20
Административный процесс и административно-процессуальное право
Контрольная
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Предмет, методы, источники и система административно-процессуального права. Дисциплинарное производство, производство по реализации материальной ответственности и контрольно-надзорное производство.
Русский
2012-05-26
44.05 KB
67 чел.
Вопросы:
До середины 60-х годов на базе гражданского и уголовного процесса. На первый план выдвигалась их юрисдикционной сферы.
Современное российское право регулирует:
Гражданский процесс
Уголовный процесс
Конституционный процесс
Законодательный процесс
Арбитражный процесс
Административный процесс
Бюджетный процесс
Другие…
Каждый вид процесса регулируется соответствующими законодательными актами.
Из всех разновидностей процессов: Гражданский процесс, Уголовный процесс и Административный процесс претендуют на звание отрасли.
Процесс
По Бахраху юридический процесс это разновидность социального процесса,
Процесс это такая деятельность, с помощью которой решение органов государственной власти облачается в предусмотренную законом юридическую форму (правовые акты).
У каждого вида процесса есть свой властный источник (соответствующая ветвь государственной власти)
С одной стороны административный процесс включает в себя ряд производств.
С другой стороны это ряд стадий.
Это не любая властная деятельность, а юридическая по содержанию, деятельности и результату.
Смысл в достижении предусмотренного законом юридического результата.
Общепринятое понятие административного процесса порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательный действий, совершаемых с целью реализации норма административного права.
Административный процесс, его составляющие базируются на принципах процессуальной деятельности.
Принципы административного процесса:
В отечественной правовой науке есть устойчивое убеждение о структуре процесса:
Гражданский процесс: Виды производств:
Конституционный процесс:
Уголовный процесс:
Структуру административного процесса следующие производства:
Для всех жалоб общим является информация о нарушении права человека, которое порождает определённые правовые последствия.
3 вида производств:
Эти группы связывает коренная, общая связь административного процесса.
Все виды производств
Существующие административно-процессуальные нормы с учётом федерального устройства в группы:
Предмет, метод, источники и система Административно-процессуального права
Предмет регулирования первый признак выделения отрасли.
Административно-процессуальное право отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной сласти и субъектов российской федерации, а так же иными компетентными субъектами.
Элементы предмета процессуальной отрасли права:
Виды отношений административно-процессуального права:
Простое отношение регулируется материальной нормой административного права.
Предметом административно-процессуального права материально-правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления и административно-процессуальная процедура их реализации.
Основа системы норм:
Образуют: административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников процесса; регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления; Регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
Образуют: нормы, регулирующие различные производства
Дисциплинарное производство
Административно-процедурные и административно-юрисдикционные производства.
Административно-юрисдикционное производство в дисциплинарном производстве.
Дисциплинарное производство - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов по применению дисциплинарных взысканий.
Базовый документ Трудовой кодекс
Отдельные виды трудовых отношений регулируются специальными актами: указы Президента и т.д.
Дисциплинарное взыскание всегда налагается руководителем.
Принципы:
Основными качественными свойствами правоспособности:
Субъекты производства: Работник, работодатель… Иные субъекты: Общественные формирования, аттестационные комиссии.
Мнение профсоюза подлежит обязательному учёту в указанных законом случаях.
Простое производство включает 2 стадии:
Когда не требуется дополнительной проверки, Виновный осознаёт свою вину и раскаивается в своём поведении
Сложное производство:
Производство по реализации института материальной ответственности.
Связано с применением имущественных санкций
Отличается от гражданской ответственности:
Материальная ответственность вид дисциплинарного принуждения.
Законодательные акты:
Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим возмещения причинённого им ущерба или вреда, но само по себе оно не исключает привлечение лица к дисциплинарной ответственности.
Особенности:
4, 5 и 6 обязательные условия
Материальная ответственность может быть ограниченной и полной.
Полной ущерб возмещается в полном объёме. Если ущерб причинён не при исполнении служебных обязанностей. Привлекаются администрацией либо судом по иску администрации.
Ограниченная не более месячного заработка.
Круг субъектов: работодатель и работник (командир и подчинённый).
Может выступать коллективный субъект: когда нельзя разграничить степень вины каждого причинителя вреда.
Стадии материального производства:
Возбуждение производства:
Основание обнаружение материального ущерба.
Способы обнаружения:
Контрольно-надзорное производство
Контрольно-процессуальное производство как главный элемент контрольного процесса взаимообусловленные действия, образующие совокупность контрольных правоотношений.
Характеристики Контрольно-надзорного производства:
Участниками этого производства: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, органы местного самоуправления, общественные объединения, государственные служащие, служащие общественных организаций, и иных не государственных организаций.
Граждане участвуют как сторона административного спора, как лица, в отношении которых ведётся контрольно-надзорное производство, как потерпевшие, как свидетели, как защищающие права других.
Принципы:
Стадии контрольно-надзорного производства:
Способы осуществления:
Гарантии контрольного производства:
Контроль органов законодательной представительной власти осуществляется на уровне РФ и её субъектов.
Объём контрольных полномочий палат СФ не велик (принадлежат в основном ГосДуме)
Контрольные полномочия представительных органов субъектов закреплены в ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов федерации» и в уставах, конституциях субъектов.
Законодательный орган вправе: 1) обратиться к указанным лицам и органам исполнительной власти с предложением внесения изменений в эти акты 2) принять решение об отмене этих актов 3) Обжаловать в судебном порядке.
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечить дисциплину в порученных им сферах. Контроль органов делится на виды:
Общий контроль
Ведомственный контроль
Надведомственный контроль
Общий контроль связан с действием органов общей компетенции.
Контрольные функции органов субъектов: Контроль за соблюдением правил использования земель, вод, лесов и недр, за соблюдением утверждённых проектов строительства
Ведомственный контроль контроль министерствами не имеющими подведомственных им агентств и служб. Соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, а так же своих актов.
В субъектах соответствующие министерства, ведомства (органы отраслевой компетенции)
Надведомственный контроль контроль межотраслевыми органами (службы, агентства).
Осуществляет минфин и минэкономразвития и финансов.
Функция судебного контроля обеспечение законности, правовая оценка актов органов.
Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Общий надзор органов прокуратуры
Возложено осуществление надзора за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ и надзорная деятельности включает ряд отраслей, одной из которых одним является общий надзор. Предмет надзора: Соблюдение Конституции и исполнение законов, федеральными министерствами, службами, иными органами исполнительной власти, представительными и законодательными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Соответствии законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Не осуществляет надзор за актами Президента.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей деятельности методы:
Итогами справки, в который анализ нарушений законности, причин и условий, меры по устранению.
Выясняется, нарушены ли законные интересы граждан и организаций.
Понятие и субъекты административного надзора.
Атрибут административной власти.
Наблюдение за целесообразностью деятельности.
Надзор ограниченный или суженный контроль.
3 типа надзора: прокурорский, административный и судебный.
Отличие административного надзора: властными субъектами надзорной деятельности структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти! Главная цель: Обеспечение безопасности граждан общества и государства. Всегда специализирован и направлен на соблюдение специальных правил (санитарные, таможенные), а не на соблюдение законности в целом. За конкретными объектами производится систематически и носит инициативный характер. Осуществляется субъектами функциональной власти, наделёнными надведомственными полномочиями. Связан с широким применением административного принуждения.
Административный надзор надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны он средство административного воздействия и вид административно-распорядительной деятельностью, а с другой он часть государственного надзора и способ обеспечения законности.
Разновидности административного надзора:
Группы надзорный органов:
Направления деятельности административного надзора:
Негативный эффект:
Масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений. Создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции. В одних организациях проверки проводятся часто, иногда проверяет сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.
Поводы для внеплановых проверок:
Процессуальным основанием для проверки соответствующий акт компетентного государственного органа (приказ, распоряжение).
Государственный контроль за безопасностью дорожного движения
Начальник ГИБДД по должности главный государственный инспектор безопасности движения.
Экономическая деятельность любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения экономическо-хозяйственной выгоды от её осуществления.
Существует 3 сектора экономики:
Товарный рынок
Деятельность субъектов специализируются по отраслям: сельхоз, промышленность и т.д.
Разновидности: Маркетинговая(исследование рынка), инновационная (по созданию и использованию интеллектуальных идей. Сферы: организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, создание новых образцов техники, потентно-лицензионная деятельность).
Финансовый рынок.
Охватывает экономическую предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанное с кредитованием и предоставлением иных услуг финансового характера.
Банковская деятельность, инвестиционная, оценочная и т.д.
Рынок ценных бумаг.
Включает многие виды предпринимательской деятельности.
Брокерская деятельность, дилерская деятельность, клиринговая деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Носит вторичный характер по отношению к товарному рынку.
Объектом государственного регулирования и управления в области экономике может выступать различные составляющие структурные элементы как-то:
Субъектами государственного регулирования области экономики государственные органы всех ветвей государственной власти, действующие в установленном законом порядке и формах присущими им методами регулирующего воздействия.
Выделяются целые отрасли законодательства, предпринимательское право, корпоративное право и т.д.
Важнейшей составной частью государсвенного регулирование административно-правовое регулирование, целью которой является регулирование отношений.
административно-правовое регулирование Государственное управление, как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной властью, целью и сутью которой является: Организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.
Направления межотраслевого экономико-правового регулирования:
«Концепция управления государственным имуществом»
Агентство по управлению федеральным имуществом, федеральное агентство кадастрового управления недвижимостью.
Федеральная антимонопольная служба и служба по финансовым рынкам
Банк России и другие кредитные организации и представительства иностранных банков.
Основы средства: Нормирование качества окружающей природной среды, установление определённых экологических требований в обращении с отходами, государственная экологическая экспертиза, экологические требования различных видов деятельности.
Министерство природных ресурсов, агентство по недропользованию
Средства: Государственная регистрация физических и юридических лиц как субъектов предпринимательской деятельности; Государственное лицензирование отдельных видов экономической деятельности; Особый разрешительный порядок регулирования некоторых особо контролируемых государством действий и операций.
Объект многочисленные процессы: формирование минимальных доходов и уровня жизни населения, социального обслуживания некоторых категорий граждан; становление рынка рабочей силы, установление и поддержание партнёрских отношений работник работодатель; Обеспечение должных социально-трудовых условий и гарантий труда работников и их гарантий
Общее руководство правительство.
Образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
Элементы:
Государственное регулирование в отраслях культуры.
Культурная деятельность: Деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Государственное регулирование здравоохранения, социального обслуживания и защиты населения.
Совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.
Медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, по санитарно-эпидемиологическому состоянию населения
Органы социального страхования…
Социальное обслуживание деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психилого-педагогических.
Система социальных служб:
Государственная система
Муниципальная система
Социальное обслуживание, осуществляемое предприятиями и учреждениями иных форм собственности.
Управление в политической сфере.
Жизненно важные интересы: совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивать существования возможностей прогрессивного развития.
Функции системы безопасности:
Общее руководство: Президент
Силы обеспечения безопасности: вооружённые силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, органы внешней разведки, органы обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и высших должностных лиц, МЧС, пограничные и внутренние войска и т.д.
Общегосударственные средства: особые правовые режимы жизнедеятельности населения.
Чрезвычайное положение особый порядок деятельности. Его введение- чрезвычайной мерой. Цель устранение обстоятельств, послужившим обстоятельством для его введения.
Вводится указом президента. Срок для РФ 30 дней, для отдельных частей 60 суток.
Режим охраны государственной тайны.
Государственный порядок оборота оружия.
Всё оружие разделяется: Гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
Разрешительно-лицензионная деятельность связан с необходимостью получения предварительного разрешения уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц на приобретение и использование некоторых предметов, а так же осуществление определённых действий потенциально опасных для возможных нарушений стабильности существующего общественного порядка и общественной безопасности.
Государственное управление внешними связями.
Иностранные дела область внешнеполитической деятельности, связанная с осуществлением разнообразных связей страны с государствами и иностранными организациями и представляющая собой комплекс мер дипломатического, осуществляемых в целью обеспечения защиты общегосударственных интересов и создание необходимых благоприятных условий для решения внутренних задач.
Управление обороны Российской Федерации
ФЗ «Об обороне»
Военная организация: Вооружённые Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а так же органы управления ими. В военную организацию входят часть промышленного и научного комплекса страны. Вооружённые силы состоят из: центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, и организаций, которые входят в виды и рода войск вооружённых сил в тыл вооружённых сил и в войска не входящие в виды и рода войск РФ
Вывод.
Организация обороны: Прогнозирование, оценка военной опасности и военной угрозы, разработка основных положений военной политики и положений военной доктрины, правовое регулирование в области обороны, поддержание в необходимой готовности вооружённых сил, производство, совершенствование систем управления ВС, планирование перевода Органов власти на работу в режиме военного времени и мобилизационная подготовка органов власти.