19837

Суд и судопроизводство по Русской правде

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суд и судопроизводство по Русской правде Самостоятельных судебных органов нет суд производился представителями администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам. Чиновники которым надлежало решить у...

Русский

2013-07-18

21.69 KB

85 чел.

Суд и судопроизводство по Русской правде

Самостоятельных судебных органов нет - суд производился представителями администрации.

Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам.

Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками, и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с каждого дела. Княжие служащие состояли на «государственной службе» - вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.

Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж (виды штрафа- см. билет-8), взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса.

Если дело незначительное, то оно решалось путём выборного представителя общины.

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд - суд землевладельца над зависимым населением.

Интересен момент, появления в процессе присяжных заседателей (12 граждан по совести).

Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

Судебный  процесса был состязательного характера. Стороны обладали равными правами (собирали и представляли доказательства и улики).

Начинался судебный процесс только по инициативе истца

Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие.

Обе стороны именовались истцами (сутяжниками от тяжбы - судебного спора).

Государство в качестве истца не выступает, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным).

Обеспечение расследования возлагалось на истца.

Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников.

Судопроизводство (судебный процесс) было:

- публичным (гласным);

- в основном устным, письменно практически не фиксируется;

- часто под открытым небом

Судопроизводство делилось на 3 этапа (меры расследования):

1) «заклич» - объявление о преступлении на площади с целью розыска свидетелей (например о пропажи вещи и её признаки). Если пропажа находилась по  истечении 3дней со дня объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

2) «свод» – подобие очной ставки – осуществлялась или до заклича или по истечения 3 дней после него. Лицо, у которого нашли вещь, должен указать у кого он её приобрёл. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он её приобрёл он ответчик. Если свод выходил за пределы населённого пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица он ответчик, а далее у него есть право самому продолжить свод.

3) «гонение следа» - совокупность всех следственных действий (поиск доказательств и преступника).

Так как ещё не было специальных розыскных органов и лиц то «гонение следа» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Если искали убийцу, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались.

Система доказательств:

1) свидетельские показания

- видокиочевидцы преступления или могли засвидетельствовать о чём-либо известном

- послухи – свидетели «доброй славы», поручители - могли предоставить любую информацию о преступнике (о его характере и т.д.)

2) вещественные доказательства«поличное»

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись:

3) клятва/присяга «рота» - если будет засвидетельствовано лжесвидетельство, то оно будет рассматриваться как отдельное религиозное преступление

4) «ордалий» суд божий») - испытания огнём, водой, железом

При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным.

5) судебный поединок «поле» - физическое состязание, полагались на волю всевышнего, кто победит, тот и прав.  Существовал на практике, но не упомянут в Русской Правде.

6) В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Система наказания:

Система наказаний по Русской Правде проста, смертная казнь в кодексе не упоминается.

Государство рассматривает суд, как способ заработать. Основное наказание штраф, идёт не семье пострадавшего, а в казну князя. Также прибыль от уплаты за разбирательство.

На практике применялись следующие виды наказаний:

1) «поток и разграбление» - лишение всех прав, как личных, так и имущественных конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьёй) «головой», т.е. в рабство – это высшая мера наказания за убийство в разбое, поджог дома или гумна и конокрадство.

2) вира – штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире.

Жизнь разных слоёв оценивалась по разному. За убийство простого человека – 1 вира, за человека с привилегиями – двойная вира, самый большой штраф был за убийство тиуна и огнищан (приближённые князя).

3) «дикая»  вира – особый вид виры, налагаемый на всю общину  - за простое не разбойное убийство. Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. «Дикая» вира связывала всех членов общины круговой порукой.

4) «полувира» - за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений

5) «продажа» - штраф за все остальные преступления как против личности, так и против имущества. Размер штрафа в зависимости от тяжести преступления. Штраф поступал в казну, потерпевший получал урок – денежное возмещение за причинённый ему ущерб.

6) элементы обычая, связанные с принципом «око за око» в случаях кровной мести - месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь (лишь условно можно отнести к наказаниям – законодатель стремился её устранить),


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52947. Развитие стереометрического воображения на начальном этапе обучения 310.5 KB
  Основная задача факультатива: расширить пространственные представления учащихся, развивать умения выполнять чертежи, развивать логическое мышление учащихся 5-6 классов
52948. London Virtual Tour. The Places of Interest in London 300.5 KB
  T.: The theme of our lesson is “Virtual tour about London”. Today we’ll speak about sightseeing in London. We’ll learn some new facts about London, places of its interest by reading, speaking, listening, watching the presentation of your classmates, where some of you will be guides; we’ll do quiz and tests.
52949. Англійська мова з «Family and Friends» - весело і цікаво! 94 KB
  Як мені здається, ми ще не мали такого підручника, який би так ефективно і ефектно поєднував методику навчання англйської мови її носіїв і методику навчання мови як іноземної. А сам вчитель вперше отримав повне методичне забезпечення: не лише класичний комплект (Class Book, Workbook) та книжку для вчителя, а й повний дедактичний комплект.
52950. Being a Personality 281 KB
  Good morning pupils! I’m glad to see you at our lesson. I want to announce that we are going to speak about family relations today. I want you to accumulate a better vision of the subject that seems to be so trivial at first sight. Really, what can be said about a family? But we are to remember that it is a very complicated phenomenon. It’s worth investigating and that is what we are going to do today.
52951. My family and friends 28 KB
  A to repeat and to actualize lexics on the given topic, to prove grammar material (Past Simple Tense),to learn to put general and special question and answer them B to develop communicative and reading skills, to practice in speaking C to develop ability to form your own point of view D to bring up politeness in intercourse
52952. Famous People of the World. William Shakespeare 30 KB
  T: Look at the blackboard. You can see a portrait of a famous man. Do you know who he is? P: He is W. Shakespeare. T: You are right. Today we will speak about one of the famous people of the world- William Shakespeare, his life and work, his role in English literature. I hope you’ll learn many interesting things about this poet.
52953. Life of a Society. Famous people of the USA 48.5 KB
  Today we start learning a new theme “Life of a Society. Famous people of the USA”. While learning this theme you’ll extend your imagination about some famous people of the USA, there deeds, inventions, interests. You’ll learn how there deeds and ideas have changed life of a society, and have made and still are making history. You’ll extend your vocabulary and broaden your world outlook, practise skills of making simple projects. And I hope, you’ll enjoy English.
52955. Чарівні фарби 52.5 KB
  Яка одноманітна похмура і незвична картина виходить Виявляється дуже багато в нашому житті означає колір Маки червоні. Будьякий предмет має свій колір. Через колір ми пізнаємо природу що нас оточує. Що ж таке колір Яка його природа Чому одні предмети сині інші – червоні а треті – зелені Щоб відповісти на це запитання відгадайте загадку: Що у світі най світліше Наймиліше найтепліше Все від нього навкруги Набирається снаги.