1964

Женщины и война

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.

Русский

2013-01-06

37.14 KB

16 чел.

МОУ  «Лотошинская средняя общеобразовательная  школа № 1»

«Женщины и война»

Классный час, посвященный Дню Матери


Презентация

Вступление (слайды с 1по 5) В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный указом президента Российской Федерации под № 120  «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресение ноября, воздавая должное материнскому труду, бескорыстной жертве ради блага своих детей.

(Слайд 6) Женщина! В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила.

Чистокровный немец Зигфрид Клауснитцер, выйдя на пенсию, покинул Германию и решил навсегда поселиться в маленьком посёлке в уральской глубинке. Книгу о так полюбившейся ему стране и её людях он начал словами: « У русских женщин особенное сердце. Только они могут так жалеть, плакать и любить».

Может, суть женщины – в мужестве, в умении оставаться Женщиной в любых обстоятельствах, даже самых трагических, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию, вплоть до полного самоотречения

Чтец:

Женщина!

Всё победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Благословен День матери святой.

И ничего не нужно ей на свете, -

Только б не было в мире войны,

Только б счастливы были дети.

Но война была. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, солдатской вдовы. Мало их осталось в живых, тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, мужей, а потом долгие годы ждал их возвращения.

Чтец:

На горе стоит сосна – солдатка,

Вся в слезах, весь день её знобит.

Разгадать нетрудно – ей не сладко,

На войне солдат её убит.

Вся в смоле – её задели тоже

Ураганной медью из стволов.

На её не очень нежной коже

До сих пор следы былых боёв.

Заросли соседние траншеи,

По земле огнём бежит трава.

Кто теперь к ней бросится на шею,

И кому нужна она, вдова?

И хотя опять на ветках свечи

Начинают свадебно гореть,

У сосны – солдатки зябнут плечи.

Потому что некому согреть!

Звучит песня на стихи А. Дементьева «Баллада о матери (слайд 7-11)

Женщина и война. Эти понятия несопоставимы. Женщина, дарящая жизнь, оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь. (слайд 12)

Чтец:

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюблённая, как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой – нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А нынче жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где – то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы –

Работают  холодные умы…

Я сына родила не для войны.

В годы Великой Отечественной войны девушки – санитарки заменяли бойцам мать, выносили на своих хрупких плечах с поля боя, помогали выжить после тяжелого ранения.

Звучит песня «Фронтовой вальс» (слайды с 13 по 16)

Чтец:

Я снова вспомнил почему – то

Далекий госпиталь в войну,

Где я лежал немало суток,

И санитарку в нем одну.

Тупой бессонницей измаян,

Я морфий у нее просил,

Кричал, что доза небольшая,

Ругался матом и грозил.

Но, знать, меня жалея очень,

Девчонка прикрывала свет

И на мои угрозы ночью

В ответ твердила только – нет.

Я позабыл, какие песни

Она мне пела у виска,

И как мои писала письма –

Не вспомнить мне наверняка.

Но помню, как с неженской силой,

От оскорблений всех бледна:

«Нет, морфия не дам», - твердила,

И помню также, как она

На перевязку вывозила,

Катала бинт, как снежный ком,

И вдруг его срывала с силой,

Безжалостно, одним рывком.

Она жалела, уважала

Меня, солдата, мужика,

И потому бинты срывала,

Не дрогнув, добрая рука.

Прошли годы. А матери вновь изо дня в день совершают свой незаметный подвиг, растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими. А в мире опять неспокойно. В разных концах планеты возникают горячие точки. Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане.

Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обычной мирной жизни и бросали в ад, в грязь.

Рассказ матери из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:

- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года…Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп – шлеп, шлеп – шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:

- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И  назад в карман запихивает. – Мое ты солнышко.

Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит на себя и марширует по дому.

- Я солдат… Я солдат…

- Мое ты солнышко… Поиграй во что – нибудь мирное.

- Я – солдат … Я – солдат…

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в нем тонет.

- Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтоб его не убили, а чтоб не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…»

Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».

- Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:

- Крепитесь, мать…

- Где мой сын?

- Здесь в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:

- Мое ты солнышко!!- Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:

- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… Я сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:

- Мое ты солнышко!..»

Звучит песня «Черный тюльпан» (слайды с 17по 19)

А недавние события в Чечне? Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей! Эта страшная война не обошла стороной и наш маленький поселок. Вы видели в холле мемориальные доски: выпускники нашей школы 1993 года Моисеев Александр Павлович (погиб в Чечне 18 апреля 1995 года) и Шагиев Александр Павлович (погиб в Чечне 31 июля 2001 года)

Это ребята, которые отдали свои молодые жизни, с честью выполнили интернациональный долг. (слайды с 20 по 22) Звучит песня в исполнении Л. Гурченко «Молитва»

Правители приходят и уходят, но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время?

Чтец:

Мне говорят , что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам, бесстрастным как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней все –

И радость, и терпенье,

И те шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам

Сыны мои!

Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, заботу, ласку. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Она все поймет, поможет, подскажет, пожалеет.

Пройдут годы. Многие события, люди и встречи забудутся в нашей памяти. Но что бы мы не пережили, мы всегда будет возвращаться в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить, любить землю, на которой ты родился, людей, которые тебя окружают (песня «Мама»  группы  «ПМ» слайды 23-28)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47706. Методические указания. Экономика туризма 452 KB
  030504 Экономика предприятия всех форм обучения Севастополь 2013 УДК 33 Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине Экономика туризма для студентов направления 6. Целью методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Экономика туризма. Цель выполнения контрольной работы состоит в закреплении и углублении теоретические знаний полученных студентами в процессе изучения курса Экономика туризма и выработке умения применять их в практическом решении вопросов...
47707. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ 498.5 KB
  С освещенностью связаны следующие вредные и опасные факторы: ее чрезмерная или недостаточная величина пульсация светового потока несоответствие спектрального состава света условиям работы и искажение цветопередачи объектов неравномерность освещения рабочего места чрезмерная или недостаточная контрастность рассматриваемого объекта с фоном ослепление прямым попаданием в глаза возможность появления стробоскопического эффекта. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Изучить методы измерения и принципы нормирования естественного и искусственного освещения промышленных...
47708. ОЦЕНКА ЗАПЫЛЕННОСТИ И ЗАГАЗОВАННОСТИ ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 751.5 KB
  ОЦЕНКА ЗАПЫЛЕННОСТИ И ЗАГАЗОВАННОСТИ ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Методические указания к лабораторной работе № 2 Кострома КГТУ 2011 УДК 658. Оценка запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны : методические указания к лабораторной работе №2 Т. Загрязнение воздуха химическими веществами оказывает вредное воздействие на здоровье работоспособность и производительность работающего В лабораторной работе используются приборы и устройства питающиеся от сети напряжением 220 В: стенд с пылевой камерой для создания пылевой...
47710. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов 55.52 KB
  Целью настоящей работы является изучения теоретических основ антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов, анализ ее особенностей, рассмотрение сущности и принципов проведения данной экспертизы, а также обозначение практических проблем, связанных с ее реализацией в Российской Федерации
47711. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА ПОВЕРХНОСТИ И РАЗВЕРТКИ 621.5 KB
  Методические указания содержат теоретический материал по теме Поверхности и развертки задачи для решения на практических занятиях и для самостоятельного решения. ПОВЕРХНОСТИ 1. Каркас поверхности Технические объекты любой формы можно разделить на различные геометрические тела границами которых являются поверхности.
47712. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ 130.5 KB
  Кроме того при выборе тематики учитываются особенности машинной реализации систем при допустимых затратах машинных ресурсов на реализацию моделей машинного времени и оперативной памяти для их выполнения при возможности организации интерактивного режима что особенно важно для активного усвоения теоретического материала дисциплины и интенсивного приобретения практических навыков моделирования на современных ЭВМ. Система обработки информации содержит мультиплексный канал и три ЭВМ. Затем они поступают на обработку в ту ЭВМ где имеется...
47713. Методичні вказівки. Правове регулювання інтелектуальної власності 269 KB
  Рецензенти: Азімов Чінгізхан Нуфатович Членкореспондент Академії правових наук України академік Академії Інженерних наук України Лауреат державної премії України професор доктор юридичних наук професор кафедри цивільного права Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого; Кройтор Володимир Андрійович начальник кафедри цивільноправових дисциплін Університету внутрішніх справ доцент кандидат юридичних наук. Накопичений нормативний масив перебуває в стадії його оптимізації в...
47714. Соціологія як наука про суспільство 522.46 KB
  Вивчення нової реальності що раптово відкрилася для сприйняття і яка складається з множини станів груп та обєднань людей з різними життєвими звичками способами відчувати й інтерпретувати довколишній світ з різними можливостями впливати на перебіг подій але з порівняно стійкими звязками між собою і певною мірою взаєморозуміння стало призначенням соціології. Найбільша заслуга соціології у тому що вона здатна діагностувати і лікувати соціальні хвороби виконувати прогностичні та прикладні функції як на рівні макросоціальних процесів і...