19668

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века

Доклад

История и СИД

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 2030е гг.20 века. Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования которая в пер...

Русский

2013-07-17

17.94 KB

53 чел.

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века.

Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования, которая в первую очередь должна была ликвидировать массовую неграмотность в стране. В конце 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке.

В целях осуществления политики ликвидации неграмотности создавались школы, избы-читальни, готовились преподаватели, выпускались учебные пособия и т. д. Однако темпы ликвидации неграмотности оставались ниже запланированных. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Становилось очевидным, что решить эту проблему невозможно без введения всеобщего обучения детей. Поэтому начала создаваться новая советская школа. Она состояла из двух ступеней (сначала 5, а потом 4 года обучения). Важнейшими ее принципами провозглашались обучение на родном языке, связь с производственным трудом, политическое образование. Предметное обучение заменялось изучением комплексных тем, при котором использовался бригадный метод. Позже принимались декреты о введении всеобщего начального обучения (1925 г.) и 7-летнего обучения в городах и рабочих поселках (1930 г.). Важное значение придавалось воспитанию.

В эти годы стал распространенным термин «рабфак», или рабочий факультет, на котором дети крестьян, рабочих, красноармейцев готовились к поступлению в высшие учебные заведения. В стране заметно возросло количество вузов и число студентов в них.

Кроме того, в системе образования осуществлялась идеологизация : профессорско-преподавательский состав и в первую очередь преподаватели общественных дисциплин должны были в короткие сроки овладеть основами марксизма-ленинизма и вести обучение исключительно по марксистским программам.

Развитие советской науки. Среди старой русской интеллигенции были люди, чьи имена навсегда вошли в историю, независимо от того, на чьей стороне они стояли. Так, Н. И. Вавилов заложил основы совсем новой науки — генетики, но по доносу был арестован, посажен в камеру смертников, из которой его не выводили на прогулку в течение года. Судьба другого ученого, основателя учения о биосфере, а также основоположника новой науки— экологии — В. И. Вернадского, напоминает судьбу Вавилова. О его учении долгое время ничего не было известно по причине принадлежности Вернадского к кадетской партии.

Ученым, опередившим свое время, можно назвать А. Л. Чижевского. В возрасте 20 лет он успел защитить две докторские диссертации (по биологии и истории) и, соединив эти науки, создал две новые — гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Его можно считать основоположником научной астрологии. Но сталинская ссылка на 15 лет приостановила исследования Чижевского.

Не менее выдающимся изобретателем, хотя и малоизвестным по той же причине, был инженер Ю. Кондратюк. Благодаря его идеям, на основе технической документации, разработанной им в 30-е гг., американские астронавты уже в 60-е гг. высадились на Луне. Космической проблемой, но с другой стороны, занимался А. А. Фридман, признанный самим А. Эйнштейном. Фридман разработал теорию Вселенной, по которой она постоянно расширяется и сжимается с периодом в 10 млрд лет.

Художественная культура. После победы в октябре 1917 г. Советская власть поставила задачу создания новой пролетарской культуры. Сначала была образована Ассоциация пролетарских писателей, переименованная позже в Союз советских писателей. Ведущими в литературе и искусстве стали темы революции и социалистического строительства и соответствующий им «метод социалистического реализма». Примеры его воплощения — некоторые произведения М. Горького, М. Шагинян, И. Эренбурга, В. Маяковского и др.

Лишь в 1990 г. в СССР впервые были напечатаны стихи поэтессы Марины Цветаевой, написанные ею еще в 1917— 1918 гг. и посвященные белому движению.

В годы преобразований в области культуры, которые получили название культурной революции, уничтожались исторические памятники.

Русская культура за рубежом. Судьба многих людей культуры сложилась в ту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за рубежом оказались такие таланты, как первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию, И. А. Бунин, писатель А. И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник М. 3. Шагал, известный певец Ф.    И.    Шаляпин   и др.

В то же время в начале 20-х гг. за границей выступали писатели и поэты из Советской России — Б. Пильняк, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак. В Париже проходили так называемые «Русские сезоны» С. Дягилева, основателя русского балета за рубежом.

Выводы. В результате культурной революции в СССР сформировалась новая рабоче-крестьянская интеллигенция. Идеологизация культурной жизни привела в ряде случаев к отрицанию многих общечеловеческих ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.
41489. Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования 164 KB
  Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.
41490. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ 337.5 KB
  Курс ботаники располагает определенными возможностями тдля развития природоохранительных знаний на основе опорных понятии_о растительном организме особенностях его жизни о многообразии видов растений и их видовых сообществах. На уроках ботаники школьники изучают значение растений в жизни человека разнообразие влияний человеческой деятедьности на отдельные виды и целые растительные сообщества. Это способствует пониманию необходимости бережного отношения каждого человека к многообразию окружающих его растений охраны и рационального...
41491. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье» 151 KB
  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация. В курсе анатомии физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по охане природы закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее чем в других биологических предметах можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосоциального существа анализа только фнзикохимических условий жизни далеко не достаточно.
41492. Системы управления движением поездов 205.5 KB
  ДЦ способствует повышению безопасности движения позволяет обеспечить максимальное использование пропускной способности участков дает возможность четко организовать движение поездов по графику. Создаются системы слежения за движением поездов с контролем и отображением их номеров. При этом решаются и другие задачи: регистрация графика исполненного движения автоматическая установка поездных маршрутов оповещение пассажиров о подходе поездов контроль выполнения графика движения на более высоких уровнях управления автоматическое задание...