19670

Основные тенденции развития стран мира после второй мировой войны

Доклад

История и СИД

Основные тенденции развития стран мира после второй мировой войны. Раскол послевоенного мира. Вторая мировая война явилась величайшей трагедией для человечества. Но из этой трагедии человечество смогло извлечь и положительные уроки. Важнейший из них заключался в раст

Русский

2013-07-17

20.41 KB

66 чел.

Основные тенденции развития стран мира после второй мировой войны.

Раскол послевоенного мира. Вторая мировая война явилась величайшей трагедией для человечества. Но из этой трагедии человечество смогло извлечь и положительные уроки. Важнейший из них заключался в растущем осознании того, что все люди живут в одном весьма уязвимом мире. Стала понятной необходимость объединения усилий всех народов для предотвращения возможной катастрофы человеческой цивилизации. Примером такого сотрудничества было взаимодействие государств антигитлеровской коалиции в годы войны. Однако очень скоро отношения сотрудничества между державами-союзниками сменились отношениями соперничества и противоборства. Почему же это произошло?

Война привела к коренному изменению соотношения сил на международной арене. Потерпевшие в ней поражение Германия, Италия, Япония утратили статус великих держав. Такой статус был признан за пятью государствами, которые стали постоянными членами Совета Безопасности,— США, СССР, Англией, Францией и Китаем. Однако реальный вес в мире этих держав был не одинаков. Выделялись США и СССР, которых стали называть «сверхдержавами». Они были сравнимы между собой по численности населения (144 и 170 млн в 1947 г.), по запасам природных ресурсов. В то же время они значительно отличались по уровню развития экономики и мощи вооруженных сил. Экономика СССР очень сильно пострадала в годы войны, к тому же она не была направлена на массовое производство потребительских товаров. Сохранялся высокий уровень военных расходов, что позволило СССР уже в 1949 г. испытать первую атомную бомбу. Но платить за это пришлось дорогой ценой: в 1946— 1948 гг. многие районы страны были охвачены голодом.

Экономика США в годы войны не только не пострадала, но и увеличила производство, в том числе и потребительских товаров. Она отличалась высоким техническим уровнем. Здесь в 1945 г. было проведено испытание ядерного оружия. Уже в 1946 г. был разработан первый компьютер. США закрепили за собой положение финансового центра капиталистического мира, они же преобладали и на мировых рынках.

Воспользовавшись благоприятной ситуацией, империалистические круги в США приступили к реализации идей установления мирового господства. Отношения США и СССР были «заморожены» и приобрели характер «холодной войны».

Соперничество между двумя сверхдержавами было важной причиной складывания послевоенной картины мира как «двухполюсного», расколотого на две противоположные части. Этому способствовало и то обстоятельство, что в Европе линия военного, политического и идеологического противостояния совпадала с исторической линией борьбы славян и германцев. Приблизительно здесь же проходила и граница преобладания православной и католической культур. Такая ситуация облегчала двум сверхдержавам поиски союзников.

Лишь в конце 80-х гг. двухполюсная система международных отношений стала разрушаться.

Экономическое развитие западных стран в 50—70-е гг. Интеграция. Сложившееся после войны соотношение сил не было постоянным. Оно менялось по мере того, как преодолевались последствия войны и росло производство. На долю США в 1948 г. приходилось 53 % промышленной продукции капиталистического мира. Восстанавливая свою экономику, Европа становилась рынком сбыта промышленной продукции США.

Отдельные страны (Япония, ФРГ, Италия) развивались такими высокими темпами, что об этом говорили как об «экономическом чуде».[Причины этого «чуда» были вполне материальными. Стартовые позиции обеспечила помощь со стороны США. Но особенно важными оказались такие факторы, как активная роль государства в экономике в период ее восстановления и развернувшаяся научно-техническая революция (НТР). После войны частный капитал был не в состоянии без помощи государства обеспечить восстановление экономики и ее перевод на мирные рельсы, а также финансировать научно-технические разработки, их внедрение. Значительную часть этих забот взяло на себя государство, используя бюджет, т. е. средства налогоплательщиков.

 НТР способствовала бурному развитию транспорта и связи, а это стало одной из причин образования транснациональных корпораций (ТНК). Образно говоря, в условиях НТР мир стал теснее, а люди — ближе друг другу. Благодаря росту иностранных капиталовложений в развитых странах возникали ТНК — огромные интернациональные многоотраслевые компании. Их образованию способствовало также формирование под влиянием НТР новых потребностей людей в странах западной цивилизации. Это потребность иметь на работе и в быту компьютер, телефон (в том числе в автомобиле), телевизор, видеомагнитофон, приборы, облегчающие труд на кухне, отдых в любом районе и т. д. Постепенно эти потребности стали присущи все большему числу людей в развитых странах. Они формировали соответствующий спрос, которого в бедных странах не было. Точно так же в этих странах не было и квалифицированной рабочей силы, которая может быть использована в сложном производстве.

Развитие экономики, внешнеполитические факторы, уроки недавней войны, заставляли европейцев искать пути к сплочению.

глобальные (всеобщие, мировые) проблемы. В послевоенные годы формируется новое европейское сознание, в котором главным элементом является понимание общности судьбы европейцев. В середине 50-х гг. известный английский ученый Б. Рассел сделал вывод о том, что в условиях возникновения водородного оружия война больше не может являться продолжением политики. Всему человечеству стала грозить гибель. Поддержанный А. Эйнштейном, Ф. Жолио-Кюри, другими видными учеными, Б. Рассел развернул пропаганду этой идеи. Он и его сторонники подчеркивали необходимость защиты ценностей, общих для всего человеческого рода. Предупреждение Рассела о возможной гибели всего человечества позднее подтвердили своими расчетами ученые США, СССР и других стран. Они показали, что в ядерной войне не может быть победителей из-за резкого и катастрофического изменения климата, что стало бы ее результатом.

• Определите одну из глобальных проблем человечества, возникшую в «ядерный век».

В 1974—1975 гг. впервые за послевоенные годы капиталистические страны пережили экономический кризис, причинами которого стали, в частности, энергетические трудности, связанные с сокращением поставок нефти с Ближнего Востока. Они были нарушены в результате вспыхнувшей там войны. В связи с кризисом обострились такие проблемы, как ограниченность природных ресурсов и последствия для человечества наращивания их переработки. В повседневность стал входить термин «экология», означающий «отношения человека и окружающей среды». Оказалось, что после второй мировой войны из недр земли было добыто больше минерального сырья, чем за всю предшествующую историю человечества. А это вело к истощению природных ресурсов и к опасному ухудшению среды обитания людей.

Возникновение новых массовых движений. Постепенно все большее число людей начинало осознавать, что возникавшие перед ними новые проблемы как бы сплетены в один клубок, распутать который невозможно не только усилиями одной страны, но и группы стран. Дело не только в глобальном характере этих проблем, но и в том,- что сводятся они, по сути, к вопросу о способности человечества выжить, преодолеть угрозы своему существованию. Так в поисках решения глобальных проблем рождалось новое мышление людей. Его сущностью является осознание интересов, которые сближают людей, несмотря на их расовую или национальную принадлежность, политические взгляды, уровень их жизни и культуры. Эти общечеловеческие интересы более важны, чем классовые, партийные. Они не противоречат государственным, национальным интересам. Это и понятно, так как если увеличивается угроза существования всего человечества, то она увеличивается и для каждой отдельной страны, отдельного человека, и наоборот, если она уменьшается, то уменьшается для всех людей.

На основе осознания верховенства общечеловеческих интересов в последние десятилетия во многих странах возникли новые общественные движения, партии. Это движения защитников мира и окружающей среды, прав человека (включая основное право право на жизнь) и др. Это неклассовые демократические движения, которые опираются на широкие слои населения. В качестве примера назовем известную организацию «Гринпис» («Зеленый мир»). Активную роль в этих движениях играет молодежь. Правительства разных стран вынуждены прислушиваться к требованиям таких движений, хотя в отношениях между ними нередко случаются конфликты.Выводы. 1. После окончания второй мировой войны произошел раскол мира, который, образно говоря, стал двухполюсным, т. е. расколотым на два блока во главе с ведущими державами США и СССР. 2. В экономическом развитии стран мира в первые послевоенные десятилетия усилилась роль государства и стремление к интеграции. 3. Во второй половине XX в. перед человечеством встали новые, глобальные по масштабу, проблемы: сохранения жизни на Земле в условиях гонки ядерных вооружений, истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15417. Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика 42.5 KB
  Практическое занятие 25 Тема: Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика. Туберкулез лат. tuberculum бугорок – инфекционное заболевание человека сопровождающееся ...
15418. Возбудители зоонозных инфекций: чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний 61 KB
  Практическое занятие 26 Тема: Возбудители зоонозных инфекций: чумы туляремии бруцеллеза сибирской язвы. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. 1. Возбудитель чумы Y. pestis Чума ...
15419. Характеристика семейства энтеробактерий. Эшерихии. Шигеллы. Биологические свойства. Классификация. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика 45.5 KB
  Практическое занятие 20 Тема: Характеристика семейства энтеробактерий. Эшерихии. Шигеллы. Биологические свойства. Классификация. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. 1. Характеристика семейства Еnterobacteriaceae Семейство Enterobacteriaceae является о...
15420. Инфекция. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Экспериментальный (биологический) метод исследования. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование трупного материала 35.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 11 Тема занятия: Инфекция. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Экспериментальный биологический метод исследования. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование трупного материала. ...
15421. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Неспецифические факторы защиты организма от инфекции 34 KB
  Занятие 12 Тема занятия: Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Неспецифические факторы защиты организма от инфекции. Учебная цель занятия: Познакомиться с ролью макроорганизма в развитии инфекционного процесса. Задачи занятия: 1. Изучить факторы неспеци...
15422. Иммунитет. Взаимодействие антигена с антителом in vitro. Серологические реакции, их механизм. Прямые серологические реакции. Реакции агглютинации, преципитации 35 KB
  ЗАНЯТИЕ 13 Тема занятия: Иммунитет. Взаимодействие антигена с антителом in vitro. Серологические реакции их механизм. Прямые серологические реакции. Реакции агглютинации преципитации. Учебная цель занятия: Познакомиться с основами иммунодиагнос
15423. Непрямые серологические реакции. Реакция связывания комплемента (РСК). Реакция непрямой гемагглютинации (РНГА). Реакция нейтрализации токсина антитоксином (РН) 36.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 14 Тема занятия: Непрямые серологические реакции. Реакция связывания комплемента РСК. Реакция непрямой гемагглютинации РНГА. Реакция нейтрализации токсина антитоксином РН. Учебная цель занятия: Продолжение знакомства с основами
15424. Лабораторные методы оценки функционального состояния Т- и В-систем иммунитета 42 KB
  ЗАНЯТИЕ 15 Тема занятия: Лабораторные методы оценки функционального состояния Т и Всистем иммунитета. Учебная цель занятия: Ознакомиться с основными методами лабораторных исследований Т и Всистем иммунитета значениями некоторых иммунолог
15425. Семинар. Иммунитет. Т- и В-системы иммунитета. Кооперация клеток в ходе иммунного ответа. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность 76.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 16 Тема занятия: Семинар. Иммунитет. Т и Всистемы иммунитета. Кооперация клеток в ходе иммунного ответа. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Иммунопатология. ...