19710

Роман «Воскресенье»: проблематика, поэтика

Доклад

Литература и библиотековедение

Роман Воскресенье: проблематика поэтика. Роман Воскресение сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал связанный с деятельностью революционеров. В эти го

Русский

2013-07-17

38.5 KB

26 чел.

Роман «Воскресенье»: проблематика, поэтика.

Роман "Воскресение", сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони, создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал, связанный с деятельностью революционеров. В эти годы Толстой сам участвовал в общественной деятельности по организации помощи голодающим. И хотя главные герои романа, Нехлюдов и Катюша Маслова, стоят как бы в стороне от происходящих событий, пассивно их созерцая, их жизнь в романе освещена горячим светом предреволюционной эпохи.

   Примечательная особенность романа "Воскресение" состоит в откровенной критике современной писателю капиталистической действительно сти. Больше чем где-либо Толстой выступает в "Воскресении" и как моралист, и проповедник. Основная тенденция романа сводится к проповеди идеи всеобщей любви, к исполнению евангельской заповеди: "Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам". Но сила романа как раз не в этой проповеди, а в той живой плоти его, которая заставляла читателя думать о жизни и делать политические выводы. Произведение это возвещало о неминуемом общественном взрыве, о приближении революции. В этом смысле "Воскресение" является ее зеркалом, отражением ее существенных черт.

   В последнее десятилетие своего творчества Толстой все больше ощущал необходимость приведения собственной личной жизни в соответствие с теми идеями, которые он проповедовал на протяжении трех десятилетий. Трагизм общественной жизни усиливался трагизмом его положения в семье, непониманием и недооценкой того, что он делал и что представлялось ему делом всей его жизни. "Все сильнее и сильнее стыжусь своего положения и всего безумия мира. Неужели это мой обман чувства и мысли, что продолжаться это не может? Нет, не может".

   В произведениях этого периода, особенно в повести "Хаджи Мурат", в рассказах "За что?", "После бала", в драме "Живой труп", наряду с осуждением лжи, насилия и деспотизма Толстой рисует идеал жизни вольной, не стесненной условностями среды. Сам он мечтает о том, чтобы навсегда уйти из дома и поселиться где-либо на юге России или в Болгарии и наедине с собой, со своими мыслями дожить остаток жизни. Решение окончательно покинуть Ясную Поляну было роковым: здоровье восьмидесятидвухлетнего писателя не выдержало нелегкого пути.

   Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. В произведениях писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как "поток сознания", в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.

   Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа как здоровой нравственной основы жизни. Образ "мужицкой" России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип "текучести" человеческих характеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог, диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.

   Непреходящая художественная ценность произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.

Один из героев романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не "маленького", не "лишнего" человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин -- мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

   Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин -- от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин -- натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни -- жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

   Левин и Анна -- единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

   Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части -- "на себя" и "для общества". Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

   Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа -- единения и разъединения людей. Семья для Левина -- самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена -- ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

   Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта "своего мира" вскоре терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

   Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

   Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

   Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Левина -- стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

   Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

   Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствии этого с миром.

   Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею -- пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого -- Константина Левина


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55786. Ой, не вітер в полі грає, не орел літає – ото Сірко з товариством по степу гуляє! 61.5 KB
  Мета: увіковічення та вшанування визначного військово-політичного діяча козацького періоду Івана Сірка; популяризація козацьких звичаїв та традицій серед учнівської...
55787. ПОЛІТИКА ВЛАДИ У ЦАРИНІ КУЛЬТУРИ В 1921-1928 рр. УКРАЇНІЗАЦІЯ (КОРЕНІЗАЦІЯ) 311 KB
  Мета: методична – удосконалення методики проведення лекціїдіалогу та активізації пізнавальної діяльності студентів шляхом використання групових форм роботи...
55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект об’єднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...
55792. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури. Як вчити добувати необхідну інформацію з друкованого джерела та критично її осмислювати 56.5 KB
  Метод Читання тексту з позначками. Метод Читання в парах Узагальнення в парах. Ця стратегія розрахована на читання тексту в парах і є ефективною при роботі з художніми творами.
55793. Розвиток процесів сприймання у молодших школярів на уроках природознавства 58 KB
  Для розвитку процесів сприймання варто використовувати спеціальні прийоми вправи завдання. Для розвитку такої чутливості необхідно привчати школярів насамперед прислухатися й розрізняти...
55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.