19684

Народ в произведениях писателей-шестидесятников (очерки Н. Успенского)

Доклад

Литература и библиотековедение

Народ в произведениях писателейшестидесятников очерки Н. Успенского Жанр очерка был особенно любим писателями круга Современника вокруг которого после раскола в редакции группировались в основном писателиразночинцы именуемые обычно шестидесятниками. Н.В....

Русский

2013-07-17

42 KB

1 чел.

Народ в произведениях писателей-шестидесятников (очерки Н. Успенского)

Жанр очерка был особенно любим писателями круга «Современника», вокруг которо-го после раскола в редакции группировались в основном писатели-разночинцы, именуемые обычно «шес-тидесятниками». Н.В. Успенский (1837 — 1889), Н.Г. Помялов-ский (1835 — 1863), Ф.М. Решетников (1841 — 1871), В.А. Слепцов (1836 — 1878), А.И. Левитов (1835 — 1877) и др. Большинство из них были выходцами из мелкого провинциального духовенст-ва, имели за плечами семинарию. Все они в определенный мо-мент порвали со своей средой и, увлеченные популярными тог-да идеями о необходимости практически полезного и «досто-верного» знания, отправились поступать в университеты или Медико-хирургическую академию, стремясь приобщиться к ес-тественным наукам: медицине, физиологии, химии, биологии. Чаще всего эти будущие писатели были не готовы ни к по-ступлению в университет, ни к систематическому учению вооб-ще и потому либо бросали все это, либо превращались в «веч-ных студентов».

Путь в литературу этому поколению открыла журнальная стратегия Некрасова, проводившаяся им в «Современнике», а также литературная критика и публицистика Добролюбова, Чер-нышевского, Писарева, Салтыкова-Щедрина.

Центральной темой творчества шестидесятников стала жизнь простого народа, крестьян, низов городского мира. Созданный ими образ народа шокировал современников неслыханной бес-пощадностью и натуралистичностью. Низы общества изобра-жались как почти животные существа, живущие биологически-ми потребностями, неспособные понять простейшие законы и гражданские общественные установления, незнакомые с элемен-тарной арифметикой (как в рассказе Н. Успенского «Обоз»). Та-кое видение было обусловлено не только жизненным опытом разночинцев, столкнувшихся в детстве и юности с грубостью и жестокостью жизни, с неприглядным бытом, но и той идео-логией радикальных революционеров, которую они восприня-ли и стремились отразить в своих произведениях, — в основе ее лежало представление о человеке как о биологическом су-ществе, чья жизнь регулируется прежде всего физиологически-ми потребностями.

В результате нарисованный ими образ народа неожиданно оказался окрашен глубоким пессимизмом. Люди из простона-родья, населяющие многочисленные очерки шестидесятых годов выглядят совершенно неготовыми к революции. Герои очер-ков «Обоз», «Хорошее житье», «Деревенская аптека» Н. Успен-ского, «Питомка» Слепцова — спивающиеся, неспособные ис-пытывать сострадание — явно не готовы бороться за изме-нение своего социального положения. Они не способны даже помыслить о том, что для того, чтобы начать жить лучше, не-обходимо изменить социальные условия. Социальная система для героев шестидесятнических очерков страшна и непонятна. Первый же вопрос о социальной справедливости, поставлен-ный в самой примитивной форме, ведет к гибели героев «Под-липовцев» Решетникова — крестьян, отправившихся искать «где лучше». Народ, каким он представлен у шестидесятни-ков, — это абсолютный раб существующего социального поряд-ка. Этот пессимизм сделал в конечном счете их произведения не до конца приемлемыми не только для враждебной крити-ки, но и для тех идеологов, которые поначалу вдохновляли и высоко превозносили их творчество. Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?» (1861) увидел в очерках Н. Успенско-го новое слово в изображении народа, принципиально отлич-ное от того, что было у писателей-дворян, прежде всего в «За-писках oxoтника» Тургенева, Чернышевский поддержал Успен-ского в его стремлении сказать о народе неприкрашенную правду, оптимистически предполагая, что это может «просве-тить» народ, благотворно повлиять на его жизненное поведе-ние. Однако со временем происходит разрыв Н. Успенского с Некрасовым и кругом «Современника»: этого «первопроходца» шестидесятнической прозы стали обвинять в клевете на народ.

Другой важнейшей темой в творчестве этих писателей стал трудный путь человека из разночинной среды к знаниям, его сложное самоутверждение в обществе. И здесь проблемы, сто-явшие перед «новым человеком», стремящимся играть актив-ную роль в культурной и общественной жизни страны, оста-лись неразрешимыми не только в литературе, но и в жизни. Разночинец ощущал свою ущербность, недостаток образован-ности, воспитания, когда сталкивался с чуждой дворянской средой, занимавшей центральные позиции в культуре, сформи-ровавшей определенный жизненный стиль. Некоторые из раз-ночинцев выбирают путь компромисса. Например, Молотов, главный герой дилогии Помяловского, принимает решение приспособиться, занять место в существующей бюрократической социальной системе. Он отказывается от борьбы за са-моутверждение, но получает домашний уют, простое семей-ное, «мещанское» счастье. Только в «Трудном времени» Слеп-цова мы видим разночинца, уверенного в себе, легко побеж-дающего в духовном и нравственном поединке аристократа-помещика. Но такой образ оказался возможен только после романа Чернышевского «Что делать?». В жизни все оказалось сложнее. Подавляющему большинству писателей-шестидесят-ников не удалось разрешить стоящие перед ними проблемы: для них характерен неустойчивый быт, алкоголизм, ранние смерти. Недолго длилась и их литературная известность. Уже в семидесятые годы большинство из них сходят с литератур-ной сцены, Nx произведения быстро забываются (за некоторым исключением).

Путь шестидесятников оказался очень кратким. Это путь, приведший к духовному тупику. В очерках Успенского и Ре-шетникова, Помяловского и Слепцова трудно увидеть позитив-ное начало, они вряд ли могут предложить современному чи-тателю цели и идеалы, к которым стоит стремиться. Однако они не утратили способности поражать читателя и сейчас, но не своим натурализмом, а отраженным в них трагическим об-разом человека, отринувшего Бога и идолов, но не сумевшего обрести иных духовных опор и потому кончившего жизнь в пустоте отчаяния.

Итак, центральными, формообразующими идеями времени в шестидесятые годы становятся спор о герое (в романе) и проб-лема народа.

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину ее тяжелого хода».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х — «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Октябрьской революции.

Основное значение очерков Успенского определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал Успенский, был язык его героев. Писатель очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» — торговцем, «Хорошее житье» — целовальником, и т. д.). Очерки Успенского подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так, в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, Успенского толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы Успенского не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры, так как при всех достоинствах своих очерков писатель всё же редко шёл дальше натурализма и шаржа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40393. Лечение нневростенических расстройств 28.5 KB
  Лечение невротических расстройств лучше всего проводить в профилированных отделениях; их чаще всего называют санаторными или отделениями клиниками неврозов. При медикаментозной терапии обсессивнокомпульсивных расстройств в первую очередь используются серотонинергические антидепрессанты. Медикаментозная терапия истероконверсионных расстройств особенно при эпизодически возникающих кратковременных истерических реакциях проводится транквилизаторами назначаемыми в небольших дозах и непродолжительными курсами.
40394. Методы купирования психомоторного возбуждения при различных психических заболеваниях 40.5 KB
  Наилучший способ экстренного купирования всех видов возбуждения внутривенное введение аминазина если удастся удержать больного для проведения этой процедуры. Практически этим способом удается купировать большинство видов возбуждения или значительно уменьшить его в течение 1 2 дней создав тем самым условия для транспортировки больного или проведения дальнейшей терапии. Алкогольный делирий Необходимы купирование психомоторного возбуждения и устранение бессонницы поскольку наступление сна свидетельствует о приближающемся окончании психоза.
40395. Особенности дпрессий в пожилом возрасте 62.5 KB
  Так называемый соматический синдром не внесенный в МКБ10 в число облигатных при неглубоких депрессиях позднего возраста нередко выступает в качестве ведущего. Это связано с двумя факторами неглубоким уровнем нарушения психической деятельности и собственно влиянием возраста. В этих случаях феномен соматизации депрессивных расстройств представляет собой главную причину трудностей выявления и диагностики этих нарушений у пациентов позднего возраста. Степень выраженности и значимость изменения самочувствия в телесной сфере предполагает их не...
40396. ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА 42 KB
  А поэтому их используют при нарушениях психической деятельности при невротических и неврозоподобных расстройствах состояниях внутреннего напряжения страха тревоги беспокойства. 4 В связи с альфаадреноблокирующим эффектом используют при купировании гипертонического криза. При лечении больных манией используют: 1 нейролептики; 2 соли лития. Соли лития используют для лечения и профилактики маний.
40397. Методика сочинений отдельных видов 41.5 KB
  Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...
40398. Речевые ошибки, их диагностика и исправление 49.5 KB
  К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово неправильно построенное предложение искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения которые предусмотрены программой начальных классов совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Причина ошибок малый речевой опыт бедность фразеологического запаса. К группе морфологостилистических ошибок относится неправильное образование...
40399. Основные этапы истории методики русского языка как науки 39.5 KB
  Буслаева О преподавании отечественного языка 1844. Ушинский 1824 1870 который создал методику в полном ее объеме обосновал ее теоретически написал учебники для школы Родное слово для I II и III годов обучения Детский мир а также пособия для учителей: О первоначальном преподавании русского языка. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека в формировании его личности в его мыслительном развитии.
40400. Методы обучения грамоте 36 KB
  Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...
40401. Методика работы над элементами синтаксиса 48 KB
  Из данных форм образуются словосочетания и предложения которые могут соединяться в сложные предложения и образовывать максимальную синтаксическую единицу текст. Синтаксис как наука это взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли например предложение как синтаксическая единица рассматривается с точки зрения: Теории членов предложения предполагает деление текста на составляющие словосочетания и слова Теории актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы текста а...