19694

Творческий путь Салтыкова-Щедрина

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...

Русский

2013-07-17

27.5 KB

8 чел.

Творческий путь Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.

В 1841 г. опубликована первое стихотворение «Лира», в журнале «Библиотека для чтения». Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея стал в качестве рецензента сотрудничать с «Современником». Будучи воспитанным на революционно-демократических взглядах (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев, который покинул в начале 1847 г. Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. Писатель был арестован и в 1848 г. отправлен на службу в Вятку. С этого момента путь писателя стал тернистым. В 1855 г. его освобождают из-под надзора. В августе того же года он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции.

В 1858 г. назначается губернатором Рязани, в 1860 - вице-губернатором в Тверь. Создает циклы «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862). В 1862 г. переезжает в Москву; с 1863 по 1864 г. писатель опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадур и помпадурши».

В 1865 г. временно отходит от литературной деятельности, в 1868 г. расстается с госслужбой и уходит в отставку.

С 1868 г. - новый этап в творчестве Щедрина. («Господа Головлевы», 1875-1880, «Современная идиллия», 1877-1883).

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.

В конце 60-х - начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.

«История одного города» (1869 - 1870) выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторский черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые потом нашли отражение в цикле «Сказки» (1869 - 1886).

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и книгу «Пошехонская старина» (1887-1889), где подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Г.Г.»), но и социально-психологические типы крестьян.

Критика писала, что Щедрин создал сатирическую энциклопедию русской жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8200. Методы воспитания 30.55 KB
  Методы воспитания План: Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания. Из истории методики воспитания. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса. Руководство процессами самово...
8201. Руководство процессами самовоспитания 13.89 KB
  Руководство процессами самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового - начале юношеск...
8202. Коллектив и личность: педагогический аспект 17.74 KB
  Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...
8203. Мастерство педагогического взаимодействия 18.78 KB
  Мастерство педагогического взаимодействия. Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют навечно вызванный к доске. Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения...
8204. Воспитание в семье 35.59 KB
  Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...
8205. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога 18.35 KB
  Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога. В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга дете...
8206. Место педагогической профессии в социуме 27.71 KB
  Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...
8207. Сущность и закономерности эстетического воспитания 25.01 KB
  Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...
8208. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая 47.5 KB
  Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...