19695

Салтыков как сатирик

Доклад

Литература и библиотековедение

Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо

Русский

2013-07-17

30 KB

0 чел.

Салтыков как сатирик.

«Сказки» написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать:

  •  условия цензуры;
  •  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  •  появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;
  •  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней;
  •  органическая близость сказки художественному методу Щедрина.

Именно в конце 60-х - начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.

С народной сказкой сказки Щедрина объединяет сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. В основе лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.

Однако есть отличия. В мире Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. Герои не всегда бывают наказаны за свои поступки. Это политическая сатира, поэтому много реальных деталей окружающей автора действительности.

По тематики можно разделить на 4 блока:

  •  тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как…»);
  •  тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), покорности («Повесть о том, как…», Коняга»), стихийности протеста («Медведь…»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»);
  •  тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), осмеяние разных форм подчинения насилию, критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»);
  •  нравственно-этические темы («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).

Задача автора в сказке «Медведь…» (1884) заключалась в сатирическом осмеянии разных типов представителей власти, злодейства которых он изображает.

В основе «Повести о том, как…» лежит принцип антитезы: страдания генералов до появления мужика противопоставляются их благополучному существованию после этого.

Сказка «Дикий помещик» (1869) отразила пореформенное положение временнобязанных крестьян. Гротеск в сказке помогает передать антигуманность и противоестественность происходящего.

«Премудрый пискарь» (1883). В «Современной идиллии» есть сцена суда над пескарем. Эта сказка затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Приставка «пре-» выступает в значении «пере-»: пескарь перемудрил.

Щедрин использовал различные виды иносказаний, называл свою манеру «эзоповской». Одной из основных черт этой манеры является использования аллегории. Не только опирался на литературно-басенную и фольклорно-сказочную традицию, но и создавал собственные противопоставления власти и ее жертвы.

Еще один основной прием - ирония. Есть ироническое утверждение, ироническая характеристика, ироническая позвала, ироническое сравнение, ироническое осуждение.

Плюс гипербола и гротеск. Плюс наличие сказочной поэтики: зачины, присказки, троекратное повторение мотива, эпизода и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31045. Русь в международных отношениях 11-13веков: отношения с Великой Степью, Византией и Западной Европой 30.5 KB
  Первая встреча русских с монголотатарами произошла 31 мая 1223г. Впоследствии установилась зависимость русских земель от державы Батыя продлившаяся для СевВост Руси до 1480г а для Южной – до 1362г. Эти 2 победы были очень важны: они прервали череду поражений русских для церкви же особенно было важно недопущение католического влияния на русских землях.
31046. Альтернативы объединительных процессов на Руси. Центры объединения русских земель в 14-15веках. Московская и Литовская Русь 31 KB
  Альтернативы объединительных процессов на Руси. Главными центрами объединения Руси выступили в 14в. Но реализовать свой шанс на объединение всей Руси этому княжеству не удалось во многом решающую роль здесь сыграли религиозные противоречия и сближение Литвы с Польшей что впоследствии преобразится в Речь Посполитую1569г. В Москву же была перенесена резиденция митрополита всея Руси.
31047. Природа социально-политического строя Московской Руси в 15-16веках. Российское гос-во при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления, доктрина Москва – Третий Рим, нарпавленность внешней политики 30 KB
  Российское госво при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления доктрина Москва – Третий Рим нарпавленность внешней политики. москвичи осадили Тверь и с этого момента ученые обычно отсчитывают историю единого Московского госва. При Иване 3 уделов не стало он оказался государем всея Руси. Для централизованных стран харрно: сильный гос аппарат в центре чиновничество единое войско законодательство суд единообразное налогооблажение.
31048. Россия и Европа в 15-16в. Европеизация России в 17в(причины, хараткер, особенности, последствия) 31.5 KB
  Россия и Европа в 1516в. После брака Ивана 3 и Софьи Палеолог за рубежом стало встречаться еще одно название – Россия. В ходе Ливонской войны15581583 и Смуты начала 17 века Россия остро ощущала как ей тяжело соперничать с европейскими странами особенно в военнотехнич области. Россия вывозила за границу лес меха.
31049. Взаимоотношения церкви и гос-ва на Руси в 14-18веках 29 KB
  Взаимоотношения церкви и госва на Руси в 1418веках. В 1516веках будет идти процесс постепенного подчинения церкви Московскому госву. С одной стороны союз с церковью опора на ее авторитет были выгодны московским государям. Но быстрый рост монастырского землевладения ослабяли мощь единого госва.
31050. Церковная реформа патриарха Никона. Раскол русской православной церкви 28 KB
  Церковная реформа патриархаНикона. В 1652г патриархом стал Никон. вечное важнее временного московское госво как всякое госво – частное вселенская церковь – вот что ближе к богу что олицетворяет на земле вечное все что не согласуется с вечным должно быть упразднено патриарх выше светского правителя В 1653г Никон разослал указ в котором говорилось: креститься щепотью в книгах велено было печатать Иисус вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по киевским канонам все книги по богослужению велено было...
31051. Общественно-политическая мысль 1830-1850-х об исторических судьбах России 30 KB
  Общественнополитическая мысль 18301850х об исторических судьбах России. После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны госва. Самодержавие крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России.
31052. Русское общество и гос-во в 18 веке. Внутр. и внешняя политика 29.98 KB
  В России в XVIII в. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм Петр был провозглашен императором что означало усиление власти самого царя он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат в состав которого входили девять сановников ближайших Петру I. В России упразднялась должность патриарха наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.
31053. Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации) 37.5 KB
  Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости...