19836

Уголовное право по Русской правде

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Уголовное право по Русской правде Уголовное право это основная часть судебника. Преступление Субъектами преступления были все физические лица включая холопов без возрастного ценза при наличии у них ясного сознания. Субъективная сторона преступления включала

Русский

2013-07-18

17.84 KB

196 чел.

Уголовное право по Русской правде

Уголовное право - это основная часть судебника.

Преступление

Субъектами преступления были все физические лица, включая холопов, без возрастного ценза, при наличии у них ясного сознания.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность.

Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления делилась на:

- покушение на преступление (обнажил меч, но не ударил)

- оконченное преступление

В Законе уже было:

- понятие соучастие, но не было разделения ролей – подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.

- превышение пределов необходимой обороны (вора убили спустя некоторое время после задержания, когда от него уже не исходила опасность).

- понятие рецидива, повторности преступления

- смягчающие обстоятельства - состояние опьянения преступника.

- отягчающие – корыстный умысел

Виды преступлений:

- Преступлений против личности: нанесение увечий (усечение руки, ноги), убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести).

Закон допускал безнаказанное убийство вора, толковалось как необходимая оборона.

- Имущественные преступления (против собственности) – разбой, кража, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, нарушение земельных границ, поджог, конокрадство (особый вид кражи), незаконное завладение или пользование чужим имуществом, злостная неуплата долга.

Наиболее подробно регламентировалась кражатятьба» - посягательство).

- Оскорбление действием – удар чашей, рогом, мечом в ножнах – наказывалось строже, чем телесные повреждения, побои.

- Государственные преступления в Русской Правде не упомянуты, абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.

Наказание

Система наказаний по Русской Правде проста, смертная казнь в кодексе не упоминается, основное наказание  штраф.

На практике применялись следующие виды наказаний:

1) «поток и разграбление» - лишение всех прав, как личных, так и имущественных конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьёй) «головой», т.е. в рабство – это высшая мера наказания за убийство в разбое, поджог дома или гумна и конокрадство.

2) вира – штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире.

Жизнь разных слоёв оценивалась по разному. За убийство простого человека – 1 вира, за человека с привилегиями – двойная вира, самый большой штраф был за убийство тиуна и огнищан (приближённые князя).

3) «дикая»  вира – особый вид виры, налагаемый на всю общину  - за простое не разбойное убийство. Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. «Дикая» вира связывала всех членов общины круговой порукой.

4) «полувира» - за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений

5) «продажа» - штраф за все остальные преступления как против личности, так и против имущества. Размер штрафа в зависимости от тяжести преступления. Штраф поступал в казну, потерпевший получал урок – денежное возмещение за причинённый ему ущерб.

6) элементы обычая, связанные с принципом «око за око» в случаях кровной мести - месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь (лишь условно можно отнести к наказаниям – законодатель стремился её устранить),


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82602. Роль кардинала Ришельє в історії Франції 144.5 KB
  Бажаючи досягти абсолютної влади, Ришельє вступає на шлях придушення будь-якого опору, обмеження привілеїв окремих міст і провінцій і, врешті-решт, знищення противників. Ришельє проводить цю політику від імені Людовика XIII. При цьому сходження Ришельє на політичний олімп було важким і болісним.
82603. Педагогічні умови розвитку ораторських здібностей 108.5 KB
  Основні аспекти розвитку ораторських здібностей молодших школярів. Педагогічні умови розвитку ораторських здібностей. Засоби практичного розвитку ораторських здібностей. Психологопедагогічна робота з розвитку ораторських здібностей...
82604. Потребительский кредит в РФ. Теоретические основы потребительского кредита 153.5 KB
  Иными словами выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карту банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы и для него важно чтобы этот уровень дохода являющийся источником покрытия кредита с большой степенью вероятности сохранился на весь иногда весьма...
82605. Физическая культура как совокупность различных физических упражнений направленных на укрепление здоровья 90 KB
  Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы.
82606. Чим ми пізнаємо навколишній світ? 173 KB
  Мета: ознайомити учнів із засобами, якими людина пізнає навколишній світ – руками; навчати дітей методам пізнавання навколишнього середовища: спостереження, обстеження, практична робота, експериментування; розвивати у дітей вправність рук, звернути увагу дітей на чутливість шкіри пальців рук...
82607. Урок добра 37 KB
  Какой на ощупь предмет Мягкий нежный тёплый приятный Раскройте глаза и скажите что вы держите в руках А можно ли такими словами описать человеческое сердце Почему На какие дела способен человек с таким сердцем Можем ли мы сказать что в сердце живёт добро доброта...
82608. У царстві тварин 159.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі уміння їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати спостережливість увагу пам’ять уміння порівнювати; виховувати любов і бережне ставлення до тварин уміння бачити у природі найкрасивіше.
82609. Сезонні зміни в житті рослин і тварин. Виготовлення новорічних прикрас 145.5 KB
  Умови гри: вчитель читає текстдіти хором Так або Ні дають відповіді на запитання. Гра Чи буває на ялинці веселий Петрушка Так Із повидлом пиріжок Ні А буває на ялинці позолочений ріжок Чи бувають на ялинці біленькі сніжинки А бувають на ялинці яскраві картинки Чи буває на ялинці рибка золотиста...
82610. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА УЧАСТНИКОВ 80 KB
  Участник обязан знать Правила Положение и все условия проведения соревнований по своей дисциплине. Спортсменам запрещается применение до и во время соревнований допинга вещества субсидии искусственным образом улучшающие физическое и психологическое состояние.