19720

Иван Сергеевич Тургенев

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Тургенев Родился в богатой помещтчей семье. Учился в пансионах потом в московском университете потом перешёл в петерб университет в 1838 закончил унив отправился в Германию жил в Берлине слушал лекции учеников Гегеля оттуда увлечение философией Гегеля. Хотел ст...

Русский

2013-07-17

73.62 KB

0 чел.

Тургенев

Родился в богатой помещтчей семье. Учился в пансионах, потом в московском университете, потом перешёл в петерб университет, в 1838 закончил унив, отправился в Германию, жил в Берлине, слушал лекции учеников Гегеля, оттуда увлечение философией Гегеля. Хотел стать профессиональным философом. Вернулся в Россию в 1843 году хотел быть на кафедре философии. Тургеневпрофессиональный философ, с хорошей подготовкой. Поступает на службу в 43м году.

Уже в университете пишет стихи. Все тогда сначала писали стихи. Стихи в романтическо-философском немецком духе. Возвращ в Россию, примыкает к натуральной школе, продолж стихи в духе натур школы. Шутливого, прозаического характера, но с сатирой (больше, чем у Пушкина в Домик в Коломне). 43й годроковое событие, он знакомится с Полиной Виардо, франц певицей и навсегда связыв с ней сою жизнь. Эмансипированная женщина, была не против такого союза. Тургенев всегда был связан с их семьёй. В сер 40х гг. переходит к прозе. Повести «Андрей Колосов», «3 портрета» и т.д. настоящая лит слава в 47м году, когда в жур «Современник» (1й номер Некрасова) был опубликован очерк «хорь и Калиныч» из «Записок охотника». Тург продолжает писать эти записки до 1852го года. Тогда они изданы отдельным изданием (но к этой книге Тург будет долго обращаться, до начала 70х гг.). в сер 40х ггдраматургия (4855 гг), Тург пишет «Провинциалку», «месяц в деревне» и т.д. очень много пьес, но в очень короткий период. Сер 50хбросает писать драмы, они не имели сценич успеха. У Тургенева не сложилось с театром. 1852й годнеприятный год для Тургенева, он тогда попал под арест за публикацию некролога Гоголя без цензурного разрешения (формальная причина), современники считали, что за «Записки…». Там написал «Муму». Отправлен на жительство в имение, а затем до 56го года он не мог выезжать за границу. Продолжает писать повести, «Затишье», «Фауст», сер 50х ггвсё, что он пишет, находится в тени «Записок охотника». Из кризиса выходит, обращаясть к жанру романа, «Рудин» в 56м году. Сам Тургенев скорее называл это повестью, но по объёму он больше любой другой его повести. Новая волна популярности. 59й – «Двор гнездо», 60й – «Накануне» и 61й – «Отцы и дети». Тургенев в это времяглавныцй писатель в России. Идейно и художественно примыкает к группе вокруг Белинского, потом «Современника», потом отношения с «Совр» портятся с 56го года, Тург холоден к направлению, ушёл в 60м году, он ушёл последним. Рецензия Добролюбова «Когда же придёт настоящий день» на «Накануне». Тургенев был ею недоволен, порвал с журналом,ю с Некрасовым. Позволял себе многое по отнош к Некрасову. Критикой «Отцов и детей» Тургенев был огорчён, он принимает 2 решениябольше никогда не писать и никогда не возвращаться в Россию. Писать продолжает и пишет меньше. Тургенев приезжал в Россию летом по хозяйственным делам. «Дым» выходит только в 67м году. Роман имел скандальный успех, он был с реальными лицами, пасквильного характера. Тогда же появл новый жанр – «таинственные повести», о фантастическим, на грани фантастики. В 70е ггпоследний роман «Новь» (77й год). Скептический взгляд на народничество, был принят тепло в России, отчасти Тургенев вернул себе репутацию большого писателя. 79й годофициальное возвращение Тургенева в Россию. Тогда же стал почётным профессором Оксфорда. Активное участие в пушкинском празднике, но его оттеснил Достоевский. Последние годы жизнивсё-таки во Франции, писал стихотворения в прозе, изящное завершение его литер карьеры в духе ГегеляУмирает в 83м году, в Бужевале, похоронен в России, в Петербурге.

По мере того, как падала его популярность в России, возростала его попул на Западе. Первый из рус писателей, кот стал знаменит в Европе, особенно во Франции. Дружил с франц писателями, они считали его уваж фигурой, Мопассан считал его своим учителем. Этой популярностью он пользовалсяпропагандировал рус лит, заставлял своих друзей ситать рус лит, популярность Толстого тоже началась с Тургенева, Флоберу Толстой понравился. Тург выступил как посол рус лит.

Специфическая личность, кот вызывала неприязнь у писателей с твёрдой идейной позицией. У Тургенева было некое желание нравиться, для этого идти на компромиссы, чем-то жертвовать. Обо сех говорит что-нибу4дь приятное. История с Достоевским, когда пришёл испытывать, с Толстым едва не случилась дуэль. («неизвестно кто бы победил, ведь Тостой был севаст офицер, а Тургеневохотник»). Когда Толстой решил со всеми помириться, и с Тургеневым тоже. Тургенев чуть-чуть легкомысленный. Тургенев в 79м приезжал мириться в Ясную Поляну. /когда Тургенев танцевал канкан/. В целом Тург был добродушным.

Тургенев как писатель. Часто именно враги делают точные наблюдения. Дост сделал пародию на Тургенева (Кармазинов в «Бесах»), очень точная пародия, контраст между внешностью и ужасно тонким голосом. И пародия на стиль Тургенева. Своеобразный эгоизм, и человеческий /анекдот про Тургенева на корабле/, и стилистический (самолюбование, любование собственной утончённостью). Всегда детали, объясн как бы цепкость писательского взгляда. И какой-то снобизм, причудливость в отборе материала, жонглирование своими знаниями, названия цветов, музыки и т.д. Помимо этих черт: Тургеневсамый европейский русский писатель, лаконичность формы, гармония, подтянутый, не рыхлый (пишет не больше, чем достаточно). Стремление к строгому отбору, всё на месте, каждый элемент вставлен после строгого суда. В нём нет чрезмерности, пределов, вершин. Поэтому не очень популярен сейчас.

«Записки охотника» - довольно большой цикл с единой композицией (сохранилось 9 планов композиции. Упорядоченность черновиков, всё продумывал. Здесь планы сильно менялись, но всегда неизменны первый и последний очеркиХорь и Калиныч» и «Лес и степь»). 2 типа характеров, 2 типа пейзажа. Антикрепостническое произведение, неслыханный протест против крепостного права. Оксфордскую мантию дали за это. современников поразила бескомпромиссность, там нет прямых инвектив. Но там было что-то другое: Тург рассказы строятся таким образомсамые лучшие крестьяне с самой плохой судьбой. Ощущение, что смерти и плохие финалы иррациональны, как будто действуют не конкретные люди, а сама ситуация, сама атмосфера. Крепостное правосреда, враждебная к талантам, где всякий человек задыхается. У Гоголя другое мнение былопоменять помещиков, а институт оставить. Тургенев считает, что креп право плохо само по себе, вне зависимости от помещиков. Изображ крестьянруссоистские и просветительские истоки, естественный человек, антагонизм между крестьянами и помещиками. Здесь проял его склонность к умеренности. Проект Тургеневапоказать целостный образ России, природа, представление о некой общности, то, что объединяет всех. Они не только антагонисты, но все оничасть России. Тургенев считает, что эту проблему можно решить внутри, по-домашнему, без кровопролития. Это склонность Тургенева, всегда хочет вреить, что её можно решить без обострений. Есть протест и призыв решать между собой.

Романы. Важнейший жанр для Тургенева. Наиболее важные обществ вопросы. Тургенев создал устойчивую композицию романа. В центре романа тургеневская девушка (молодая девушка на выданье (Елена Стахова, Лиза Калитина и т.д.). Она красивая, но обычно красотой неяркой, её надо заметить. Она сильная духом и всегда сильнее мужчины. Всегда подчиняет себе мужчину, не предпринимая каких-либо действий. Её власть над мужчиной огромна (может быть, биографически). /о коне и еликанше))/ Эта девушка очень развитая, одновременно умная и образованная, но не оченьОна понимает, что какие-то люди интересны. Свойство видеть настоящее, подлинный интеллект, чувства. Уметь отличать от ложных ценностей. Вокруг неё несколько претендентов на её руку (от 3х до 5-6ти))). Один из нихтот, кого она выбирает, главный герой романа, общественный и исторический тип,кот Тургенев хочет описать. Строится этот тип обычно так: о тсроится на пересечении двух способов генерализации. Лучший примерРудин. Всякий поступок героя рассматривается с 2х т.з. Человек не просто отбил неесту, но и пришёл с ним примириться. Одна т.з.общечеловеческая, этическая. И типичное для определённой эпохи. Они уравновешены в романе, это его объективность. Две нейтрализующие т.з.общечеловеческая и историческая, характерная для эпохи.

Эта девушка безошибочно выбирает этого героя, они влюбл друг в друга, на пути к счастью есть препятствия, в ходе сюжета они исчезают, нов тот момент, когда их счастье кажется достижимым, когда появл препятствие, деляающее их счастье невозможным. Ко всем романам эта схема применима, кроме «Дыма».

55-56 гг. «Рудин». Его выход сопровождался скандалом, так как прошёл слух, что Тург написал пародию на Бакунина (тогда гегльянец и друг Белинского, человек 40хгг). Друзья посоветовали что-то изменить, и он из послушался. Черты Бакунина остались в главном герое. Бакунин в 40е гг производил сходное впечатление. Определённый тип личности. Главное, что удивляло друзей в Бакунинеочень талантливый оратор, с большим даром убеждения и т.д., но при этом у близких людей было ощущение, что он сам в это не верит. Интеллект сильно развит, надо читать Гегеля, такое устройство у него, что он должен проповедовать. Именно таков Рудингорячий проповедник, кот сам при этом не соответствует тому, что он делает. У такого типа большое будущее. Один из самых проблемных героев Тургенева. Что делать с теми идеями, кот он проповедует? Достоевский изобразил такого героя в Ставрогине в «Бесах». Все идеи Ставрогиналожны, от них только соблазн. Для Достоеского важно, кто говорит, не только, что говорит. У Тург другое решениеважно, что говорит. Если сами идеи верны, то не важно, что Рудин сам не соответствует им. Идеи ценны сами по себе. Мир идей существует у Тургенева сам по себе. Менее мистический подход. Просветительская европейскость. Достоевский предлагает авторитет. Один из самых интересных героев Тургенева.

«Дворянское гнездо» - след роман. Сплотил читателей, о нём не было идейных споров. Но всё же был скандал с Гончаровым. Он обвинил Тург в плагиате, что Тург похитил у него замысел романа. После «Накануне» даже был поставлен вопрос на суде. Суд принял сторону Тургенева. Тургенеский замысел показать в России  человека, у кот не было бы разрыва между его личностью и общественной ролью. Есть ли в России человек на своём месте? О Лаврецком мы узнаём намного более, чем о ком-либо другом у Тургенева. По пушкинскому путипринадлежность к древнему дворянскому роду, кот делает человека связанным с рождения идее служения обществу, история рода героя. Принадлежность к череде предков позволяет ему быть на своём месте, идея долга, возделывания своего сада, та идея, кот делает человека остававшимся на своём месте, в доме, покорность своей судьбеи у Лаврецкого, и у Лизы Калитиной. Тогда это оказалось приемлемым для общества.

«Накануне». Самый схематичный из тургеневских романов. Каждый претендент на руку Еленыкакая-то деятельность. Тоже человек, у которого нет разрыва между личностью и общественными потребностями. Но Тургенев не видит в России такого человека. Личная цель Инсаровасвобода Болгарии. Добролюбов подошёл к этому роману иронично. Самая интересная частьфинал, где проявилось у Тургенева влияние философии Шопенгауэра. Инсаров умирает в Венейции в двух шагах от своей цели. Прекрасный город и на фоне этой красоты бессмысленная смерть, кот позволяет человеку только изумиться. Нет никакой справедливости. Красота мира, этого города, она с одной стороны даёт возможность забыть о том ужасе и яляется воплощением этой смерти и зла. Так и есть у Шопенгауэрау него в начале мира зло, и то, что позволяет забыть страдание жизниэто красота мира, но она же и воплощение этого зла.

«Отцы и дети». В целом гегелевский мир, где Базаров оказывается частью природы, диалектический этап в развитии природы (хотя Базаров думает, что он в конце, а он лишь на второй стадии). Шопенгауэровские ноткикогда Базаров говорит отцу о порезанном пальцеи нет справедливости.

Гончаров


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34500. Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства. Архитектура гробниц и храмов. Искусство Среднего царства. Архитектура, скульптура, росписи. Искусство Нового царства. Новый тип храмов (Карнак, Луксор), скульптура, росписи 23.44 KB
  Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего Египта живопись скульптура архитектура и другие виды искусства которые зародились в Нильской долине ок. Архитектура Древнего Египта. Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
34501. Эгейское искусство. Крито-микенская культура 15.29 KB
  Памятники искусства и материальной культуры важнейшие материалы для изучения эгейской культуры. Районы распространения эгейской культуры: побережье Малой Азии острова Эгейского моря материковая Греция Крит. Развитие центров эгейской культуры на материке Дворцыкрепости Гириафа и Микен. Искусство времени расцвета Микенской культуры XVXIII вв.
34502. Искусство Древней Греции. Архаика. Архитектура. Формы храмов. Ордер. Скульптура, статуи куросов. Вазопись 18.48 KB
  Первые ордера назывались дорическим и ионическим по местам их возникновения затем появился коринфский близкий к ионическому. Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты метопы и триглифы имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме Италия VI в.
34503. Искусство Древней Греции. Ранняя классика (480-450-е гг. до н. э.) Скульптура. Храм Зевса в Олимпии. Мирон. Вазопись и живопись 13.98 KB
  Мастер Брига: белофонный килик из Вульчи Пляшущая менада Мюнхен Гос. Античные собрания килик Последствия симпосия Вюрцбург Музей Мартина фон Вагнера; Дурис: килик из Капуи Эос с телом Мемнона Париж Лувр Монументальная живопись этого периода.
34504. Искусство Древней Греции. Высокая классика. Афинский акрополь. Фидий. Поликлет. Искусство Древней Греции. Поздняя классика. Скульптура Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа 17.09 KB
  Статуи атлетов Дорифор Диадумен Раненая амазонка Гера Аргосская. Произведения Фидия: хризоэлефантинные из золота и слоновой кости статуи Афиныдевы Афина Парфенос и Зевса Олимпийского бронзовые статуи Афинывоительницы Афина Промахос Афины Лемнии дар жителей ова Лемнос Раненой амазонки.э: Аполлона в Фигалии архитектор Иктин – фриз Амазономахия; Ники Бескрылой Аптерос на Акрополе архитектор Калликрат – фриз Битва греков с персами рельефы баллюстрады; Эрехтейона архитекторы Архилох и Филокл – статуи...
34505. Искусство этрусков. Архитектура. Отличие этрусского храма от греческого. Скульптура. Роспись гробниц 15.34 KB
  Искусство этрусков. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Города этрусков были прекрасно укреплены соединялись благоустроенными дорогами и мостами.
34506. Искусство Древнего Рима. Значение, особенности художественной культуры Древнего Рима. Хронология. Отличия римского искусства от греческого. Основные типы римской архитектуры. Римский скульптурный портрет 17.81 KB
  Росписи дома Ливии на Палатине дома на Эсквилине IIго стиля. IIIго стиля в Помпеях. Вместо перспективных архитектурных построений IIго стиля фантастические трельяжи и “канделябры†IIIго стиля. Характерные особенности декоративного стиля I в.
34507. Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке 19.47 KB
  Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.
34508. Романское искусство. Искусство эпохи развитого феодализма. Термин «романский». Романская архитектура: ведущая роль, строительные принципы, стилистические черты. Типы церквей 22.24 KB
  С развитием торговли и ремесла в XI XII вв. С XII в. XI XIII века время расцвета монументального искусства как живописи так и скульптуры. В XI XII вв.