19695

Салтыков как сатирик

Доклад

Литература и библиотековедение

Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо

Русский

2013-07-17

30 KB

0 чел.

Салтыков как сатирик.

«Сказки» написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать:

  •  условия цензуры;
  •  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  •  появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;
  •  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней;
  •  органическая близость сказки художественному методу Щедрина.

Именно в конце 60-х - начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.

С народной сказкой сказки Щедрина объединяет сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. В основе лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.

Однако есть отличия. В мире Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. Герои не всегда бывают наказаны за свои поступки. Это политическая сатира, поэтому много реальных деталей окружающей автора действительности.

По тематики можно разделить на 4 блока:

  •  тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как…»);
  •  тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), покорности («Повесть о том, как…», Коняга»), стихийности протеста («Медведь…»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»);
  •  тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), осмеяние разных форм подчинения насилию, критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»);
  •  нравственно-этические темы («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).

Задача автора в сказке «Медведь…» (1884) заключалась в сатирическом осмеянии разных типов представителей власти, злодейства которых он изображает.

В основе «Повести о том, как…» лежит принцип антитезы: страдания генералов до появления мужика противопоставляются их благополучному существованию после этого.

Сказка «Дикий помещик» (1869) отразила пореформенное положение временнобязанных крестьян. Гротеск в сказке помогает передать антигуманность и противоестественность происходящего.

«Премудрый пискарь» (1883). В «Современной идиллии» есть сцена суда над пескарем. Эта сказка затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Приставка «пре-» выступает в значении «пере-»: пескарь перемудрил.

Щедрин использовал различные виды иносказаний, называл свою манеру «эзоповской». Одной из основных черт этой манеры является использования аллегории. Не только опирался на литературно-басенную и фольклорно-сказочную традицию, но и создавал собственные противопоставления власти и ее жертвы.

Еще один основной прием - ирония. Есть ироническое утверждение, ироническая характеристика, ироническая позвала, ироническое сравнение, ироническое осуждение.

Плюс гипербола и гротеск. Плюс наличие сказочной поэтики: зачины, присказки, троекратное повторение мотива, эпизода и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83739. Конституция Российской Федерации – основной закон страны 64.78 KB
  Образовательная - закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
83740. Возрасты нашей жизни 84.5 KB
  Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...
83741. Образование множественного числа имён существительных в английском языке 46.91 KB
  Цели урока: Ознакомление учащихся с образованием множественного числа существительных. Активизация лексики по теме House в диалогической речи. Формирование и развитие навыков чтения и аудирования. Развитие интереса к изучению английского языка.
83742. Россия и Германия в сравнении 120 KB
  Практические: активизировать лексику по теме; совершенствовать навыки чтения, говорения; развивать умения систематизировать, обобщать полученную информацию; Образовательные: расширять страноведческий кругозор; знания по профессии...
83743. В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина) 45.5 KB
  Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.
83744. Односоставные предложения в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 60.48 KB
  Честь нельзя отнять её можно лишь потерять Как вы понимаете его Какое слово является ключевым Как вы понимаете значение этого слова Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова подберём синонимы и антонимы.
83745. Молекулярная физика и термодинамика 1.11 MB
  Задачи: закрепить основные понятия и закономерности темы умение выстраивать логические цепочки из основных законов; обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам термодинамики и молекулярной физики; закрепить умение решать графические задачи по изопроцессам I закону термодинамики...
83746. За сохранение и чистоту английского языка 143 KB
  Английский язык является языком международного общения. В России английский язык завоевывает все большую популярность и по своей значимости становиться вторым языком общения после родного. Россия – огромная страна и во всех уголках ее изучают английский язык.
83747. Возможности динамических (электронных) таблиц 460 KB
  Формы организации познавательной деятельности: групповая индивидуальная Средства обучения: презентация ПК с программным обеспечением и подключенным ЖК телевизором для объяснения материала раздаточный материал для выполнения практического задания.