. Философия и медицина 15.18 KB
  Чаадаев о России Петр Яковлевич [27. Высочайшим повелением Чаадаев Петр Яковлевич был объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаев Петр Яковлевич в ответ на обвинения в недостатке патриотизма Апология сумасшедшего 1837 где Чаадаев Петр Яковлевич говоря о России утверждал что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка.227 при жизни Чаадаев Петр Яковлевич Напечатана не была.