19669

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ(1918—1923 гг.)

Доклад

История и СИД

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 1918 1923 гг. Ноябрьская революция в Германии . После того как летом 1918 г. Германия потерпела поражение в наступлении на Западном фронте в стране стала быстро назревать революционная ситуация. 3 ноября 1918 г. вспыхнуло восстание н...

Русский

2013-07-17

19.04 KB

33 чел.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

(1918—1923 гг.)

Ноябрьская революция в Германии

. После того как летом 1918 г. Германия потерпела поражение в наступлении на Западном фронте, в стране стала быстро назревать революционная ситуация.

3 ноября 1918 г. вспыхнуло восстание на базе морского флота в Киле. Оно было вызвано намерением немецкого командования бросить матросов в бой, чтобы добиться мира с Антантой на выгодных условиях.

Из Киля революционная волна распространилась на другие города. Везде создавались Советы. В их состав вместе с беспартийными рабочими и солдатами вошли представители социал-демократических партий. Часть социал-демократов во главе с Карлом Каутским выступала за реформистский путь развития. Не отрицая революции, они считали ее несвоевременной и опасались, что революция приведет к разрухе. Они были против установления диктатуры пролетариата как противоречащей принципам демократии. Другая часть социал-демократов—группа «Спартак» во главе с К. Либкнехтом, Р. Люксембург считали, что диктатура пролетариата является необходимым инструментом в борьбе за преобразование общества

Свержением монархии и созданием нового республиканского правительства — Совета народных уполномоченных (СНУ) завершился первый этап революции. Это правительство 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу на территории Франции подписало перемирие со странами Антанты, завершившее первую мировую войну.

На втором этапе революции большинство политических партий поддержали установление республики и выступили за продолжение преобразований, но законным путем — через Национальное собрание. Однако спартаковцы считали, что созыв Национального собрания будет означать попытку восстановить старый порядок. В конце декабря 1918 г. они провели свою общегерманскую конференцию, которая провозгласила создание Коммунистической партии Германии (КПГ). КПГ приняла программу, которая в основных своих положениях опиралась на опыт большевиков. Она предусматривала осуществление в Гер мании социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако большинство немецких рабочих поддержало социал-демократов. Но руководство КПГ 5 января 1919 г. приняло решение начать вооруженное восстание с целью свержения правительства. Часть Берлина была захвачена рабочими. Вооруженные выступления произошли и в других городах. Однако в ходе кровавых боев столица была занята правительственными войсками. Лидеры КПГ К. Либкнехт и Р. Люксембург ушли в подполье, однако были выслежены и убиты.

Поражение революции, ее результаты. Установление Веймарской республики. В условиях, сложившихся после подавления восстания берлинских рабочих, в январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание. КПГ в них не участвовала. По числу полученных голосов на первое место вышли социал-демократы, но буржуазные партии, вместе взятые, получили свыше половины всех голосов. Таким образом, избиратели поддержали партии гражданского мира, а не гражданской войны .

Вместе с тем революционные бои во многих местах еще продолжались. Их наивысшей точкой стало создание Баварской Советской Республики в апреле 1919 г. Созданное в Мюнхене, столице Баварии, революционное правительство во главе с коммунистами попыталось проводить политику диктатуры пролетариата.

Параллельно с этими событиями в небольшом провинциальном городке Веймаре начало свою работу Национальное собрание. Летом 1919 г. оно приняло конституцию, в соответствии с которой Германия становилась республикой с сильной президентской властью и ответственным перед парламентом правительством. Источником власти в государстве провозглашался народ. Все граждане, мужчины и женщины, с 20 лет получили право избирать парламент — рейхстаг и президента страны. Предусматривалась также возможность проведения референдума по отдельным вопросам. Конституция закрепляла принцип передачи за выкуп в государственную собственность отдельных предприятий, право рабочих на организацию фабрично-заводских советов, а также политические права граждан. Узаконенный конституцией политический строй, в Германии называется Веймарской республикой. Он сохранялся до 1933 г.

Ноябрьская революция по своему характеру была демократической, народной и антиимпериалистической. Ее главной движущей силой был рабочий класс, участвовали в ней крестьяне и часть буржуазии, интеллигенции. Революция ускорила выход Германии из войны, способствовала обновлению политической системы и социально-экономического строя. В то же время революция не смогла решить всех назревших задач: прежде всего не было ликвидировано юнкерское, т. е. помещичье, землевладение.

Народные выступления в других европейских странах. Возникновение Коммунистического Интернационала. Германия была не единственной страной на Западе, где произошла революция. Осенью 1918 г. в результате национально-освободительной революции распалась монархическая Австро-Венгрия, недавняя союзница Германии в войне. На ее территории образовался ряд независимых государств. Австрия стала демократической республикой. В Венгрии весной 1919 г. была создана Венгерская Советская Республика. Она просуществовала 133 дня, пытаясь проводить политику, подобную той, которую проводила Баварская Советская Республика, а также большевики в России после перехода власти в руки Советов.

В странах, вышедших победителями из войны, народные движения не приобрели такого драматического размаха. Здесь ситуация смягчалась сознанием одержанной в войне победы и более быстрым восстановлением экономики благодаря поступавшим из Германии репарациям.

В Великобритании, Франции в это время произошли массовые стачки, в основном экономического характера. Важное место в выступлениях рабочих занимало движение протеста против интервенции в Советскую Россию. Люди не хотели еще одной кровопролитной войны, а многие из них с симпатией наблюдали за теми преобразованиями, которые развернулись в России. В ходе этой борьбы в послевоенные годы во многих странах возникли коммунистические партии, выступавшие за революционное изменение общества. Весной 1919 г. по инициативе российских коммунистов в Москве собрался конгресс представителей коммунистических партий из 21 страны. Он создал Коммунистический Интернационал (Коминтерн) — международное объединение этих партий.

Выводы. 1. Ноябрьская 1918 г. революция в Германии, главной движущей силой которой были рабочие и часть буржуазии, носила демократический характер и привела к установлению в стране республиканского строя. 2. После окончания первой мировой войны в ряде стран возникли фашистские партии. Для них были характерны: готовность использовать самые крайние, связанные с насилием, средства для достижения своей цели, культ вождя, строгая дисциплина, стремление к однопартийной диктатуре, отрицание демократии.

* Репарации — возмещение Германией нанесенного ею ущерба странам Антанты.

** Интервенция — вооруженное вмешательство в дела другого государства.

** Национализация — передача собственности из частных рук в руки государства.* Диктатура — неограниченная власть, которая осуществляется с помощью насильственных методов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82072. Морський бій 585.5 KB
  Ви будете не просто стріляти по квадратах і намагатися потопити кораблі суперників а будете відповідати на запитання з інформатики та математики і за правильну відповідь отримувати бали. Зробивши постріл команда повинна відповісти на запитання з відповідного предмета що криється в цьому квадраті.
82073. Прощавай Букварику! 83 KB
  На стінах розвішені плакати Спасибі Букварику Ласкаво просимо на свято Букваря Вчитель Сьогодні свято це для вас Лунає музика для вас В садках бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малята дружний клас Ми всі чекаємо на вас. Буквар взяли ми в перший раз Як зайшли у перший клас.
82074. Дзвони Чорнобиля 38 KB
  Осмислити та усвідомити масштаби трагічних подій, розбудити почуття відповідальності перед наступним поколінням, виховувати глибоку повагу до людей, які віддали своє життя в ім’я майбутнього життя людства, розвивати почуття гордості за свій народ, прищеплювати любов до рідного краю.
82075. Донецьк — одне з міст-господарів Євро-2012 322 KB
  Актуалізувати знання учнів про місто Донецьк як про історичний і культурний центр Донбасу. Ознайомити учнів з пам’ятниками і парками міста Донецька, культурними та спортивними пам’ятками міста. Засвоїти поняття «туристичний центр». Розвивати пам’ять, увагу, інтелектуально-творчі здібності учнів....
82076. Цветочный карнавал 351.5 KB
  Дорогие друзья, сегодня мы собрались в студии, чтобы поговорить о цветах. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
82077. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 123 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про життя і творчість зарубіжних письменників, пов’язаних з Україною, її історією та культурою; сприяти творчо – асоціативній діяльності, розвивати дослідницькі та комунікативні навички.
82078. Михайло Васильович Ломоносов 62 KB
  Історія знає багато вчених, імена яких глибоко шанують передові люди всього світу. До таких титанів належить Михайло Васильович Ломоносов. Учений широкого діапазону. Перший російський вчений-природознавець світового значення.
82079. Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным 178.5 KB
  Законы познавая бытия Без математики никак не обойтись. Французский религиозный философ писатель математик и физик Блез Паскаль говорил: Предмет математики настолько серьезен что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным.
82080. Тут говорять німецькою мовою 289 KB
  Нове соціальне замовлення суспільства сьогодні полягає в тому, щоб навчити студентів іноземної мови, як засобу міжкультурної комунікації, як способу пізнання досягнень вітчизняної, європейської та загальнолюдської культури, підготувати студента до толерантного сприйняття виявів чужої культури...