19692

Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...

Русский

2013-07-17

27.5 KB

25 чел.

Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции.

А. А. Фет (1820 - 1892). Первый сборник стихотворений «Лирический Пантеон» вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения (т.е. стилизации под античную поэзию); в воспевании страданий чувствовалось подражание Байрону и другим романтическим кумирам. Дебют весьма типичен. С 1841 г. Фет часто печатается в славянофильском журнале «Москвитянин», а с 1842 г. - в «Отечественных записках», где ведущим критиком был Белинский.

Второй сборник - «Стихотворения А. Фета» (1850) - включает уже многие шедевры его лирики. Оригинальность стихов, их музыкальность покорили знатоков.

Третий сборник - «Стихотворения А. Фета» (СПб., 1856) - своеобразный памятник творческой дружбе Фета и Тургенева. Редактура последнего показательна как пример столкновения двух поэтик, литературных норм: в словоупотреблении, образах Фета Тургеневу, ценившему в литературе смысловую точность, многое казалось не вполне понятным и потому неудачным. Так, «Я пришел к тебе с приветом…» в редакции 1856 г. лишилось двух последних строк.

Когда выходит переиздание первых «Стихотворений», Фет живет в селе с женой (сестрой критика Боткина) и занимается сельским хозяйством. На 60-е гг. приходится апогей его конфликта с «Современником», с демократическим, «реальном» направлением критики. После этого сборника отходит от литературной жизни, но продолжает писать стихи, и самыми дорогими слушателями и судьями для него становятся Л. Н. Толстой с женой.

В 1873 г. императорским указом ему возвращают дворянские права и фамилию Шеншин, получает звание камергера.

«Вечерние огни» - название четырех выпусков стихотворений (1883-1891), изданных Фетом на склоне лет. Важнейшая тема их, в особенности поразившая современников глубиной мысли и чувства, - Время, память, не умирающие в сознание трагические события, пережитые в молодости. Поздний Фет - поэт по преимуществу трагический. Много времени в этот период Фет отдает переводам (Гораций, Гете, Шопенгауэр).

Вечные темы: природа, любовь, красота. Некоторые смеялись над узостью тем, некоторые нет (Салтыков-Щедрин vs. Соловьев).

Новаторство в том, что об обычном он пишет необычно. Пример: «Шепот, робко дыханье…» В одном сложном предложении, составляющем стихотворение, воссоздана летняя ночь, сменяемая зарей, передан процесс, хотя нет ни одного глагола. Как это часто бывает у Фета, лирический центр составляет концовка, и нагнетание однородных назывных предложений, анафора союза «и» выразительно передают лирическое напряжение.

Одна из тайн сильного эмоционального воздействия лучших стихов Фета на читателей является их своеобразная недосказанность, импрессионистичность.

Родственность лирики и музыки хорошо подтверждают стихи Фета. Их ритмическое разнообразие, мелодичность, использование многообразных повторов: анафор и эпифор, «кольца», синтаксических параллелизмов, и т.д. - подстать «неуловимому» содержанию его лирики. Богат метрический репертуар Фета, использовавшего все размеры русской силлабо-тоники.

Лирическая героиня - земное воплощение Красоты жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24141. Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов 28.5 KB
  Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов половцев монголов став щитом заслонившим Европу от кочевников Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь изменив этим соотношение сил в Европе. После официального разделения православной и католической церкви 1054 папство пыталось обратить Русь в католическую веру....
24142. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности 44.19 KB
  Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости что воспел в стихах присланную ему пиксиду резную коробочку сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом. Грамотность письменность Много нового внесли в понимание уровня русской городской культуры находки свидетельствующие о широком распространении грамотности в народных массах. Родной язык Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях...
24143. Предпосылки образования русского централизованного государства 26.01 KB
  Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIVXVI вв. Группы предпосылок образования русского централизованного государства. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти; внешнеполитические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго которое тормозило развитие Русского государства.
24144. Этапы образования Русского централизованного государства 44.43 KB
  на северозападе русских земель возникло государство Великое княжество Литовское. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство Золотая Орда. Видя слабость русских земель Литва стала очень активно присоединять русские земли. Литва на 3 4 стала состоять из русских земель.
24145. Российское государство при Иване III 29.71 KB
  Во внутренней политике Иван III как и его отец продолжает собирать русские земли под московским началом. Иван III присоединил к Москве Ростовское и Тверское Рязанское Белозерское и Дмитровское княжества. Такой ход дел не устраивал Ивана III стремившегося объединить все русские земли под московским началом.
24146. КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ. 36.63 KB
  Со второй половины XIV в. Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV XV столетий. Составление летописей и других сочинений переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в.
24147. Реформы Ивана 4 Грозного 27.57 KB
  После его смерти на Руси началось боярское правление. Особенностью его прихода к власти было то что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя: термин царь пришел на Русь от монголотатар; до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды; данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми как над другими ханами так и над русскими князьями которые ездили в Орду на поклон к царю; впервые приняв титул царь Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность...
24149. Культура России в XVI в. 32.19 KB
  Фольклор Фольклор XVI в. в XVI в. Публицистика XVI в.