19695

Салтыков как сатирик

Доклад

Литература и библиотековедение

Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо

Русский

2013-07-17

30 KB

0 чел.

Салтыков как сатирик.

«Сказки» написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать:

  •  условия цензуры;
  •  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  •  появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;
  •  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней;
  •  органическая близость сказки художественному методу Щедрина.

Именно в конце 60-х - начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.

С народной сказкой сказки Щедрина объединяет сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. В основе лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.

Однако есть отличия. В мире Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. Герои не всегда бывают наказаны за свои поступки. Это политическая сатира, поэтому много реальных деталей окружающей автора действительности.

По тематики можно разделить на 4 блока:

  •  тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как…»);
  •  тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), покорности («Повесть о том, как…», Коняга»), стихийности протеста («Медведь…»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»);
  •  тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), осмеяние разных форм подчинения насилию, критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»);
  •  нравственно-этические темы («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).

Задача автора в сказке «Медведь…» (1884) заключалась в сатирическом осмеянии разных типов представителей власти, злодейства которых он изображает.

В основе «Повести о том, как…» лежит принцип антитезы: страдания генералов до появления мужика противопоставляются их благополучному существованию после этого.

Сказка «Дикий помещик» (1869) отразила пореформенное положение временнобязанных крестьян. Гротеск в сказке помогает передать антигуманность и противоестественность происходящего.

«Премудрый пискарь» (1883). В «Современной идиллии» есть сцена суда над пескарем. Эта сказка затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Приставка «пре-» выступает в значении «пере-»: пескарь перемудрил.

Щедрин использовал различные виды иносказаний, называл свою манеру «эзоповской». Одной из основных черт этой манеры является использования аллегории. Не только опирался на литературно-басенную и фольклорно-сказочную традицию, но и создавал собственные противопоставления власти и ее жертвы.

Еще один основной прием - ирония. Есть ироническое утверждение, ироническая характеристика, ироническая позвала, ироническое сравнение, ироническое осуждение.

Плюс гипербола и гротеск. Плюс наличие сказочной поэтики: зачины, присказки, троекратное повторение мотива, эпизода и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56106. Словник-довідник труднощів української мови (вживання архаїзмів та історизмів) 1.31 MB
  Головне - дати дітям поштовх до роздуму, викликати бажання підносити рівень культури власного мовлення, дбайливо поводитись з найбільшим скарбом народу - його мовою, самовдосконалюватися, інтелектуально зростати.
56107. Проблема збагачення, уточнення й активізації словникового запасу молодших школярів 117.5 KB
  Пізнаючи значення слова діти пізнають світ розкриваючи смислові зв’язки слів у контексті встановлюють взаємозв’язок між предметами і явищами навколишньої дійсності внаслідок чого в них розвивається логічне мислення.
56108. Інтерактивний підхід до словникової роботи на уроках української мови в початкових класах 56 KB
  Рекомендації щодо словникової роботи на уроках української мови в початкових класах ІІІ. Вступ Словникова робота на уроках української мови в початкових класах є однією зі складових різноманітної роботи з розвитку мовлення учнів.