19567

Общество, как объект философского анализа

Реферат

Логика и философия

Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры-Классы (обществ) - исторически сложившиеся большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства...

Русский

2014-06-10

162.5 KB

23 чел.

PAGE 12

Общество, как объект философского анализа.

Узловые понятия и выражения

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры-Классы (обществ) - исторически сложившиеся большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства и их роли в общественной организации труда.

Политическая система - совокупность элементов политической власти: государственный аппарат, политические партии, профсоюзные и другие общественные организации, союзы и др.

Социальная структура - совокупность общественных классов, социальных групп, слоев и прослоек на том или ином этапе социально-исторического развития общества.

Социальная философия - наука об обществе как целостной системе и его структуре.

Правовое государство - государство, основанное на строгом соблюдении закона.

Общественное бытие - материальная жизнь общества и отношения людей, складывающиеся в процессе общественного производства. Общественное  сознание  - совокупность форм  духовной  жизни  общества,

осознанное бытие.

Введение

Вся жизнь    мироздания    оказывается    чрезвычайно    короткой,    если

сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих (например. Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколении "населения" Метагалактики. Эволюция самой земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с Солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра Галактики, а вместе с человеком ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель(4 в. до н.э.) называл человека политическим животным, т.е. живущем в государстве (политике), в обществе.

А. Фергюсон в труде "Очерк истории гражданского общества" (1767 г.) писал, что "Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящиеся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей".

Совместная жизнь людей - сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамичных систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояние. Общество представляет собой совместное бытие людей, объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности - развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей, предметы становятся частью социального мира.

1. Общество: понятия, подходы к определению.

Один  из наиболее системных объектов философского анализа -общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся условиях.

Осмысливая внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме -одной из древнейших мировых религий - утверждалось, будто после второго "золотого века'' наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми. Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве.

В эпоху Нового Времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре. В этот же период А. Смит сформулировал идею "трудового общества", где труд выступает главным источником общественного богатства. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель разработал учение о "государственном обществе”, которое определял как   "систему    всеобщей   зависимости".    В    первой    половине   XIX    века французский философ О. Конт (1798-1875) ввел понятие “социология” - учение об обществе как целостной системе.

Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского
философа и социолога Г, Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции
общества, как целостного организма.

В середине XIX века в марксизме выделены главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.

Однако   марксизм   отбросил   как   "ненаучные", "вредные" и "реакционные” все другие учения об обществе,  в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими теориями (учение о "смешанном обществе" Дж. Гилберта, "теория стадий

экономического  роста" У.  Ростоу,  "теория  исторического  круговорота" А. Тойнби, идея О. Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила
широкое распространение.

Общество   в наиболее широком значении слова представляем совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются в изменяющихся условиях.    

В узком смысле общество есть совокупность людей, находящихся на
определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не
сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, поведение каждого его члена определяется, прежде всего, отношениями, элементы и подсистемы которой изменяются в соответствии с меняющимся обстоятельствами.

Общество многолико, оно может рассматриваться и как конкретное (первобытное, феодальное и др.), и как региональное (американское, азиатское), и как национальное (российское, французское) и т.д.

Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являются человеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы. Человек представляет собой цельный и целостный "микрокосмос”. Он  является также элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, "орудия", с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир, С помощью этих вещей люди осуществляют
адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее преобразования.

Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не
непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений
о мире. Они воздействуют на наше сознание, наши стремления, цели, и через них, опосредованно  на отличную от сознания реальность. Функция
символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию,
служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать    цели    своей    коллективной    деятельности.    Необходимость
символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять

на поведение людей, могут, выполнить эту функцию лишь в том случае, если обретут некоторую "телесную оболочку”, становясь материальными  проводниками, "передатчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей, вещей и символов не создает целостное системное образование - общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных объектов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания.

Общество: понятие, подходы к определению.

Итак, Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к ею изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. Для осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Трудно назвать такое философское направление, представители которого не пытались бы раскрыть тайны общества.

Античность. Платон разрабатывал учение об обществе в связи с теорией идей. Средневековье. Августин осмысливает общество, как «град земной» в оппозиции  с «градом Божьим», что отражает основную направленность философии Средних веков. В Новое время Т. Гоббс и Д. Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответствующую ему теорию государства. Позитивизм (О. Конт, Г. Сленсер), ориентированный на научное знание, вычленяет из философии специальную науку об обществе – Социологию.  Философия жизни и феноменология (Гуссерль, Шюц) основали философию повседневности.  Этот исторический экскурс можно продолжать. Однако нашей основной задачей является рассмотрение философии общества в ее современном состоянии. Мы постараемся не ограничиться рассмотрением одного философского направления, а синтезировать достижения различных философских направлений. Как мы уже говорили, человек есть единство природного, психологического и социального. Этим обусловлены основные философские подходы к объяснению природы общества. Их можно рассматривать как движение от природы, психики человека, деятельности субъекта, продуктов деятельности человека.

Подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих взглядах выделяется особая, обусловливающая специфику общества роль географических (климата, ресурсов полезных ископаемых, флоры, фауны) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики.

Этим концепции в большинстве представляют ныне лишь исторический интерес. Вместе с тем, среди них есть концепции, например, социобиология, которые сохранили свою актуальность. В ней доказывается, что гены и культура эволюционируют вместе, т.е. происходит генно-культурная  эволюция. Социобиологи пытаются увидеть в социальном биологическое. Но социальное не является биологическим.

Натуралистические концепции исследуют важные аспекты взаимосвязи природы и общества. Но они недооценивают специфику общественного. Поэтому многие исследователи рассматривают социальное во взаимосвязи с более сложными, психологическими явлениями.

В основе психологизма в социологии, социопсихологии лежит тезис, сформированный, в частности Дж. С. Миллем : «…В общественной жизни люди обладают лишь  такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены».

На первый взгляд, это положение представляется самоочевидным. Однако, социопсихология Конструирует общество по образу и подобию индивида, а индивид рассматривается в отрыве от общественных  связей. При этом она ищет детерминанту психологического в физиологическом. В этом аспекте невозможно объяснить феномены культуры и практики.

Наиболее влиятельной школой социопсихологии является ныне инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Фрейд видит истоки социального в инстинктах человека. Именно они являются генератором человеческой активности. В качестве основных по Фрейду выступают инстинкты: половой(Либидо), жизни(Эрос), смерти(Танатос) и агрессии(Мортидо). Религия, мораль, социальные чувства призваны трансформировать инстинкты в социально приемлемые формы (механизм сублимации).

Наиболее важные положения социопсихологии получили развитие в концепции социальных действий (М. Верб, Т. Парсонс).

Социальное действие всегда осмысленно, личностно. Оно связывает индивида с другими субъектами. Каждый индивид частично «запрограммирован» социальными нормами,  он выбирает вариант поведения, принимает решения  и стремится их реализовать. Все общество выступает как система действий. Дж. Мид отмечал, что взаимодействия (интеракция) может быть символическим актом.  Сами действующие субъекты – это символы тех ролей, которые они выполняют (учителя, студента, политика). Я – это сумма ролей, которые осваиваются в процессе социального опыта. Этот процесс называется социализацией. Психическое становится социальным «Феномен Маугли «Цитата из В. Шекспира: «…Весь мир – театр,

                                                                В нем женщины, мужчины – все актеры.

                                                                У них свои есть  выходы, уходы,

                                                                И каждый не одну играет роль».

Представители концепции социального действия фактически  игнорируют предметные действия.

Теория предметного действия разработана К. Марксом. В основу ее положен тезис о самостоятельности общества как совокупности общественных отношений. Появление общественного результат символического характера деятельности многих людей, обменивающихся продуктами своей деятельности.

Таким образом, выступает, как системное образование, включающее различные уровни организации. Это совместная деятельность людей. Социальное – это системная характеристика общества.

Важно подчеркнуть, что общество – это особая система со сложной динамикой своих интегральных характеристик. Социальное – это системный показатель, для которого характерно как общее, так и особенное.

Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия "социальное". В современной философско-социологической литературе данное понятие употребляется в узком и широком смыслах.

В узком смысле "социальное" обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой крут проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненною уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие "социальное" употребляется в значении "общественное", как синоним данного понятия, совпадая с ним по объем) и содержанию. В этом случае понятие "социальное" ("общественное") обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы ("социального организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы то ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие "общественных отношений" встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое понимание общественных отношений характерно для марксизма. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся па первичные – материальные, базисные и вторичные – идеологические, надстроечные.

Общественные отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения.

В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развили в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).

О.Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный "культурно-исторический тип",непохожий на культурно-исторические типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна, неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя - русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается философами и учеными. Эта теория подавалась критике, но она имеет своих сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А. Тойнби. В своем фундаментальном труде «Постижение  истории» он дает характеристику двадцати одной цивилизации, которые «ничего не объединяет». Тойнби говорит о ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в современных развитых странах экономических и политических систем.  Отмечает, что политические и экономические системы схожи далеко не во всех странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция единства истории имеет еще одну ложную посылку -  представление о прямолинейности развития.  Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса нельзя оставить без внимания учение о цивилизационном подход. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества. При цивилизационном  подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете. Этот подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как небиологическом, чисто социальном  способе деятельности человека и общества. С цивилизованным подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход. Сочетание формационного и цивилизованного подходов позволяет выбрать более конкретные представления об историческом процессе как о смысле весьма сложном, противоречивом и многовариантном. Характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности.      

2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех ее видах, позволяя людям изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. В процессе жизнедеятельности людей формируется определенный тип ментальности, способ мышления, чувствования.  

Общественная жизнь предполагает систему связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно. Однако большей частью вырабатываются в процессе общественной жизни. Эти формы социальной жизни принято называть сферами. Как правило, выделяют экономическую, политическую, духовную (культурно-идеологическую, социальную).

Сферы общественной жизни.

Политическая сфера общественной жизни имеет сложную внутреннюю структуру, ее главным звеном является государство. Государство, в свою очередь институт, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения и т.д.

Продуктом духовной деятельности  (наука, искусство, мораль) является информация, адресованная человеческому сознанию – идеи, образы, нормы и т.д.

В сферу социальной жизни включается огромный и разнообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рождается человек, происходит его первичная социализация – воспитание детей в семье и средствами семьи.  Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы общество могло полностью передоверить его индивидам и первичным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в процесс воспитания и профессиональной подготовки.

Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться, как единое целое, как возникают системные качества и функции?

Представители монистического течения считают, что на каждом «этаже» социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и  идеалистов (П. Сорокин).

«Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного приоритета создания в общественной жизни людей. Характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всепцело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организаций: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем, второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими культуры.

В истории существуют попеременно, сменяя друг друга три основных вида мировоззрения – идеальное (нравственно-религиозное), идеациональное (рационально-прагматическое) и гедонистическое (чувственное). Каждому из них соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в следовании идеальным (религиозным, нравственным) принципам и нормам. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным обьектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

Прямо противоположные характеристики свойственны обществам третьего типа, основанном на материалистическом восприятии мира, акцентирующим чувственные стороны человеческого бытия. Второй тип является промежуточным типом социокультурной организации. Для него характерно стремление гармонично сочетать принципы духовности и чувственности. Даже общая культура индивида (как самого маленького культурного арсенала) не является полностью интегрированной в одну причинно – смысловую  систему.  Она представляет собой сосуществование  множества культурных систем – частично гармонирующих друг с другом,  частично нейтральных и частично противоположных друг другу – плюс, сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру осевших там.

Историческое развитие человечества автор книги «Социологичесике теории современности» рассматривает как постоянную циклическую смену «социокультурных суперсистем». Причину постоянной смены систем Сорокин видит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существования, который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества.

3. Социальная структура и политическая система общества

Любое развитое общество имеет сложную социально-классовую структуру, которая представляет собой совокупность больших и малых социальных групп, отношений между ними, обусловленных соответствующим социально-культурным развитием. Социальная структура общества включает в себя деление населения по возрастным, половым, национальным, профессиональным и другим признакам.

Другой не менее важной стороной общества является наличие в нем политической системы – органа регуляции отношений между различными социальными группами и государством, а также интересов государства в его отношениях с другими государствами и международными организациями. Принято выделять четыре компонента (элемента) политической системы: 1) политические отношения, 2) политические институты, 3) политические нормы, 4)политическое сознание и политическую культуру.

Политическая система оказывает воздействие на развитие общества, всех его сфер, осуществляя управление им. Основным элементом политической системы выступает государство, задающее цели развития общества. На этой основе формируется внутренняя – экономическая, социальная, национальная, культурная и внешняя политика государства )отношение между странами и международными организациями, защита страны).

Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений и контроль за их исполнением.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего трудно переоценить. В содержании духовной жизни общество проявляется  его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание. Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, окружающих те или иные стороны общественной жизни. Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно – бытовой или иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях – это две стороны практической деятельности людей. Содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысление людьми, становится содержанием их общественного сознания. Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной  действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Итак, мы кратко осветили наиболее значимые проблемы общества как социальной системы, рассмотрели ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько изменилось материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические отношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с другом, которое появляется в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Из данного взаимодействия складывается исторический процесс развития человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой-то страны, так и исторический процесс развития всего человечества. Исторический процесс есть  поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлений социальных структур, политических систем и духовной жизни. Исторический процесс сам весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества,  объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй. Субъективные факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки в производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества.

Объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически взаимодействуют между собой. Объективные факторы,  прежде всего потребности людей, заставляют действовать их в определенном направлении, исходя при этом из сложившихся объективных условий, природных и социальных. С того момента, когда люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно. Речь идет о сознательности этих явлений в масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.

Но осознать все условия общественной жизни, равно как и все ближайшие и отдаленные последствия действий людей, очень сложно, по сути, невозможно. Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы стихийности. Их становится меньше по мере того, кК с развитием науки и социального опыта общество получает возможность шире и глубже осмысливать происходящие процессы в области экономики, социальной, политической и духовной жизни. Но полностью избавиться от элементов стихийности нельзя.

Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности в обществе на каждом этапе его развития. Главное в том, чтобы предельно сузить область стихийного и расширить область проявления сознательного  начала в жизни и деятельности людей и в развитии общества. К этому стремятся все цивилизованные общества, используя новейшие достижения науки и техники.

Существенную роль в историческом процессе разных эпох играли те или иные классы, нации и целые народы, скажем, народы Франции, Германии, Англии, США, Китая, России, других стран. Деятельность народа этих стран выразилась прежде всего в развитии их материальной и духовной культуры, оказавшей большое влияние на развитие современной цивилизации. Важную роль играет социально значимая деятельность отдельных людей , ориентированная на широкие общественные интересы. Это касается выдающихся ученых, политиков, представителей духовной культуры, оказавших существенное воздействие на развитие тех или иных сторон исторического процесса.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считают главной движущей силой исторического процесса деятельность выдающихся личностей и элитарных групп. На их роль развития общества указывалось в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Вебера и других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются, как проводники идей творческих личностей, воплощающих в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в области политики и духовной жизни.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как о самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все более выступает как единое целое в силу расширения и упрочнения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усилия их взаимозависимости. Именно  в рамках человечества, как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. С этим связано решение проблемы выживания и дальнейшего развития всего человеческого рода.

Вопросы к семинару по теме «Общество».

  1.  Каковы основные подходы к определению понятия «Общество»?
  2.  Общество как саморазвивающаяся система: источники, направления, противоречия.
  3.  Общество и личность: диалектика взаимодействия.
  4.  Понятие прогресса: подходы к объяснению, темы, парадоксы.
  5.  В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации и каковы возможные пути их решения?
  6.  Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

Литература по теме. Обязательная.

Философия: Учебник для Высших Учебных Заведений – Ростов н/Д: Феникс, 2004 -576с.

Канке В.А «Философия: Исторический и Систематический курс» – М.: «Логос» 2005 – 320с.

Шаповалов В.Ф. «Основы философии: От классики к современности» – М.: Фаир-пресс, 1999-576с.

Дополнительная.

Бердяев Н.А. «Философия неравенства»» - М.: 1990

Вебер.М. «Избранные произведения» - М.: 1990

Ильин И.А. « Путь к очевидности» - М.: 1993

Ортега и Гассет Х. «Дегуманизация искусства и другие работы» - М.: 1991

Тайнби А. «Дж. Постижение истории» - М.: 1991

Шпенглер О. « Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории» Т1 – М.: 1995

Ясиерс.К « смысл и назначение истории» - М.: 1991

Тест по теме «Общество».

1. Аристотель называл человека:

А) Общественным животным;

Б) Политическим животным;

В) Нравственным существом;

Г) Духовным существом;

2. Марксизм признает основными отношениями между людьми в обществе:

А) Духовные;

Б) Материальные (производственные);

В) Конвенциональные;

Г) Политические;

3. Сторонники натуралистических подходов к обьяснению источников и закономерностей возникновения и развития общества считают основными:

А) Ритмы солнечной активности и космических излучений;

Б) Особенности географической и природно – климатической среды;

В) Специфику человека как природного сущеста (генетические, расовые и половые особенности);

Г) Все ответы верны;

4. Сторонники идеалистических подходов объясняли связи между людьми в обществе:

А) Общностью их верований, идей, мифов;

Б) Договорными отношениями между людьми;

В) Отношениями между людьми в процессе их трудовой деятельности;

Г) Божественным проведением;

5. Структура общества может рассматриваться:

А) Как совокупность индивидов и социальных групп;

Б) Как система связей и отношений между социальными субъектами;

В) Как система духовных ценностей, норм, идеалов;

Г) Все ответы верны;

6. Доиндустриальный тип цивилизации (по Д. Беллу) характеризуется:

А) Преобладанием в экономике сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности;

Б) Состязанием человека с не преобразованной человеком природой;

В) Доминированием кровно-родственных  связей  в отношениях между людьми;

Г) Авторитарным политическим режимом;

Д) Все ответы верны;

7. Индустриальный тип общественной организации основан на:

А) Преобладание автоматизации производства над механизацией;

Б) Развитие производства, товаров народного потребления для удовлетворения постоянно растущих потребностей граждан;

В) стандартностью и массовостью, производство товаров и услуг;  

Г) формированием и развитием духовной культуры граждан;

8. Постиндустриальный тип общества имеет в качестве главных звеньев:

А) Труд, направленный на получение, обработку, хранение и распрастранение информации;

Б) Целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук;

В) На первое место выходят отношения между людьми, от качества межчеловеческих; отношений зависит отношение с природой;

Г) Все ответы верны;

9. Либерализм предусматривает в качестве основных приоритетов:

А) Права и свободы личности;

Б) Ограничение влияния государства в частную жизнь граждан, в экономику;

В) Законодательное запрещение любых возможностей использования причастности к политической власти для личного обогащения;

Г) Все ответы верны;

10. Основными источниками саморазвития общества является:

А) Противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ;

Б) Общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности;

В) Духовный потенциал общества и личности;

Г) Все ответы верны;

11. Основную причину современного социокультурного кризиса П. Сорокин видел в:

А)  Утилитарном подходе ко всему, в том числе к человеку;

Б) Моральном нигилизме и господстве силы и насилия;

В) Культе наслаждений и «денежном сумасшествии»;

Г) Доминировании систем гедонистических  ценностей;

12. Основателем формационного подхода в обьяснении истории общественного развития был:

А) Г.В.Ф.Гегель;

Б) И. Кант;

В) К.Маркс;

Г) Ж.Ж.Руссо;

13. Смена социально-экономических формаций происходит в результате:

А) Развития производительных сил;

Б) Смены производственных отношений;

В) Смены ценностного фонда культуры;

Г) Смены политического режима;

14. Представление о цивилизации, как локально-исторических образованиях было положено исследованиями:

А) Н. Данилевского;

Б) О. Шпенглера;

В) А. Дж. Тойнби;

Г) Ф.Гизо;

15. Во второй половине 18 – начале 19 вв. утвердилось три подхода к пониманию цивилизации:

А) Унитарный (цивилизация, как идеал прогрессивного развития человечества, как единого целого);

Б) Стадиальный ( цивилизация, как этап прогрессивного развития человечества, как единого целого);

В) Локально-исторический (цивилизация, как качественно различные уникальные; этнические или исторические общественные образования;

Г) Все ответы верны;

16. Технократический подход выделяет три стадии развития цивилизации:

А) Аграрную (доиндустриальную);

Б) Промышленную (Индустриальную);

В) Информационную (постиндустриальную);

Г) Все ответы верны;

 

 

 

  

  

PAGE 12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10821. Туристский потенциал Челябинской области 135 KB
  Основная цель данной работы заключается в том, чтобы показать и доказать необходимость развития туризма в Челябинской области. Ведь это не только промышленный регион, но еще и место, где сосредоточены огромные туристские ресурсы, такие как Аркаим, Ильменский государственный заповедник и другие.
10822. Людина серед людей 101 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 6 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 6 Підтема: Людина серед людей. Мета: Обговорити в групах та в процесі аудіювання тексту положення та якості особистості в суспіл Систематизувати та повторити тему
10823. Видатні люди. Люди, які самі себе зробили. (Self-Made People.) 50 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 7 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 7 Тема. Повторення. Я моя сімя і друзі Підтема: Видатні люди. Люди які самі себе зробили. SelfMade People. Мета: Систематизувати матеріал Plural of Nouns та тренувати учнів у ...
10824. Люди, робота і професія. Діагностичне тестування 52.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 8 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 8 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Діагностичне тестування. Мета: Проконтролювати розуміння та обговорити текст для домашнього читання. Провести контроль на
10825. Люди, робота і професія. Друзі. для учнів 11-х класів 53.5 KB
  УРОК 9 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Друзі Мета: Проаналізувати та обговорити результати діагностичного тесту. Формувати в учнів уміння висловлювати свою думку за темою уроку адекватно реагувати в ситуації спілкування. Практикувати учнів у вживанні видоча
10826. Дорога в житті. Люди, робота і професія 43 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 10 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 10 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Дорога в житті. Мета: Провести вводну бесіду про важливість вибору життєвого шляху. Практикувати учнів у читанні тексту за
10827. Праця - обовязок кожного. Люди, робота і професія 24.02 KB
  УРОК 11 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Праця обовязок кожного. Мета: Практикувати учнів у читанні тексту за темою з добуванням основної інформації. Узагальнити у вправах вживання Present Perfect. Обладнання: підручник In the Hospital HO таблиця Present Perfect H02. ХІД У
10828. Різноманітність професій 51.5 KB
  УРОК 12 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Різноманітність професій. Мета: Ознайомити учнів зі списком професій та тренувати їх в описанні різних професій. Формувати навички працювати за моделлю. Обладнання: підручник список професій Occupation HO. ХІД УРОКУ I. П...
10829. Вибір професії. Люди, робота і професія 51.5 KB
  УРОК 13 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Вибір професії. Мета: Практикувати учнів в аудіюванні тексту за темою. Націлити учнів на оптимальну оцінку своїх можливостей у виборі професії. Підготувати учнів до написання есе про професію. Обладнання: підручник т...