19719

Достоевский Ф.М.

Доклад

Литература и библиотековедение

Достоевский Ф.М. Родился в 1821 году в семье скорее разночинской в Москве. Отец был врачом больницы для бедных. Отношения с отцом одни из самых обсужд биографами. Отец был суровым но был важен для него в жизни. Часть в Москве часть в имении кот купил отец. Учился дома ...

Русский

2013-07-17

75.83 KB

0 чел.

Достоевский Ф.М.

Родился в 1821 году в семье скорее разночинской, в Москве. Отец был врачом больницы для бедных. Отношения с отцом одни из самых обсужд биографами. Отец был суровым, но был важен для него в жизни. Часть в Москве, часть в имении, кот купил отец. Учился дома, затем поступил в инженерное училище в Петербурге (1834). Довольно известное училище, с хорошими традициями. Поощрялось творчество, вместе с Достоевским учился Григорович. И Достоевский уже в училище начинает писать. Первые замыслы очень характерные. Очеь амбициозный человек. Пьесы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Что он написал там, неизвестно. Рано лишился матери, а когда был в училище, его отца убили. Некот считают, что именно это дало толчок к его болезни. 1843закончил училище, поступил на службу. 1844подаёт в отставку и стремится заним литературой. Уже в училище работает на романом «Бедные люди», кот потом принесёт ему раннюю славу. Колосс амбициозность, уверенность в себе. Сравнивал себя исключительно с Гоголем))). Через Григоровича знакомится с писателями круга Белинского, с самим Белинским, Тургеневым и т.д. Они же печатают его в «Петербургском сбонике» 1846 года, там особое место занимает роман/повесть «Бедные люди». Дружеские отношения с этим кругом закончились. В 46м году разрыв, непонятно почему. Возм, и идейные, и личные расхожденияи материальные расхождения. И Белинский, кот великолепно оценил его первую повесть, начин писать о нём скептически. В первом номере «Современника» 47го года он появл эпизодически. Сближается с обществом Петрашевского. Сближается с салоном Майкова и наиболее близким к Петраш людьми. Это увлечение идеями Петрашевского очень важно. Несмотря на то, что он будет полемизировать с ними, он сохранид до конца жизни заинтересованность в них. Социалистические и утопические идеи. Мечтали о правильном, справедливом и разумном обществе. Для Петрашевцев важна роль человеческого разума, чтобы сделать общество справедливым, нужно сделать его разумным. Эти взгляды разделял и Достоевский. Потом это будет одной и основных его проблемдействительно ли человеч разум фундаментально связан с добром? «Двойник», «Господин Прохавчин» - во время сближ с Петрашевцами, уже есть размышления о том, действит ли человеческий разум благ. Мыслящие люди, мысли разрушают Прохавчина. Сомнение в том, существует ли мироздание. Появл ещё 1 черта в Достнеумение обращаться с деньгами)))). Страшные амбиции и нет цепкости, хватки, много тратил. Этим пользовались издатели, особенно Краевский. В результате Дост оказался в долгу перед Краевским. Потом утверждал, что если бы не каторга, может было бы ещё хуже. Не было ничего, подобного первой повести. Увидел ранний закат своей славы. Не очень радостный период его жизни.

1849 год. Дост арестован с Петрашевцами. Приговорён к смертной казни, ожидал её на эшафоте, была заменена каторжными работами, а затем солдатской службой и т.д. Дост не раз возвращался к этому моменту, думал над этим, вставлял с произведениями. Поразила его и реакция одного из петрашевцев, Спешнёва, когда Дост сказал ему, что сейчас мы будем рядом с богом, тот ответил, что ничего нет. Готовность не верить, нежелание найти утешение в вере на пороге смерти. Этим качеством он наделил ряд героев. Дост отправился на каторгу. До 59 года на каторге, потом солдатом, потом ссылки. Нехорошо говорить, что каторга послужила ему на пользуДост вернулся другим идеологом, другим мыслителем. Своё пребывание на каторге он смог осмыслить как пребывание среди народа, каторжникичасть народа, массы, кот петрашевцы хотели просвещать. Что поразило Дост на каторге, что этот народ в помощи со стороны образ людей не ждёт. Просвещение народу чуждо. И он склонен относиться к такой интеллигенции враждебно. Постепенно приходит к мысли,ч то всё наоборот, что у народа есть что-то, что нужно обрести интеллигенции. Это вера и вера подлинная в Христа, к кот не способна интеллигенция. Почему интеллигенция не способна на веру? Первый диалог Порфирия с Раскольниковымбуквальная вера. Интеллигент не может буквально верить, потому что образован. Народ не испорчен «неправильным» образованием. У народа есть свойстводерзкость. Народ у Достребёнок, наивный, простодушный и потому более близкий к Христу. Но это не значит, что народ святой, наоборот, у Дост русский народвеликий грешник тоже. Русский народ стремится превзойти все народы и в праведности, и в грехе. Доказательство в «Дневнике писателя» - как 2е крестьян поспорили, может ли кто-то из них совершить самый ужасный грех. Выстрелить в облаткукак ещё раз убить Христа. Но народ, совершая грех, он никогда не назовёт грех добром. Не может возникнуть идея как у Раскольникова. А Дост был среди страшных преступников. Эти убеждения определят его творчество на всю жизнь. На каторге успел жениться, брак был несчастный. Она умерла в 64м году. В 60м возвращ в Петербург. Первое произв после каторгиюмористич характера «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Идиллические юмористич истории. Психологически очень закономерно. Но кое-что серьёзно. Ещё 1 существ моментамбиции, планы Дост. Один из главн героев «Села…» Фома Опискин, приживальщик у старой барыни, едкая и не совсем понятная пародия на Гоголя. Произносит слова, похожие на «Избранные места…». Дост был мастером пародии, карикатуры. Умел высмеять противника. Будучи невежественным, даёт советы, поучает в самых разных областях. Претенциозный, становящийся  позу, на кот не имеет право, капризный как Гоголь. Почему Гоголь вызвал резкое негативное отношение? Неизвестно о личных встречах Гоголя и Дост. Есть случай, когда Гоголь в конце жизни встречался с молодыми писателями. Может быть, среди них был Дост. Может, и более глубокая причина. Возобновляя свою литер карьеру, Дост думал о Гоголе как о том, кто присвоил себе ту же позу, что и хотел присвоить Дост. Учитель жизни на основе произведений. В то время поздний Гоголь мало кого тревожил.

После шутливых произв, стремится включиться в литер жизнь. Он не хочет быть просто писателем. Он возвращается как герой, пострадавший за народ. Решает издавать журнал, на это нужны деньги, кот нет. Выручает брат, Михаил Михайлович. Пока Дост был на каторге, у брата была фабрика. Ради брата избавляется от не и вкладывает деньги в журнал. Сделал для брата. Сам писал совсем немного. Дост обязан брату чрезычайно. 1860 годжурнал «Время», туда приглаш почвенников, Ап. Григорьева и Страхоа. Журнал идёт неплохо, Дост показал себя грамотным издатьелем и редактором, привлёк внимание, заявил особенную позицию. Нежелание прим4кнуть ни к одному из враждующих лагерей. Там он печатает «Записки из мёртвого дома», в 61-62м гг. посвящена тем типам и людям, кот он видел на каторге. Чрезвычайно мрачное впечатление. Это цикл очерков по жанру. Не получилось сделать романом. Рассказать то, что видел, было важнее, чем построить повествование. Издаёт «Время», но затем катастрофав 63м году журнал закрывают по цензурным причинам за статью Страхова о польском вопросе. Самый разгар польского восстания. Журнал был закрыт в середине года, что создало проблемы для издателей. Дост разрешают издавать журнал «Эпоха» с 64го года, но уже этот журнал был заведомо финансово обречён. Потерял доверие подписчиков и т.д. Журнал закрывает в начале 65го года по финансовы причинам. 64й годумирает брат и журнал оставляет после себя долги, 15 000 рублей, для Дост это большие деньги, + его неумение. Берёт на себя долги и обязательства помогать семье брата. Почти до самой смерти жизнь окрашена безденежьем. «Записки из подполья» - напечатан в «Эпохе». Один из самых популярных текстов Дост. Репутацию философа Дост приобрёл благодаря этому произв. В западной традиции Достоевскийодин из самых известных русских философов. Западного философа удивляетподпольный мыслитель предаётся бесконечной рефлексии, развитый, сильный интеллект, он в основном полемизирует с ненеавистной ему теорией разумного эгоизма, крайне отрицательно к ней относится. Здесь главный тезис переформулирован: каждый человек хочет хорошео только для себя. В каком-то виде мы все это разделяем, говорит Чернышевский, это можно исп на благо. Для героя Дост этот тезис неприемлем. Он отрицает сам изначальный тезис. По герою Дост, если мы принимаем это как основа человеч натуры, то мы принимаем человека как механизм, мы лишаем его того, что делает его человеком. Человека человеком делает то, что он может желать себе вредного. Мы лишаем человека воли. Человек по этому герою определяется не через цели, кот он ставит, а через волю. Воля изначальная, кот не связана набором целей. Воля выше всего, она выше цели. Эта идея, идея воли как чистой воли, не скованной какой-либо целью, в первую очередь делает Дост мыслителем. Это первый шаг, кот делает Дост современным мыслителем. Мощный интеллект героя и его униженное положение. Интеллектом он может править миром, а как человек он ничтожен, морально низок и слаб, поддаётся унижению.

Впервые в истории философии поставить вопрос, зачем ему нужен это разум? Как компенсаторный механизм, компенсация за человеч ущербностьвторое важное открытие Дост. За разумом, за самодостаточными теориямичистого разума не существует. Ща разумом всегда стоит воля, он выстраивает теорию с точки зрения воли, кот находится вне философии. Спросить, почему конкр человек выстроил конкретную теорию. Ся мировая философия как иструмент. Не как порождение чистой любви к истине, а чего-то другого. Появл почти во всех произведениях. Кто говорит? Чем это порождено? Ницше, Фрейд и Марксвидели что-то за, другие намерения, другие цели и желания за философией.

Но при первой публикации произв не вызвало резонанса. Журнал вскоре закрылся, серьёзного обсуждения текст не вызвал, был отложен на будущее. С 65го годаочередное тяжёлое время Дост. Ездит за границу, попадает в тяж условия со Стиловским. Диктует повесть/роман «Игрок» стенографистке, кот потом становится его женой. В 66м году, до этого написал «Преступление и наказание» у Каткова в «Русском Вестнике». С Катковым он полемизировал до этого, отношения были плохие, но деваться было некуда.

Говоря об истоках идеи Раскольникова, часто забывают о богословском аспекте этой теории. Раскрывается в знаменитом сне Раскольникова, где избивают лошадь. В 60х гг велась компания по гуманному обращению с животными, при этом такие сцены описывались в журналах. Дост это не придумал. Там единственный раз появл важный персонажотец Раскольникова. Он ведёт себя не так, как ожидает от него мальчик. Важен тем, что он не делает, не спасает лошадку, не наказывает обидчиков, не утешает ребёнка, всё, чего от него ждут, не делают. Важная детская травма. Отецэто бог. Психологическая травма, подобная разочарованию в боге. Сила, жалость, справедливостьсего этого нет. Не наказывает, позволяет существовать невинному страданию. Бог не вмешивается в этот мир и позволяет такому страданию быть. Самое ужасное сочетаниежалость человечества и разочарование в богеотсюда такие теории как у Раскольникова. Возможно, самый глубокий исток теорий такого типа, где человек присваивает себе право быть богом, потому что онг очень хороший человек, он очень сострадающий человек. Затем этому образу будет поручено многое. Тогда за границей было жить дешевле, чем в России. Такой мифологизированный период. Его страсть к игре. До 71 г живёт в Германии, в Швейцарии. Тяжёлые времена для него, для жены. Время мучительных писем, унизительных тому же Каткову. Просил мелкие суммы. «Полезно для творчества», как всегда))). Получает и худож впечатленияего любимая «Сикстинская мадонна», «Золотой век» Лоррена и картина Гольбейна «Мёртвый Христос» в Базеле. Именно эта картина вдохзновила его на след роман – «Идиот». Единственное произв, кот было написано полностью за границей, быстро, закончено в 69м году. Один из самых автобиографичных романов, интимных, ближе всего приблизил читателя к самому себе. Роман, кот должен был стать решит шагом к осущ его литер амбиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58735. Предмет и задачи общей биологии. Биологические закономерности. Место и роль биологических знаний для научных представлений о мире 338 KB
  Все живое кроме неклеточных форм жизни образовано особыми структурами клетками которые имеют строго определенное строение присущее как организмам из царства растений так и организмам из царств животных и грибов некоторые организмы состоят из одной клетки поэтому такие организмы при клеточном уровне соответствуют и новому уровню организации –...
58740. Рисуем гуашью медвежонка с медом 3.85 MB
  Траву рисуем смешивая зеленый цвет с желтым и охрой. Охра это цвет уже не желтый но еще и не коричневый. Теперь о смешивании цветов. Часто покупают небольшие наборы гуаши в которых нет коричневого и много других цветов.