19668

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века

Доклад

История и СИД

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 2030е гг.20 века. Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования которая в пер...

Русский

2013-07-17

17.94 KB

49 чел.

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века.

Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования, которая в первую очередь должна была ликвидировать массовую неграмотность в стране. В конце 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке.

В целях осуществления политики ликвидации неграмотности создавались школы, избы-читальни, готовились преподаватели, выпускались учебные пособия и т. д. Однако темпы ликвидации неграмотности оставались ниже запланированных. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Становилось очевидным, что решить эту проблему невозможно без введения всеобщего обучения детей. Поэтому начала создаваться новая советская школа. Она состояла из двух ступеней (сначала 5, а потом 4 года обучения). Важнейшими ее принципами провозглашались обучение на родном языке, связь с производственным трудом, политическое образование. Предметное обучение заменялось изучением комплексных тем, при котором использовался бригадный метод. Позже принимались декреты о введении всеобщего начального обучения (1925 г.) и 7-летнего обучения в городах и рабочих поселках (1930 г.). Важное значение придавалось воспитанию.

В эти годы стал распространенным термин «рабфак», или рабочий факультет, на котором дети крестьян, рабочих, красноармейцев готовились к поступлению в высшие учебные заведения. В стране заметно возросло количество вузов и число студентов в них.

Кроме того, в системе образования осуществлялась идеологизация : профессорско-преподавательский состав и в первую очередь преподаватели общественных дисциплин должны были в короткие сроки овладеть основами марксизма-ленинизма и вести обучение исключительно по марксистским программам.

Развитие советской науки. Среди старой русской интеллигенции были люди, чьи имена навсегда вошли в историю, независимо от того, на чьей стороне они стояли. Так, Н. И. Вавилов заложил основы совсем новой науки — генетики, но по доносу был арестован, посажен в камеру смертников, из которой его не выводили на прогулку в течение года. Судьба другого ученого, основателя учения о биосфере, а также основоположника новой науки— экологии — В. И. Вернадского, напоминает судьбу Вавилова. О его учении долгое время ничего не было известно по причине принадлежности Вернадского к кадетской партии.

Ученым, опередившим свое время, можно назвать А. Л. Чижевского. В возрасте 20 лет он успел защитить две докторские диссертации (по биологии и истории) и, соединив эти науки, создал две новые — гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Его можно считать основоположником научной астрологии. Но сталинская ссылка на 15 лет приостановила исследования Чижевского.

Не менее выдающимся изобретателем, хотя и малоизвестным по той же причине, был инженер Ю. Кондратюк. Благодаря его идеям, на основе технической документации, разработанной им в 30-е гг., американские астронавты уже в 60-е гг. высадились на Луне. Космической проблемой, но с другой стороны, занимался А. А. Фридман, признанный самим А. Эйнштейном. Фридман разработал теорию Вселенной, по которой она постоянно расширяется и сжимается с периодом в 10 млрд лет.

Художественная культура. После победы в октябре 1917 г. Советская власть поставила задачу создания новой пролетарской культуры. Сначала была образована Ассоциация пролетарских писателей, переименованная позже в Союз советских писателей. Ведущими в литературе и искусстве стали темы революции и социалистического строительства и соответствующий им «метод социалистического реализма». Примеры его воплощения — некоторые произведения М. Горького, М. Шагинян, И. Эренбурга, В. Маяковского и др.

Лишь в 1990 г. в СССР впервые были напечатаны стихи поэтессы Марины Цветаевой, написанные ею еще в 1917— 1918 гг. и посвященные белому движению.

В годы преобразований в области культуры, которые получили название культурной революции, уничтожались исторические памятники.

Русская культура за рубежом. Судьба многих людей культуры сложилась в ту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за рубежом оказались такие таланты, как первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию, И. А. Бунин, писатель А. И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник М. 3. Шагал, известный певец Ф.    И.    Шаляпин   и др.

В то же время в начале 20-х гг. за границей выступали писатели и поэты из Советской России — Б. Пильняк, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак. В Париже проходили так называемые «Русские сезоны» С. Дягилева, основателя русского балета за рубежом.

Выводы. В результате культурной революции в СССР сформировалась новая рабоче-крестьянская интеллигенция. Идеологизация культурной жизни привела в ряде случаев к отрицанию многих общечеловеческих ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82285. Причины присоединения Казахстана к России. Последствия присоединения Казахстана к России 33.97 KB
  Последствия присоединения Казахстана к России В казахскорусских отношениях были заинтересованы обе стороны и Казахстан помощь в борьбе с джунгарами решение экономических проблем оживление торговли и Россия союзник в борьбе с сибирским ханом Кучумом; выход на рынки Средней Азии; обеспечение безопасности караванных маршрутов. над Казахстаном нависла наибольшая угроза потери независимости со стороны Джунгарского ханства это побудило казахских ханов искать помощи у России. Предметами обсуждения были: обмен пленными урегулирование...
82286. Политические партии и течения в период от февраля к октябрю 1917 года 39.16 KB
  Букейханов стал лидером партии Алаш его поддержали соратники: А. В апрелемае 1917 года прошли областные и уездные съезды партии Алаш где поднимались наиболее острые проблемы: запрещение переселения взаимоотношения с Китаем и Россией. Взаимодействие созданных главным образом под руководством участников Алаш казахских комитетов как органов национального самоуправления с коалиционными Советами после февральских событий привело к усилению недоверия и отчужденности в отношениях с входившими в них большевиками. Многие представители Алаш вошли в...
82287. Причины, характер и движущие силы революции 1916 г. в Казахстане. Основные очаги восстания 37.85 KB
  Основные очаги восстания Восстание охватило всю территорию Казахстана главными очагами восстания выступили: Тургайский Семиреченский и ЧуТаласский центры. Причины восстания стали следующие обстоятельства: усиление колониального гнета; изъятие земель; увеличение налогов и поборов; разжигание национальной розни; резко ухудшившееся положение народных масс; реквизиция скота и фуража у казахского населения. Локальными центрами восстания стали: СырДарьинская область – Турар Рыскулов руководитель; Уральская область – Сейткали Мендышев;...
82288. Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 года 28.55 KB
  В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960х годов: 1 резкое увеличение государственных инвестиций для осуществления программ по комплексной механизации электрификации мелиорации работы направленные на улучшение свойств земель на повышение их производительности и химизации сельского хозяйства; 2 введение на 5 лет твердых и сравнительно низких планов заготовок колхозной продукции; 3 повышение закупочных цен на сельскохозяйственные культуры причем...
82289. Особенности установления советской власти в Казахстане 32.05 KB
  Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана вооруженным путем – в Оренбурге Семипалатинске Верном и других городах. В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот и власть перешла Войсковому правительству таким же методом взяли бразды правления в свои руки Семиреченское войсковое правительство. 30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте.
82290. События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия 29.56 KB
  Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.
82291. Причины и начало интервенции и гражданской войны в Казахстане. Образование фронтов в крае 31.04 KB
  Началом Гражданской войны является антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса в мае 1918 года военнопленным солдатам которого Советское правительство разрешило вернуться домой. В ходе гражданской войны были образованы Восточный и Туркестанский фронты локальными фронтами являлись: Актюбинский Уральский Семиреченский. Яркой страницей гражданской войны является экспедиция А.
82292. Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность 30.54 KB
  Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. В структуре экспортных поставок республики 97 приходилось на сырье. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР развитием духовной культуры а суммой капиталовложений тоннами добытой руды угля нефти и других ресурсов. Таким образом в экономике республики в 7080–е годы проявились все те деформации которые были характерны для народного хозяйства страны в целом.