19694

Творческий путь Салтыкова-Щедрина

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...

Русский

2013-07-17

27.5 KB

7 чел.

Творческий путь Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

В 1841 г. опубликована первое стихотворение «Лира», в журнале «Библиотека для чтения». Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея стал в качестве рецензента сотрудничать с «Современником». Будучи воспитанным на революционно-демократических взглядах (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев, который покинул в начале 1847 г. Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. Писатель был арестован и в 1848 г. отправлен на службу в Вятку. С этого момента путь писателя стал тернистым. В 1855 г. его освобождают из-под надзора. В августе того же года он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции.

В 1858 г. назначается губернатором Рязани, в 1860 - вице-губернатором в Тверь. Создает циклы «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862). В 1862 г. переезжает в Москву; с 1863 по 1864 г. писатель опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадур и помпадурши».

В 1865 г. временно отходит от литературной деятельности, в 1868 г. расстается с госслужбой и уходит в отставку.

С 1868 г. - новый этап в творчестве Щедрина. («Господа Головлевы», 1875-1880, «Современная идиллия», 1877-1883).

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.

В конце 60-х - начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.

«История одного города» (1869 - 1870) выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторский черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые потом нашли отражение в цикле «Сказки» (1869 - 1886).

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и книгу «Пошехонская старина» (1887-1889), где подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Г.Г.»), но и социально-психологические типы крестьян.

Критика писала, что Щедрин создал сатирическую энциклопедию русской жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30308. Проблема романа в современном литературоведении 37 KB
  Проблема романа в современном литературоведении РОМАН франц . Роман эпос Нового времени; в отличие от народного эпоса где индивид и народная душа нераздельны в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но частная внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем эпопейно т. Типичная романная ситуация столкновение в герое нравственного и человеческого личностного с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время где характер взаимоотношений человека и общества...
30313. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании 47 KB
  Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.
30314. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний 35 KB
  Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...
30315. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения 35.5 KB
  Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением интонационная оформленность.
30316. Понятие семантической структуры предложения, ее соотношение с формальной структурой 46 KB
  Эти отношения выражает предикат который организует положение дел и задаёт определённые места для предметов участников ситуации актантов определяя их количество и роли. Актанты это предметные распространители предиката актант субъектного типа актант объектного типа орудийный актант и т. В структуре пропозиции имеются также непредметные распространители предиката сирконстанты локатив темпоратив и др. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат.