19712

Жанр рассказа в творчестве Чехова

Доклад

Литература и библиотековедение

Жанр рассказа в творчестве Чехова. Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман ибо в нем достаточно материала для романа....

Русский

2013-07-17

30.5 KB

22 чел.

жанр рассказа в творчестве Чехова.

Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал, что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман, ибо в нем достаточно материала для романа. Однако ёмкость рассказов Чехова — не путь к роману, а скорее, напротив, уход, удаление от него, форма обособления жанра.

Рассказы Чехова – особенные рассказы. Главное открытие, которое сделал Чехов в структуре повествования, - это подтекст. Что же это такое? Это особая чеховская деталь, которая открывает простор для воображения. Оставляя какие-то важные реалии за канвой повествования, Чехов приглашает читателя для соавторства.

Сам Чехов так определял особенность своей прозы: «Умею говорить коротко о длинных вещах». Другими словами, за внешним изображением событий всегда был скрыт «потаенный» смысл. Ярчайшим примером раскрытия «потаенного» смысла через детали является рассказ «Ионыч».

Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года”, “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые”, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он,  собственно,  и движет действие.  Портреты  героев  даются  обыкновенно  только  несколькими словами  и  основными  штрихами.  

Композиционной особенностью чеховского рассказа является  также  прием «рассказа в рассказе», к которому  автор  часто  прибегает.  Так  построены, например, рассказы «Крыжовник» и «Человек в футляре». Этот  прием  позволяет автору добиться в одно и то же время и объективности изложения,  и  экономии формы.

Чехов старается писать языком  простым  и  легким  для  нас,  понятным любому слою читателей. Простота  языка  –  результат  огромной,  напряженной работы  автора.  

Внутренняя раскрепощенность чеховской прозы, лишенной принудительной сюжетности, открытой миру случайностных явлений, их и отличает.

Поздний  чеховский рассказ  по  размерам  больше  ранней  «сценки»,  и  все  же   это   размеры подчеркнуто малой прозы. Рассказ представляет  собой   жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а сама биография, в ее  более или менее длительной протяженности, о  таком  рассказе  говорят:  «маленький роман».

В  поздних  рассказах  главенствует   проблема   смысла   жизни,   ее наполненности,  ее  сдержанности.  Теперь  рассматриваются  различные  формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления обыденной жизни.  Над человеком с «робкой кровью» молодой  Чехов  откровенно  смеялся,  теперь  же преобладает иной тон,  иной  подход,  продиктованный  стремлением  объяснить утраты, найти связь причин и следствий, установить меру беды  и  меру  вины.

Поздние чеховские рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в  себе и усмешку, и печаль, и горечь.

«Маленький роман», разумеется, не есть  уменьшенное  подобие  большого романа. В том-то и суть, что рассказ,  приближенный  к  рассказу,  с  особой настойчивостью   и   энергией   реализует   свои   собственные   ресурсы   – изобразительные и выразительные. Рассказ углубленно выявляет  свою  жанровую специфику. Нетрудно  заметить:  благодаря  сжатости  жизнеописания  рельефно проступает схема биографии, ее «чертеж»; резко  обозначаются  внезапные  или стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии.  Возможность создать  ступенчатость,  стадиальность  биографического  сюжета,  –   единым взглядом охватит жизнь человека  как  целое  и  как  процесс  –  и  составит привилегию  малого  жанра.  Чехов,  в  своем  зрелом  творчестве,  дал  тому неоспоренные доказательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54942. Формирование игровых навыков, ловкости, целеустремленности и потребности к систематическим занятиям физической культурой 33 KB
  5 повторов Лицом друг к другу на расстоянии 89 метров передачи в парах стоя на месте изза головы без удара об пол. 5 повторов Лицом друг к другу на расстоянии 89 метров передачи в парах стоя на месте одной рукой с ударом об пол. 5 повторов Обучение и закрепления броска с 2х шагов с правой стороны. 5 повторов Обучение и закрепления броска с 2х шагов с левой стороны.
54943. Семь чудес света 26 KB
  Строительство пирамиды продолжалось около 20 лет и было закончено в 2560 году до нашей эры. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды для того чтобы построить новые дома. Внутри пирамиды Хеопса расположены три палаты усыпальницы.
54944. Техническое обслуживание сцепления. Возможные неисправности в сцеплении и методы их устранения 156 KB
  Образовательная: узнать какие виды работ проводятся при техническом обслуживании и ремонте сцепления. Развивающая: научиться ремонтировать механизмы сцепления. Объявить тему практического занятия: Техническое обслуживание сцепления.
54945. Морфология и физиология вирусов. Классификация вирусов, формы и размеры вирусов, архитектура вириона, вирусные включения, культивирование вирусов 31.48 KB
  Содержание: Изучение морфологии и физиологии вирусов. Классификация вирусов формы и размеры вирусов архитектура вириона вирусные включения культивирование вирусов.
54946. «Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь» 40.5 KB
  Иван Иванович Шишкин Рожь. Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина которая называется Рожь. Рожь является блестящей попыткой решить эту задачу.
54949. Плани-конспекти з природознавства 3 клас 1.16 MB
  Мета: закріпити поняття природа, нежива природа, жива природа; формувати уявлення про моральну, естетичну, пізнавальну, валеологічну, практичну цінність природи для людей; розвивати уміння розрізняти предмети неживої і живої природи та предмети, зроблені людьми; розширити уявлення про те, що загрожує природі, про шляхи збереження природних багатств і правила поведінки в природі...