19712

Жанр рассказа в творчестве Чехова

Доклад

Литература и библиотековедение

Жанр рассказа в творчестве Чехова. Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман ибо в нем достаточно материала для романа....

Русский

2013-07-17

30.5 KB

27 чел.

жанр рассказа в творчестве Чехова.

Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал, что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман, ибо в нем достаточно материала для романа. Однако ёмкость рассказов Чехова — не путь к роману, а скорее, напротив, уход, удаление от него, форма обособления жанра.

Рассказы Чехова – особенные рассказы. Главное открытие, которое сделал Чехов в структуре повествования, - это подтекст. Что же это такое? Это особая чеховская деталь, которая открывает простор для воображения. Оставляя какие-то важные реалии за канвой повествования, Чехов приглашает читателя для соавторства.

Сам Чехов так определял особенность своей прозы: «Умею говорить коротко о длинных вещах». Другими словами, за внешним изображением событий всегда был скрыт «потаенный» смысл. Ярчайшим примером раскрытия «потаенного» смысла через детали является рассказ «Ионыч».

Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года”, “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые”, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он,  собственно,  и движет действие.  Портреты  героев  даются  обыкновенно  только  несколькими словами  и  основными  штрихами.  

Композиционной особенностью чеховского рассказа является  также  прием «рассказа в рассказе», к которому  автор  часто  прибегает.  Так  построены, например, рассказы «Крыжовник» и «Человек в футляре». Этот  прием  позволяет автору добиться в одно и то же время и объективности изложения,  и  экономии формы.

Чехов старается писать языком  простым  и  легким  для  нас,  понятным любому слою читателей. Простота  языка  –  результат  огромной,  напряженной работы  автора.  

Внутренняя раскрепощенность чеховской прозы, лишенной принудительной сюжетности, открытой миру случайностных явлений, их и отличает.

Поздний  чеховский рассказ  по  размерам  больше  ранней  «сценки»,  и  все  же   это   размеры подчеркнуто малой прозы. Рассказ представляет  собой   жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а сама биография, в ее  более или менее длительной протяженности, о  таком  рассказе  говорят:  «маленький роман».

В  поздних  рассказах  главенствует   проблема   смысла   жизни,   ее наполненности,  ее  сдержанности.  Теперь  рассматриваются  различные  формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления обыденной жизни.  Над человеком с «робкой кровью» молодой  Чехов  откровенно  смеялся,  теперь  же преобладает иной тон,  иной  подход,  продиктованный  стремлением  объяснить утраты, найти связь причин и следствий, установить меру беды  и  меру  вины.

Поздние чеховские рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в  себе и усмешку, и печаль, и горечь.

«Маленький роман», разумеется, не есть  уменьшенное  подобие  большого романа. В том-то и суть, что рассказ,  приближенный  к  рассказу,  с  особой настойчивостью   и   энергией   реализует   свои   собственные   ресурсы   – изобразительные и выразительные. Рассказ углубленно выявляет  свою  жанровую специфику. Нетрудно  заметить:  благодаря  сжатости  жизнеописания  рельефно проступает схема биографии, ее «чертеж»; резко  обозначаются  внезапные  или стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии.  Возможность создать  ступенчатость,  стадиальность  биографического  сюжета,  –   единым взглядом охватит жизнь человека  как  целое  и  как  процесс  –  и  составит привилегию  малого  жанра.  Чехов,  в  своем  зрелом  творчестве,  дал  тому неоспоренные доказательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6241. Подшипники скольжения открытого типа 229.91 KB
  Подшипники скольжения открытого типа Подшипники прокатных валков являются ответственными узлами рабочей клети, от их конструкции и правильной эксплуатации зависит бесперебойная работа прокатного стана. Подшипники работают в очень тяжелых условиях...
6242. Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов 89 KB
  Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов Описание. Бесцветные прозрачные жидкости со своеобразным запахом, кислой реакции. Кислота хлористоводородная - летучая жидкость. Свойства препаратов кислоты соляной...
6243. Генетика как научный фундамент биотехнологии 93.5 KB
  Генетика как научный фундамент биотехнологии Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Структура современной биотехнологии Клеточная инженерия: достижения и перспективы Генная инженерия: достижения и перспективы Генетические основы выс...
6244. Рынок капитала, рынок земли 80.5 KB
  Рынок капитала, рынок земли. 1. Понятие капитала и процента. 2. Долгосрочные инвестиции. Анализ эффективности инвестиций. 3. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. 4. Прибыль как факторный доход. 1. Капитал - это определенная сумма благ в ...
6245. Язык программирования Паскаль 73.5 KB
  Язык программирования Паскаль План Основные сведения Основные элементы Паскаля Структура программы Организация и описание данных Основные сведения Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгори...
6246. Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля 102.5 KB
  Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля. Вопрос 1 Истоки и основные параметры философской системы Гегеля. Всё действительное разумно, всё разумное действительно (Гегель). Жизнь и труды Гегеля. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-18...
6247. Россия в начале XVII в. Смутное время 83.5 KB
  Россия в начале XVII в. Смутное время Борьба за власть в период правления Федора Ивановича (1584-1598). Борис Годунов (1598-1605). После смерти Ивана IV Грозного царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически пе...
6248. Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната 101 KB
  Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната Бор и его соединения В природе бор встречается в виде борной кислоты, которая содержится в воде горячих источников. Соединения бора содержатся также в н...
6249. CD и DVD 104 KB
  CD и DVD Что такое СD? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под названием Red Book...