19815

Початковий розподіл поставок

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Одним из возможных методов нахождения первоначального базисного распределения поставок является метод северозападного угла показанный в следующем примере. Найти первоначальное базисное распределение поставок для транспортной задачи. Решение. Дадим переме

Украинкский

2013-07-17

26.87 KB

5 чел.

Одним из возможных методов нахождения первоначального базисного распределения поставок является метод "северо-западного "угла, показанный в следующем примере.

^ 7.2. Найти первоначальное базисное распределение поставок для транспортной задачи 7.1.

Решение. Дадим переменной максимально возможное значение или, иными словами, максимально возможную поставку в клетку (1,1) — "северо-западный" угол таблицы поставок: = = min {60, 20} = 20. После этого спрос 1-го потребителя будет полностью удовлетворен, в результате чего первый столбец таблицы поставок выпадет из последующего рассмотрения (заполненные клетки будем перечеркивать сплошной линией (см. табл. 7.2) клетки, выпавшие из последующего рассмотрения, перечеркнуты пунктирной линией. В таблице поставок найдем новый "северозападный" угол — клетку (1,2) и дадим в нее максимально возможное значение. Учитывая, что 1-й поставщик уже отдал 20 единиц груза и у него осталось только 40 = 60—20 единиц груза, получаем, что xl2 = min {40, 110} = 40. После этого мощность 1-го поставщика полностью реализована и из рассмотрения выпадет первая строка таблицы поставок (перечеркиваем сплошной линией клетку (1,2) и пунктирной линией оставшиеся свободные клетки первой строки). В оставшейся таблице снова находим "северозападный угол" и т. д. В результате получаем следующее исходное распределение поставок (см. табл.7.2).>

Таблица 7.2

20

110

40

110

60

1

20

2

40

5

У

3 X

120

У

1

6

70

5

40

2

10

100

6

У

У

У

З х’

7 >»

У

У ‘

4

100

Число заполненных клеток в полученном распределении оказалось равным т+п~ -1 = 3+4-1 = 6, т. е. числу основных (базисных) переменных. Это, конечно, не случайно. Действительно, на каждом шаге (кроме последнего) данного метода из

5 Исследование операций в экономике

Рассмотрения выпадали либо строка, либо столбец, а на последнем шаге и столбец, и строка. Поэтому число заполненных клеток (число шагов) на единицу меньше, чем сумма числа строк и столбцов таблицы поставок, т. е. равно т+п—1. Оказывается (см. теорему 7.2), что эта особенность шагов метода "северозападного" угла служит причиной того, что полученное распределение является базисным.

Существенный недостаток метода "северо-западного" угла состоит в том, что он построен без учета значений коэффициентов затрат задачи. С другой стороны, данный метод допускает модификацию, лишенную этого недостатка: на каждом шаге максимально возможную поставку следует давать не в "северо-западную" клетку оставшейся таблицы, а в клетку с наименьшим коэффициентом затрат. При этом распределение поставок оказывается, вообще говоря, ближе к оптимуму, чем распределение, полученное методом "северозападного угла". Такой метод получения опорного плана называется методом наименьших затрат. Рассмотрим его на следующем примере. 7.3. Найти методом наименьших затрат первоначальное распределение поставок в задаче 7.1.

Таблица 7.3

20

110

40

110

60

1

2

5

3

120

1

20

6

5

2

100

6 X ^ /

3

7

4

Таблица 7.4

20

110

40

110

60

1 у

2

5

3

120

6

5

У

У

У

2

100

100

6

3

7

4

Решение. Находим в таблице поставок (см. табл. 7.1) клетки с наименьшим коэффициентом затрат. Таких клеток две — (1,1) и (2,1) с коэффициентами затрат, равными 1. Сравним максимально возможные поставки для этих клеток: для клетки (1,1) хц = = min {60, 20} = 20, для клетки (2,1) х21 = min {120, 20} = = 20. Так как они совпадают, то максимально возможную поставку даем в любую из них. Например, даем поставку, равную 20 единицам, в клетку (2,1). В результате спрос первого потребителя удовлетворен и первый столбец таблицы поставок выпадает из последующего рассмотрения (табл. 7.3).

В оставшейся таблице наименьшим коэффициентом затрат обладают две клетки: с\2 = с24= 2. Сравним максимально возможные поставки для этих клеток: для клетки (1,2) х\2 = min {60, 110} = 60; для клетки (2,4) х24 = nun {120-20, 110} = 100. Даем поставку в клетку (2,4), для которой максимально возможная поставка оказалась больше: х24 = 100. При этом из рассмотрения выпадает вторая строка таблицы поставок (табл. 7.4).

Аналогично, продолжая заполнение таблицы поставок шаг за шагом, получаем ~хп — min{60, 110} = 60,= min{100, 110-60} = 50, х34 = min {100-50, 110-100} = 10, х33 = min {100-60, 40} = 40 (табл. 7.5)>

Сравним найденное распределение поставок с распределением, полученным для той же задачи по методу "северо-западного" угла (см. задачу 7.2, табл. 7.2). Вычислим для каждого из этих распределений суммарные затраты в денежных единицах:

В задаче 7.2:

F0 = 1 • 20 + 2 • 40 + 6 • 70 + 5 ¦ 40 + 2 • 10 + 4 ¦ 100 = 1140 ;

В задаче 7.3:

Таблица 7.5

20

110

40

110

60

1

2

60

5

У

3

120

1

20

6

У

?

5

X

У

2

// 100

100

6

?

/

3

50

7

40

4 ^^ 10

F0 = 1 ¦ 20 + 2 • 60 + 3 • 50 + 2 -100 + 7 ¦ 40 + 4 ¦ 10 = 810.

Как и ожидалось, при использовании метода "северо-западного" угла суммарные затраты больше, чем при применении метода наименьших затрат. Таким образом, во втором случае мы находимся ближе (по числу необходимых шагов) к оптимуму, чем в первом. Докажем, что распределения, получаемые с помощью указанных методов, являются базисными, и рассмотрим те особые случаи, которые могут встретиться при использовании этих методов.[19]

Теорема 7.2. Пусть на каждом шаге заполнения таблицы поставок возникает одна заполненная клетка, причем из рассмотрения на каждом (кроме последнего) шаге выпадает либо одна строка, либо один столбец. Тогда переменные, соответствующие заполненным клеткам, можно принять за базисные.

? Из линейной алгебры известно, что если ранг системы линейных уравнений равен г и некоторые г переменных системы выражены через остальные переменные, то эти г переменных можно взять за основные (базисные). Из условия данной теоремы следует, что число заполненных клеток равно т+п—1, т. е. равно рангу системы (7.4), (7.5) (см. пояснения к методу "северо-западного" угла). Поэтому теорема будет доказана, если показать, что переменные, соответствующие заполненным клеткам, могут быть выражены через переменные, соответствующие свободным клеткам.

Предположим, что переменные заполненных клеток, возникшие на первых t шагах метода, где Г = 1, 2, …, т+п—2, можно выразить через переменные, соответствующие свободным клеткам тех строк и столбцов, которые были вычеркнуты (выпали из рассмотрения) на первых? шагах. Пусть на (Г +1)-м шаге метода заполнена (р, д)-я клетка и из рассмотрения выпала, например, р-я строка. Выразим переменную х™ из уравнения баланса по р-й строке:

Л

М

}*Ч

Пусть среди переменных правой части последнего равенства есть переменные клеток, заполненных на одном из первых t шагов. Тогда по предположению их можно выразить через переменные свободных клеток тех строк и столбцов, которые были вычеркнуты на первых Г шагах. В случае, если на (Н-1)-м шаге из рассмотрения выпал q-й столбец, хрч следует выразить из уравнения баланса по столбцу. Подобные рассуждения следует последовательно провести для каждого из шагов заполнения таблицы поставок. ¦

Из теоремы 7.2 следует, что методы "северо-западного" угла и наименьших затрат приводят к базисным распределениям поставок, если на каждом (кроме последнего) шаге из рассмотрения выпадают либо одна строка, либо один столбец.

Рассмотрим теперь те особые случаи, когда на некотором шаге заполнения из рассмотрения выпадают одновременно и строка и столбец. Укажем, как следует поступать, чтобы метод заполнения по-прежнему удовлетворял условиям теоремы 7.2 и получаемое распределение поставок было базисным.

7.4. Найти первоначальное базисное распределение поставок для следующей транспортной задачи (табл. 7.6).

Решение. Воспользуемся методом "северо-за — падного" угла. На первом шаге следует дать поставку, равную 20 единицам, в клетку (1,1). В результате будет удовлетворен спрос 1- го потребителя и из рассмотрения выпадет первый столбец. На втором шаге поставку в 10 единиц следует дать в клетку (1,2). При этом из последующего рассмотрения выпадет и 1-й поставщик (который реализовал остатки своего груза), и 2-й потребитель, полностью удовлетворивший свой спрос. Продолжая использовать метод "северо-западного" угла, мы получим, конечно, заполнение таблицы поставок, но число заполненных клеток окажется меньше, чем число основных (базисных) переменных, равное т+п—1=3+3— —1=5. Такое распределение не будет базисным, и для продолжения решения распределительный метод будет неприемлем. Избежать этого можно, используя следующий искусственный прием.

Разобьем второй шаг на два шага. Допустим, что после поставки в клетку (1,2) из рассмотрения выпадает, например, только первая строка. Для того чтобы вывести из рассмотрения второй столбец, делаем еще один шаг: даем нулевую (фиктивную) поставку в произвольную, но не вычеркнутую клетку второго столбца, например, в клетку (2,2). После таких трех шагов имеем табл. 7.7.

20

10

40

30

1

3

5

30

3

3

2

10

4

1

2

Аналогично можно было допустить, что после второго шага из рассмотрения выпал только второй столбец. Тогда на третьем шаге нулевую поставку следует дать в произвольную, но не вычеркнутую клетку первой строки.

При последующем заполнении таблицы поставок используем метод "северо-западного" угла обычным способом. В результате получаем распределение поставок (табл. 7.8).^

Таблица 7.7 Таблица 7.8

20

10

40

30

1 У""

// 20

3

10

3 X

У

30

3

У

У

У

3

0

2 у"" 30

10

4

У

1 X

У

2 у^ 10

Перечеркнутые сплошной чертой клетки, отвечающие базисным переменным, в дальнейшем будем называть заполненными, несмотря на то, что среди них возможны клетки с нулевыми поставками.

Рассмотренный искусственный прием применяется также при методе наименьших затрат, если при использовании этого метода на некотором шаге из рассмотрения выпадают одновременно и строка, и столбец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53010. Акробатика. Игры - эстафеты 48.5 KB
  Строевые упражнения Повороты Налево Направо Кругом Расчет на 13 Ходьба на носках руки на поясе; на пятках руки за головой; на внешней стороне стопы руки на поясе на внутренней стороне стопы руки на поясе в полном присесте руки на коленях Бег в среднем темпе; приставными шагами правым ⁄ левым боком бег со сменой направления Ходьба с восстановлением дыхания. Руки на поясе. руки к плечам. – стойка ноги врозь руки на поясе 1.
53011. Основна гімнастика 67 KB
  Дистанція витягнутої руки Розповісти про правила поведінки на уроці фізичного виховання. 15хв Стежити за чіткістю виконання Під час ходьби руки на поясі тулуб прямий плечі розведені. Біг: звичайний; з підніманням колін; із закиданням гомілок; з підскоками і сплесками руками над головою; Ходьба: звичайна підняти руки через сторони вгору – вдих опустити руки – видох Гра Світлофор: Учні шикуються в колону по одному і в повільному темпі біжать по спортзалу. руки на поясі.
53012. Використання дидактичного фольклору і творів дитячих письменників на уроках навчання грамоті 368 KB
  Це стимулює учнів до роботи і вони з великим бажанням виконують завдання вчителя: Хто швидше та вірніше складе слово відгадку При роботі над значенням слова загадку можна використовувати поряд з уже відомими в методиці прийомами пояснення значення слова. Хто це Спробуй вiдгадати. Хто це Спробуй відгадати. Хто ж вона така Берізка польова II.
53013. Український пісенний фольклор як джерело народознавства 580 KB
  Особливу роль в посібнику приділяється тому щоб привернути увагу та шанобливе ставлення учнів до української пісні. Урок №1 Пісня як джерело народознавства: а виникнення народної пісні; б пісенна творчість українського народу; в пісня – жанр народної творчості; г родинно – побутові пісні; д важливість фольклорних творів; е усна народна творчість; є українська народна пісня; ж пісня – голос душі; з пісенна етнологія – частина народознавства; і додатки до уроку №1. Урок №3 Народний потенціал забавлянок та дитячих пісень:...
53014. Food. Здорова їжа 94 KB
  Good morning everyone! I’m glad to see you. How are you? Ps: Good morning teacher! We are glad to see you, too. We are fine, thank you. Повідомлення теми та мети уроку. T: During our lesson today we will speak about food. We will discuss healthy and unhealthy food and your likes and dislikes in your eating habits.
53015. Food. Cooking traditions. Table manners 54 KB
  T: Today we’ll revise vocabulary on the topic, make up dialogues, listen to the text, sing a song, visit TV show and even take part in it. T: Well, let’s get into English language spirit. Listen and repeat after me: A good cook never cooks while looking into a cookery book. After dinner sleep a while, after supper walk a mile.
53016. Їжа та напої 43 KB
  Will you translate it? So by the end of our lesson you should be able to speak about right or healthy food, to use vocabulary on the topic in your speech, to give advice for everybody how to be healthy. Also we’ll review some grammar rules connected with countable and uncountable nouns. To begin with I’d like you to start from the sounds. At first let’s train our tongues.
53017. Food traditions in different parts of the world 199.5 KB
  Привітання Повідомлення теми та мети уроку Tody we re going to spek bout food trditions in different prts of the world. Who is on duty tody записати число в зошити nd now get redy with your tongues to prctice sounds: wht sound is it: fried rice spicy to slice [i] показати на дошці to stir to serve to burn herb [з:] показати на дошці to chop cheese chicken crunchy chewy [t∫] Перевірка домашнього завдання Helthy food Unhelthy food You see list of foods nd your tsk is to sort them ccording to the tble робота в...
53018. Healthy food 136 KB
  The topic of our lesson is Healthy food. We must speak about food we like to eat, must explain about Healthy and Unhealthy food. At the end of the lesson we’ll answer the question “What kind of food people must to eat that to be healthy?”