19668

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века

Доклад

История и СИД

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 2030е гг.20 века. Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования которая в пер...

Русский

2013-07-17

17.94 KB

52 чел.

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века.

Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования, которая в первую очередь должна была ликвидировать массовую неграмотность в стране. В конце 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке.

В целях осуществления политики ликвидации неграмотности создавались школы, избы-читальни, готовились преподаватели, выпускались учебные пособия и т. д. Однако темпы ликвидации неграмотности оставались ниже запланированных. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Становилось очевидным, что решить эту проблему невозможно без введения всеобщего обучения детей. Поэтому начала создаваться новая советская школа. Она состояла из двух ступеней (сначала 5, а потом 4 года обучения). Важнейшими ее принципами провозглашались обучение на родном языке, связь с производственным трудом, политическое образование. Предметное обучение заменялось изучением комплексных тем, при котором использовался бригадный метод. Позже принимались декреты о введении всеобщего начального обучения (1925 г.) и 7-летнего обучения в городах и рабочих поселках (1930 г.). Важное значение придавалось воспитанию.

В эти годы стал распространенным термин «рабфак», или рабочий факультет, на котором дети крестьян, рабочих, красноармейцев готовились к поступлению в высшие учебные заведения. В стране заметно возросло количество вузов и число студентов в них.

Кроме того, в системе образования осуществлялась идеологизация : профессорско-преподавательский состав и в первую очередь преподаватели общественных дисциплин должны были в короткие сроки овладеть основами марксизма-ленинизма и вести обучение исключительно по марксистским программам.

Развитие советской науки. Среди старой русской интеллигенции были люди, чьи имена навсегда вошли в историю, независимо от того, на чьей стороне они стояли. Так, Н. И. Вавилов заложил основы совсем новой науки — генетики, но по доносу был арестован, посажен в камеру смертников, из которой его не выводили на прогулку в течение года. Судьба другого ученого, основателя учения о биосфере, а также основоположника новой науки— экологии — В. И. Вернадского, напоминает судьбу Вавилова. О его учении долгое время ничего не было известно по причине принадлежности Вернадского к кадетской партии.

Ученым, опередившим свое время, можно назвать А. Л. Чижевского. В возрасте 20 лет он успел защитить две докторские диссертации (по биологии и истории) и, соединив эти науки, создал две новые — гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Его можно считать основоположником научной астрологии. Но сталинская ссылка на 15 лет приостановила исследования Чижевского.

Не менее выдающимся изобретателем, хотя и малоизвестным по той же причине, был инженер Ю. Кондратюк. Благодаря его идеям, на основе технической документации, разработанной им в 30-е гг., американские астронавты уже в 60-е гг. высадились на Луне. Космической проблемой, но с другой стороны, занимался А. А. Фридман, признанный самим А. Эйнштейном. Фридман разработал теорию Вселенной, по которой она постоянно расширяется и сжимается с периодом в 10 млрд лет.

Художественная культура. После победы в октябре 1917 г. Советская власть поставила задачу создания новой пролетарской культуры. Сначала была образована Ассоциация пролетарских писателей, переименованная позже в Союз советских писателей. Ведущими в литературе и искусстве стали темы революции и социалистического строительства и соответствующий им «метод социалистического реализма». Примеры его воплощения — некоторые произведения М. Горького, М. Шагинян, И. Эренбурга, В. Маяковского и др.

Лишь в 1990 г. в СССР впервые были напечатаны стихи поэтессы Марины Цветаевой, написанные ею еще в 1917— 1918 гг. и посвященные белому движению.

В годы преобразований в области культуры, которые получили название культурной революции, уничтожались исторические памятники.

Русская культура за рубежом. Судьба многих людей культуры сложилась в ту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за рубежом оказались такие таланты, как первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию, И. А. Бунин, писатель А. И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник М. 3. Шагал, известный певец Ф.    И.    Шаляпин   и др.

В то же время в начале 20-х гг. за границей выступали писатели и поэты из Советской России — Б. Пильняк, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак. В Париже проходили так называемые «Русские сезоны» С. Дягилева, основателя русского балета за рубежом.

Выводы. В результате культурной революции в СССР сформировалась новая рабоче-крестьянская интеллигенция. Идеологизация культурной жизни привела в ряде случаев к отрицанию многих общечеловеческих ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81835. Размещение производительных сил и транспортных узлов 23.87 KB
  При планировании и в практике размещения производительных сил в стране непременно учитывается конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и предусматривается ее развитие в соответствии с перспективными задачами народного хозяйства.
81836. Транспортная сеть города 26.41 KB
  Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды: микрорайоны жилые районы общегородские и районные центры зоны в которых размещаются производственные предприятия объекты здравоохранения спортивные комплексы рекреационные объекты и т. Городская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними междугородными транспортными коммуникациями являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города и наоборот. Как...
81837. Технико – эксплуатационные характеристики промышленного транспорта 25.22 KB
  Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.
81838. Классификация транспортных узлов по функциональным признакам 26.65 KB
  В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...
81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.