19677

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события ,характерные черты социально-экономического развития

Доклад

История и СИД

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события характерные черты социально-экономического развития. Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем ру...

Русский

2013-07-17

21.11 KB

14 чел.

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события ,характерные черты социально-экономического развития.

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г.— сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была  совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и  морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала  полномочия парламента и сохраняла все права  граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция   смогла   восстановить   свое   положение   великой   державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев   В.   Ж.   д' Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал  лидер  социалистов    Франсуа    Миттеран.   Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с  1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья   государства,   проводит  политику,   подобную  тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79061. Понятие права собственности. Содержание права собственности 27.13 KB
  Содержание права собственности. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме. Римское право было системой права построенного на начале частной собственности.
79062. Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного. Основные системы римского частного права 20.29 KB
  Отличие частного права от права публичного. Основные системы римского частного права. Один из римских юристов классического периода Ульпиан проводит разграничение этих двух областей права следующим образом.
79063. Понятие физического лица и правоспособности. Элементы правоспособности. Утрата и ограничение правоспособности (caput) 19.53 KB
  Древний Рим был рабовладельческим государством и поэтому признавал лицом далеко не каждого человека. Субъектом права признавался только свободный человек, поэтому рабы рассматривались не как субъект, а как объект права (говорящее орудие).
79064. Правовое положение рабов. Институт пекулия. Способы установления и прекращения рабства 25.17 KB
  Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать даже убить. Раб не может вступить в брак признаваемый законом; союз раба и рабыни contubernium отношение чисто фактическое. Если тем не менее коекакие проблески признания личности раба имели место то это происходило в интересах самого рабовладельца имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов. Термином пекулий происходящим вероятно от слова pecus скот называлось имущество выделяемое из общего имущества рабовладельца в...
79065. Правовое положение римских граждан. Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. Понятие дееспособности. Лица недееспособные и частично дееспособные 23.98 KB
  Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа впрочем в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii. Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii т. права вступать в законный брак при котором дети получали права римского гражданства а отцу принадлежала...
79066. Прекращение обязательств. Новация. Зачет. Невозможность исполнения обязательства 22.39 KB
  Невозможность исполнения обязательства. Последнее возможно лишь с согласия кредитора; место исполнения соответствует месту определенному в договоре; исполнение в срок указанный в договоре.; в оба требования должны быть такими по которым срок исполнения уже наступил или определен моментом востребования. Просрочка исполнения усиливает ответственность должника который должен впредь отвечать не только соответственно прямому содержанию обязательства но и обязывался к возмещению неполученных доходов кредитора на него возлагался случайный...
79067. Развитие уголовного права в Риме в период империи 19.9 KB
  Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми включаются в категорию преступлений crimen publicum. Появляется также большое число новых преступлений в том числе таких которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. В числе этих преступлений заговор с целью свержения императора покушение на его жизнь или жизнь его чиновников непризнание религиозного культа императора и т. К числу преступлений непосредственно...
79068. Развитие уголовного права в Риме в республиканский период. Виды преступлений. Виды наказаний. Уголовный суд и процесс 20.41 KB
  Благодаря этому обстоятельству приговор магистрата малопомалу теряет свое значение и собственными органами уголовного суда делаются comiti centurit если дело идет о cpite и tribut если дело идет об nquisitio pecuni. Все производство у магистрата приобретает характер предварительного следствия. Производство перед магистратом в уголовных делах по своему смыслу отнюдь не соответствует производству in jure в процессе гражданском: здесь магистрат ничего не разбирает и ничего не решает меж тем как в уголовном процессе суд магистрата имеет...
79069. Сервитуты. Понятие и виды. Хозяйственное значение и содержание сервитутов. Приобретение и утрата сервитутов. Защита сервитутного права 27.56 KB
  С ростом городов с увеличением скученности городских построек собственники городских земельных участков стали нуждаться в правовом средстве с помощью которого можно было бы предупредить полное затемнение одного участка постройкой на соседнем участке и т. Прочность удовлетворения потребности посредством такой правовой формы состояла в вещном характере сервитутного права: предметом сервитутного права являлся сам земельный участок а не действие определенного лица обязавшегося допускать пользование его земельным участком со стороны соседа....