19927

Персонал предприятия. Движения рабочей силы

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Лекция №10 Тема: Персонал предприятия. Для учета и отчетности пользуются абсолютными и средними показателями численности. К абсолютным относятся: Списочная численность работников. Это количество всех работающих принятых на постоянную сезонную или временную раб

Русский

2013-07-18

27.82 KB

9 чел.

Лекция №10

Тема: Персонал предприятия.

Для учета и отчетности пользуются абсолютными и средними показателями численности. К абсолютным относятся:

  1.  Списочная численность работников. Это количество всех работающих принятых на постоянную сезонную или временную работу на один день и больше, которые находятся в списках предприятия
  2.  Явочная численность – это часть лиц списочной численности, которая явилась на работу
  3.  Численность фактически работающих – часть явочной численности, которая приступила к работе .

К средним показателям рабочей силы относятся:1

  1.  Среднесписочная численность, которая определяется делением суммы списочной численности работающих в рабочие и не рабочие дни на количество календарных дней периода

– сумма явок на работу (человеко/день)

– неявки на работы (человеко/день)

Среднесписочная численность – это средний показатель численности за определенный период времени

  1.  Средняя явочная численность определяется делением суммы явочной численности за все дни, на количество дней работы предприятия и рассчитывается по формуле

  1.  Средняя численность фактически работающих определяется делением суммы фактически отработанного фонда времени

Для характеристики постоянного изменения численности рабочей силы используют абсолютные и относительные показатели движения рабочей силы.

К абсолютным показателям движения рабочей силы относят:

  1.  Оборот по приему, который включает внешний оборот (численность работников принятых на работу) и внутренний оборот (количество работников предприятия, которые перешли в данную категорию из другой)
  2.  Оборот по увольнению  включает внешний оборот (численность уволенных работников) и внутренний оборот (количество работников предприятия, которые перешли из одной категории в другую)
  3.  Текучесть кадров  это количество работников предприятия, освобождённых по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины. Это ещё называется численность излишнего оборота

Относительные показатели рабочей силы включают такие показатели.

  1.  Коэффициент оборота по прием
  2.  Коэффициент оборота по увольнению
  3.  Коэффициент текучести
  4.  Коэффициент замещения рабочей силы
  5.  Коэффициент постоянства кадров

Где Чп – численность работников, работающих на данном предприятии весь период – постоянно.

Рабочее время и его использование.

Рабочее время – это часть календарного периода, которая используется для производства продукции, или для выполнения определённого вида работ, услуг.

Для характеристики использования рабочего времени применяют специальные показатели:

  1.  Абсолютные
  2.  Относительные
  3.  Средние

Основными единицами измерения для характеристики абсолютного показателя времени являются человеко-часы и человеко-дни. На их основе изучают такие фонды рабочего времени:

  1.  Календарный – это сумма человеко-дней, явок и не явок на работу работников или отработанных человеко-дней, которые рассчитываются  или
  2.  Табельный фонд рабочего времени – определяется вычитанием из календарного фонда количество человеко-дней праздничных и выходных дней .
  3.  Максимально возможный фонд рабочего времени – рассчитывается вычитанием из календарного фонда рабочего времени количество человеко-дней ежегодных отпусков и количество человеко-дней в праздники и выходные дни. Он характеризует максимальный объем времени, который может быть отработан за определенный период .

На условиях абсолютных показателей рабочего времени определяют относительные показатели.

  1.  Коэффициент использования календарного фонда
  2.  Табельного фонда
  3.  Максимально возможного фонда
  4.  Рабочего времени (рабочего дня, периода)
  5.  Интегральный коэффициент использования рабочего времени

В значительных расходах рабочего времени стоят предприятию трудовые конфликты – это несогласие между работниками и работодателями в вопросах оплаты труда, условий работы и т., д. в виде забастовок и локаутов

Забастовка – это временное прекращение работы группой работников для продвижения своих условий решения конфликта.

Локаут – это полное или временное прекращение работы на рабочих местах по инициативе работодателей, для выдвижения своих условий работающим.

Производительность труда

Сущность и значение производительности труда.

Производительность труда – это способность работника за единицу времени произвести определенное количество работ. Она показывает соотношение объема произведённых материальных и нематериальных благ и количество затраченного труда. То есть увеличение производительности труда влечет увеличение.

В широком понимании понимание производительности труда – постоянное совершенствование человеческой экономической деятельности, изыскание возможностей работать лучше, производить больше качественных благ при тех же или меньших затратах труда.

Показатели и методы измерения производительности труда

Производительность труда показывает его результативность, эффективность. Характеризуется соотношением объема произведенной продукции и количество труда, затрачиваемого на производство этой продукции

В зависимости от прямого или обратного соотношения этих величин в экономике используют два показателя производительности труда:

  1.  «прямой» - выработка. Это количество продукции произведённой одним работником в единицу времени. . На предприятии выработка на одного работника может рассчитывается путем деления всей продукции произведённой предприятием за определённый период времени на среднюю численность работников на этот период .
  2.  «обратный» - трудоемкий. Показывает сколько рабочего времени надо затратить для производства единицы продукции

Для планирования и анализа труда на предприятии рассчитывают различные виды трудоемкости:

  1.  Технологическая трудоемкость – определяет основные затраты труда основных работников, рассчитывается для отдельных операций, деталей, изделий.
  2.  Трудоемкость обслуживания – определяет затраты труда вспомогательных работников, которые заняты обслуживанием производства
  3.  Производственная трудоемкость состоит из технологической трудоемкости и трудоемкости обслуживания. Показывает затраты основного и вспомогательного персонала на производство единицы продукции
  4.  Трудоемкость управления – определяет затраты управленческого персонала
  5.  Трудоемкость полная

При изучении


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70500. Приборы магнитоэлектрической системы 143.5 KB
  Приборы магнитоэлектрической системы бывают двух разновидностей: с подвижной рамкой рис. Измерительный механизм приборов магнитоэлектрической системы с подвижной рамкой рис. 2 а состоит из: 1 ─ неподвижного цилиндрического сердечника установленного строго по центру...
70501. Класс точности. Нормирование погрешностей 40 KB
  Класс точности применяется для средств измерений используемых в технических измерениях когда нет необходимости или возможности выделить отдельно систематические и случайные погрешности оценить вклад влияющих величин с помощью дополнительных погрешностей.
70503. Использование марок. Товарный знак 22.52 KB
  Товарный знак обозначение словесное изобразительное комбинированное или иное служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
70504. Маркетинговый эксперимент. Панельные исследования 19.13 KB
  Поскольку опросы потребителей или других субъектов проводятся в течение длительного времени от нескольких месяцев и одного года до нескольких лет бывают панели которые называют постоянными то панельные исследования вполне могут называться и наблюдениями о которых...
70505. Методы получения маркетинговых данных. Наблюдение 17.43 KB
  Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. Наблюдение означает непосредственное изучение и фиксацию поведения покупателей в реальных ситуациях. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых...
70506. Методы получения маркетинговых данных. Опрос 19.43 KB
  Проведение маркетинговых исследований и разработка стратегий маркетинга связано с получением обработкой и анализом информации которая во многом обуславливает качество принятых решений. Какая информация ему необходима Где ее можно получить В каком объеме В каком виде В какие сроки...
70507. Способы сбора информации в маркетинге 17.44 KB
  Она представляет собой перечень вопросов на которые опрашиваемый должен дать ответы. Форма последовательность и формулировка вопросов могут быть различными. следует учитывать что форма вопросов влияет на ответ. В широком смысле анкета это ряд вопросов на которые опрашиваемый...
70508. Порядок проведения маркетинговых исследований 18.74 KB
  Предоставление полученных результатов исследования.Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследований. Ошибки же допущенные на этом этапе могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований...