19995

Профилактика употребления ПАВ подростками

Конспект урока

Обществознание

Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ

Русский

2013-08-13

338.5 KB

75 чел.

МАОУ ТИСУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

 

 

Профилактика употребления ПАВ

подростками

Тисуль

2010

Автор-составитель: Великих Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

 

 Сборник содержит разработки мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ школьниками старшего школьного возраста. Пособие адресовано классным руководителям, социальным педагогам.

Содержание

Пояснительная  записка ………………………………………….3

Занятие 1. Введение. Профилактика алкоголизма………………4

Занятие 2. Профилактика курения…………………....................6

Занятие 3. Профилактика наркомании…………………………..9

Занятие 4. Замена ПАВ…………………………………………..11

Занятие 5. Профилактика распространения ВИЧ………………15

Занятие 6. Написание эссе…………………………....................20

          Список литературы…………………………………...................23

Пояснительная записка

Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является предупреждение пивной, алкогольной, наркотической зависимости среди школьников. Особое внимание следует уделять  подростковому возрасту, т.к. он  является кризисным периодом в развитии личности.

          Исходя из этого, к числу  наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогами в условиях современной алкоголизации и наркотизации общества, относятся задачи по информированию  обучающихся  об ПАВ (психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие средства); развитию способностей к самопознанию, саморазвитию и самосохранению, самоконтролю, саморегуляции и пр.; формированию личной  ответственность обучающихся  за свое поведение, за свое настоящее и будущее.

    Предлагаемые занятия позволяют подойти к профилактике употребления ПАВ в комплексе: не только раскрывают пагубные последствия употребления ПАВ, создают негативное отношение к ПАВ,  но и развивают  умения противостоять вовлечению в наркотизацию.

   Чтобы обсуждаемый материал приобрел личную значимость для каждого, содержание модуля предполагает разнообразные виды деятельности учащихся на занятиях:

  •  выполнение индивидуальных и коллективных практических и самостоятельных работ;
  •   презентация результатов групповой работы;
  •   работа со статистическим материалом, отбор информации;
  •   решение ситуационных задач;
  •  психологические упражнения;
  •  форумы, дискуссии.

    Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа школьников с презентацией полученных результатов и выводов для всей группы. Это позволяет охватить значительный объем материала, развить общеучебные, специальные и коммуникативные умения, научить эффективно работать в команде.

Занятие 1

Тема:

Введение. 
Профилактика алкоголизма

Цель:
1. Развитие личной и гражданской ответственности.

2. Необходимость ставить перед собой позитивные цели, такие, как: продолжение образования и приобретение профессиональных навыков, создание семьи, рождение здоровых потомков, их воспитание на положительных примерах.

Вводная часть

1. Практическая работа «Валеологический музей»:

 игроки объединяются в группы по 4–5 человек;

 в течение 20–30 мин. они делают зарисовки или макеты тех предметов, которые, по их мнению, вредят здоровью людей;

 к каждому экспонату прилагается текст с описанием вреда, который он наносит человеку;

 все экспонаты выставляются в музее под рубрикой «Дикий период развития технической цивилизации XIX–ХХ вв.».

2. Работа в группах «Влияние ПАВ на организм человека»:

 разделение на 4 группы, раздача реквизита;

 работа над заданием;

 подготовка комментария к схеме для выступления;

 социализация результатов групповой работы, озвучивание и обсуждение.

Карточка «Организм»

Основная часть

3. Работа в парах по анализу информации. Каждая пара учащихся получает одну из информационных карточек и задание: изучить следующие данные и дать к ним комментарий.

Карточка № 1

     Большинство психоактивных средств, принимаемых во время беременности, проходит через плаценту. В печени будущего ребенка содержится мало ферментов, способных разрушать эти вредные вещества, поэтому они очень медленно выводятся из его организма.
      Последствия употребления алкоголя беременными женщинами: аномалии в развитии – 28% детей; недоношенные дети – 23%; мертворожденные – 34%; осложнения беременности – 25%.Развивается
 алкогольный синдром плода – группа врожденных пороков развития, которые характерны для детей, чьи матери употребляли алкоголь во время беременности.
Такие дети рождаются более мелкими (длина и масса тела меньше, чем средние данные); меньше у них и размер головы. Характерные черты лица: маленькие глаза, толстые щеки, короткий нос с широкой переносицей, тонкая верхняя губа и др. необычные признаки.

Карточка № 2

В последние годы в науке обозначилось направление, изучающее влияние поведения живого существа на пристрастие к алкоголю. Ученые установили, что животные по отношению к алкоголю делятся на две группы:

1-я группа

2-я группа

«Шустрики» – активные животные с выраженными исследовательскими тенденциями в новой обстановке, неизменно добивающиеся лидирующего положения; избегают поилок с алкоголем. На «шустриков» алкоголь действует угнетающе и переводит их в разряд подчиненных

«Мямлики» – пассивные и нелюбознательные животные, постоянно терпящие поражение в борьбе за «место под солнцем», принимающие поражения как должное и склонные к подчинению; довольно быстро привыкают к алкоголю. В ряде случаев только под его воздействием обретают храбрость и активность

Кроме того, «мямлики» не только склонны к алкоголю – в условиях стрессов и конфликтов у них, как и у животных, у которых вызвана пассивно-оборонительная реакция прямым раздражением мозговых структур, легко возникают расстройства внутренних органов.
4. Работа в парах:

 пары под нечетным номером: назвать эффекты действия алкоголя, которые наступают сразу после его приема;

 пары под четным номером: перечислить последствия, вызываемые длительным воздействием алкоголя на организм.

5. Дискуссия в группах «Спорные утверждения». 

Каждая четверка путем жеребьевки получает одну фразу для проработки и подбирает как можно больше аргументов в защиту истинности или ложности данного утверждения:

– «Алкоголизм производит большее опустошение, чем три  исторических бича, вместе взятых: голод, чума и войны» (У.Глэдстон).

– «Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком».

– «Исследования показывают, что даже один- единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге».
– «Смешивание спиртных напитков способствует более сильному опьянению по сравнению с тем, когда пьешь что-нибудь одно».

– «Все пороки – от безделья!» (Народная мудрость.)

По итогам обсуждения заполняется таблица «Мой выбор – не употреблять алкоголь»

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Подведение итогов

6. Рефлексия. Используется методика «Телеграмма»: в конце работы школьникам предлагается написать условную телеграмму из 11 слов (например, родителям, друзьям, братьям, сестрам и т.д.), содержащую напутствие по неупотреблению чрезмерных доз алкоголя. После того как свою телеграмму написали все учащиеся, тексты по очереди зачитываются; формулируется обобщенный вывод.

Комментарий

1. Методика «Валеомузей» создает информационный запрос, согласно которому формулируются дальнейшие цели встреч. Чаще всего в качестве «опасных вещей» называются сотовый телефон, компьютер, сигарета, наркотики, алкогольные напитки. В данном случае предполагается, что были указаны предметы, соответствующие тематике ПАВ.

2. Ограниченное количество слов в «Телеграмме» помогает учащимся сконцентрироваться на самом существенном. Строгость формы и краткость изложения нередко способствуют проявлению языкового творчества.

Реквизит:

бумага;
карандаши;
карточка «Организм» (по одной на группу)

Занятие 2

Тема: Профилактика курения

Цель:

1. Сосредоточение внимания на формировании жизненно важных навыков, таких, как умение решать проблемы, противостоять влиянию сверстников, строить здоровые, дружеские отношения, преодолевать стрессы.
2. Формирование стремления к здоровому досугу (занятия спортом, музыкой, искусством, членство в клубах, участие в актах добровольной помощи).

1. Вводная часть

Работа над проблемными ситуациями

Участники семинара делятся на четное число групп и получают соответствующие задания.

Задание для каждой 1-й группы: прокомментировать следующий текст: «Производство безопасных спичек содействовало развитию и распространению курения. Спички, использовавшиеся ранее, были настолько опасны, что никто не носил их с собой. А сигареты зажигали от камина или лампы. Вскоре после того как были изобретены безопасные спички, которые бесплатно прилагались к сигаретам, потребление сигарет удвоилось».

Задание для каждой 2-й группы: решить задачу «Раз сигаретка, два сигаретка»: «Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, употребляя по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил?».

Возможный ход решения:

Если человек умер в 55 лет, а начал курить в 15, то в целом он курил 40 лет. В 40 годах: 40 лет x 365 дней + 10 дней (високосные годы) = 14 610 дней. Общее число выкуренных сигарет: 10 x 14 610 дней = 146 100 штук. Общее число потерянных минут: 146 100 сигарет x 15 мин. = 2 191 500 мин. В сутках: 24 часа x 60 мин. = 1440 мин. Общее число потерянных дней: 2 191 500 мин. : 1440 мин. = 1521,9 дня. Общее число потерянных лет: 1521,9 дня : 365 дней = 4,17 года (4 года и 5,5 мес.).

2. Основная часть

Работа в парах:

 пары под четным номером: назвать кратковременные отрицательные последствия курения;

пары под нечетным номером: перечислить отрицательные последствия длительного курения.

3. Анализ научной информации

Учащимся предлагается оценить способность организма устранять нанесенный ему ущерб, возникший после длительного курения, используя материал «График восстановления».

Следующая таблица демонстрирует поэтапное улучшение здоровья человека с момента отказа от табака.

График восстановления

Истекшее время

Эффект для организма

20 мин. – 1 час

Артериальное давление снижается, пульс замедляется,

кисти и стопы теплеют

8 часов

Уровень угарного газа (монооксид углерода) в крови

снижается до нормы, а кислорода – возрастает до нее

24 часа

Начинает снижаться риск инфаркта миокарда

72 часа

Немного увеличилась жизненная емкость легких

1 неделя

Обострились вкус и обоняние. Выдыхаемый воздух,

волосы и пальцы заметно очистились от продуктов

горения табака

2 недели – 3 месяца

Улучшились дыхание и кровообращение, стало легче

ходить. Восстановившиеся реснички мерцательного

эпителия дыхательных путей активно очищают их от

слизи с уловленными вредными агентами, снижая

риск бронхита, пневмонии, синусита и др.

респираторных заболеваний

4–9 месяцев

Проявления усталости уменьшились, кашель стал реже,

меньше заложенность носа и одышка

5 лет

Риск инфаркта миокарда и инсульта

вернулся к среднестатистическому

10 лет

Риск рака легких становится вдвое ниже,

чем у заядлого курильщика. Меньше угрожают и

другие типы рака

15 лет

Риск преждевременной смерти почти

такой же,

как у никогда не куривших

4. «Разговор на бумаге»

На столах раскладываются три больших плаката с надписями: «Мой выбор – не курить: аргументы «за», «Мой выбор – не курить: аргументы «против», «Не могу определиться». Школьники ходят вокруг плакатов, читают надписи и записывают свои рассуждения. Возможны комментарии и уточнения записанных суждений.
По желанию учащиеся могут неоднократно подходить к одному и тому же плакату, однако разговаривать друг с другом им не разрешается. Коллективное обсуждение сделанных учащимися записей происходит по окончании этой работы.
По итогам заполняется таблица
 «Мой выбор – не курить».

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

1.

2.

3.

5. Форум

Каждая группа из 4–6 человек путем жеребьевки получает одно из положений и готовит по нему обоснование своих позиций. Затем первая «экспертная группа» занимает место на сцене и обсуждает свою тему, обмениваясь мнениями с аудиторией. Далее в обсуждение по очереди вступают и другие группы.

Задание на форум: «Проанализируйте меры, предлагаемые для предупреждения курения:

– запретить продажу сигарет вообще или лицам до 21 года;

– запретить рекламу сигарет;

– запрет со стороны родителей;

– введение штрафов за курение в общественных местах;

– получать достоверную информацию о вреде курения;

– принятие самостоятельного решения: курить или не курить?».

Подведение итогов

6. Рефлексия

Используется психологическая игра-активатор «Поменяйтесь местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером один должен уговорить участника под номером два поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.
    По окончании игры проводится обсуждение увиденных в игре способов оказания давления: кому удалось уговорить поменяться местами и каким способом удалось этого достигнуть?
Запись в тетради: «Виды группового давления»: лесть; шантаж; уговоры; угрозы; насмешки; похвала; подкуп; обман; запугивание; призыв «делай, как мы».

Комментарий

1. Столы на семинаре нужно поставить так, чтобы обучаемые имели возможность ходить вокруг них и делать записи. Запрет разговаривать друг с другом во время работы по технике «Разговор на бумаге» способствует большей концентрации на написанном. Этот метод побуждает учащихся к общей рефлексии проделанной ими работы, помогает преподавателю узнать о настроении группы и получить новые неожиданные идеи (предложения) для оптимизации дальнейшей работы на семинарах.

2. Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, то есть групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Мы довольно часто не можем противостоять ему и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим («стадное чувство», например, в ситуации паники). В толпе человек может сделать то, что никогда не стал бы делать в одиночку.

Реквизит

Распечатки задачи и проблемной ситуации.
Лист «Меры профилактики курения».

Видеоаппаратура.
Видеоролик по профилактике курения.

«Графики восстановления» (по одному на группу).
Ватманы. Фломастеры.

Занятие 3

Тема Профилактика наркомании

Цель:

1. Сформировать новое здоровьесберегающее мышление, экологически грамотное поведение, культуру здорового образа жизни.
2. Дать ученикам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.

3. Обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.

1. Вводная часть

Практическая работа «Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта».

Учитель: Человеку без лекарств не обойтись. Каждый может получить травму, у каждого может заболеть голова или зуб, подняться температура или начаться расстройство желудка. В этом случае выручит домашняя или офисная аптечка. Очень важно научиться пользоваться лекарствами. Кроме того, необходимо знать, как правильно следить за сроками годности и условиями их хранения.
Большинство лекарственных средств используется людьми для облегчения недомогания, связанного с несильными болями, мигренью, вирусными инфекциями, простудой и т.д.
 
При этом многие препараты продаются без рецепта, так как химические вещества, входящие в их состав, считаются безвредными, если следовать инструкциям на упаковке.
Цель работы: научить читать инструкции по медицинскому применению препаратов домашней аптечки.
Учащиеся должны:
знать,
 что представляют собой лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта;
уметь объяснить, когда и как употребляются лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта.
Ход работы: школьники делятся на 6 групп (по 3–4 человека). Каждая группа, получив раздаточный материал, вписывает в бланки необходимые данные о лекарственных веществах, которые можно найти у себя в домашних аптечках, купить в аптеках без рецепта врача.
Группам выдается задание для исследования одной из предложенных тем:

№ группы

Задание

1, 4

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, которые вызывают сонливость

2, 5

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, употребление которых может привести к возникновению зависимости от них

3, 6

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, обладающие стимулирующим действием

В ходе выполнения практической работы учащиеся знакомятся с лекарственными веществами, отпускаемыми без рецепта в аптеках города; самостоятельно изучают инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов. Время выполнения задания – 15–20 минут. Бланки должны содержать информацию о 7–10 лекарственных препаратах.
После заполнения бланков учитель может задать
 дополнительные вопросы группам.
1. Приходилось ли вам принимать какие-нибудь из перечисленных лекарственных веществ?
2. Считаете ли вы, что эти лекарственные вещества помогли бы вам или членам вашей семьи?
3. Становилось ли вам или кому-либо из членов семьи плохо после приема лекарства?
При обсуждении используется дополнительный материал под рубрикой «Информация для учителя».

Бланк № ______

Участники: _______________________________________________

Наименование

Суточная доза

Кол-во дней приема

Побочные явления

Противопоказания

Место хранения

Наличие дома

Реклама

2. Основная часть

Упражнение «Рука»

Учащиеся берут альбомные листы и карандаши и, положив на листок свою ладонь, обводят ее. Затем на каждом пальце записывают те черты своего характера, которые, по их мнению, помогут отказаться от предлагаемых наркотиков.
По окончании работы все листки вывешиваются на доске. Желающие озвучивают свои работы.

3. Обсуждение наиболее эффективных приемов отказа от предлагаемых наркотиков.

 Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, – это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

 «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

 Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы...).

 «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

 «Задавить интеллектом»: если употребляющие наркотики убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

 Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это также будет свидетельствовать о твердом характере.

 Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять наркотики (например: поймают, случится белая горячка, заболеют гепатитом и т.д.).

 Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.

4. Дискуссия «Как использовать приемы отказа»

Какие из этих приемов наиболее эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?
Все приемы записываются крупно на листах, которые вывешиваются в разных местах аудитории. Затем каждый подросток может подойти к тому плакату, который соответствует его способу отказа от наркотиков и других ПАВ.

  Подведение итогов

6. Рефлексия

Используется методика «Сделай свой выбор!». У каждого школьника по 5 карточек разного цвета. На столе учителя – «чаша для сбора мнений», в которую учащимся нужно опустить карточку соответствующего цвета.

Красная

Я против наркотиков

Желтая

Мне все равно

Розовая

Жизнь коротка, и надо успеть попробовать все

Синяя

От судьбы не уйдешь – будь что будет

Зеленая

Я – личность, все в моих руках

Заканчивается занятие самостоятельным заполнением таблицы в тетрадях: «Мой выбор: «нет» – наркотикам»

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Комментарий

В аптечки, используемые для практической работы, необходимо положить аннотации относительно безобидных лекарственных препаратов, чтобы показать важность грамотного использования лекарственных препаратов.

Реквизит

Наборы для практической работы: складные картонные коробочки и/или пустые флаконы от лекарств, инструкции по медицинскому применению препаратов домашней аптечки, бланки для заполнения.
Карандаши. Альбомные листы.

Буклеты «Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя».
Карточки пяти цветов на каждого учащегося.

Занятие 4

Тема: Замена ПАВ

Цель: сформировать убеждение, что надо избегать таких форм поведения, которые связаны с неоправданным риском для здоровья и жизни.

Ход занятия

Вводная часть

1. Практическая работа

«Шкала времени»

На альбомных листах нарисована «Шкала времени»: конечная точка с левой стороны называется «Рождение», а конечная с правой, заканчивающаяся стрелкой, – «Будущее». Учащимся предлагается разделить линию на отрезки в соответствии с периодами жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, пожилой возраст, старость.

Задание:

 отметить на шкале важные события, которые произошли в их жизни в те или иные периоды;

 заполнить оставшуюся часть шкалы конкретными целями, которых ученики хотели бы достичь.

Вот события, которые могут быть отражены на «Шкале времени»: ребенок научился ходить и говорить, пошел в школу, научился читать, стал победителем в соревновании, овладел новым видом деятельности, нашел верного друга, окончил школу, поступил в вуз, устроился на хорошую работу, обзавелся семьей и т.д.;

 выделить особым образом те события, которые могут не произойти, если человек будет иметь пристрастие к ПАВ. Стоит ли это таких жертв?

2. Упражнение «Большие жертвы»

Каждый участник должен написать на первых 4 листочках названия любимых книг, на 4 других – названия любимых занятий, на последних – названия любимых животных (набор показателей может быть другим).

Когда все участники готовы, преподаватель говорит, что такие опасные пристрастия, как алкоголизм, наркомания, табакокурение, требуют от человека больших жертв, и просит игроков выбрать и отдать одно любимое занятие, одно животное, одну книгу.

Далее зависимость требует следующих жертв, и школьники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает не глядя у каждого по одному листку из каждой пачки.

Все, отобранное у участников, – это возможный вариант того, что пристрастие к ПАВ может сделать с жизнью любого человека.

В конце упражнения подростки обсуждают психологические последствия необдуманного поведения (разочарование, психологическая травма, чувство одиночества, тревога о своем здоровье, мнительность, страх).

Обсуждение. Как себя чувствовали участники во время упражнения? Как сейчас себя чувствуют? С чем (или с кем) труднее всего было расстаться?

Диаграмма
Результаты мониторинга «Вредные привычки»

Основная часть

3. Анализ статистических данных

Проблемный вопрос. Почему же так много подростков каждый год вовлекается в процесс употребления ПАВ?
Учащимся предлагается изучить и оценить следующую информацию: в период с 5 по 12 декабря 2009г. в некоторых общеобразовательных школах  г. Иркутска Городским центром изучения общественного мнения и социологических исследований (ЦИОМСИ) был проведен системный мониторинг «Вредные привычки и специфика наркопотребления в подростково-молодежной среде». 
В нем приняли участие 1923 школьника 8–11-х классов. Полученные результаты отражены в диаграмме (см. ниже).


Высказываются разные варианты причин, по которым подростки прибегают к ПАВ, а не занимаются более интересными делами.
Учитель сообщает, что согласно данным этого мониторинга основными причинами для употребления алкоголя и наркотиков стали:

1) уход от проблем, возможность ощутить себя более раскованным и уверенным – 57,4%;
2) за компанию, чтобы не оказаться «белой вороной», – 50,5%;
3) от нечего делать – 35,0%.

Для осознания и анализа второй причины используется упражнение «Стул».

4. Упражнение «Стул»

Доброволец садится на стул. Группа должна любыми способами, но без применения физической силы, уговорить его пересесть на другой стул.
Обсуждение. К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул? Что такое групповое давление?
Далее называются факторы возникновения зависимости от ПАВ.

Факторы риска возникновения зависимости от ПАВ

Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент.

1. Индивидуальные факторы риска

Низкая самооценка.

Агрессивность.
Положительные установки по отношению к наркотикам.

Плохая успеваемость.

Нарушения поведения.

Застенчивость.

2. Факторы риска в группе сверстников

Давление сверстников. 

Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики.

3. Семейные факторы риска

Конфликты в семье.

Отсутствие дисциплины.

Безнадзорность.
Физическое и психологическое насилие в семье.

Родители, употребляющие алкоголь и наркотики.

4. Школьные факторы риска

Плохая успеваемость.

Низкий моральный уровень учителей и учеников.

Неуважительное отношение к образованию.

5. Факторы риска в обществе

Жизнь в обществе, способствующая употреблению табака, алкоголя и наркотиков. 

Отсутствие поддержки со стороны общества.  Нищета и экономическая нестабильность.  Доступность наркотиков.

По результатам обсуждения заполняется таблица:

Что можно и нужно сказать тем, кто говорит: «Попробуй...»?

1.

2.

3.

5. «Шесть шляп»

Метод Эдварда де Боно, используемый для обучения решению творческих задач, с помощью символического головного убора показывает, как может меняться мнение человека в зависимости от его социальной роли в данный момент.

Учащиеся делятся на 6 групп; каждая путем жеребьевки получает лист определенного цвета,согласно которому она будет выступать, и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ.

1. Белая «шляпа» – факты, цифры, информация. Какой информацией мы уже располагаем для отказа от вредных привычек, если они есть, и осуществления профилактики их распространения? Какая информация нам еще необходима?

2. Красная – эмоции, чувства, интуиция, предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Каково мое личное к ней отношение? Насколько и почему это важно не только для меня, но и для моих родственников и потомков?

3. Черная – осторожность, истина, здравый смысл, соответствие фактам. Каковы риски возникновения зависимости от ПАВ? Почему нужно стремиться избегать ПАВ? Чем можно заменить ПАВ? Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществимы ли эти идеи?

4. Желтая – преимущества, выгода. Чем отличается жизнь без ПАВ от зависимой жизни? (Использовать «Шкалу времени»). Зачем прибегать к ПАВ? Стоит ли это делать? Каковы будут результаты своевременного отказа?

5. Зеленая – исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи (новые взгляды на проблему, дополнение к «черной шляпе»)?

6. Синяя (обобщающая) – раздумья, контроль над мыслительным процессом, подведение итогов на данном этапе, определение следующего мыслительного шага, выдвижение программы мышления в данной ситуации. Разработка программы замены ПАВ с учетом всего услышанного.

Результатом работы по методу «шести шляп» может быть таблица.

Замена ПАВ

Потребности, которые нуждаются в удовлетворении

Возможные пути удовлетворения

1.Физическое состояние (расслабление, прилив энергии, хорошее самочувствие)

Спорт, танцы, путешествия,

прогулки, хороший сон,

полноценное питание,

упражнения на расслабление,

водные процедуры

2. Сенсорные потребности

Занятия экстремальными видами

спорта (прыжки с парашютом,

туризм и др.), активная

творческая деятельность

(живопись,

скульптура, музыка)

3. Эмоциональные потребности

Общение с природой, друзьями,

прослушивание приятной

музыки

4. Потребности в общении

Организованные спортивные

группы, клубы по интересам,

групповая терапия, коллективные

дела, помощь другим (например,

волонтерство)

5. Интеллектуальные и информационные потребности (получение новых знаний)

Чтение, споры, дискуссии в

сформировавшихся по интересам

группах, участие в

научно-исследовательской

деятельности

6. Эстетические потребности

Изучение изобразительного

искусства, посещение выставок,

концертов и др.

7. Духовные и философские потребности (открытие новых жизненных ценностей, поиск смысла жизни, формирование личности, мировоззрения)

Дискуссии, семинары, обмен

мнениями с близкими по духу

людьми, изучение специальной

литературы, философских

концепций, религиозных систем

Подведение итогов

6. Рефлексия

Используется игра «Алфавит»: на каждую букву алфавита необходимо подобрать как можно больше понятий, связанных с профилактикой ПАВ и в целом с тематикой ЗОЖ.

Комментарий к занятию

1. Важно, чтобы обучаемые обсуждали свои ответы в группах открыто и не оказывали давления на мнение товарищей. Они должны соглашаться или не соглашаться с идеями, а не с людьми, которые их высказывают. Каждый должен иметь возможность высказаться.
2. Необходимо сделать работу групп целенаправленной и острой, чтобы подростки не утратили интереса к обсуждаемой проблеме.

Реквизит к занятию

«Шкала времени» – каждому.

12 листочков бумаги размером 5ґ5 см для каждого участника.
Листки с описанием результатов мониторинга.

Распечатка к игре «Алфавит».

Занятие 5

Тема: Профилактика распространения ВИЧ

Цель:1. Актуализация всей совокупности знаний учащихся о ВИЧ-инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ-инфекции в мире и в России, профилактика).

2. Осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом.
3. Изменение взгляда на проблему ВИЧ-инфицированных.

Ход занятия

Вводная часть

1. Тест по теме. Школьники получают распечатку теста (cм. на с. 25) и заполняют его в течение нескольких минут.

Профилактика распространения ВИЧ

Возраст: __________ 

Пол:_________ 
Источник вашей информации о ВИЧ/СПИДе
  до настоящего момента: ___

Отметьте варианты вашего ответа в соответствующих графах: В – верно, Н – неверно, ? – не знаю.

Дальнейшее обсуждение будет направлено на коррекцию сведений, имеющихся у школьников, по проблеме ВИЧ/СПИДа.

Тест «Профилактика распространения ВИЧ» (см. приложение)

Основная часть

2. Индивидуальная работа  по анализу информации

Учащимся предлагаются для ознакомления текст «История юноши Т.» и задание для дальнейшего обсуждения: какую информацию о СПИДе и состоянии пациента Т. содержит это сообщение?

Текст «История юноши Т.»

Каждую ночь приходит страх. Тогда Т. бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает своего сына. Это длится 2–3 минуты, пока он немного не успокоится.

Т. из города N, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД? Т. думает, что это еще не доказано на 100%. «Врачи честны по отношению ко мне, – говорит он. – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации». Лицо Т. в морщинах, с впалыми щеками. В течение 4 месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса.
В начале 1974 года юношу поместили в больницу. У него не было особенных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Т. почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы.
Т. уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который может вызвать заболевание СПИДом. В обществе по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Т., что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы. Т. узнал также, что фактически только часть инфицированных заболевает СПИДом.
Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день начались сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали: «Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз: токсоплазмоз».
При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Т. чувствовал себя значительно хуже. Поскольку приобретенный иммунодефицит лечить пока не умеют, врачи искали пути помочь Т. Ему давали таблетки. Он не мог есть, желудок был расстроен.

В первые недели он еще вставал с постели, но с каждым днем становился все слабее. Однажды в туалете случился коллапс: начались судороги, и он упал. После этого Т. около месяца не вставал с постели. Но мать продолжала бороться за его жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с термосом свежего бульона. Хотя лечащий врач считал, что больному осталось жить несколько дней, Т. снова встал на ноги. 1 мая 1985 года его выписали из больницы.

Юноша почувствовал силы и даже немного поправился. Он пытался совершать маленькие прогулки по улице, однако уже через пару сотен метров силы покидали его. Раньше этого парня можно было сравнить с дубом, а теперь от него осталась только тень. Боль не покидала его. Ему стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: «Мне безразлично, что случится. Если это должно произойти, то я не хочу умереть в больнице». Т. умер дома.

3. Обучающая мини-лекция.

Парная работа с дидактическими карточками

Речь учителя разбита на несколько частей, после каждой из них пары учащихся работают над заданиями в дидактических карточках.

Учитель. Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале 70-х гг. XX века. Краткая формулировка прогноза гласила: «В 80-е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью». Предсказание основывалось на двух экологических положениях. 
Первое. В результате успехов медицины многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью. Меры по их уничтожению применялись быстрые и верные, но стратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовало опасаться абсолютной победы – полного уничтожения инфекций. Не остереглись. «Дремавший на задворках биосферы» ВИЧ стал быстро занимать освободившееся место...
Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм.
Позже исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов, но концентрация вируса в них была различна.

Карточка № 1

Изучите предложенную информацию и ответьте: чем объясняется разница в концентрациях вируса в различных жидкостях организма?

Концентрация вируса

Среда обитания

Очень высокая

Кровь, семенная жидкость

Высокая

Вагинальная жидкость, материнское молоко

Низкая

Моча, экскременты

Очень низкая

Пот, слюна, слезы, носовой секрет

(После обсуждения объяснение учителя продолжается.)

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например, в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, он погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным. Какими могут быть эти меры?

Карточка № 2
(выполняет информационно-обучающую функцию)

Изучите предложенную информацию и запишите в тетради ответ на вопрос: «Можно ли убить возбудителя СПИДа?».

1. 50–70-градусный спирт

Несколько секунд

2. Попадание в желудочно-кишечный тракт

Разрушается пищеварительными ферментами, соляной кислотой

3. t° = 56°

30 минут

4. Попадание на кожу

Через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже

5. Кипячение

Мгновенно

6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь)

Мгновенно

 

Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено.
Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным. ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например, при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки (которая особенно предрасположена к повреждению), женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.

(Далее учитель предлагает вопрос: «Что в таком случае должно быть в аптечке любого человека, а особенно носителя ВИЧ?».)
После обсуждения составляется следующий список.

В домашней аптечке должны быть:

70%-ный спирт.

Марганцовка.

Йод.

Лейкопластырь, вата, бинт (для обработки раневых поверхностей).

Резиновые перчатки.

3%-ные и более хлорсодержащие препараты.

6%-ная перекись водорода (для обработки личных вещей и одежды).

4. Упражнение  «Линия риска»

1. Несколько парт сдвигаются боковыми поверхностями.
2. На одном конце такого длинного стола ставится карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует», по центру размещается карточка «Небольшой риск».

3. Участники делятся на 2 команды.

4. Каждая команда получает набор карточек с различными ситуациями контакта с ВИЧ-инфицированным человеком.

5. Игроки должны разложить карточки на те участки линии, которые, по их мнению, наиболее точно отражают степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованного записью на карточке.

Карточки для упражнения могут быть такими:

1. Рукопожатие.

2. Объятия.

3. Поцелуй в щеку.

4. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью).
5. Совместные игры.

6. Чихание, кашель, через слюну.

7. Использование многоразовой посуды в столовой.

8. Домашние животные.

9. Половые контакты.

10. Занятия спортом.

11. Общественные туалеты.

12. Совместная работа и проживание с зараженными людьми.
13. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм.
14. Использование наркоманами общих игл для инъекций.
15. Страстный поцелуй.

В итоге каждая группа выстраивает свою «линию риска», после чего результаты сравниваются и проводится обсуждение на предмет ошибок.

5. Упражнение  «Сеанс одновременной игры»

Задача: выработка собственной модели поведения в критической ситуации.
Учащиеся получают карты, на которых изображена компания подростков и дана инструкция к работе. Необходимо проделать все описываемые действия и сформулировать вывод (заслушать одного ученика).

Инструкция

Перед вами компания подростков. У каждого из них номер от 1 до 15.

Известно, что:

первый соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании);

второй и третий влюблены и верны друг другу – обведи их кружком;

остальные подростки сексуально «общаются»: они легкомысленно меняют партнеров, и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ, – пометь его особо (например, красным цветом);

возьми карандаш и соедини линиями партнеров (кроме № 1, 2, 3);

делай так три раза, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного (лучше разным цветом);

теперь отметь тех, кто контактировал с ВИЧ-инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.

Какой получился результат?

№ 1, 2, 3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны. А остальные? Где был ты в этой игре? Выиграл ты или проиграл?

Подумай и прими решение!

6. Дискуссия по группам

Подростки делятся на 6 групп (3 – в поддержку и 3 – оппоненты) для обсуждения следующих вопросов. По ходу работы материал вносится в таблицу.

Таблица

Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом

Проблема

Аргументы в защиту

Контраргументы

1. Контроль: необходимо создать жесткую систему контроля, сокращающую до минимума возможность заражения СПИДом здоровых людей, через нормативно-правовое регулирование и систему контроля

2. Реабилитация: люди, больные

СПИДом, – полноправные граждане общества, они нуждаются в медицинской и социальной помощи

3. Просвещение: создание системы информированности населения; и формирование положительных нравственных ценностей

После обсуждения происходит ознакомление с Всеобщей декларацией прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ, а также последними данными по лечению и исследованию СПИДа.

В результате формулируются общие выводы:

1. «Природа не терпит пустоты»: пустующая экологическая ниша непременно «заполняется» другой живой системой.
2. СПИД – не только вирусная или социальная болезнь. СПИД – это многофакторный процесс.
3. Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ими пользоваться.
4. СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску.
5.
 Каждый человек сам отвечает за свои поступки.

Подведение итогов

6. Рефлексия

Осуществляется с помощью листов социологического опроса «Личное мнение».

Личное мнение

В жизни каждого человека может сложиться ситуация, когда ему придется как-то взаимодействовать с ВИЧ-инфицированными людьми. Как бы вы лично отнеслись к следующим ситуациям? Остались ли бы вы жить с близким человеком, если бы он заболел СПИДом (cм. таблицу)?

Комментарий к занятию

1. Преподаватель не должен волновать учащихся понапрасну, поэтому объяснять симптомы СПИДа следует спокойно и очень тщательно, так как ученики могут столкнуться со многими из них при обычных болезнях.

2. Во время дискуссии с классом необходимо убедиться, что все идеи были рассмотрены внимательно и ничье мнение не было воспринято с насмешкой.

3. Переходя от одной группы к другой, нужно следить за тем, как ученики воспринимают вопросы и как готовят к ним ответы: быть может, им требуется помощь.

Реквизит к занятию
Текст «История юноши Т.».

Дидактические карточки № 1, 2.

Карточки с обозначением ситуаций риска заражения.
Выдержки из Всеобщей декларации прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ (по одной на группу).

Приложение

Тест «Профилактика СПИДа»

1. Вы можете носить ВИЧ в крови и не знать об этом

2. Вы можете быть больны СПИДом и выглядеть здоровым

3. Мать с ВИЧ-инфекцией может передать ее своему ребенку

4. СПИД может быть вылечен, если начать лечение рано

5. Вы можете заразиться ВИЧ через укус насекомого

6. Вы можете заразиться ВИЧ при сдаче крови

7. ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу

8. Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ

9. Учащиеся, больные СПИДом, должны посещать занятия

10. Думаю, что могу говорить с моим сексуальным партнером об использовании презервативов

11. Вы можете предохранить себя от ВИЧ обмыванием после сексуального контакта

12. Это предусмотрительно – избегать нахождения рядом с человеком, имеющим ВИЧ/СПИД

13. Если некто получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ, ему/ей

не нужно беспокоиться о СПИДе

14. Использовать общие иглы с друзьями при прокалывании ушей, татуировании

или употреблении наркотиков не опасно

15. Я поощряю своих друзей практиковать более безопасный секс

16. Только взрослые болеют СПИДом

Правильное использование резинового презерватива предохраняет от заражения ВИЧ

18. Вы можете заразиться ВИЧ:

а) в плавательном бассейне;

б) через сиденье унитаза;

в) находясь в кабинете врача;

г) при небезопасном сексуальном контакте;

д) при объятиях с человеком, больным СПИДом

19. Вы можете защитить себя от ВИЧ:

а) не занимаясь сексом;

б) используя противозачаточные таблетки;

в) правильно используя презервативы;

г) избегая грязных мест общего пользования

20. Женщины передают ВИЧ мужчинам

21. Вирус иммунодефицита человека:

а) быстро погибает вне организма;

б) находится в воздухе;

в) находится в крови, сперме, вагинальной жидкости

22. Анализ на ВИЧ-антитела показывает, имеется или нет ВИЧ-инфицирование

23. СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям

24. Люди без симптомов не могут быть источником ВИЧ

25. Все люди с ВИЧ должны быть изолированы

Занятие 6

Тема: Написание эссе

Цель:

1) cтимулирование здорового образа жизни подростка;
2) доказывание в игровой форме пагубного влияния на организм алкоголя, наркотиков и табакокурения;
3) формирование отвращения к психоактивным веществам.

     Эссе – это письменная форма, в которой отражаются впечатления, мысли и опыт человека, связанные с определенной проблемой. Тематика может относиться:

* к описанию собственного опыта в связи с темой занятия, например: «Как я понял свою ответственность за собственное здоровье»;
* к осмыслению своих трудностей, например, «Мои жизненные фобии»; 
* к биографии подростка;
* к изложению рассуждений учащегося на определенную тему: «Что я думаю об этой проблеме?».

    По теме курса могут быть также изготовлены газеты, служащие стендовыми докладами при обучении. В качестве замены эссе можно использовать игру «Мы выбираем жизнь».

Игра «Мы выбираем жизнь»

1. Вводная часть

Правила игры

Учащиеся делятся на две команды. Дается время на то, чтобы придумать им названия и выбрать капитанов. Затем ребятам предлагается совершить путешествие по трем станциям: Игровой, Творческой и Интеллектуальной (их роль выполняет кабинет для занятий). Подросткам выдается маршрутный лист (он составляется так, чтобы на каждой станции находилась только одна команда).
У каждой станции имеется смотритель (учитель или организатор), который проводит по два конкурса. Конкурс оценивается определенным количеством баллов (от 10 до 30). 
Если предлагаемое задание не выполняется, то баллов команда не получает. 
После того как команды пройдут все станции, происходят подсчет баллов и определение победителя.

2. Основная часть

Станция Творческая

1-й конкурс

Проводится по принципу буриме. Участникам дается набор слов, например: жизнь, прожить, здоровье, сохранить, – которые они должны использовать для составления четверостишия, посвященного здоровому образу жизни и борьбе с вредными привычками. Время выполнения задания – 3 минуты. Оценивается в 15 баллов.

2-й конкурс

Ребятам предлагается сочинить оду или гимн здоровому образу жизни. (Они могут быть и не в стихотворной форме. Самое главное, чтобы ода или гимн превозносили все прелести здорового образа жизни). 
Перед выполнением задания можно дать толкование понятию «ода» – торжественное произведение, которое предназначено для восхваления какого-либо героя, явления, предмета. На выполнение отводится 7 минут. Оценка – 25 баллов.

Станция Интеллектуальная

1-й конкурс

Подросткам предлагаются загадки-стихотворения, где дается описание последствий вредных привычек. Задача участников – определить, о чем идет речь.

1. Цвет лица землист. А он не старый.
В доме холод, грязь... и тишина...
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен... а он при всем при том
Человеком был сначала. 
Тенью человека стал потом.
(Употребление наркотиков, наркомания.)

2. Идет, шатаясь, по дороге,
Совсем не чувствует мороза.
В глазах темно, и печень ноет,
Вдруг закружилась голова,
И, не дойдя чуть-чуть до дома,
Заснул в сугробе до утра.
(Употребление алкоголя, алкоголизм.)

3. Желтые зубы, запах отвратный,
В легких повсюду черные пятна.
Он целые сутки в любую погоду
Стоит за углом, наклонившись над спичкой.
Он ищет для этого случай удобный,
Никак не избавясь от вредной привычки.
(Табакокурение.)

Оценка – 10 баллов.

2-й конкурс

«Словесная дуэль». Участники – смотритель станции и капитан команды. Смотритель называет первый минус вредных привычек, его оппонент – капитан – второй и т.д. Задача последнего состоит в том, чтобы перечислить как можно больше отрицательных последствий пагубных привычек. Каждый названный минус оценивается в 10 баллов.

Возможные минусы:
1. Вредные привычки приводят к опасным заболеваниям (можно перечислить болезни, вызванные употреблением наркотиков, алкоголя и табакокурением).
2. Они делают человека непривлекательным (действие пагубных привычек отражается на внешнем виде: желтые зубы при курении, затуманенный взгляд при приеме алкоголя и т.д.).
3. Наркотики, алкоголь и сигареты стоят денег.
4. Алкоголь и наркотики могут привести к нарушению закона (вождение автомобиля в нетрезвом виде, хулиганство, драки).
5. Вредные привычки подрывают доверие к людям.
6. Человек становится асоциальным элементом, выпадает из жизни общества.
7. Вредные привычки иногда приводят к летальному исходу (смерть от болезней сердца, рака легких, автокатастрофа в состоянии алкогольного опьянения).

Станция Игровая

1-й конкурс

Смотритель показывает участникам определенное гимнастическое упражнение (например, рывки руками на уровне груди или махи ногами). Задача команды состоит в том, чтобы выполнить его так, как это сделало бы какое-нибудь животное, например, медведь (возможны разные варианты).
Примечание. Конкурс выполняется под музыкальную нарезку (быстрая музыка чередуется с медленной, классические мелодии – с современными композициями), длительность которой – 3 минуты.
Главный принцип: никто из участников команды не должен останавливаться, движения соответствуют темпу и ритму музыки. Оценка – 25 баллов.

2-й конкурс

Смотритель станции выдает участникам план. На нем схематически изображается кабинет, который выполняет роль станции, и крестиками указываются места, где находятся подсказки.
Подсказки – это ключевые слова, служащие для описания вредной привычки или ее последствий. На задание дается 7 минут. 
Если за это время команда не сможет найти все подсказки, то ей придется называть вредную привычку по имеющимся подсказкам. Оценка – 25 баллов. В случае неправильного ответа команда баллов не получает.

3. Подведение итогов

В конце игры подводится итог, команда-победительница награждается «Дипломом за самое успешное противостояние употреблению ПАВ».

4. Реквизит:

бумага;
ручки или карандаши;
маршрутные листы;
планы;
карточки с загадками-стихотворениями.

______________

Список литературы

  1.  Выбираю жизнь: Программа Д.О.М./ Учеб.-метод. пособ. для сотрудников правоохранительных органов и учителей / С.В, Горанская, О.С. Баранова.- 2-е изд. – Петрозаводск: Петро-Пресс, 2002.
  2.  Дзятковская, Н. Е., Михайлова, М.Ю., Дьякова, М.Б. и др. Профилактика социальных болезней, наркомании в структуре здоровьесберегающего образования: Метод. рекомендации /[Текст] Н.Е. Дзятковская. – Иркутск, 2003.
  3.  Колесова, Л. С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ- инфекции // Педагогика. – 2002. - № 1. – с. 34-41.
  4.  Личко, А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков// Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: НИИ им. В.М.Бехтерева,1991.- С.9-15
  5.  Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних/[Текст] Н.Ю. Максимова.   – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. -384 с
  6.  Николаева, Л.П., Колесов,  Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя /[Текст] Л.П. Николаева.– М.; Воронеж, 2000.-64с.
  7.  Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте «Обучение жизненно важным навыкам» / Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.. – СПб, 2002.
  8.  Родионов, В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов: федеральная программа книгоиздания России/[Текст] В.А. Родионов.   – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77392. Экологические проблемы энергетики 78 KB
  При сжигании ископаемых топлив образуется множество различных загрязнений: оксиды азота сернистый газ зола а также тяжелые металлы и канцерогенные углеводороды. Структура первичных загрязнителей воздуха Основные источники Доля в общем количестве выбросов Оксид углерода CO Углеводороды CmHn Оксиды серы SOx Оксиды азота NOx Твердые частицы Выбросы двигателей транспортных средств 58 52 – 51 3 Промышленное производство 11 14 20 1 51 Электростанции 2 2 78 44 26 Складирование твердых отходов 8 4 1 2 5 Испарение растворителей – 27 – – – Лесные...
77393. Общие сведения о возобновляемых источниках энергии 81.5 KB
  Общие сведения о возобновляемых источниках энергии. В отличие от традиционной энергетики энергетика возобновляемых источников базируется не на запасах вещества а на природных потоках энергии. Классификация возобновляемых источников энергии.
77394. Солнечная энергия и методы ее преобразования 102 KB
  В отсутствие тока вследствие теплового движения электроны из nобласти будут переходить в pобласть и там рекомбинировать с дырками а дырки из pобласти – в nобласть и рекомбинировать с электронами. Поэтому в nобласти вблизи границы раздела появится положительный объемный заряд а в pобласти – отрицательный объемный заряд; nобласть приобретет положительный потенциал и энергия электрона в ней станет меньше а потенциал pобласти сделается отрицательным и энергия электрона в ней увеличится. Энергия же положительных дырок будет больше...
77395. Ветровая энергия и методы ее преобразования 66 KB
  Наиболее важным параметром, характеризующим энергетический потенциал ветра, является его скорость. Кинетическая энергия потока воздуха рассчитывается по формуле, Дж