19718

Гончаров, А.И. Герцен

Доклад

Литература и библиотековедение

Гончаров. 69 год Вестник Европы Обрыв. Несвоевременный роман художникдилетант и проблематика искусства мало интересовавшая общество то время. Современников удила преждевременная ностальгия о прошлом о крепостном праве. Идиллическое описание прошлого кот...

Русский

2013-07-17

74.55 KB

0 чел.

Гончаров.

69 год «Вестник Европы» - «Обрыв». Несвоевременный романхудожник-дилетант и проблематика искусства, мало интересовавшая общество  то время. Современников удила преждевременная ностальгия о прошлом, о крепостном праве. Идиллическое описание прошлого, кот большим кол-вом людей воспринималось как зло. Роман рыхлый, большой, с большим кол-вом диалогов, описаний и т.д. Хорошо говорится в нём об искусстве, очень интересны суждения Гонч об искусстве, о природе творчества. Соотношение таланта и ремесла в искусстве. Райский слушает как его сосед играет на виолончели долго, учитсяи потом хорошо играет. Райскому не хватает труда. Гончаров хочет сказать большеечто нужно России сейчас, что нужно русским людям. У русских талант есть, а усидчивости не хватает. Не хватает дисциплинированности. Россия у Гонч не мать, а бабушка. Бабушка как один из главных членов семьитипично российская черта. Бабушка отличается от материмать, наделённая некой властью. Россия не только любит, но и может защитить.

А.И. Герцен

Искусственная фамилияон незаконный сын дворянина Яковлева, его фамилия от нем «сердце». Родился в 1812 году. Мать его была немка. Для Герцена лично было важно, что он незаконный, хотя ему это совсем не помешало в жизни. В «Кто виноватэто очень важная тема. В «Былом и думах» тоже важная тема. Болезненно для него. 12й годужасно важно для него, он с самого рождения включается в историю России. «Былое и думы» - сразу начин с рождения. Получил домаш образование. С иронией описывал подготовку к университету. Сочуствовал декабристам, хоть и был юным. Клятва с Огарёвым на Воробьёвых горахпродолжить дело декабристов. 29й годпоступает на математич отд Моск Университета. В 33м году окончил почти лучшим. Никак его магистерская работа не была связана с гуманитарными науками. В 33м году склад кружок Герцена-Огарёва. Читали Канта, Фихте, Шеллинга как все в 30е гг. кроме этого читали Сен-Симона, Фурье и др. франц идеалистов. Думали о преобразовании общества. В 34м году членов кружка арестовали, по больш счёту причины на это не было, просто император плохо относился к собраниям. В 35м году Герцена отправили в ссылку в Пермь, потом в Вятку (Жуковский, в частности, просил за него). 37-40 Владимир, в 40мНовгород, 42вернулся в Москву. В ссылке в Вятке, опыт подробно описан в «Былом и думах», встретил там архитектора Витберга. Он был автором проекта храма на Вороб горах. Его обманывали, се средства разворовывали и свалили на него. Он поразил Герценаединственный человек религиозного сознания, поразивший Герцена как глубокий человек. Здесь же чтение первого философического письма Чаадаева. Очень резкий текст, упрёки России. После этого Герцен становится западником. Потом встречается с Чаадаевым. Портрет Чаадаева в «Былом и думах». Один из самых положительных героев там. В ссылке начинает писать, пишет стихи, романтич произведения, прозупочти ничего не печатал из этого. В Москве попадает в круг гегельянцев, западников, Белинского, Бакунина и т.д. Увлекается Гегелем. Вскоре становится равноправным членом кружка и «заправским» гегельянцев. «Отчаянный гегелизм». Люди, всю свою жизнь и мышление подчиняли Гегелю. Герцен описывает это с юмором. Влияние Гегеля на русскую мысль и на мысль самого Герцена было колоссальным. Оно было важным и осталось важным. Сам Герцен говорил, что Белинский лучший интерпретатор Гегеля, но сам Герцен не хуже. У Гегеля русские люди научились трансцендентности другого типа. Умение мыслить альтернативами, представлять наличное положение вещей как не единственно возможное. Трактовка Герценым Гегеляреволюционная. «Феноменология духаалгебра революции» (с) Герцен. Во Владимире женится на Н. Захарьевой. Очень романтическая история, как описано в «Былом и думах». Она была его родственницей, как у Жуковского, но лучше закончилось. Человек совсем другой психологии, человек решительный. Она в жизни Герцена играет большую роль, кроме того это интересная личность, предшественница «Прекрасной дамы», образцовая женщина. Но она была прогрессивная, свободная, равная мужчинам и вестница будущего. Она участвует в дискуссиях наравне с мужчинами. Она сама быстро привыкла к культу, вошла в эту роль

В 42м-43 гг пишет ряд циклов публицист статей, в част «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы…». Тракторка Гегеля. В 46м приходит слава писателя, «Кто виновати «Доктор Крупов». Но сам Герцен чувствует, что это не его путь. Успех не вскружил ему голову, он понял, что это не самое лучшее, что у него получается. 46й год, летом Герцен снимает на лето дачу в Соколове (2й раз), где собир члены западнического кружка, где они общаются, рассуждают и т.д. Происходит конфликт между Герценым и Грановским. Это близкий друг Герцена, историк, профессор Моск Университета. Спор был о боге. Герцен к тому времени полностью переходит к атеизму, очень подробно описывает это обращение в «Былом и думах». Описывает споры религиозной дамы с его знакомым-гегельянцем. По Герцену сущ бога нельзя доказать, потому что его нет. Для Грановского нужна была хоть какая-то вера. Они всё ещё были друзьями, но был идейный разрыв.

В начале 47го года Герцен получает разрешение выехать из России. Сначала едет просто смотреть Европу, но остаётся там навсегда. Едет в Европу в бурное время, назревает революция 48го года, охватившая всю Европу почти. Герцен принимает активное участие по мере сил и в Италии, и в Парижских событиях. Общается с революционными кругами, охвачен энтузиазмом, но постепенно начинает разочаровываться в Западе как таковом и в буржуазии, 3м сословии как революционной силе. «С того берега» и «Письма иностранца в Италии». Чувствуется разочарование в Западе. Постепенно назревают взгляды, близкие к славянофильским. Он ни западник теперь, ни славянофил. В 52м году принимает решение об эмиграции. События 48го года вызвали реакцию в России, от него требовали объяснений, он отказался, и ещё потом боролся с правительством и выиграл своё имение. Глава «Император Ротшильд и банкир Романов». Становится гражданином Фрибурга, одного из Швейцарских кантонов. Чаще всего русскому человеку было необязательно тогда отказываться от российского подданства. Это была очень большая редкость. В «Бесах» этим указывается на Герцена. Тогда же пишет ряд статей «О революц событ в России» и .. 0:49 Говорит об особом пути России, о том, что социализм должен наступить в России без революции, что русская общинаячейка социал общества. 52й годпереломный год в жизни Герцена. Он в Европе, во Франции, в Германии, в Италии. Катастрофа, в кот погибли его мать и один из сыновей. На пароходе во время шторма они пропали без вести. Умерла его жена после бурной и сложной историиИстория семейной драмы»). Его жена любилась в его друга, немецкого поэта Гервига. Поэт революционный. Он тоже был женат, они долго жили двумя семьями. До этой драмы есть некий другэто всегда Гервиг. Она в него влюбилась, в результате она не выдержала сложного выбораона заболела и умерла. Герцен обвинял в этом Гервига, разошёлся с ним. Общее мнение было против Герценавместо того, чтобы освободить женщину, он как бы доёл её до смерти. Он решил уехать, переезжает в Англию, в Лондон, где и живёт до 65го года. В Англии он решает претворить в жизнь свои идеи о России. Создаёт в 53м году типографию (Вольная русская типография), чтобы издавать запрещённую в России литературу на русском языке в Англии (там на английском издавать было нельзя. Печатает сборники «Голоса из России». С 55го года начин выходить альманах «Полярная звезда». Такое название было у альманаха Рылеева и Кюхельбекера. С 57го года, когда в России уже новое царствование, начинает издавать «Колокол», газету (!) небольшого формата на очень тонкой бумаге, чтобы её можно было прятать и перевозить в Россию большими пачками. До 67го года выходит на русском, а потом и на франц языке. С 57го года Герцен становится одной из самых уважаемых фигур в России. Александр 2 тоже читал «Колокол», причём Герцен это знал. Были тайные корреспонденты «Колокола», которых боялись и чиновники. Пик популярности. Популярность начинает сходить на нет в нач 60х гг. Герцен вступает в полемику с Чернышевским, Добролюбовым и т.д. Они не понраились ему нападками на людей 40х гг. Выступил против них довольно редко. Чернышевский ездил к нему в Лондон, но не нашёл общего языка. Но их авторитет оказался сильнее. С 61-62гг начин падение авторитета Герцена. 63й годпольское восстание, Герцен принял сторону поляков. Это было последовательно, но мало кто его поддержал. В 65м году издавать «Колокол» в Лондоне бессмысленно. Он перевозит «вольную русскую типографию» в Женеву, там ближе к России. Там новые русские революционеры, с которыми он не может найти общий язык. С 66го перестаёт издавать «Колокол» на русском языке и в 67м прекращает его издавать. Последние годы жизни Герценаещё одна семейная драма, сложные отношения с женой Огарёва, ко становится потом женой Герцена. она была женщиной с очень тяжёлой психикой. Письма её очень длинные. Её не любили дети Герцена. он занимал странную позицию, не давал её дочери свою фамилию и т.д. В результате её дочь покончила с собой. До 69го года живёт в Швейцарии, потом в Париже, где умирает в 70м году, дожив до Парижской коммуны. Похоронен в Париже. Он перестал быть значимой фигурой на Западе.

Очень историческая судьба, почти судьба Европы. Личность спорная. Человек чрезвычайно яркий. Редкий случай. Когда в человеке сочет 2 типа ума, интеллекта. Человек очень учёный, настоящий мыслитель, очень эрудированный. Но обладал и светским типом ума. Глубокий человек, но лёгкий собеседник, что отражается в его языке. Первый и редкий случай настоящего космополита, русского европейца. Сумел войти в западное общество и культурную жизнь на равных, говорить на их языке без всяких скидок. Все самые яркие революц фигуры были ему друзьями. Легко входил в любой круг, подключался к любой проблематике, был интересен всем. Читалось в Европе как своё.

Как писатель, Герцен очень рационален, рационалистичен. Он слишком большой аналитик, что не очень хорошо для худож прозы, но важно для публицистики и мемуарного жанра. Интеллект не накладывается на образы, у него анализсредство создания образа. Каждый портрет создаётся, анализируется. Блестящий писатель, может лучший стилист во 2й трети 19го века. Рафинированный, яркий, афористичный литературный язык. С другой стороны, его читателей поражала «живость», некоторые «погрешности» как их называл Тургенев. О венгерском революционере: описан как человек энергичный, активный, а когда он болен, он неподвижен, Герцен пишет «Он привыкал быть мёртвым». Стилистические открытия, многое предсказывающие в рус литературе.

«Былое и думы». Замысел относ к 52му году. Семейная драмапричина, ядро замысла мемуаров. Решает начать с рождения. Работал над этим до конца жизни. Надо ли считать его законченным произведением или нет, вопрос. Текст выражает эту протяжённость. Текст сложно скомпонованный. Сам жанр не требовал жёсткой формы и это долго писалось. /Впервые мемуарный текст в программе/. Чем отличается мемуарная литература от художественной, лит-ры вымысла? Иногда писатель точно следует реальным фактам в художественном произведении. И мемуары бывают лживые, прямо хлестаковские))). Человек приписывает события, которые не происходили и не могли происходить. Но тем не менее «Анна Каренина» - роман, а «Необыкновенная история» - мемуары. Мемуары, тем не менее, важный документ для нас. «Былое и думы» мы неизбежно должны использоватб, чтобы реконструировать жизнь Герцена. когда мы пытаемся это делать, мы видим, что мемуары искажают факты. Искажают 3мя способами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33813. Прокуратура 15.72 KB
  Например прокуратура в Российской Федерации не только поддерживает государственное обвинение в суде но и осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов другими правоохранительными органами: осуществляющими оперативнорозыскную деятельность предварительное расследование дознание и предварительное следствие и исполнение судебных решений судебными приставами. История Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году именно как орган представляющий интересы монарха. Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами:...
33814. Образ богочеловека — Иисуса Христа 19.21 KB
  Ветхий завет священная книга последователей иудаизма и Новый завет излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства Иисуса Христа и основные положения его учения. Два из этих Евангелий от Матфея и от Иоанна приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа а два других от Марка и от Луки ученикам учеников Иисуса Христа. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.
33815. Харизматические лидеры раннего христианства 16.39 KB
  Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии ему приписывают слова о том что для христианства нет ни эллина ни иудея что Богу угодны все; и иудеи и язычники и обрезанные и необрезанные достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа т. Трансформация раннего христианства Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле именно Павел может считаться первым...
33816. Первый церковный собор 18.11 KB
  Для выработки единого мнения по важнейшим вопросам по инициативе императора Константина был созван 1 церковный собор который должен был заложить основы единой христианской церкви. 1 Собор прошел в г. Постановления собора были приняты не только от имени святых отцов но и от лица императора Константина что закрепило особую роль императора во взаимоотношениях с церковью.
33817. Монофизитство 14.14 KB
  В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей или семь если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать как две дефакто автокефальных церкви. Древние Восточные церкви можно разделить на три группы: 1 Сирояковиты копты и малабарцы Маланкарская церковь Индии. 3 Эфиопы Эфиопская и Эритрейская церкви. Армянская церкви в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в.
33818. Несторианство 14.18 KB
  В то же время как и в халкидонских церквах различаются действия во Христе одни действия Христа рождение от Марии страдания смерть на кресте несторианство относит к его человечеству другие творение чудес к Божеству. Несторианство особо подчеркивает важность подвигов Христа как человека. Как оппозиционное византийскому христианству направление Несторианство закрепилось в церкви Персидской империи в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира. Усилиями миссионеров Сироперсидской церкви АЦВ в...
33819. Суфии и суфизм 16.21 KB
  В отличие от рационалистовмутазилитов суфии мистики ислама. Суфии от слова суф означающего грубую шерстяную накидку в которую они облачались это своеобразные мусульманские монахи. Подавляя а то и пугая правоверных своим необычным видом и странным поведением суфии особенно нищие дервиши вначале вызывали настороженное к себе отношение подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху стремясь уйти от мирских дел отказываясь от имущества и от земных привязанностей усмиряя свои чувства и страсти суфии как бы...
33820. Бахаизм 19.62 KB
  Городом в котором сформировалась первая бахаистская община был Багдад сейчас столица Ирака. Бабизм от имени своего основателя Баба став важным идейным источником бахаизма в дальнейшем прекратил своё существование причём именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма унаследованная бахаизмом состояла в утверждении что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества а только для определённого исторического этапа что после него новый этап открывают два пророка одним из...
33821. Синтоизм 13.96 KB
  В японской религии синто или синтоизме как называют её европейцы к числу божеств именуемых ками относятся божественные предки японского народа; духи гор рек камней деревьев огня ветра; божествапокровители отдельных местностей и ремёсел; божества олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Само название религии синто состоит из двух иероглифов: син и то . Таким образом дословный перевод синто путь богов . Что же стоит за столь необычным названием Строго говоря синто языческая религия.