20078

ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. БОКОВОЙ ЗАЗОР. МЕРТВЫЙ ХОД. УСТРОЙСТВА ВЫБОРКИ МЕРТВОГО ХОДА

Доклад

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

в которых движение передается и преобразуется за счет зацепления зубьев колес. По расположению и форме зубьев прямозубые косозубые и шевронные По назначению силовые кинематические и скоростные . По профилю зубьев в приборостроении нашли применение эвольвентное и часовое зацепление упрощенный профиль. уменьшать число зубьев трибки до z = 6 сохраняя плавность но при этом передаточное отношение перестает быть строго постоянным.

Русский

2013-07-25

82 KB

16 чел.

ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. БОКОВОЙ ЗАЗОР. МЕРТВЫЙ ХОД. УСТРОЙСТВА ВЫБОРКИ МЕРТВОГО ХОДА.

Зубчатые передачи являются механизмами. в которых движение передается и преобразуется за счет зацепления зубьев колес. В машиностроении колесо меньшего диаметра называется шестерней, а в приборостроении - трибом.

Особенности ЗМ приборостроения: мелкомодульные передачи, большие передаточные отношения (до 15 в одной ступени), соизмеримость погрешности изготовления мелкомодульных с их размерами, осущ-е передач с увеличеными боковыми зазорами, малые диаметры посадочных поверхностей по сравнению с диаметрами делительных окружностей.

По расположению геометрических осей - цилиндрические, конические, гиперболоидные.

Цилиндрические зубчатые колеса бывают с внешним и внутренним зацеплением.

По расположению и форме зубьев - прямозубые - !-!, косозубые - ! / ! и шевронные   -  ! \/ !  

По назначению - силовые, кинематические и скоростные . Нормируются по нормам точности, плавности, пятна контакта, виду сопряжения, виду допуска на боковой зазор и т.д.     Пример обозначения -    7-8-8-Gf.

По профилю зубьев - в приборостроении нашли применение  эвольвентное и часовое зацепление (упрощенный профиль). Профиль зуба м.б. также циклоидальный, треугольный и т.д.

Часовое зацепление (см. рис.) м-но рассматривать как циклоидальное, у кот. ножки зуба очерчены прямыми. Позвол. уменьшать число зубьев трибки до z = 6 сохраняя плавность, но при этом передаточное отношение  перестает быть строго постоянным.                          

Основные параметры ЗК:   число зубьев  Z,   диаметр делительной окружности D,  модуль зацепления  m = D1 / Z1 = D2 / Z2 .     Все параметры выражаются через модуль.   

ЗК м.б. со сплошным диском либо с отверстиями трапециедальной или круглой формы в диске колеса для уменьшения момента инерции.

Вместо ЗК м. применяться  зубчатые сектора, если работает не на полный оборот.

Вместо зубчатого колеса может использоваться зубчатая рейка, когда вращательное движение преобразуется в поступательное и наоборот.  

При работе зубья соприкасаются только одной рабочей поверхностью. Боковой зазор j, измеряемый по нормали к профилям зубьев образуется за счет отрицательных допусков на толщину зуба при изготовлении. Он позволяет компенсировать температурную деформацию, погрешности межосевого расстояния, прогибы валов и зазоры в опорах, предотвращает заклинивание, также обеспечивает нормальные условия смазки.

 Гарантированный боковой зазор устанавливается в зависимости от видов сопряжений ЗК и вида допуска на боковой зазор независимо от степеней точности ЗК и передач  и обеспечивается комплексом нормированых показателей.

Кинематический мертвый ход обеспечивается наличием бокового зазора, определяется углом поворота одного колеса при неподвижном другом. Особенно нежелательно для реверсивных механизмов, т.к. приводит к появлению на характеристике гистерезиса и снижению точности , к дополнительным динамическим нагрузкам в высоко нагруженных передачах.  

При одном и том же зазоре ЗК с меньшим числом зубьев имеет больший мертвый ход.

Выборка мертвого хода по схеме разрезных зубчатых колес.

ЗК 1 и 2 имеют возможность вращаться вокруг общей оси. ЗК   2   жестко связано с валом  4.   ЗК 1  вращается вокруг вала свободно. Выборка  осуществляется с помощью пружин 3, кот. стремятся развернуть ЗК в противоположные стороны => достигается контакт с сопряженным колесом с двух сторон профиля.

Колеса имеют одинаковый модуль и число зубьев.  При сборке обеспечивается некоторое усилие на пружину проворотом ЗК 1 относительно ЗК 2.   В прецезионных механизмах при необходимости получения max-го КПД необходим контроль развиваемого пружиной момента. Момент, развиваемый пружинами, должен в 1,5-2 раза превышать момент передачи – для исключения упругого мертвого хода. В беззазорной передаче повышенное трение. Смазка- солидол- вязкая невысыхающая. Вместо пружин растяжения м.б. установлены пружины сжатия.

 Выборка уменьшением межосевого расстояния.

При вращении эксцентриковой втулки 2 изменяется межосевое расстояние l, 1-ведомое колесо,   3-корпус,   е - величина эксцентрисетета.

Ось ЗК 2 установлена в коромысле 3, которое может поворачиваться относительно корпуса. Выборка бокового зазора осуществляется прижатием колеса 2 к колесу 1 с помощью пружины 4, т.е. изменением межосевого расстояния. Устройство не чувствительно к температуре, загрязнениям, деформациям несущих элементов, но неудовлетворительно работает при вибрациях и ударах.

Если угол поворота ЗК ограничен и имеется возможность создания силового замыкания (например, если в механизме обеспечено самоторможение, т.е. КПД <0.5), то для выборки мертвого хода не обязательно изменять межосевое расстояние или использовать разрезное колесо, а достаточно обыкновенное ЗК или сектор связать со спиральной пружиной, у которой другой конец соединен с неподвижной деталью механизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19606. Техніка. Короткі відомості з історії розвитку техніки 31.2 KB
  Техніка і технологічні процеси виготовлення виробів з конструкційних матеріалів Урок 8. Техніка. Короткі відомості з історії розвитку техніки 1 год. Мета. Засвоєння знань про історію розвитку техніки та роль машин у сучасному виробництві і побуті як знарядь праці; п
19607. Типові та спеціальні деталі. Види з’єднань 28.39 KB
  Урок 9. Типові та спеціальні деталі. Види з’єднань 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про типові та спеціальні деталі види з’єднань формування практичних вмінь у з’єднанні деталей. Розвиток в учнів пам’яті. Виховання основ культури праці. Об’єкт навчальної праці: мех...
19608. Ознайомлення з механізмами у шкільній майстерні 77.59 KB
  Урок 10. Ознайомлення з механізмами у шкільній майстерні 1 год. Мета. Засвоєння знань про графічне зображення механізмів кінематичні схеми. Формування вмінь виконувати графічне зображення деталей і механізмів. Розвивати просторову уяву. Виховувати інтерес до технік...
19609. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 31.79 KB
  Урок 11. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про виробничий процес етапи виготовлення виробу вимірювання і розмічання; формування вмінь вимірювати і розмічати заготовки. Розвивати т
19610. Прийоми пиляння фанери ножівкою 58.93 KB
  Урок 12. Прийоми пиляння фанери ножівкою 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про способи пиляння деревини. Засвоєння вмінь виконувати пиляння фанери ножівкою. Розвивати окомір. Виховувати акуратність дисциплінованість. Об’єкт навчальної праці: кухонна дошка Облад...
19611. Прийоми пиляння фанери лобзиком 26.59 KB
  Урок 13 14. Прийоми пиляння фанери лобзиком 2 год. Мета уроку. Формування вмінь виконувати пиляння фанери лобзиком; закріплення знань про пиляння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставлення до праці. Об’єкт нав...
19612. Свердління отворів коловоротом і ручним дрилем 55.43 KB
  Урок 15. Свердління отворів коловоротом і ручним дрилем 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про будову і принцип дії коловорота та ручного дриля; формування вмінь користуватись ручним дрилем та коловоротом. Розвивати окомір точність. Виховувати економне ставлення до ма...
19613. Обпилювання фанери рашпілем, напилком. Шліфування фанери наждачною шкуркою 28.34 KB
  Урок 16. Обпилювання фанери рашпілем напилком. Шліфування фанери наждачною шкуркою 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про прийоми обпилювання фанери рашпілем напилком; формування вмінь виконувати операції обпилювання та шліфування. Виховувати елементи культури пра
19614. Комплексні роботи 20.79 KB
  Урок 17 18. Комплексні роботи 2 год. Мета уроку. Формування вмінь застосовувати набуті знання та навички в процесі різання матеріалів свердління шліфування. Виховувати акуратність та організованість під час виконання робіт. Об’єкт навчальної праці: кухонна дошка.