1964

Женщины и война

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.

Русский

2013-01-06

37.14 KB

16 чел.

МОУ  «Лотошинская средняя общеобразовательная  школа № 1»

«Женщины и война»

Классный час, посвященный Дню Матери


Презентация

Вступление (слайды с 1по 5) В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный указом президента Российской Федерации под № 120  «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресение ноября, воздавая должное материнскому труду, бескорыстной жертве ради блага своих детей.

(Слайд 6) Женщина! В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила.

Чистокровный немец Зигфрид Клауснитцер, выйдя на пенсию, покинул Германию и решил навсегда поселиться в маленьком посёлке в уральской глубинке. Книгу о так полюбившейся ему стране и её людях он начал словами: « У русских женщин особенное сердце. Только они могут так жалеть, плакать и любить».

Может, суть женщины – в мужестве, в умении оставаться Женщиной в любых обстоятельствах, даже самых трагических, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию, вплоть до полного самоотречения

Чтец:

Женщина!

Всё победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Благословен День матери святой.

И ничего не нужно ей на свете, -

Только б не было в мире войны,

Только б счастливы были дети.

Но война была. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, солдатской вдовы. Мало их осталось в живых, тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, мужей, а потом долгие годы ждал их возвращения.

Чтец:

На горе стоит сосна – солдатка,

Вся в слезах, весь день её знобит.

Разгадать нетрудно – ей не сладко,

На войне солдат её убит.

Вся в смоле – её задели тоже

Ураганной медью из стволов.

На её не очень нежной коже

До сих пор следы былых боёв.

Заросли соседние траншеи,

По земле огнём бежит трава.

Кто теперь к ней бросится на шею,

И кому нужна она, вдова?

И хотя опять на ветках свечи

Начинают свадебно гореть,

У сосны – солдатки зябнут плечи.

Потому что некому согреть!

Звучит песня на стихи А. Дементьева «Баллада о матери (слайд 7-11)

Женщина и война. Эти понятия несопоставимы. Женщина, дарящая жизнь, оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь. (слайд 12)

Чтец:

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюблённая, как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой – нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А нынче жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где – то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы –

Работают  холодные умы…

Я сына родила не для войны.

В годы Великой Отечественной войны девушки – санитарки заменяли бойцам мать, выносили на своих хрупких плечах с поля боя, помогали выжить после тяжелого ранения.

Звучит песня «Фронтовой вальс» (слайды с 13 по 16)

Чтец:

Я снова вспомнил почему – то

Далекий госпиталь в войну,

Где я лежал немало суток,

И санитарку в нем одну.

Тупой бессонницей измаян,

Я морфий у нее просил,

Кричал, что доза небольшая,

Ругался матом и грозил.

Но, знать, меня жалея очень,

Девчонка прикрывала свет

И на мои угрозы ночью

В ответ твердила только – нет.

Я позабыл, какие песни

Она мне пела у виска,

И как мои писала письма –

Не вспомнить мне наверняка.

Но помню, как с неженской силой,

От оскорблений всех бледна:

«Нет, морфия не дам», - твердила,

И помню также, как она

На перевязку вывозила,

Катала бинт, как снежный ком,

И вдруг его срывала с силой,

Безжалостно, одним рывком.

Она жалела, уважала

Меня, солдата, мужика,

И потому бинты срывала,

Не дрогнув, добрая рука.

Прошли годы. А матери вновь изо дня в день совершают свой незаметный подвиг, растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими. А в мире опять неспокойно. В разных концах планеты возникают горячие точки. Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане.

Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обычной мирной жизни и бросали в ад, в грязь.

Рассказ матери из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:

- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года…Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп – шлеп, шлеп – шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:

- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И  назад в карман запихивает. – Мое ты солнышко.

Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит на себя и марширует по дому.

- Я солдат… Я солдат…

- Мое ты солнышко… Поиграй во что – нибудь мирное.

- Я – солдат … Я – солдат…

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в нем тонет.

- Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтоб его не убили, а чтоб не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…»

Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».

- Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:

- Крепитесь, мать…

- Где мой сын?

- Здесь в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:

- Мое ты солнышко!!- Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:

- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… Я сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:

- Мое ты солнышко!..»

Звучит песня «Черный тюльпан» (слайды с 17по 19)

А недавние события в Чечне? Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей! Эта страшная война не обошла стороной и наш маленький поселок. Вы видели в холле мемориальные доски: выпускники нашей школы 1993 года Моисеев Александр Павлович (погиб в Чечне 18 апреля 1995 года) и Шагиев Александр Павлович (погиб в Чечне 31 июля 2001 года)

Это ребята, которые отдали свои молодые жизни, с честью выполнили интернациональный долг. (слайды с 20 по 22) Звучит песня в исполнении Л. Гурченко «Молитва»

Правители приходят и уходят, но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время?

Чтец:

Мне говорят , что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам, бесстрастным как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней все –

И радость, и терпенье,

И те шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам

Сыны мои!

Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, заботу, ласку. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Она все поймет, поможет, подскажет, пожалеет.

Пройдут годы. Многие события, люди и встречи забудутся в нашей памяти. Но что бы мы не пережили, мы всегда будет возвращаться в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить, любить землю, на которой ты родился, людей, которые тебя окружают (песня «Мама»  группы  «ПМ» слайды 23-28)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20307. Комедия дель-арте 658.5 KB
  Комедия дельарте. Комедия дель арте [править] Материал из Википедии свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой проверенной 3 июня 2011. Сцена из представления комедии дель арте. Комедия дель арте итал.
20308. Планировка современной сцены 139.5 KB
  Планировка современной сцены. Работа над макетом и планировкой Воплощение замысла художника в пространстве начинается с компоновки и проверки расположения декораций на плане сцены. Немалую роль в этой работе играет точность имеющегося плана сцены. Реальные размеры сцены габариты установленного оборудования всегда отличаются от чертежей рабочего проекта по которым велось строительство.
20309. Серебряный век в русском искусстве 103.5 KB
  Новая концепция искусства 2. Литература музыка театр соединение видов искусства Заключение Литература Введение В России первой трети прошлого века произошел мощный духовный всплеск вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли всех видов искусства. На взлет творческой активности Серебряного века повлияло постоянно укрепляющееся ощущение наиболее чуткими мыслителями и художниками нарастающего глобального никогда не случавшегося еще в истории человечества...
20310. Театр эпохи Просвещения 920 KB
  Театр эпохи Просвещения. Западноевропейский театр в эпоху Просвещения Театр от греч. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр оперный балетный театр пантомимы и т. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром где именно так назывались места в зрительном зале от греческого глагола теаомай смотрю .
20311. Сценические эффекты в театре XIX века 55.5 KB
  Кроме этого появление электрических двигателей послужило мощным толчком для развития механического оборудования сцены. Классические люкипровалы превратились в подъемноопускные площадки и лифтовые сцены греческие выкатные площадки эккиклемы в платформы вывозящие в пределы игровой зоны целые декорационные комплексы небольшие круглые вращающиеся площадки времен театра Возрождения и барокко в различные системы поворотных кругов примитивные веревочные ручные подъемы в механизированные и немеханизированные штанкетные подъемы. Ответы на эти...
20312. Древнерусское искусство: архитектура, иконопись, литература, театр 242 KB
  С образованием государственности и принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи мозаика и фреска а также станковая живопись иконопись. Византия познакомила русских художников с новой для них техникой живописи дала им иконографический канон неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределяло более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи нежели в архитектуре. Самые ранние из сохранившихся...
20313. Театр эпохи Романтизма 174 KB
  Театр в эпоху романтизма 27 марта Международный день театра. Во Франции где были сильны традиции классицизма формирование сценического романтизма длилось дольше протекало в острой борьбе с классицизмом. В 1827 было опубликовано предисловие Гюго к его драме Кромвель теоретический манифест романтизма.
20314. Роль фактурной обработки декораций в создании зримого образа спектакля 54.5 KB
  Фактурная обработка декораций занимает одно из ведущих мест в производстве оформления для сцены. Художественное качество исполняемых декораций находится в прямой зависимости от правильно выбранного способа обработки технологии изготовления фактур. Режиссер должен быть знаком с основным технологическим процессом изготовления декораций материалами и инструментами приспособлениями для изготовления бутафории влияющими на качественные характеристики стилевой целостности всего зрелища.
20315. СЦЕНОГРАФИЯ (художественно-декорационное оформление) 121.5 KB
  Вследствие того что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии в конкретном произведении он выражается через определенный материал обладающий параметрами пространства. Развитие простых видов искусства в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала является для сценографии своеобразным лабораторным экспериментом в результате которого проверяется одна из его граней. Дать представление о видах способах и средствах выразительности сценографии о технических возможностях сцены и сценического...