19705

Творческий путь Толстого

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь Толстого Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет где учился сначала на восточном факультете затем на юридическом. В студенческие годы

Русский

2013-07-17

40 KB

10 чел.

Творческий путь Толстого

Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет, где учился сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В студенческие годы Толстой изучал философию эпохи Просвещения: «Наказ» Екатерины II, труды Ж.Ж. Руссо. От Руссо он воспринял представления о «естественном человеке», веру в то, что близость к природе делает человека лучше, недоверие к прогрессу и цивилизации.

Оставив университет, который он не закончил, Толстой после короткого пребывания в Москве отправляется юнкером на Кавказ.

В печати Толстой дебютировал в 1852 г. повестью «Детство», за которой последовали «Отрочество» и «Юность», составившие вместе так называемую «автобиографическую трилогию». Этим произведением Толстой начинает важную для становления психологического реализма в литературе тему детства и взросления человека, формирования его личности. Повести Толстого, рассказывающие о дворянском мальчике, оказываются совсем непохожими на изображение «золотого детства», которое к тому времени уже стало традиционным в литературе. На судьбу героя Толстого и его внутренний мир оказывают влияние и социальные впечатления, и семейные противоречия, он драматически переживает постепенно обнаруживающуюся перед ним неизбежную «фальшь» взрослой жизни, где нет и не может быть места искренности и равенству. Повествователь — взрослый человек, вспоминающий свое детство, поэтому он способен аналитически отнестись к себе самому и окружающим.

Личный военный опыт стал основой для знаменитого цикла очерков, за которым закрепилось название «Севастопольские рассказы» (1855) и который ввел Толстого в большую литературу и принес ему славу. В этих произведениях писатель стремится показать подлинный облик войны, противопоставив его сложившимся романтическим шаблонам.

Выйдя в отставку в 1856 г., Толстой начинает ощущать себя прежде всего писателем. В это время он входит в круг «Современника». В спорах, сопутствующих расколу в журнале, Толстой занимает позицию, враждебную по отношению к Чернышевскому. В этот же период он создает рассказы, главные герои которых — люди искусства («Альберт», «Люцерн»).

Свой первый писательский кризис Толстой переживает в начале шестидесятых годов: он решает порвать с литературой, которая кажется ему бесполезным и безнравственным занятием, и обратиться к практическим делам. Толстой уезжает в свое поместье, становится мировым посредником, заводит деревенскую школу, где сам учит крестьянских детей, пишет публицистические статьи и издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).

В это же время меняется его личная жизнь. Он встречается с Софьей Андреевной Берс, которая становится его женой.

Период отказа Толстого от литературы длится недолго: после нескольких появившихся в этот период замыслов, оставшихся незавершенными, он начинает работать над произведением, которое впоследствии станет романом «Война и мир» (1863—1868). После выхода в свет роман вызвал разнообразные отзывы, часто негативные. Великое значение происшедшего понял Н.Н. Страхов. Он рискнул утверждать, что «Война и мир» обеспечила нашей литературе всемирное значение. «Совершенно ясно, что с 1868 года, то есть с появления "Войны и мира", состав того, что собственно называется русскою литературою <...> получил иной вид и иной смысл. <...> Западные литературы в настоящее время не представляют ничего равного и даже ничего близко подходящего к тому, чем мы теперь обладаем»1, — писал он.

В 1872 г. выходит первое издание знаменитой «Азбуки» Толстого.

В семидесятые годы Толстой пишет роман «Анна Каренина» (1873—1877). Две основные сюжетные линии: история Анны Карениной и Вронского и история духовных исканий Левина — развиваются здесь параллельно, практически не пересекаясь.

Вслед за публикацией «Анны Карениной» у Толстого наступает серьезный и глубокий душевный кризис, в результате которого великий писатель действительно надолго отходит от литературы. В это время рождается то учение, которое уже вскоре будут называть «толстовством». Основа его, изложенная в наиболее полном виде в трактатах «Исповедь» (1879—1882, опубл. 1884) и «В чем моя вера?» (1882—1884), заключается в полемике Толстого с Православной Церковью, которая, по его мнению, исказила учение Христа: предала главное в нем — его моральные требования — во имя второстепенного.

Толстой обращается в это время и к образованному читателю («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «После бала»); содержание этих произведений далеко выходит за пределы моралистической проповеди, в них Толстой снова показывает человека, по-прежнему мучительно решающего вопросы жизни и смерти.

В повести «Смерть Ивана Ильича» анализируется ситуация, когда человек перед лицом смерти обретает понимание того, что его жизнь прожита абсолютно бессмысленно. Собственно, существование героя нельзя было даже назвать его жизнью: речь идет о жизни вообще. Оглядываясь на прожитые годы, Иван Ильич понимает, что только в детстве он был самим собой. Чувствуя ужас перед смертью, он ненавидит людей, остающихся в живых, в том числе свою жену и детей. Все они делают вид, что ничего не происходит, что он вот-вот выздоровеет. Единственный человек, не вызывающий у умирающего отвращения, — это слуга, который ухаживает за ним, облегчая страдания, и спокойно, ничего не скрывая, говорит с ним о его приближающейся смерти.

Последние десятилетия жизни Толстой занимается активной публицистической деятельностью. В начале восьмидесятых годов писатель переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Он участвует в проходившей тогда переписи населения и испытывает потрясение, видя жизнь низов общества. Это усиливает его социально-критические настроения. Толстой откликается на события общественной жизни, протестует против смертной казни, обращается с личным письмом к Николаю II, только что вступившему на престол, в котором называет его «братом» и объясняет императору, что самодержавие как форма правления себя изжила.

Растет мировая слава Толстого, его произведения переводятся на множество языков. Растет и число сторонников и «учеников» Толстого, последователей его учения — таковыми признавали себя Лесков, Гаршин. Создается типография, в которой печатаются брошюры писателя для народа.

Одновременно учение Толстого, предложившего собственную веру взамен традиционного христианства, вызывает резкий отпор со стороны Православной Церкви; в конце концов Толстой был официально отлучен от церкви. Последней каплей, переполнившей чашу терпения церкви и властей, были сцены в его романе «Воскресение», где крайне презрительно автор изобразил не только духовенство, но и само таинство Причастия. Роман представляет собой историю воскресения двух душ: Нехлюдова и Катюши Масловой, его бывшей возлюбленной, ставшей падшей женщиной и по нелепой судебной ошибке осужденной за убийство. В романе широко представлены картины жизни разных слоев русского общества, дана резкая критика бюрократии, всей государственной системы в целом. Сочувственно изображены автором заключенные революционеры, с одним из которых связывает свою судьбу Катюша Маслова. Главные герои по мере развития действия приходят к пониманию «простой» Истины, которой и будут руководствоваться в праведной жизни, остающейся за пределами повествования.

Несмотря на презрение к литературному творчеству и искусству вообще, не раз высказываемому и ставшему краеугольным камнем толстовства (см. например, трактат «Что такое искусство?»), творческие силы Толстого не слабеют до конца жизни  и желание творить не  покидает его.  Свидетельством того является одно из самых поздних произведений великого писателя — повесть «Хаджи Мурат», опубликованная нскоре после его смерти. В этой повести Толстой возвращается к своей ранней теме — кавказской войне — и рассказывает об одном из военачальников Шамиля — Хаджи Мурате, перешедшем на сторону русских.

В последние годы жизни Толстой испытывает нарастание душевного кризиса, связанного с ощущением раздвоенности и лицемерия, проникшего в его семейную жизнь.

Отношения с женой, некогда очень любимой, становятся сложными. Толстой болезненно переживал то, что Софья Андреевна не понимала, как ему казалось, ситуации, в которой он находился, и была озабочена только материальным положением семьи и стремлением создать комфорт, по ее мнению, необходимый ему для работы. Вероятно, именно стремлени. разорвать все одним ударом, вырваться из паутины лжи, начать вопреки всему жить не «как все» хотя бы на пороге смерти и объясняется загадочный уход Толстого из дома. Совершая свое последнее странствие, он посетил знаменитый православный монастырь  Оптину пустынь. Усталый и больной. Толстой умирает на станции Астапово в ноябре 1910 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53388. Імпресіонізм у світовому красному письменстві («Intermezzo» М.Коцюбинського та лірика П.Верлена) 587 KB
  Світ природи і духовний стан ліричного героя у верленівських пейзажах душі Осіння пісня В серці і сльози і біль. Аналіз поезії Осіння пісня 1866 Що вчувається ліричному героєві в музиці осені Які спогади викликає в ньому бій годинника Як впливають на ліричного героя вітер поле жовте листя Схарактеризуйте емоційний стан ліричного героя. Ця мелодія відображає стан осінньої природи й водночас внутрішній стан ліричного героя. Водночас і нам дає зрозуміти що керує діями письменника його почуття помисли що робиться в його...
53389. Порушення роботи імунної системи 71.5 KB
  МЕТА: Сформувати в учнів поняття про імунні системи імунні реакції організму алергію алергени СНІД; розглянути засоби профілактики від інфекційних хвороб; показати згубний вплив радіації отрутохімікатів на імунну систему; розвивати вміння надавати собі допомогу при різних видах захворювань; продовжувати екологічне виховання і виховання здорового способу життя. Давайте згадаємо які системи органів є у тварин А які системи органів людини ви вже вивчили Зараз на уроці ми розглянемо імунну систему. Центральне місце серед клітин імунної...
53391. Древняя Индия 41 KB
  Развивающая: Развивать умение пользоваться историко-географической картой, извлекать из неё знания, закрепить их с помощью работы по контурной карте. Умение переходить от одной формы работы к другой. Воспитательная: Закрепление представлений о том, что общечеловеческие достижения в культуре имеют конкретное происхождение. Представить культуру Индии как часть общемировой.
53392. США. Індіанці: пошуки вирішення проблеми. Контроль навичок - аудіювання 95.06 KB
  By the end of the lesson you should be able to reply and react appropriately to various statements. Beside, you will listen to some new information about the first Americans who came to Alaska from Asia crossing the Bering land bridge, which later became the Bering Strait. You will hear the text about American Indians and their problems.
53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми âІндукціяâ. У перекладі з латинської термін âіндукціяâ означає âнаведенняâ. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою âповна індукціяâ та міркування за схемою âнеповна індукціяâ. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...