19700

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов. Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии от которых сохранились только названия: Борис Годунов и Мария Стюарт. Настоящий дебют в литературе повесть в письмах иногда называет

Русский

2013-07-17

33.5 KB

12 чел.

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов.

Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии, от которых сохранились только названия: «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».

Настоящий дебют в литературе — повесть в письмах (иногда называется романом) «Бедные люди», опубликованная в «Петербургском сборнике» в 1846 г. Повесть вызвала восторженный отзыв Белинского и сразу же принесла автору огромную славу. В это время Достоевский сблизился с Белинским и кругом «Отечественных записок». Дружеские отношения продлились недолго, и уже вскоре последовал разрыв, отчасти скандального характера. О причинах разрыва до сих пор ведутся споры. Среди причин были и принципиально творческие: уже в следующих произведениях («Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка») Достоевский отходит от принципов натуральной школы с ее стремлением к описаниям социологического типа, обращается к глубинам человеческого сознания, и эти последующие произведения вызывают резкую отповедь Белинского. Разрывая с Белинским, писатель входит в общество Петрашевского. В это время Достоевскому стали близки идеи социалистические, идеи достижения «золотого века», счастья человечества с помощью разума, переустройства общества на разумных началах. В основе своей это были просветительские идеи, согласно которым образованные люди должны нести свет знания в массу, пребывающую во тьме и невежестве.

Связь с Петрашевским сыграла трагическую роль в жизни писателя. Достоевский был арестован и впоследствии приговорен к смертной казни. В последний момент, уже на эшафоте, смертная казнь была заменена каторгой. Почти десять лет провел писатель сначала на каторге, затем в солдатах.

Убеждение, к которому приходит Достоевский после каторги, заключается в том, что народ сам по себе является обладателем некоей истины, ее носителем и хранителем, истины, недоступной образованным людям. Это истина веры в Христа, причем подлинной веры. В русском народе есть жажда греха, и такого греха, которому нет равного в мире, но есть и жажда раскаяния, искупления. Эти идеи Достоевского впервые появляются в книге «Записки из Мертвого дома» (1860—1861), где многочисленные образы каторжников составляют коллективный образ русского народа.

В 1864 г. написаны «Записки из подполья». В них дан портрет интеллигентского разума — изощренного, склонного к парадоксам, играющего логическими противоречиями. Этот разум, декларирующий абсолютную свободу воли, создает иллюзию господства над людьми, превосходства и обладания ими.

Так от увлечения разумом Достоевский переходит к мыслям о его тайной греховности. И эпоха, в которую он сам входил в литературу — сороковые годы, — начинает им осмысляться как время ошибок, время ложных идеалов и ценностей. Между этим противопоставлением народа и интеллигенции, веры и разума будет в дальнейшем развертываться поиск писателем духовной истины, осмысление трагедии интеллекта.

Стремление к активной проповеди своих идей заставляет Достоевского издавать вместе с братом М.М. Достоевским литературные журналы (сначала «Время» — 1861—1863 гг., а после его запрета в 1864—1865 гг. журнал «Эпоха»). 

Постоянные финансовые проблемы сыграли определенную роль и в творчестве Достоевского: вынудили его работать быстрее, чем ему хотелось, поставили в серьезную материальную зависимость от издателя журнала «Русский вестник» М.Н. Каткова, который вмешивался в его работу, требовал от писателя исправлений в соответствии с идеологией издания.

За границей Достоевский создает второй после «Преступления и наказания» (1866) большой роман «Идиот» (1868) — роман о «положительно прекрасном человеке». В него вошли впечатления писателя от Швейцарии, от увиденной им смертной казни. Положительное, прекрасное, по мысли Достоевского, может быть связано только с религиозным началом. Князь Мышкин — образ великого праведника, пожертвовавшего любовью и в конечном счете душевным здоровьем для спасения падшей женщины, руководствующегося евангельским этическим идеалом.   

Находясь в Швейцарии, Достоевский присутствовал на заседании Лиги мира и свободы, где слушал речь Бакунина — великого анархиста и революционера, который произвел на него неизгладимое впечатление. К этому прибавилось еще и впечатление от происшествия, потрясшего всю Россию, — убийства студента Иванова членами созданной авантюристом Нечаевым подпольной революционной организации «Народная расправа». Само это убийство и процесс над «нечаевцами» заставляют Достоевского серьезно задуматься о природе и происхождении русского радикализма, о его духовной связи с идеями поколения сороковых годов, о смысле и цели русского революционного движения. Достоевский создает роман «Бесы» (1871).

Последнее большое произведение Достоевского — роман «Братья Карамазовы» (1879—1880) — часть более обширного замысла. Написанный текст, производящий впечатление совершенного монументального создания, по собственному утверждению автора, является только изложением предыстории главного героя будущего замысла —- Алексея Карамазова. В центре романа тема отцеубийства, тесно переплетающаяся с размышлениями над атеизмом, подлинной и ложной верой в Бога.

В творчестве Достоевского важна тема сна. Сны присутствуют во многих произведениях: сны Свидригайлова, «Сон смешного человека»(1877), «Дядюшкин сон» (1859).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60443. Жизнь дается человеку только один раз 36 KB
  Учитель: Как приятно на вас дети смотреть какие вы красивые словно солнышко. Что помогает вам быть такими Дети высказывают свои мысли и делают вывод что это - здоровье. Сообщение темы Психологическая установка...
60445. Найтяжчі злочини проти людства 75.5 KB
  Історія народу-бездонна, невичерпна криниця духу мудрості, перемог і страждань. Кожен народ, має власну історію. Глибоку і прозору, або замулену й прикидану.
60446. Виховання соціально-громадянської позиції молоді засобами масової інформації 31 KB
  Зараз є очевидним що дія багатьох з цих чинників в галузі формування громадянськості української молоді є стихійною не досить ефективною а часто і деструктивною. Засоби масової інформації роблять великий вплив на виховання...
60447. Використання музично-дидактичних ігор на уроках музичного мистецтва в основній школі 170.5 KB
  Найбільш ефективний розвиток дітей через ігри досягається при поєднанні ігрової діяльності з навчанням. Мета дослідження теоретичне обґрунтування та розкриття основних методів дидактичноігрової діяльності на уроках музики та в позакласних формах роботи.
60448. Знакомство со школой 30 KB
  Цель: познакомить детей с основными школьными правилами с пространством школы; дать возможность получить новые впечатления приобрести опыт общения с учителем и друг с другом; развивать положительное эмоциональное отношение к школе и обучению...
60451. Орієнтація на творчу реалізацію особистості методом проектів 81.5 KB
  Усе своє життя ми відшуковуємо та накопичуємо знання піднімаємо свій освітній рівень. При цьому знання це не тільки те що дають нам книги телебачення школа а й те що ми отримуємо та використовуємо у процесі праці та спілкування з людьми накопичуючи життєвий досвід.