19694

Творческий путь Салтыкова-Щедрина

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...

Русский

2013-07-17

27.5 KB

7 чел.

Творческий путь Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

В 1841 г. опубликована первое стихотворение «Лира», в журнале «Библиотека для чтения». Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея стал в качестве рецензента сотрудничать с «Современником». Будучи воспитанным на революционно-демократических взглядах (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев, который покинул в начале 1847 г. Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. Писатель был арестован и в 1848 г. отправлен на службу в Вятку. С этого момента путь писателя стал тернистым. В 1855 г. его освобождают из-под надзора. В августе того же года он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции.

В 1858 г. назначается губернатором Рязани, в 1860 - вице-губернатором в Тверь. Создает циклы «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862). В 1862 г. переезжает в Москву; с 1863 по 1864 г. писатель опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадур и помпадурши».

В 1865 г. временно отходит от литературной деятельности, в 1868 г. расстается с госслужбой и уходит в отставку.

С 1868 г. - новый этап в творчестве Щедрина. («Господа Головлевы», 1875-1880, «Современная идиллия», 1877-1883).

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.

В конце 60-х - начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.

«История одного города» (1869 - 1870) выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторский черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые потом нашли отражение в цикле «Сказки» (1869 - 1886).

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и книгу «Пошехонская старина» (1887-1889), где подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Г.Г.»), но и социально-психологические типы крестьян.

Критика писала, что Щедрин создал сатирическую энциклопедию русской жизни.