19630

Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга

Лекция

Маркетинг и реклама

Занятие 1. Предмет и задачи курса. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга. Внешняя среда предприятия. Виды рынков. Сегмент рынка. Инструментарий маркетинга. Развитие предприятий на основе маркети

Русский

2013-07-17

149.5 KB

40 чел.

Занятие 1. 

Предмет и задачи курса.  Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга. Внешняя среда предприятия. Виды рынков. Сегмент рынка. Инструментарий маркетинга.

Развитие предприятий на основе маркетинговых стратегий означает изменение парадигмы управления, переориентацию их деятельности  на нужды потребителя, что означает, прежде всего,  не только структурные или технологические перемены, но и серьезная психологическая перестройка персонала фирмы - от высшего руководства до рядовых рабочих. Время, в течение которого содержание новых установок станет внутренним убеждением подавляющего большинства сотрудников, может оказаться очень и очень продолжительным. Поэтому кроме усвоения новых идей, необходима и большая организационная работа в коллективах. Весь спектр вопросов, связанных с освоением   новой идеологии управления предприятием,  будет рассмотрен в рамках данного курса.

Сферы применения маркетинга

Маркетинг -

деятельность предприятия по формированию устойчивых производственных и коммерческих связей с другими субъектами хозяйствования и гражданами.

Различают  три основные сферы  деятельности в управлении предприятием:

рациональное использование наличных ресурсов;

организация обменных процессов предприятия с внешней средой для реализации поставленных собственником задач;

поддержание организационно-технического уровня производства, способного отвечать вызовам рынка.

Предметом курса является сфера обменных процессов между предприятием и потребителем, произведенной им продукции. Интересы предприятия (далее по тексту – продавец) и потребителя (далее по тексту – покупатель) согласуются через определенные действия, направленные на выявление потребности (проблемы), создании продукта, который может решить проблему потребителя1, а также необходимые действия по информированию потребителя о свойствах и наличии продукта, а также организации возможности сделки «купли-продажи». Однако на этом взаимоотношения могут не завершиться. Решение одной проблемы (удовлетворение потребности) порождает новый, более высокого уровня, и весь цикл повторяется. Таким образом, взаимный интерес «продавца» и «покупателя» представляет собой цикличное взаимодействие. Из этого следует, что действия продавца осуществляются, в основном, вне  пределов предприятия. Только небольшие зоны пересечения, преимущественно, по выявлению потребности и реализации продукции, находятся  в зоне административного регулирования. Остальная деятельность не может регулироваться административно руководителями предприятия. Поэтому отношения вне предприятия с другими участниками рынка принято обозначать как  маркетинговую деятельность предприятия, которая  не имеет непосредственного отношения к собственно производственному процессу. Принято выделять несколько основных видов работ в сфере маркетинговой деятельности: выявление неудовлетворенной потребности; разработка продукта, который способен помочь решить проблемы покупателя; информирование потенциальных покупателей о наличие нужного продукта и его продажа. Каждый из вышеперечисленных работ будет рассмотрено подробнее.

Маркетинговая деятельность предприятия призвана активизировать обмен между продавцом и покупателем. При этом закон обмена можно сформулировать, независимо от того, что обменивается и где происходит этот обмен.[2].

«А  имеет в своем распоряжении стоимость Х, а В распоряжается стоимостью Y. Товарообмен будет иметь место, если:

  1.  Х воспринимается как отличное от Y,
  2.  А и В ожидают увеличения пользы для себя при обмене X наY,
  3.  А и В оценивают результаты обмена, как более высокие по сравнению с издержками.

Из этих утверждений следует,

- что обмен будет иметь место, если продукты для обмена имеют разную природу, как правило это продукт с одной стороны и деньги - с другой. Однако для обмена могут быть предложены и иные товары.

- стороны, участвующие в сделке,  ожидают увеличения пользы для себя в результате ее проведения, при обязательном доверии участников сделки к друг  другу;

-  выгода, полученная в результате сделки, была для участников больше тех затрат, которые они понесли.

Таким образом, процесс обмена является честной сделкой двух лиц с противоположными интересами, которые преследуют собственные цели, и после данной сделки получающие прибыль, которая может  выражаться как в материальной, так и в нематериальной форме. При этом на рынке, в силу специализации субъектов хозяйствования, формируется цепь последовательных обменов, когда один и тот же субъект может выступать сначала как покупатель, а в другом случае как продавец.

Каждый субъект рынка находится в окружении других субъектов хозяйствования,  с которыми у него уже существуют или могут  существовать отношения, а  так же в системе общественных отношений. Эти отношения охватывают правовые, экономические, психологические, технические и прочие отношения. При этом эти отношения выстраиваются на основе принципов обеспечивающих равноправия и взаимного интереса, а не на основе административного воздействия, приказа. Поэтому маркетинг в широком понимании представляет собой систему действий субъекта хозяйствования по выстраиванию взаимовыгодных отношений во внешней среде.

Принципы маркетинга.

Филипп  Котлер предлагает четыре принципа при организации маркетинговой деятельности предприятия:

1) достижение максимально возможного высокого потребления,

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности,

3) предоставление максимально широкого выбора и

4) максимальное повышение качества жизни.

Его позиция доказывает, что предприятие занимается удовлетворением нужд потребителей не из альтруизма, а преследует вполне конкретные цели (извлекала прибыль, добивалась определенного объема сбыта, завоевывала расположение клиентов и т.д.).

В приведенном выше определении маркетинг рассматривается как система отношений, включающая четыре основных элемента:

  •  Субъектов (продавец и покупатель), занимающихся обменом;
  •  продукты  являющиеся предметом обмена (то, что обменивается);
  •  осуществление процесса обмена (временные и пространственные характеристики);
  •  условия, при которых этот обмен возможен (факторы, обеспечивающие обмен).

Этапы развития маркетинга.

Со времени признания маркетинга как науки (конец 20-х-начало 30-х годов прошлого века), это содержание этого понятие прошло целый ряд этапов от науки от продвижения продуктов (продуктовые технологии) до науки о формировании спроса на рынке и переход на технологии формирования лояльных покупателей (CRM- технологии). На каждом этапе возникали новые подходы к решению задач. Наиболее известной является концепция 4Р (середина 60-х годов), в которой впервые вопросы управления маркетинговой деятельностью рассматривались в комплексе.

В последующем, маркетинг вышел из сферы материального производства и охватывает иных сферы. В соответствии с этим появляется политический маркетинг (избирательные технологии), социальный маркетинг, экологический маркетинг и т.д.

В настоящее время в связи с обострением конкуренции на рынке, как внутри страны, так и на зарубежных рынках, доминирующим являются клиентоориентированные технологии, позволяющие создавать за счет долговременных связей с постоянными  клиентами устойчивый спрос на свою продукцию.

Основные  стратегии  маркетинга 

Спрос – является одним из центральных понятий маркетинга, который характеризует складывающуюся на рынке ситуацию. Своими действиями предприятие может оказывать определенное воздействие на спрос.

Поэтому в литературе маркетинг преподносится  как эффективный инструмент реализации  своей политики. Эта ситуация многомерна по своей сути, но можно выделить несколько типичных моделей развития ситуации на рынке. Адекватно этим ситуациям предприятия предпринимает собственные действия, которые обеспечивают достижение успеха в зависимости от сформировавшегося характера спроса. Эти комплексные действия принято обозначать как основные  стратегии маркетинга.

Разнообразие маркетинговых стратегий может быть описано пятью типовыми концептуальными моделями, на основе которых выстраивается система управления предприятием. Три из них относятся к пассивным, когда  предприятие продвигает готовый продукт, а в основе двух других лежит создание продукта, ориентированного на потребности рынка.

Концепции пассивных технологий

1. Продуктовая

Деятельность предприятия ориентированная на использование уникальных свойств (большой полезности) изделия.

Алгоритм  действия:

изделие с уникальными свойствами – повышенный интерес покупателей - рост спроса – рост объема продаж – получение дополнительной прибыли.

Это фактически означает, что продукт продает себя сам, поскольку его уникальность, как магнит, притягивает потребителей. Благодаря повышенному интересу потребителей увеличивается объем продаж изделия, что приводит к росту прибыли.

2. Сбытовая

Концепция, ориентированная на своевременное информирование потребителя, без чего они не будут покупать изделия в достаточных количествах , активные действия предприятия по формированию спроса и стимулирования продаж.

Алгоритм  действия:

качественное изделие – активизация рынка – формирование повышенного спроса – рост объема продаж – получение дополнительной прибыли.

Продавец доводит информации о изделии до покупателя, которому в этом случае не нужно тратить время на его поиск.

3. Технологическая

Концепция ориентированна на достижение конкурентного преимущества за счет более низких издержек в производстве изделия, исходя из того, что потребители более благожелательны к товарам, которые доступны по цене при их гарантиях качества. Целевая функция этой концепции состоит в достижении успеха в ценовой конкуренции, в обеспечении группы потребителей с определенным доходом, а значит, в увеличении объема прибыли.

Алгоритм действия:

издания - издательский процесс – его рационализация – снижение себестоимости – снижение цен – повышенный интерес – рост спроса – рост объема продаж – дополнительная прибыль.

Снижение себестоимости продукции позволяет, с одной стороны, назначить более благоприятные, чем у конкурента, цены для потребителя (ценовая конкуренция), сохраняя на том же или большем уровне прибыль по каждой единице продукции, а с другой – работать с определенной группой потребителей. Данная стратегия справедлива, когда используется интерес покупателя к дешевым продуктам, для которых спрос эластичен по цене.

Концепции активных технологий

4. Маркетинговая

Собственно маркетинговая концепция  утверждает, что основу успеха составляет удовлетворение издательством  выявленных потребностей целевых групп потребителей более эффективными способами, в сравнении с конкурентами.

Алгоритм  действия:

 выявленная потребность – издание – тираж – реклама – формирование повышенного спроса – рост объема продаж – получение дополнительной прибыли.

Прежде чем приступать к работе над выпуском продукта делает прогноз потребностей покупателей, исходя из того, какой вид изделия необходим потребителю и какова емкость потенциального рынка, кто уже работает с аналогичным продуктом на рынке, а также оценивать спрос и, самое главное, определить каналы сбыта этих  изделий.

5. Социально-этическая

Концепция утверждает, что книга не является простым товаром и только согласование духовных нужд потребителей  и интересов издательства с соблюдением принятых ими морально-этических норм обеспечивает коммерческий успех издательства.  

Алгоритм  действия:  

изделие – интересы продавца – духовные потребности конечного потребителя – их согласованность – формирование повышенного спроса – рост объема продаж – получение дополнительной прибыли.

Концепция возникла в последние годы в связи с тем, что изделие не является только объектом  для продажи, а, при определенных условиях, может стать продуктом для удовлетворения определенных духовных и нравственных потребностей граждан. Если духовные и нравственные ценности гражданина и  философия изделия входят в противоречие, то потребители могут отвергнуть  товар и сформировать против него общественное мнение, что приведет к неудаче.  

Внешняя среда предприятия.

Макросреда - это шесть основных сил, влияние которых сказывается на предпринимательской деятельности самым непосредственным образом. Процессы, протекающие в демографической, экономической, природной, научно-технической, политической или культурной среде, равно как и ведущие тенденции этих процессов, ставят специалистов по маркетингу перед целым рядом сложных задач перспективного, стратегического характера. Действие этих факторов определяет общих фон деятельности предприятия. Кроме того, на рынке реально действуют субъекты хозяйствования. Описание такой ситуации принимает на себя так называемая теория  расширенной концепции соперничества, которая была предложена М. Портером в 1982 году. Эта теория исходит из того, что способность предприятия реализовывать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой предприятие сталкивается, но и об действия других факторов, которые могут создать новую конкурентную ситуацию, такие как потенциальные конкуренты, товары-заменители, клиенты и поставщики. Именно взаимодействие этих пяти факторов (сил) определяет в конце концов потенциал рентабельности рынка товаров.

Новые (потенциальные) конкуренты с большой вероятностью прихода на рынок – это угроза, степень которой издательство должно стремиться понизить и против которой она должна защищать себя, создавая барьеры входа.

Товары-заменители – это товары, выполняющие ту же функцию для той же группы потребителей, но основанные на других принципах воспроизведения. Например, существующие учебники на бумажных носителях и аналогичные учебники на магнитных носителях  выполняют одну и туже задачу – помощь студенту или ученику в освоении необходимых знаний и умений. Однако дидактика изложения учебного материала может существенно различаться. Более того, возможности программного обеспечения компьютеров позволяют не только вести диалог в активном режиме, но и осуществлять текущий контроль без присутствия преподавателя. Если рассматривать сферу ИНТЕРНЕТа, то возможности получения информации, например, студентами в доступной для понимания форме резко возрастают. В этой связи предприятия должны определить по разным критериям, например, по критерию «отношение качества/ цена» сферы эффективного применения книг на бумажных носителях и возможности использования электронных средств.

Устойчивость развития предприятия не может базироваться на интересах случайных покупателей, более надежной является стратегия, ориентированная на устойчивый спрос определенных покупателей. Снизить риск ухода покупателей возможно за счет более требовательного подбора клиентуры и формированием долгосрочного портфеля заказов, что позволит избежать любой формы зависимости от покупателей.


Рассмотрим воздействие этих факторов на примере книжного рынка.

Силы, действующие на рынке

Новые конкуренты

  •  Насколько легко новые конкуренты могут начать свою деятельность?

Угроза смены (ухода) поставщиков

Угроза прихода новых конкурентов

поставщики

  •  Известность поставщиков
  •  Устойчивость поставщиков материалов
  •  Насколько жестко они могут вести переговоры

Конкуренты в секторе

  •  Насколько остра конкуренция на рынке

- по уровню цен

- по ассортименту

- по качеству исполнения 

Покупатели

  •  Насколько сильны наши покупатели (включая оптовых)?
  •  Насколько жестко они ведут переговоры?
  •  Насколько высока платежеспособность покупателей (читателей)

Соперничество между действующими предприятиями

Угроза ухода постоянных покупателей

Товары – заменители

  •  Насколько реальна угроза появления книг на электронных носителях?
  •  Какой будет их цена?
  •  Удобство пользования

 

В качестве основных поставщиков, следует рассматривать предприятия полиграфической отрасли, которые предлагают свои услуги для обеспечения издания книги. Когда ряд издательств вынуждены печатать свои издания за рубежом, то это обусловлено невыгодностью экономической и низкой обязательностью отечественных полиграфистов при выполнении заказов. Поэтому многие издательства оказываются в условиях сильной зависимости от полиграфистов и производителей бумаги.

Типы рынков. Оценка конкурентной ситуации.

Рынок

– место, где происходит операция купли – продажи.

Именно концентрация продавцов и покупателей в одном месте (независимо от того, присутствуют они здесь физически или торговые переговоры ведутся по каналам связи) и в одно и то же время создает такой инструмент, как рынок. При этом могут возникнуть несколько типов рынков.

В симметричной матрице (табл. 1.1.), построенной в соответствии с числом  участников приведены  характерные типы рынков, операции на которых подчиняются строго определенным законам. По горизонтали выделены три ситуации для покупателей, а по вертикали – те же ситуации, но для производителя. Таким образом, возникает шесть основных типов рынков.

Характерные типы рынков

Таблица 1.1 

Покупатели (спрос)

Издательства (предложение)

Одно крупное

Мало средних

Много малых

Один крупный

Двусторонняя

монополия    (1)

Ограниченная

Монополия (2)

Монопсия  (3)

Мало средних

Ограниченная монополия (2)

Двусторонняя олигополия  (4)

Олигополия  (5)

Много мелких

Монопсия (3)

Олигополия  (5)

Полиполия  (6)

В табл.  1.2 дано описание закономерностей развития приведенных в табл.  1.1 различных типов рынка.

Закономерность развития различных типов рынка

 Таблица 1.2

Тип рынка

Закономерности развития

1. Двусторонняя монополия

Четкая картина рынка производителя, когда ассортимент, цены, качество формируются на основе взаимной договоренности. Пример: техническая документация к программному продукту. Без программного продукта документация никому не нужна, а программный продукт выпускает одна определенная фирма.

2. Ограниченная монополия потребителя

Несколько средних предприятий выпускают продукт. Качество, цена и прочие условия практически определяются этими производителями в своих интересах. Возможные противодействия покупателей  приводят их к заключению соглашения между собой, что переводит этот рынок в тип 1.

3. Монопсия

Противостояние множества мелких предприятий одному монополисту. В условиях такого рынка имеет место диктат потребителя исходя из его интересов.

4. Ограниченная монополия производителя

Этот рынок наиболее известен в нашей экономике, когда один монополист навязывает  и цены, качество и другие потребительские свойства товара.

5. Полиполия или массовый рынок

Данный рынок в силу многочисленности внутренних связей является саморазвивающимся и устойчивым. При соблюдении принципа свободы выбора партнера этот вид рынка обеспечит постоянное вовлечение новых производителей, что вызывает в конце концов сокращение издержек на подготовку и выпуск товара, а также его распространение и, соответственно, снижение цены.

6. Двусторонняя олигополия

Ограниченное число производителей и потребителей при отсутствии законодательных ограничений и определенном стечении обстоятельств могут заключить соглашения по условиям купли – продажи товара. В этом случае рынок превращается в двойной монопольный. Однако разнообразие интересов участников может привести к нормальным конкурентным условиям.

Другой характеристикой рынка является цели обмена и виды продукта. По этим характеристикам можно выделить:

  1.  

Рынок конечного потребителя

Рынок, на котором основными участниками являются продавец (производитель) и конечный потребитель.

Основным мотивом поведения участников рынка является удовлетворение потребностей конечного потребителя, который самостоятельно принимает решение о приобретении продукта.

В зависимости от этого выстраивается стратегия воздействия на конечного потребителя.

  1.  

Рынок промышленных товаров

Рынок, на котором основными участниками являются предприятия и продавец и потребитель.

Основным мотивом поведения участников рынка является производство нового продукта, реализация которого обеспечит возврат вложенных средств.  Решение о приобретении принимается коллегиально. В зависимости от этого выстраивается стратегия долговременных отношений в технологической цепочке.

  1.  

Рынок перепродаж

Рынок, на котором основными участниками являются производитель и оптовый покупатель (посредник).

Основным мотивом поведения участников рынка является извлечение прибыли от последующих перепродаж партии изделий. Таким образом, предприятие выстраивает опосредованную стратегия воздействия на конечного потребителя, отдавая приоритет экономическим интересам посредника.

  1.  

Рынок государственного заказа

Рынок, на котором основными участниками являются предприятие и государственные и муниципальные органы исполнительной власти.

Основным мотивом поведения участников рынка являются обеспечение предусмотренных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий граждан посредством предоставления в их распоряжение соответствующих изданий, закупленных в рамках государственного заказа. Выбор партнеров на предоставление государственного заказа осуществляется на основе конкурсного размещения заказа (требование Федерального закона 94_ФЗ) на поставки продукции и оказания услуг за счет средств государственного или местного бюджета.

Сегмент рынка.

Рынок совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, который позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, кот имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар. Поэтому важно научиться разделять общий рынок на группы покупателей с однородными интересами (деление на сегменты).

При этом в дальнейшем будем рассматривать  произведенный продукт и товар как синонимы.

Сегментация рынка –

это процесс разделения рынка на отдельные части (сегменты), отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции для производителя, то есть разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых требуются отдельные виды товаров.

Сегментирование проводится в следующей последовательности:

анализ требований покупателей относительно продуктов предприятия;

формирование группы потребителей со сходными требованиями к определенному товару;

изучение производства данного товара и возможности изменения технологии, позволяющей производить товар, удовлетворяющий требованиям соответствующих групп покупателей;

оценка конкурентоспособных товаров;

определение экономической эффективности создания рыночного сегмента; разработка маркетинговой программы сегмента рынка.

Наиболее часто сегментирование рынка проводят по следующим принципам:

демографический (возраст, пол, покупательная способность, профессия, образование, раса и национальность);

географический (регионы мира, страны, регионы страны, штаты, округа, города, кварталы, климат, местность, плотность населения, плотность рынка);

поведенческий (объем потребления, тип потребления, приверженность к товарной марке, ожидаемые выгоды);

психографический (социальный класс, личностные характеристики, образ жизни).

При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит потребительский рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Количество сегментов, как показывают практика, не должно превышать 10.

Инструментарий маркетинга

Чтобы планы издательства стали реальностью, необходимо иметь реальные рычаги воздействия на рыночную ситуацию. Их обычно называют инструментами маркетинга. По сути, это виды деятельности, с помощью которых издательству удается управлять ситуацией во внешнем окружении. Это не прямое воздействие на потребителей или других участников рынка, а создание определенных предпосылок для изменения их интереса, информированности и, соответственно, возникновения спроса.

Очевидно, что порядок и целесообразность использования инструментов маркетинга определяется поставленными целями вузовского издательства и концепцией маркетинга.

Инструментарий маркетинга

Реальные рычаги воздействия предприятия на складывающуюся рыночную ситуацию.

По сути, это виды деятельности, с помощью которых предприятие управлять ситуацией во внешнем окружении. Это опосредованное воздействие на потребителей или других участников рынка и создание определенных предпосылок для изменения их интереса, информированности и, соответственно, возникновения спроса. Воздействия от их использования имеют разно моментные последствия, как мгновенные, так и отдаленные,  в формирующейся ситуации на рынке.

Продуктовая политика

Мероприятия, осуществляемые предприятием с целью сохранять постоянных потребителей на избранном сегменте рынка и экспансию на новые. Это достигается за счет качества продуктов и наличия необходимого их ассортимента для удовлетворения их потребностей, а также путем создания имиджа солидного партнера, продукции которого можно доверять. Единство всех действий базируется на обратных связях, когда служба изучения спроса (скорее всего, сотрудник отдела реализации) предприятия заблаговременно распознает колебания желаний потребителей и их новые потребности, что в максимальной мере реализуется в новых продуктах или услугах.

Коммуникационная политика

Мероприятия, осуществляемые предприятием с целью доведения информации и других важных сообщений о продукте и предприятии для управления поведением потребителей в соответствии со специфическими целями маркетинговой стратегии. К инструментам коммуникационной политики относятся реклама, участие в выставках и ярмарках, различного рода конкурсах, семинарах и других мероприятиях. Если для локального рынка эта работа осуществляется в упрощенном виде, то для «дальних» потребителей она требует сложных форм.

Ценовая политика

Мероприятия предприятия по формированию цен, которые являются результатом компромисса между сформировавшимся спросом и предложением товара на рынке.

Знание рынка и его состояния на данный момент позволяет формировать разумную ценовую политику. Для этого используются различные подходы от определения уровня цены, использования различных форм оплаты, а также применение различных видов скидок и надбавок, заинтересовывающих покупателей приобретать оптом и в розницу товары у данного продавца.

Сбытовая политика

Мероприятия, осуществляемые предприятием с целью разработки путей движения продукта от производителя к покупателю.

При этом принципиальное значение имеет вопрос, каким путем и сроки поставки продукции покупателю. Своевременная доставка потребителю купленного изделия является наиболее важным моментом всей деятельности предприятия. При этом должен выдерживаться не только удобные сроки доставки, но также обеспечиваться сохранение товарного вида при транспортировке.

Маркетинг-микс

Подбор и совместное применение маркетинговых инструментов для достижения поставленной цели, который в основе своей составляет программу маркетинговой деятельности издательства.

Взаимодействие маркетинговых инструментов делает составление оптимального маркетинга-микса для каждой выбранной стратегии особенно сложным, поскольку эти инструменты могут проявлять себя в качестве замещающих, дополняющих и предполагающих.

Сформировать маркетинг-микс для разработанной концепции маркетинга предприятия одна из основных задач маркетинговой службы издательства.

Схематичное представление инструментов маркетинга не должно вводить в заблуждение, что их действия независимы. Очевидно, что одновременно использование двух и более инструментов порождает побочные эффекты, которые можно рассматривать как замещающие, дополняющие или синергетические.

О замещающем действии говорят, когда усиленное использование одного инструмента на рынке позволяет сократить применение другого при сохранении неизменным общего результата. Например, мощная рекламная кампания вузовского учебника может компенсировать недостаточный профессиональный уровень работников, связанных с его реализацией или наоборот.

Под дополняющим действием понимают такое воздействие на рынок, когда лишь совместное использование двух или нескольких инструментов может обеспечить желаемый результат. Например, наличие грифа Министерства образования Российской Федерации при достаточно высокой цене на учебник.

Синергия имеет место тогда, когда действие одного инструмента на рынке строится на результатах использования предыдущего. Например, увеличение ассортимента книг невозможно без роста профессионализма сотрудников отдела реализации, когда работа с клиентами проводится в одном и том же сегменте рынка. Потребитель должен знать, зачем ему необходимо купить еще одну книгу по данной тематике.

Результаты, которые должны обеспечить на рынке маркетинг-микс, могут быть наглядно выражены в доле присутствия издательства на рынке, доходе, сбыте, а также известности, имидже предприятия. Результаты рыночной деятельности оцениваются через достигнутый доход и составляет исходную базу для экономики.

Целевая группа. 

Покупатель. Это потребители, которые покупают товары предприятия. Это позволяет выделить близкие по своим характеристикам группы потребителей, сегменты и т.д..

Примечание. В общем случае эти понятия потребитель и покупатель могут приниматься как синонимы, особенно на потребительском рынке. Однако нередки случаи, когда покупатель не является потребителем, более того, их интересы могут не совпасть. Например, родители (покупатели) покупают товары для детей (потребители). В отдельных случаях эти группы могут по разному относиться в конкретному товару. В Последующем, эти понятия не будем разделять.

Целевая группа покупателей

Группа покупателей (целевой сегмент) обладающих однородными доминирующими потребностями и представляющих коммерческий интерес для предприятия.

Матрица целевых групп покупателей

Метод деления потенциальных покупателей (сегментирование) на определенной территории в соответствии с выбранными критериями группирования.

Метод позволяет в формате матрицы осуществить многомерное описание ситуации для каждой группы потенциальных потребителей. В частности, определить для каждой группы доминирующие профессиональные интересы, оценить насыщенность рынка изданиями, а также спрогнозировать характер развития ситуации на рынке. На основе этого возможно осуществить выбор наиболее перспективных целевых групп покупателей.

На поведение потребителей влияют ряд факторов:

- культурные факторы: культура, субкультура и социальные нормы;
- социальные факторы: референтные группы, семья, роли и статусы;
- личные факторы: возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе;
- психологические факторы: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.

Потребителей можно разделить на пять групп, которые по разному реагируют на введение новых товаров:

  1.  Суперноваторы. Они составляют около 2,5% всех потребителей. Это люди с высоким социальным статусом, живущие в городе, склонные к новизне и риску.
  2.  Новаторы. Они составляют примерно 13,5% от общего числа потребителей. Они характеризуются примерно тем же, чем и суперноваторы, только более осторожны в своих действиях.
  3.  Обыкновенные потребители. Эта категория составляет примерно 34% емкости рынка. Большинство из этих людей проживают в сельской местности и в небольших городах. Они основательны и стараются не рисковать.
  4.  Консерваторы. Их численность также составляет примерно 34% от всех потребителей. Они не одобряют всяких новшеств, но подражают обыкновенным потребителям. Среди них много пожилых людей, лиц с низкими доходами, занятых мало престижной деятельностью.
  5.  Суперконсерваторы. Они составляют около 16% от всех потребителей. Эти люди принадлежат к различным слоям общества, лишены эстетического чутья, воображения, сохраняют привычки молодости и склонности по отношению к товарам.

Первые три группы (примерно 50%) обеспечивают приобретение 90% всех новых товаров.

Группы покупателей:

 

1  В данном контексте потребитель рассматривается как «покупатель»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79128. Представление сект протестантского происхождения о значение добрых дел и синергии в спасении человека и его разбор 13.08 KB
  Из такого понимания идеи спасения баптисты напрочь отвергают синергизм сотрудничво чка и Бога.деятельности и Бога и чка в деле спасения то сектанты подменяют это учение своим учением о т.стороне в деле спасения. Баптисты произвольно толкуют этот текст что апостол якобы рассматривает процесс спасения с человеч.
79129. Историко-богословское обоснование баптистами своего учения о Церкви 39.56 KB
  О которой Церкви святой и незлобивой голубице замечает святой Епифаний еп. Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа но единственная она голубица Моя чистая Моя 6:89 с двукратным повторением Моя и Моя. Апостолы также учили об одной только Церкви...