19701

Преступление и наказание

Доклад

Литература и библиотековедение

Преступление и наказание Достоевский анализирует больную психику описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу. Психологизм скрытый и явный: внутренний монолог перетекающий в своеобразный внутре

Русский

2013-07-17

35 KB

4 чел.

Преступление и наказание

Достоевский анализирует «больную» психику, описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу.

Психологизм скрытый и явный:

- внутренний монолог (перетекающий в своеобразный внутренний диалог, когда собственно слово тяготеет к монологу). Сквозь слово автора «прорывается» слово героя. Сопроникновение речей.

- исповедь, попытка самообъяснения, самооправдания, которая часто принимает форму скандала

- письма (внесюжетные элементы)

- свобода и самостоятельность героев в самой структуре романа по отношению к автору, точнее, по отношению к обычным овнешняющим и завершающим авторским определениям. Это не значит, конечно, что герой выпадает из авторского замысла. Нет, эта самостоятельность и свобода его как раз входят в авторский замысел. Этот замысел как бы предопределяет героя к свободе (относительной, конечно) и, как такового, вводит в строгий и рассчитанный план целого.

Относительная свобода героя не нарушает строгой определенности построения- сны

Сон- результат работы подсознания. Во время сна Раскольников сталкивается с тем, что скрывает от себя в реальной жизни. Сон Раскольникова – всегда завершение этапа внутренней жизни, и герой занимается подведением итогов. Всегда момент перехода, он видит сон в момент наивысшего напряжения.

1ый сон – «некрасовский»(«сон под кустом») Лошадь- фокус человеческих страданий. Символика + образы-символы, которые получают расшифровку в самом романе (трактир, кабак, кладбище, церковь). Сны проливают свет и на внутренний сюжет: Раскольников идет к истине через грех.

Цифровая символика – 7 лет.

Цвет – красный, серый, синий.

Сон показывает и двойственность Раскольникова: герой сочувствует лошади, но, пробуждаясь, отождествляет себя с преступником. В душе его живут преступник и жертва.

1ый сон доказывает, что преступление несовместимо с душой Раскольникова, с детским.

2ой сон – «лермонтовский». По мнению Белова автор рассчитывал на неосознанные воспоминания читателя.

Цветовая символика: золотой, голубой

Тема: разрушение идиллии. Т.о. автор вводит «лермонтовскую» идею: пальмы – жертвы собственных идей -> Раскольников – жертва своих идей.

Оазис связан с образом пустыни – одиночества героя, который жаждет примкнуть к роднику, примкнуть к людям, жаждет живой жизни.

3ий сон – сон об избиении хозяйки

Библейский план: «кричит кровь убиенного»

4ый сон – сон «пушкинский» - сон о смеющейся старухе. Пушкинский т.к. перекличка с «Пиковой дамой».

Сон на каторге – библейский, апокалиптический.

Значение: сон показывает последствие идеи Раскольникова. Люди, запутавшись в своих идеях, начинают истреблять самих себя.

Сны видит и Свидригайлов. Свидригайлову приходят его жертвы во сне, мы видим его трансформировавшуюся совесть.

Психологический портрет – попытка постижения внутреннего мира через внешний облик. Лермонтов выявляет некоторые постоянные черты в характеристике героя.

Достоевский  не только наследует, но и развивает идеи Лермонтова. Толстой использует портретный лейтмотив, Достоевский – двоекратное портретирование (сталкивает в сознании читателя 2 описания внешности героя, фиксируя ключевые моменты его жизни). Достоевский показывает, что  герои переживают драму, из-за которой меняются.

2 портрета Раскольникова:

До убийства «хорош собой», после – производит отталкивающий эффект.

Красота спасет мир. Достоевский показывает, как жестокие идеи уродуют человека, его душу, внешний облик.

Соня – 2 портрета:

1ый – прич. Мармеладова

2ой –приглаш. на поминки

Соня в своем кричащем пестром наряде + в скромном наряде.

Двойничество

Тотальное двойничество

Помимо двойников есть антиподы.

Соня(гордость смирение, детскость), Разумихин (не разделяет теорию Раскольникова, активная жизненная позиция, в нем преобладает сознание), Мармеладов (смирение, но не подлинное)

Двойники: философия Свидригайлова, его концепция вечности(вечность, деревенская банька с науками»)(замкнутое пространство.он обрекает себя на существование в замкнутом пространстве)

Лужин(теория «целого кафтана».( "Ели мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? <...> выходило то , что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы <...> Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе обосновано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой остался цел. Экономическая правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем общее дело. Стало быть приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностью, а казалось бы немного надо остроумия, чтобы догадаться..." (6, 116)) Автор вкладывает в уста мужика искаженные пословицы и поговорки, показывая отдаленность от русского народа, он человек европеизированный. Нет ничего хорошего, если общество разорвет кафтан.

Лир отступление)[Согласно этой "простой" мысли, получается, что если возлюбить одного себя и, вопреки евангельской заповеди, не делясь ни с кем ни верхней, ни нижней одеждой[11], остаться с целым кафтаном, то от этого выгадают и другие, выгадают все, так как в целом кафтане означает исключение по крайней мере одного из числа раздетых, голодных и обездоленных (т. е. все нищие минус один; еще кафтан - и еще один утешительный минус). Чем больше в обществе будет обеспеченных людей, тем меньше в нем нищих. Вопрос, который Лужин не ставит, заключается в том, за счет чего или кого появится эта обеспеченность. Ведь если любовь к ближнему, как ясно из рассуждений Лужина, предрассудок, то, спрашивается, откуда возмутся нравственные основания (о которых бормочет поборник "экономической правды": "Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила..." - 6, 118) для того, чтобы, добывая себе целый кафтан или добиваясь любой иной выгоды, человек удержался и не раздел как-нибудь другого (ср. в дальнейшем поведение Лужина с Раскольниковым, Соней, Катериной Ивановной, Лебезятниковым). А если уж очень понадобится или если тот, другой, начнет топорщиться и сопротивляться, то почему бы при удобном случае и ради той же цели (того же кафтана или любой иной выгоды) не расправиться с ним самим? И выходит, Раскольников прав: "людей можно резать".

2 сна Свидригайлова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29606. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов 13.38 KB
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации.
29607. Специфика функций СМК как следствие различных выразительных средств 14.88 KB
  Систематизация выразительных средств Выразительные средства СМК являются носителями информационного сообщения содержания. Количество выразительных средств применяемых на практике непрерывно возрастает. Выбор выразительных средств осуществляется с учетом цели сообщения то есть основное внимание уделяется содержанию послания однако его форма то есть средство выражения играет важную роль.
29608. Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения 14.72 KB
  Карлова: Мы внутри мифа. 2 природы: иллюзорность для наблюдателя извне это мир абсурда и реальность для носителя мифа. У мифа есть жизненные этапы от рождения до смерти. открытие мифа 2.
29609. Внушение и манипуляция: технологии и методики применения в деятельности средств массовой информации 21.31 KB
  Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей основанный на некритическом и часто неосознанном восприятии информации. При внушении сначала происходит восприятие информации содержащей готовые выводы а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная аналитикосинтезирующая активность сознания либо отсутствует либо она значительно ослаблена а восприятие информации настроений чувств шаблонов поведения базируется на механизмах...
29610. Место архетипов, стереотипов, установок в механизме осуществления функций СМК 18.84 KB
  Стереотип относиться к докоммуникативной стадии. Стереотипустоявшееся отношение к происходящим событиям выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами Стереотип от греч. Стереотип нечто повторяемое в неизменном виде; шаблон действия поведения и пр.
29611. Политическая коммуникация 17.42 KB
  ; коммуникация с помощью организаций в частности политических партий которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми и групп давления; коммуникация с помощью неформальных контактов. Политическая реклама находится на стыке самых разнообразных дисциплин она вбирает в себя знания из сферы политических наук политологии политической философии социологии психологии и др. Пушкарева определяет четыре основных канала политической коммуникации: официальный который регулирует движение информационных потоков от...
29612. Средства массовой информации как основной вид массовой коммуникации. Понятие, сущность, структура СМИ. Тенденции развития 15.13 KB
  Понятие сущность структура СМИ. СМИ система творческих и технических структур взаимодействующих между собой и с другими социальными системами в целях формирования и передачи потока информации действующая в сфере массовой коммуникации актуализирующая и формирующая представления об окружающем мире в современном общественном сознании. Функции СМИ: информир воспитательная развлекательная интеграция общества и его саморегуляция Просветительская распростронение культуры обрзовывающая презентационная формирование общ мнения соц....
29613. Структурированное невключенное наблюдение в классическом социологическом исследовании. Документ наблюдения, способы обработки данных наблюдения 24 KB
  Документ наблюдения способы обработки данных наблюдения. Примером невключенного наблюдения могут служить описания лондонских трущоб данное Ф. Разработка программы невключенного структурированного наблюдения. Программа наблюдения представлена всеми основными структурными элементами программы социологического исследования.
29614. Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании 53 KB
  Наблюдение это целенаправленное визуальное восприятие какойлибо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах. Черты наблюдения как научного метода: Целенаправленность наблюдения как научного метода Знаем что наблюдаем зачем кого с какой целью какую гипотезу проверяем и т. Непосредственность восприятия Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения здесь и сейчас.