19693

Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция

Доклад

Литература и библиотековедение

Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...

Русский

2013-07-17

28.5 KB

37 чел.

Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция.

Островский (1823 - 1886) пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти нееропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для ее изображения могла быть максимально использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией - борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе был создан тип «народной комедии» Островского.

В творчестве Островского выделяются следующие периоды:

  •  ранний, 1847-1851. Период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся».
  •  «москвитянский», 1852-1854,когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок».
  •  предреформенный, 1855-1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
  •  пореформенный, и1861-1886.

Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» складываются основные черты поэтики театра Островского: сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируется и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытоописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.

В следующий период Островский обращается к поиску положительных начал. Идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. («Бедность не порок»).

Новый этап пути Островского, вызванный подъемом антикрепостнических настроений после поражения в Крымской войне и смерти Николая I - «Воспитанница». В этой пьесе Островский рисует жизнь помещичьей усадьбы без малейшего лиризма, столь обычного у писателей-дворян при изображении поместного быта. Высшее достижение этого периода - «Гроза».

В пореформенный период продолжает расширяться тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни XVII в. до самой острой злободневности, до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев («Лес»).

У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-ч гг. приводит к созданию своеобразного сатирического цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», позже - «Волки и овцы».

Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызвал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского таким героем становится женщина. Это переносит акцент с действия на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы («Бесприданница», «Без вины виноватые»).