19715

Роман «Идиот»

Доклад

Литература и библиотековедение

Роман Идиот Написан полностью за границей один из самых амбициозных романов Дост. Роман о положительно прекрасном человеке о новом пришествии Христа Дост скм называет героя романа князь Христос. Дост кроме самого Христа вдохновлоялся картиной Гольбейна. Копия...

Русский

2013-07-17

81.92 KB

1 чел.

Роман «Идиот»

Написан полностью за границей, один из самых амбициозных романов Дост. Роман о положительно прекрасном человеке, о новом пришествии Христа, Дост скм называет героя романа «князь Христос». Дост кроме самого Христа вдохновлоялся картиной Гольбейна. Копия этой картины висит в доме Рогожина. О ней достаточно много говорят. Главная идея в связи с нейот этой картины можно лишиться веры. (описание в романе!). узкий прямоугольник, имитация гроба. В нём лежит Христос, она  коричнево-жёлтых тонах, очень реалистически написан Христос, как настоящий мертвец, с анатомической точностью. Очень тяжёлый вид. По легенде Гольбейн ходил смотреть утопленников. Не в тех традициях, когда Христа изобр и уже мёртвого как живого. Проблема в том, что эта картина реалистическая, если Христос существовал, если был распят и снят с креста, то он выглядел бы так. Эта картина показ силу смерти, торжесто натуры над человеком. Глядя на эту картину невохможно поверить в воскресение. Эта картинакак вызов современному человеку, позитивисту, кот видит природу, смерть, не верит в чудо. Как он может верить? Как в позитивистском мире может существов вера в Христа, в воскресение мёртвых? Этот романответ на этот вопрос. Из этого следуеткак могли апостолы верить, видя это тело, торжество природы над богочеловеком? Как они могли не впасть в отчаяние? Что в них было такое, что их отличало от совр позитивистски настроенного интеллигента? У них было нечто, какой-то другой способ видеть мир, природу, кот позволяеть через зримую природу видеть воскресение, другой источник видения.

Главный герой наделяется тем свойством, кот имел сам Достэпилепсией. Важная сторона его облика. При этом она много описана, описание этого состояния не просто как состояние болезненное, но как состояние особого вдохновения, особой полноты бытия. По ощущению это мучительное и прекрасное состояние, когда мир воспринимается не только  как видимый, но во всей его полноте. Как видение. Важная параллельс Магометом, который облетел всю Землю. Предэпилептическое состояние пророка. Глубокое и истинное восприятие мира. То, чем обладали и апостолы. Победа смерти видиться параллельно с воскресением. Раньше оно было доступнее человеку, чем испорченным образованием людям.

Такие вопросы могут вызвать некоторое сомнениеведь речь идёт о вполне понятной болезни, связ с разрушением мозга. Серьёзная опасность, с кот Дост сталкивается. Это состояние духапроизводное от физического состояния. Позитивизм Достоеского. У него есть ответ, один из самых глубоких. Свидригайлов ещё в «Прест и наказ», больной человек (видит призраков), говорит, что если он болен, необязательно, что призраков нет. Может, их свойство в том, чтобы их видел только больной. Уж очень неприятно-гибкий разум у Свидригайлова. Если перенести на «Идиота», то физиологич природа явления не отрицает его духовной сущности. Князь Мышкин – «раскаявшийся» Свидригайлов. То же качество, но теперь у положительного героя. «Что делать, если вы не больны?» (с) У вас есть шанс видеть смерть богочеловекав самом романе, один из самых мрачых романов Достоевского. Злая ирониято, что он становится идиотом, он никого не спасает, добро не торжествует и т.д. Также, как на этой картине. Читатель должен ощутить это как вызов, как испытание веры. Чем ужасней то, что нам показывают, тем больше от нас требуется веры. Тогда эта картина не страшна, и не страшна смерть. Рассматривал как новое свидетельство о Христе. Проблема в том, что мир изменился и изменился человек. Важная миссияспасти тех людей, которые не понимают НЗ, показать им то, что опыт человеческий ничего не значит по сравнению с истинами, кот знали апостолы и Мария Магдалина. Толстой тоже подошёл к этой задаче, но по-другому. Болезнь главного героя отсылает к самому Дост, может сделать его пророком. Его болезнь была известна, его оппоненты взяли её на щит)). Читатель не должен чувствовать после романа, что всё плохоантитеза.

За этим романом последовал некот творческий кризис. Он остаётся за границей, материальные проблемы, большая зависимость от Каткова. Замысел эпопеи «Житие великого грешника» в 5ти частях. Он остался невоплощённым, хотя сохранились планы и наброски. Ряд черт этого замысла воплотились в «Бесах» и «Братьях Карамазовых». Замысел архетипичен для Дост. Незавершённость этого замыслаон не мог его завершить, взялся не за своё дело. Дост не умел изображать процессы, не мог изучать историю жизни, становление человека, в чём Толстой был мастер (хотя у Толстого не было чувства юмора)). Предыстория героев Дост довольно размыта, в ней нет последовательности. Хорошо, что бросил этот замысел. Поэтому он великий писатель)). На смену этому замыслу пришёл другой, примерно в 69м году, замысел романа, вдохновлённый убийством студента Иванова членами «Народной расправы», кот руководил Нечаеводна из самых интригующих личностей. Был ли онг просто авантюристом или революционером?  Сложная сеть пятёрок, жёсткое подчинение. Его «Катехизис революционера» - всё можно, что хорошо для революции. И не предполагался выход из этой организации. Правительство предало гласности этот процесс, общество поразило, что убили своего. Возникло что-то страшное. Радикальным публицистам было сложно писать.

Дост считал, что это типипческий революционер. Уже в России Дост наблюдал за окончанием процесса и дописывал роман. Вышел в 1871 году. В центре романа должен был быть Нечаев (Пётр Верховенский). Довольно много Дост написал, получил деньги, обещал роман, написал половину, понял, что это не годиться, и выдвинул на первый план Ставрогина. Пришлось почти переписывать роман заново. Дост решает, что придётся ещё больше года работать. Дост стремился к совершенству. Сам понимал роман как памфлет. Если «Идиот» - позитивный роман, то в «Бесах» он обрушивается на врагов. Нечаевское дело всё равно в основе сюжета. Очень точно читается это дело, ездил смотреть на место убийства, точно изобразил его, у всех героев есть прототипы из нечаевской пятёрки, вплоть до Толкаченко, кот мелькает. Это историк Крыжов.

На это наслаиваются более глубокие проблемы. Ставрогин выводится на первый план, чтобы роман был не таким мелким, бульварным. СтаврогинРудин, но по-другому осмысленный. У него неск прототиповГерцен, Бакунин, Стрешнёв (и ещё один)). Получился сложный образ, кот представл попытку разобр с таким человеком. Очень развиты мозги, это очень умные люди, кот за ночь могут придумать целую программу, но в то же время ни во что не верят, они пустые. И за их идеи люди не такие умные, поставят всю жизнь на эту идею. Хотя её создатели не верят в неё ни на грош. Главная идеясвязь поколений. Люди 60х гг. а эти люди – «дети», свой багаж они получили от людей 40х гг. Получили мёртворождённые идеи. Получили от «отцов» пустоту, неверие во все идеалы, во все идеи. Воспитатель Ставрогинастарший Верховенский, неслучайно. А Ставрогинвоспитатель Шатова, Кириллова и т.д. Старший Верховенский внушил ему рафинированность, чуствит натуры, но и внушил представление, что все эти идеалыдешёвка, они выдумываются как игра ума. Люди 40х гг. виноваты в том, что люди 60х гг.или авантюристы, жулики, или пустые существа как Ставрогин, или корчатся под этой идеей.

Один из самых мрачных романов Дост, где умирают все в конце. «Эта мрачность запланирована» (с) В этом романе много цитат из пушкинских «Бесов» и эпиграф из Евангелия, где бесы вселились в свиней. Сюжет романа далеко не просто соотносится с эпиграфом. Эпиграф говорит об интенции писателя. Дост изобразил Верховенского-младшего не таким, каким он был (а он был сильный, яркий, на самом деле Швейцария выдала его). Он был не политический, а уголовный преступник. Был осуждён на каторгу, но посажен в Петропавловскую крепость. Через охранников связался с народовольцами, но заговор раскрыли и его фактически уморили. Сознательно сделал характер более мелким, хотел изгнать бесов, дух Нечаева перенёс во что-то мелкое, ничтожное. Изгнание бесов, экзорцизмцель романа. Показать читателям ужас бесов. И страх, и презрение к Нечаеву. Когда Нечаев умер, его похоронили неизвестно где, и сожгли все вещи. У Дост есть такие детали, эпиходы, кот переходят из замысла в замысел. В «Житии великого грешника» должна была быть хромая девочка. Хромота перешла в «Бесы», в Лебядкину. Трудно понять, зачем это надо было Дост, понять очень сложно. Она не является символом. Элемент, кот есть в сознании Дост, но не превратился в символ. То, что было в его голове. Как будто созерцаем не обращённую к нам жизнь. Ещё и большая степень извращённости сознания Достоевского. Когда шайка ездит пои городу и устраивает безобразия, узнают, что в гостинице застрелился молодой человек, покойника уже убрали, но на столе стоит шампанское и виноград. И они едят этот виноград. Это кощунство, но смысл этого непонятен. Когда бросают в икону мышку, это понятно. Но здесь за гранью ужасного, а почемунепонятно. В такой извращённости никто не превошёл Достоевского. (не в главе «У Тихона», там понятно).

«Бесы» вызвали успех, протесты радикальной критики. То, что Дост неправомерно обобщил этот факт. Достоевскому, в отличие от Лескова, сходило это с рукотчасти из-за репутации «страдальца за народ», отчасти как обобщение. Не только о нигилистах, а о чём-то ещё. Публикован роман в 72м году.

Налаживается материальное положение, жена взяла в свои руки его финасы, живут в России, переезжают в Старую Руссу. Становится сотрудником журнала «Гражданин», очень консервативном. Князь Мещерский его издавал. И там, и потом отдельно издавал «Дневник писателя». Приносит большой успех Дост. Интересней многих других обычных изданий. Намного сильнее обратная связьбольшое кол-во писем Дост. Общение с настоящим читателем. Пиешт одновременно роман «Подросток», кот был опубликован в «Отеч записках», ещё у Некрасова. Дост уже такого ранга, что может печататься где угодно и за него борятся разные журналы, Некрасов больше заплатил ему. Каткова все не любили и Дост был не прочь печататься у Некрасова. С меньшим напряжением, менее формальный, скомканный конец, все события в последних 2х главах. Не самое принципиальное произведение Дост. Наиболее интересный образМерсилов, отец глав героя, послед рахз человек 40х гг, изображён с сочувствием. Дост примиряется с такми людьми. Искренние, честные, верили в то, что делали. Не просто видит картину, но в ней живёт. Похоже на князя Мышкина. Закат человечества.

Сер 70х ггприходит кнаконец-то слаа к Дост. Тогда он начин восприниматься как первый писатель, рядом с Толстым. Вершина популярностипушкинская речь в 80м году, где выразил почвеннические воззрения, речь, вызвавшая восторг присутствующих. Аксаков после него отказался выступать. Опубликовал потом эту речь в «Дневнике писателя». Триумф был иллюзорным, там было мало представителей литературы, мало публики и т.д.

Последний роман – «Братья Карамазовы», опубликован в 80м году, видимо незавершённый, это была только первая часть романа. Главным героем должен был стать Алексей Карамазов. Роман о ранней юности героя. «Стушевался» - это слово придумал сам Дост.

Роман большой, насыщенный, он на 1м месте по популярности из всего твор Дост. В идейном центре романа несмотря на замысел, оказ Иван Карамазов. Традиционно центральный эпизодпоэма о Великом Инквизиторе и предшествующая ей глава «Бунт». Поэма о Великом Инквизиторенезаслуженная популярность (!). Здесь Дост скорее не философ, а идеолог. 3 искушенияхлеб, власть и чудоотверг Христос. По мнению Великого Инквизитора человеку именно это и нужно. И он готов сжечь Христа, но в конце отпускает. Иван рассказывает эту поэму после важного монолога, где рассказывает про своё утверждение, что он верит в бога, но отрицает мир, им созданный, потому что в нём есть невинное страдание. Если бог это допускает, значит он не всеблаг или не всемогущ.

Дост в поэме ставит вопрос заранее фальшивый, выбрать бога или дьявола. За этим выбором можно что-то подозревать. Этим могут воспользоваться те, у кого вдосталь хлеба, кому это выгодно внушать другим. Проблема подлинной верыне в свободе выбора, а в чём-то другом. Воскресение из мёртвых освобождает человека от всего, от самого главного, от смерти (в «Идиоте»).

Центр событие романаубийство, детективный сюжет. Убийство имеет особенный характер. Но это убийство уникально у Дост. Это убийство отца. Образцовое убийство у Достоевского. По степени возможности тех, кто мог убить отца: Смердяков, реальный убийца, брат, кот никогда не мог бы убитьМитя Карамазов, только если в состоянии аффекта. Теоретически могущий совершить этоАлёша Карамазов, а духовный убийца Иван (сам об этом говорит). 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75578. Визначні та пам’ятні місця США 76.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout the Gret Lkes the most interesting plce of the US; to identify min ides nd detils from the text for reding...
75579. Національні свята в Україні та США 58.5 KB
  Практикувати учнів в ауДіюванні та читанні текстів з метою отримання загального уявле (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в них міститься (scanning). Підготувати учнів до самостійного усного висловлювання на основі прослуханого та прочиного текстів.
75580. Національні символи. Активізація ЛО теми State Symbols 60.5 KB
  Обладнання: підручник зображення прапорів англомовних країн: Великобританії США Канади Новозеландії та Австралії; Державний прапор і Герб України запис Гімну України його переклад англійською мовою HO1 Mtch the pirs H02 Mtch the country nd description of its Ntionl flg H03. the oldest flg 6. bluendyellow flg 9...
75581. З історії відомих винаходів людства, Числівники, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 141.5 KB
  Обладнання: підручник Numbers HO1 Write the numbers s words HO2 ordinl Numbers H03 Clendrrdquo; H04 Look t the picture H05 Frctions nd decimls H06 Circle the letter Н07 автентичний текст Blue Jens Cross out the word HOs. We hve to review the grmmr bout Numbers: crdinl numbers ordinl number; frctions decimls. By the end of the lesson you should be ble: to review nd operte the numbers crdinl ordinl frctions decimls when dcing exercises; to identify min ides nd detils of uthentic text for reding despite the...
75582. Американські індіанці, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник Mtch the pirs HO1 ngrms H02 карта світу на дошці Put the sentences given below in the correct order H03 автентичний текст для позакласного читання mericn Indins H04. Т: The topic of our todys lesson is: mericn Indins . By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout Indins; to identify min ides nd detils from the text for reding; to prticipte in common converstionl exchnge on the topic of our...
75583. День Незалежності США, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 57 KB
  Т: We re going to tlk bout the Independence Dy of US. By the end of the lesson you should be ble: to identify min ides nd detils from the uthentic text for reding despite the nturl difficulties; to tlk bout the celebrtion of the Independence Dy in US; to conduct your own dilogues using the given ones s model...
75584. Риси характеру американців, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 57 KB
  Т: Tody we re going to tlk bout the min fetures of chrcter of mericn pec By the end of the lesson you should be ble: to identify min ides nd detils from the text for reding; to tlk bout the min fetures of chrcter of mericn people; to conduct your own dilogues using the given ones s model. Т: Wht do you know bout culture shock When people trvel to other countries they find tht mny things re different from their own country the wether the food the greetings gestures of people their behviour lifestyle nd so on. Often it upsets people nd...
75585. Традиційна американська їжа. Активізація ЛО теми «їжа» 78 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту і в аудіюванні автентичного тексту з метою отримання загального уявлення та з метою точного та повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься, незважаючи на мовні труднощі.
75586. Вашингтон — столиця США, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 74.5 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Wshington D. Т: Tody we re going to tlk bout Wshington D. By the end of the lesson you should be ble: to review lexicl nd grmmr mteril bout the United Sttes nd its lrgest city New York; to identify min ides nd detils from the uthentic text for reding; to tlk bout Wshington D. The clp of the US is Wshington D.