19705

Творческий путь Толстого

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческий путь Толстого Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет где учился сначала на восточном факультете затем на юридическом. В студенческие годы

Русский

2013-07-17

40 KB

10 чел.

Творческий путь Толстого

Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет, где учился сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В студенческие годы Толстой изучал философию эпохи Просвещения: «Наказ» Екатерины II, труды Ж.Ж. Руссо. От Руссо он воспринял представления о «естественном человеке», веру в то, что близость к природе делает человека лучше, недоверие к прогрессу и цивилизации.

Оставив университет, который он не закончил, Толстой после короткого пребывания в Москве отправляется юнкером на Кавказ.

В печати Толстой дебютировал в 1852 г. повестью «Детство», за которой последовали «Отрочество» и «Юность», составившие вместе так называемую «автобиографическую трилогию». Этим произведением Толстой начинает важную для становления психологического реализма в литературе тему детства и взросления человека, формирования его личности. Повести Толстого, рассказывающие о дворянском мальчике, оказываются совсем непохожими на изображение «золотого детства», которое к тому времени уже стало традиционным в литературе. На судьбу героя Толстого и его внутренний мир оказывают влияние и социальные впечатления, и семейные противоречия, он драматически переживает постепенно обнаруживающуюся перед ним неизбежную «фальшь» взрослой жизни, где нет и не может быть места искренности и равенству. Повествователь — взрослый человек, вспоминающий свое детство, поэтому он способен аналитически отнестись к себе самому и окружающим.

Личный военный опыт стал основой для знаменитого цикла очерков, за которым закрепилось название «Севастопольские рассказы» (1855) и который ввел Толстого в большую литературу и принес ему славу. В этих произведениях писатель стремится показать подлинный облик войны, противопоставив его сложившимся романтическим шаблонам.

Выйдя в отставку в 1856 г., Толстой начинает ощущать себя прежде всего писателем. В это время он входит в круг «Современника». В спорах, сопутствующих расколу в журнале, Толстой занимает позицию, враждебную по отношению к Чернышевскому. В этот же период он создает рассказы, главные герои которых — люди искусства («Альберт», «Люцерн»).

Свой первый писательский кризис Толстой переживает в начале шестидесятых годов: он решает порвать с литературой, которая кажется ему бесполезным и безнравственным занятием, и обратиться к практическим делам. Толстой уезжает в свое поместье, становится мировым посредником, заводит деревенскую школу, где сам учит крестьянских детей, пишет публицистические статьи и издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).

В это же время меняется его личная жизнь. Он встречается с Софьей Андреевной Берс, которая становится его женой.

Период отказа Толстого от литературы длится недолго: после нескольких появившихся в этот период замыслов, оставшихся незавершенными, он начинает работать над произведением, которое впоследствии станет романом «Война и мир» (1863—1868). После выхода в свет роман вызвал разнообразные отзывы, часто негативные. Великое значение происшедшего понял Н.Н. Страхов. Он рискнул утверждать, что «Война и мир» обеспечила нашей литературе всемирное значение. «Совершенно ясно, что с 1868 года, то есть с появления "Войны и мира", состав того, что собственно называется русскою литературою <...> получил иной вид и иной смысл. <...> Западные литературы в настоящее время не представляют ничего равного и даже ничего близко подходящего к тому, чем мы теперь обладаем»1, — писал он.

В 1872 г. выходит первое издание знаменитой «Азбуки» Толстого.

В семидесятые годы Толстой пишет роман «Анна Каренина» (1873—1877). Две основные сюжетные линии: история Анны Карениной и Вронского и история духовных исканий Левина — развиваются здесь параллельно, практически не пересекаясь.

Вслед за публикацией «Анны Карениной» у Толстого наступает серьезный и глубокий душевный кризис, в результате которого великий писатель действительно надолго отходит от литературы. В это время рождается то учение, которое уже вскоре будут называть «толстовством». Основа его, изложенная в наиболее полном виде в трактатах «Исповедь» (1879—1882, опубл. 1884) и «В чем моя вера?» (1882—1884), заключается в полемике Толстого с Православной Церковью, которая, по его мнению, исказила учение Христа: предала главное в нем — его моральные требования — во имя второстепенного.

Толстой обращается в это время и к образованному читателю («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «После бала»); содержание этих произведений далеко выходит за пределы моралистической проповеди, в них Толстой снова показывает человека, по-прежнему мучительно решающего вопросы жизни и смерти.

В повести «Смерть Ивана Ильича» анализируется ситуация, когда человек перед лицом смерти обретает понимание того, что его жизнь прожита абсолютно бессмысленно. Собственно, существование героя нельзя было даже назвать его жизнью: речь идет о жизни вообще. Оглядываясь на прожитые годы, Иван Ильич понимает, что только в детстве он был самим собой. Чувствуя ужас перед смертью, он ненавидит людей, остающихся в живых, в том числе свою жену и детей. Все они делают вид, что ничего не происходит, что он вот-вот выздоровеет. Единственный человек, не вызывающий у умирающего отвращения, — это слуга, который ухаживает за ним, облегчая страдания, и спокойно, ничего не скрывая, говорит с ним о его приближающейся смерти.

Последние десятилетия жизни Толстой занимается активной публицистической деятельностью. В начале восьмидесятых годов писатель переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Он участвует в проходившей тогда переписи населения и испытывает потрясение, видя жизнь низов общества. Это усиливает его социально-критические настроения. Толстой откликается на события общественной жизни, протестует против смертной казни, обращается с личным письмом к Николаю II, только что вступившему на престол, в котором называет его «братом» и объясняет императору, что самодержавие как форма правления себя изжила.

Растет мировая слава Толстого, его произведения переводятся на множество языков. Растет и число сторонников и «учеников» Толстого, последователей его учения — таковыми признавали себя Лесков, Гаршин. Создается типография, в которой печатаются брошюры писателя для народа.

Одновременно учение Толстого, предложившего собственную веру взамен традиционного христианства, вызывает резкий отпор со стороны Православной Церкви; в конце концов Толстой был официально отлучен от церкви. Последней каплей, переполнившей чашу терпения церкви и властей, были сцены в его романе «Воскресение», где крайне презрительно автор изобразил не только духовенство, но и само таинство Причастия. Роман представляет собой историю воскресения двух душ: Нехлюдова и Катюши Масловой, его бывшей возлюбленной, ставшей падшей женщиной и по нелепой судебной ошибке осужденной за убийство. В романе широко представлены картины жизни разных слоев русского общества, дана резкая критика бюрократии, всей государственной системы в целом. Сочувственно изображены автором заключенные революционеры, с одним из которых связывает свою судьбу Катюша Маслова. Главные герои по мере развития действия приходят к пониманию «простой» Истины, которой и будут руководствоваться в праведной жизни, остающейся за пределами повествования.

Несмотря на презрение к литературному творчеству и искусству вообще, не раз высказываемому и ставшему краеугольным камнем толстовства (см. например, трактат «Что такое искусство?»), творческие силы Толстого не слабеют до конца жизни  и желание творить не  покидает его.  Свидетельством того является одно из самых поздних произведений великого писателя — повесть «Хаджи Мурат», опубликованная нскоре после его смерти. В этой повести Толстой возвращается к своей ранней теме — кавказской войне — и рассказывает об одном из военачальников Шамиля — Хаджи Мурате, перешедшем на сторону русских.

В последние годы жизни Толстой испытывает нарастание душевного кризиса, связанного с ощущением раздвоенности и лицемерия, проникшего в его семейную жизнь.

Отношения с женой, некогда очень любимой, становятся сложными. Толстой болезненно переживал то, что Софья Андреевна не понимала, как ему казалось, ситуации, в которой он находился, и была озабочена только материальным положением семьи и стремлением создать комфорт, по ее мнению, необходимый ему для работы. Вероятно, именно стремлени. разорвать все одним ударом, вырваться из паутины лжи, начать вопреки всему жить не «как все» хотя бы на пороге смерти и объясняется загадочный уход Толстого из дома. Совершая свое последнее странствие, он посетил знаменитый православный монастырь  Оптину пустынь. Усталый и больной. Толстой умирает на станции Астапово в ноябре 1910 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44885. Веберовская категория “идеального типа”, возможности ее применения в социологическом анализе 15.49 KB
  Веберовская категория €œидеального типа€ возможности ее применения в социологическом анализе. Вебер использует понятие идеального типа. Вебер предполагал что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов которые доступны для наблюдения в реальном мире и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Например конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии однако знание этого идеального...
44886. Решения по результатам диагностики 26.3 KB
  Решения по результатам диагностики Техническая оценка участков трубопровода должна включать в себя следующие этапы: анализ информации содержащейся в техническом паспорте и банке данных; техническое обследование участка анализ результатов; определение степени опасности дефектов; оценка общего напряженнодеформированного состояния участка и его отдельных мест; оценка работоспособности участка; принятие решений о дальнейшей эксплуатации или ремонте и о технических мероприятиях по восстановлению несущей способности участка. На...
44887. Gesunde Ernährung im Job fällt vielen schwer 25.5 KB
  Den meisten bleibt bei der rbeit schlicht keine Zeit in Ruhe zu essen ht eine Umfrge ergeben. Die Kntine ht ml wieder Nudeln mit Tomtensoße der nächste Imbiss ist ein Döner und Zeit fürs Essen bleibt sowieso kum der Chef drängt schon mit dem nächsten Projekt. So oder so ähnlich geht es vielen Berufstätigen in Deutschlnd.
44888. Политическая жизнь Англии 40.5 KB
  Лидер консерваторо вБенджамин Дизраэли слыл одним из самых ловких политиков страны. внес в парламент законопроект о расширении избирательного права Дизраэли будучи в оппозиции провалил его. Несмотря на большие заслуги Дизраэли перед страной кичливые ториаристократы долгое время не признавали его считая выскочкой Дизраэли происходил из еврейской семьи принявшей христианство. Но по мере укрепления партии авторитет Дизраэли возрастал в 1876 г.
44889. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы 29 KB
  Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец – чиновник мать – дочь наместника.
44890. Новое время. Европа в начале нового времени 14.19 KB
  Новое время неразрывно связывается с утверждением €œбуржуазным индустриальным прогрессомâ€. В последнее время многие историки склоняются к мнению что нельзя искусственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления как великие географические открытия реформация и гуманизм научная революция которые дали толчок к зарождению буржуазии.: ранее новое время когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.
44891. Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе 23.19 KB
  Цель изучения химических производств показать учащимся как достижения науки используются для практических нужд отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. Структура системы понятий об основах химического производства. На этом основании можно...