19639

Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация

Лекция

Маркетинг и реклама

Занятие 11. Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация. Практическое занятие. Особенностью Качественных исследований необходимы для выяснения реакции потребителей и связаны с получением ответа на вопрос: почему. Они применяются...

Русский

2013-07-17

53.5 KB

8 чел.

Занятие 11. Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация. Практическое занятие.

Особенностью Качественных исследований необходимы для выяснения реакции потребителей и связаны с получением ответа   на вопрос: «почему?». Они применяются для исследования  специфических объектов (процессов), которые нельзя увидеть, например, узнавание марок покупателем; актуального и потенциального позиционирования продукта на рынке и т.д.  Поэтому  они строятся на использовании экспертных оценок. Каждый из таких метод  в условиях маркетинговых исследований, когда решается конкретная задача, адаптируется и видоизменяется.

Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.

Методы экспертных оценок можно разделить
на две группы: методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы и методы коллективной работы экспертной группы.

Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К этим методам можно отнести методы опроса. Опрос

 заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов, касающихся уровня их знаний, отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения. 

Среди этих методов можно указать: Глубинного интервью, проекционные, ассоциативные  методы, наблюдения  и т.д. Эта группа методов предусматривает отдельную процедуру согласования высказываний отдельных экспертов. Наиболее известным из таких методом является метод "Дельфи" и др. Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания заключаются

 в их оперативности,

возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта,

отсутствии давления со стороны авторитетов и

в низких затратах на экспертизу.

Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

 
 Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе.

Метод Дельфи.

Метод "Дельфи", или метод "дельфийского оракула", представляет собой итеративную процедуру анкетного опроса. При этом соблюдается требование отсутствия личных контактов между экспертами и обеспечения их полной информацией по всем результатам оценок после каждого тура опроса с сохранением анонимности оценок, аргументации и критики.


Метод Дельфи - это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертизы. Метод был разработан в 1953 году Гордоном и Хелмером в
RAND Corp. Название методов экспертной оценки типа Дельфи связано с  древнегреческим городом Дельфи, где при храме Аполлона с IX в. до н.э.  до  IV  в.  н.э.  по преданиям находился Дельфийский оракул.

Процедура метода включает несколько последовательных этапов опроса.

  1.  производится индивидуальный опрос экспертов, обычно в форме анкет. Эксперты дают ответы, не аргументируя их; результаты опроса обрабатываются и формируется коллективное мнение группы экспертов, выявляются и обобщаются аргументации в пользу различных суждений.
  2.  вся информация сообщается экспертам и их просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Новые оценки вновь обрабатываются и осуществляется переход к следующему этапу.
  3.  если мнения не согласуются, то процедура п.2 повторяется многократно. Практика показывает, что после трех-четырех этапов ответы экспертов стабилизируются, и процедуру можно прекратить.

    Достоинством метода "Дельфи" является использование обратной связи в ходе опроса, что значительно повышает объективность экспертных оценок. Однако данный метод требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры.

 Главное преимущество метода состоит в возможности получить развернутые, прозрачные и объективные результаты. В отличие от традиционных панельных заседаний, итерративный метод Дельфи не дает эффекта влияния авторитетных и активных участников на остальных, а также снимает проблему собрать всех экспертов в одно время в одном месте.

 

Недостатки   метода Дельфи:

1. Использование метода Дельфи достаточно сложно. Оно требует особой тщательности еще на стадии отбора экспертов для панели, скрупулезной подготовки опросных листов и их предварительного тестирования.

2. значительный расход времени на проведение экспертизы, связанный с большим количеством последовательных повторений оценок;

3. необходимость неоднократного пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию, что сказывается на результатах экспертизы.

В отличие от метода комиссий, в котором специалисты обсуждают проблему за "круглым столом" в методе Дельфи создаются условия, исключающие непосредственное общение между членами экспертной группы. Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивидуальный опрос в форме анкет для выяснения относительной важности (полезности) оцениваемых факторов.

  

  Методы коллективной работы экспертной группы

Наиболее распространение в маркетинговых  исследований получили модифицированные  варианты следующих форм групповых дискуссий. Наиболее известными из них являются:

• метод "лицом к лицу".  (Дискуссионная группа)

Цель: изучить восприятие того или иного секторы рынка, язык, используемый интересующими нас лицами, мотивы, сдерживающие

Открытое обсуждение заданной темы (проблемы). Группа состоит из 10-20 экспертов. Руководитель выступает только в роли наблюдателя, т.е. следит, чтобы каждый эксперт предлагают свои оценки;

  •  • метод комиссий (Фокус-группа) представляет собой групповое интервью(10-12 человек), проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. Свободный обмен мнениями. Модератор способствует активной работе каждого эксперта;

• метод "ситуационного анализа". Для метода характерна поэтапная организация процесса активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и производство новой -вторичной информации аналитического и прогнозного характера. Объектом исследования является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода тогда, когда проблема носит ярко выраженный ситуационный характер.

Метод "совещаний" ("комиссий", "круглого стола") - самый простой и традиционный. Он предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме. В отличие от метода "мозговой атаки" каждый эксперт может не только высказывать свое мнение, но и критиковать предложения других. В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения.

Достоинством метода является простота его реализации. Однако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей.

Метод "суда" является разновидностью метода "совещаний" и реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли "подсудимых" выступают выбираемые варианты решения; в роли "судей" - лица, принимающие решение; в роли "прокуроров" и "защитников" - члены экспертной группы. Роль "свидетелей" выполняют различные условия выбора и доводы экспертов. При ведении такого "судебного процесса" отклоняются или принимаются те или иные решения.

Метод "суда" целесообразно использовать при наличии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решения.

Независимо от применяемой формы, успех   применения методов коллективной работы экспертной группы определяется двумя условиями: привлечением эффективного модератора и успешной подготовительной работой.

Модерация. Чтобы общение было эффективным, обычно устанавливаются какие-то правила и  есть человек, который следит за их выполнением. Этот процесс называется модерацией, а человек реализующий в группой дискуссии эти правила – модератором.

Модератор следит, чтобы дискуссия соответствовала заданной теме (если таковая имеется) и установленным правилам, и при необходимости применяет к участникам административные меры - от предупреждения "зарвавшихся" до удаления каких-то сообщений или даже запрета доступа для некоторых пользователей.
 

Процесс организации коллективной дикуссии включает следующие основные этапы.

1. Формирование экспертной группы в соответствии с целью работы. При формировании экспертной группы необходимо определить численный состав группы и потенциально возможных экспертов, компетентных в области решаемой проблемы. Обычно для формирования "непредвзятого" мнения группы привлекают наиболее квалифицированных специалистов в данной области по возможности из всех "конкурирующих" организаций, имеющих профессиональное отношение к рассматриваемой проблеме. Применительно к формированию участников фокус-группы у специалистов существуют иные мнения, например, что состав группы должен как бы отражать срез целевой группы. Другие считают, что группа должна состоять из незнакомых людей и т.д.

2. Определение правил и порядка работы экспертной группы, т.е. порядка взаимодействия между экспертами и организаторами экспертного опроса. Правила работы экспертной группы регламентируют условия работы каждого эксперта и определяют отношения между экспертной группой и организаторами экспертного опроса. Эти правила сводятся к соблюдению нескольких условий:

• полной информированности каждого эксперта об оценках, сделанных остальными экспертами, и аргументов, обосновывающих эти оценки,

• полной независимости каждого эксперта при обсуждении результатов групповой оценки и аргументации собственного суждения;

• сохранения анонимности оценок и аргументов каждого эксперта по отношению к остальным членам экспертной группы;

• периодической корректировки результатов оценок за счет поступления внешней информации.

3. Распределение потоков информации в системе в соответствии с некоторым планом, составленным организаторами на основании принципов построения системы экспертных оценок.

4. Формирование правил выработки коллективного мнения группы экспертов. Правила выработки коллективной оценки существенно зависят от способа измерения полезности оцениваемых событий. Технология формирования коллективного мнения основана на идеологии метода Дельфи, в рамках которой вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивидуальный опрос в форме анкет для выяснения относительной важности (полезности) оцениваемых факторов. Затем производится статистическая обработка анкет и формируется коллективное суждение группы (медиана, квантили) и вся обобщенная информация в форме анкет сообщается экспертам.

5. Формирование правил оценки компетентности экспертов. Показатель компетентности должен отражать то, насколько близки оценки эксперта к "истинным" значениям.

6. Анализ точек зрения экспертов. Выяснение точек зрения экспертов по их собственным оценкам важно и для объективности анализа концепций и как основа для анализа экспертных оценок при подготовке решения.

Сходимость процедуры обсуждения зависит и во многом определяется личностью руководителя группы и отдельных экспертов. Следует отметить, что задача экспертов заключается во всестороннем изучении анализируемого явления, с тем чтобы подготовить необходимую количественную информацию для формирования последующих решений, а не в формировании самого решения, которое может носить и компромиссный характер.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39795. Россия в условиях I мировой войны и национального кризис 64 KB
  в Петрограде по призыву большевиков состоялась антивоенная манифестация посвященная Международному дню работниц перешедшая в крупную городскую стачку в которой приняло участие 128 тыс. На следующий день под лозунгами Хлеба Мира бастовало 214 тыс. а 25 марта – 305 тыс. Единственной либеральной партией оставались кадеты чья численность в тот момент составляла 100 тыс.
39796. DVD-технология 213.5 KB
  Появление DVD udio с поддержкой многоканальной записи звука стало очередным шагом к нахождению решения отвечающего высоким требованиям предъявляемым к качеству записи и воспроизведения звука. Из истории развития аудио и видеотехнологии 1950 – LP UDIO Грамзапись 1970 – VTR MOVIE Видеозапись 1980 – CD аудио компакт диски компьютерные компакт диски игры системы навигации в автомобилях 1996 – DVD Звук кино игры системы навигации ROM RM CD Изобретение в 1980 году компакт диска – было первым значительным шагом вперед в развитии...
39797. Распределение оперативной памяти в современных ОС 110.5 KB
  Распределение оперативной памяти в современных MSDOS В состав MS DOS входят следующие основные компоненты: Базовая система ввода вывода BIOS bse inputoutput system включающая в себя помимо программы тестирования ПК POST программа самотестирования при включении ПК.SYS 580 Кб Область памяти для выполнения программ пользователя и утилит MSDOS. Область и размер используемого видеобуфера зависит от используемого режима При работе в текстовом режиме область памяти А0000В0000 свободна и м.
39798. Логическая структура дисков 71 KB
  должна быть создана физическая и логическая структура диска. Формирование физической структуры диска состоит в создании на диске концентрических дорожек которые делятся на секторы. Для этого в процессе форматирования магнитная головка дисковода расставляет в определенных местах диска метки дорожек и секторов. После форматирования гибкого диска 35 его параметры будут следующими: Информационная емкость сектора – 512 байтов; Количество секторов на дорожке – 18; Дорожек на одной стороне – 80; Сторон – 2.
39799. Понятие операционной системы и цели ее работы 7.34 MB
  Суперкомпьютеры используются для вычислений требующих больших вычислительных мощностей сверхвысокой производительности и большого объема памяти. Другая характерная черта ноутбуков – это наличие кардридеров – портов для чтения всевозможных карт памяти используемых в мобильных телефонах или цифровых фотокамерах; обеспечивается также интерфейс FireWire официально – IEEE 1394 для подключения цифровой видеокамеры; таким образом ноутбуки хорошо приспособлены для ввода обработки и воспроизведения обработки мультимедийной информации....
39800. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1.32 MB
  ISBN Новые информационные технологии активно развивающиеся в последние годы позволили осуществить своеобразную революцию в проблеме обработки и передачи информации. Основные угрозы безопасности информации в ИВС 8 1. Цели и задачи защиты информации в ИВС 19 1. При этом стоимость информации часто превосходит в сотни и тысячи раз стоимость компьютерной системы в которой она находится.
39801. БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ 5.08 MB
  ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ 1. Понятие базы и банка данных Развитие вычислительной техники и появление емких внешних запоминающих устройств прямого доступа предопределило интенсивное развитие автоматических и автоматизированных систем разного назначения и масштаба в первую очередь заметное в области бизнесприложений.1 Другими направлениями стимулировавшими развитие стали с одной стороны системы управления физическими экспериментами обеспечивающими сверхоперативную обработку в реальном масштабе времени огромных потоков данных от...
39802. Административная теория А. Файоля 36.5 KB
  Файоля Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {18411925 создал так называемую административную теорию управления. Его теория состоит из двух частей: функций управления которые отвечают на вопрос что делает руководитель он выделяет всего пять функций: предвидение планирование организация координирование и контроль. Он называется так потому что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.
39803. Використання ІТ в документознавстві 37 KB
  Хоча комп’ютерні інформаційні системи використовують комп’ютерні технології щоб обробити неперевірені відомості в значущу інформацію існує відчутна відмінність між комп’ютером і комп’ютерною програмою з одного боку та інформаційною системою – з іншого. Комп’ютери забезпечують устаткування для зберігання і виготовлення інформації. Комп’ютерні програми або програмне забезпечення є наборами керівництва по обслуговуванню які управляють роботою комп’ютерів. Але комп’ютери є тільки частиною інформаційної системи.