19700

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов. Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии от которых сохранились только названия: Борис Годунов и Мария Стюарт. Настоящий дебют в литературе повесть в письмах иногда называет

Русский

2013-07-17

33.5 KB

11 чел.

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов.

Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии, от которых сохранились только названия: «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».

Настоящий дебют в литературе — повесть в письмах (иногда называется романом) «Бедные люди», опубликованная в «Петербургском сборнике» в 1846 г. Повесть вызвала восторженный отзыв Белинского и сразу же принесла автору огромную славу. В это время Достоевский сблизился с Белинским и кругом «Отечественных записок». Дружеские отношения продлились недолго, и уже вскоре последовал разрыв, отчасти скандального характера. О причинах разрыва до сих пор ведутся споры. Среди причин были и принципиально творческие: уже в следующих произведениях («Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка») Достоевский отходит от принципов натуральной школы с ее стремлением к описаниям социологического типа, обращается к глубинам человеческого сознания, и эти последующие произведения вызывают резкую отповедь Белинского. Разрывая с Белинским, писатель входит в общество Петрашевского. В это время Достоевскому стали близки идеи социалистические, идеи достижения «золотого века», счастья человечества с помощью разума, переустройства общества на разумных началах. В основе своей это были просветительские идеи, согласно которым образованные люди должны нести свет знания в массу, пребывающую во тьме и невежестве.

Связь с Петрашевским сыграла трагическую роль в жизни писателя. Достоевский был арестован и впоследствии приговорен к смертной казни. В последний момент, уже на эшафоте, смертная казнь была заменена каторгой. Почти десять лет провел писатель сначала на каторге, затем в солдатах.

Убеждение, к которому приходит Достоевский после каторги, заключается в том, что народ сам по себе является обладателем некоей истины, ее носителем и хранителем, истины, недоступной образованным людям. Это истина веры в Христа, причем подлинной веры. В русском народе есть жажда греха, и такого греха, которому нет равного в мире, но есть и жажда раскаяния, искупления. Эти идеи Достоевского впервые появляются в книге «Записки из Мертвого дома» (1860—1861), где многочисленные образы каторжников составляют коллективный образ русского народа.

В 1864 г. написаны «Записки из подполья». В них дан портрет интеллигентского разума — изощренного, склонного к парадоксам, играющего логическими противоречиями. Этот разум, декларирующий абсолютную свободу воли, создает иллюзию господства над людьми, превосходства и обладания ими.

Так от увлечения разумом Достоевский переходит к мыслям о его тайной греховности. И эпоха, в которую он сам входил в литературу — сороковые годы, — начинает им осмысляться как время ошибок, время ложных идеалов и ценностей. Между этим противопоставлением народа и интеллигенции, веры и разума будет в дальнейшем развертываться поиск писателем духовной истины, осмысление трагедии интеллекта.

Стремление к активной проповеди своих идей заставляет Достоевского издавать вместе с братом М.М. Достоевским литературные журналы (сначала «Время» — 1861—1863 гг., а после его запрета в 1864—1865 гг. журнал «Эпоха»). 

Постоянные финансовые проблемы сыграли определенную роль и в творчестве Достоевского: вынудили его работать быстрее, чем ему хотелось, поставили в серьезную материальную зависимость от издателя журнала «Русский вестник» М.Н. Каткова, который вмешивался в его работу, требовал от писателя исправлений в соответствии с идеологией издания.

За границей Достоевский создает второй после «Преступления и наказания» (1866) большой роман «Идиот» (1868) — роман о «положительно прекрасном человеке». В него вошли впечатления писателя от Швейцарии, от увиденной им смертной казни. Положительное, прекрасное, по мысли Достоевского, может быть связано только с религиозным началом. Князь Мышкин — образ великого праведника, пожертвовавшего любовью и в конечном счете душевным здоровьем для спасения падшей женщины, руководствующегося евангельским этическим идеалом.   

Находясь в Швейцарии, Достоевский присутствовал на заседании Лиги мира и свободы, где слушал речь Бакунина — великого анархиста и революционера, который произвел на него неизгладимое впечатление. К этому прибавилось еще и впечатление от происшествия, потрясшего всю Россию, — убийства студента Иванова членами созданной авантюристом Нечаевым подпольной революционной организации «Народная расправа». Само это убийство и процесс над «нечаевцами» заставляют Достоевского серьезно задуматься о природе и происхождении русского радикализма, о его духовной связи с идеями поколения сороковых годов, о смысле и цели русского революционного движения. Достоевский создает роман «Бесы» (1871).

Последнее большое произведение Достоевского — роман «Братья Карамазовы» (1879—1880) — часть более обширного замысла. Написанный текст, производящий впечатление совершенного монументального создания, по собственному утверждению автора, является только изложением предыстории главного героя будущего замысла —- Алексея Карамазова. В центре романа тема отцеубийства, тесно переплетающаяся с размышлениями над атеизмом, подлинной и ложной верой в Бога.

В творчестве Достоевского важна тема сна. Сны присутствуют во многих произведениях: сны Свидригайлова, «Сон смешного человека»(1877), «Дядюшкин сон» (1859).