20153

Нормативно-правовые акты об охране труда

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Основные законодательные акты об охране труда. Конституция Украины как основной источник охраны труда. Кодекс законов о труде Украины. Основные положения Закона Украины Об охране труда. Подзаконные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда. Локальные нормативно- правовые акты в сфере охраны труда.

Русский

2014-10-12

95.5 KB

22 чел.

Тема № 2. Нормативно-правовые акты об охране труда.

  1.  Основные законодательные акты об охране труда.
  2.  Конституция Украины как основной источник охраны труда.
  3.  Кодекс законов о труде Украины.
  4.  Основные положения Закона Украины "Об охране труда".
  5.  Подзаконные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда.
  6.  Локальные нормативно- правовые акты в сфере охраны труда.
  7.  Международно-правовые акты по вопросам охраны труда.

  1.  Основные законодательные акты об охране труда.

   Составляющими охраны труда является законодательство о труде.          

Основные положения об охране труда в Украине установлены и регламентируются Конституцией Украины, Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об охране труда», другими законами Украины, а также разработанными в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

 

        Закон Украины "Об охране труда" Статья 3. Законодательство об охране труда

                   Законодательство об охране труда состоит из  данного  Закона, Кодекса законов о труде Украины,  Закона Украины "Об общеобязательном  государственном  социальном страховании вот несчастного случая  на  производстве   и   профессионального   заболевания,   повлекших потерю трудоспособности"   и  принятых в соответствии с ими нормативно- правовых актов.

                   Если международным  договором,  согласие  на  обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие нормы, чем то, которые предусмотрены законодательством    Украины    об   охране   труда, применяются нормы международного договора.

Это значит, что следует исходить из приоритета норм международного права перед нормами национального законодательства об охране труда.

Правовой основой законодательства об охране труда является Конституция Украины,

Кодекс законов о труде Украины

Основы законодательства Украины о здравоохранении" от 19.11.1992 г.

определяют правовые, организационные, экономические  и  социальные  принципы  здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой  отрасли  с целью обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной  жизни  граждан, устранения факторов, которые вредно влияют на их  здоровье, предупреждение и снижение    заболеваемости, инвалидности  и смертности, улучшения наследственности.

Законы Украины :

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" 25.06.1991 определяет правовые, экономические  и  социальные  основы организации  охраны  окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

"Об охране труда" вот 14.10.1992 г.,

О пожарной безопасности" вот 17.12.1993 г.,

Определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины. Законом установлено, что обеспечение пожарной безопасности объектов возлагается на руководителей этих объектов.

Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, независимо от форм собственности, осуществляется государственной пожарной охраной.

"Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" вот 08.02.1995,

"Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" вот 24.02.1994 г.

Для обеспечения права (ст. 43 К) в 2001 г. был создан еще 1 вид страхования социального страхования - страхования вот несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Правовые основы и механизм действия такого страхования определен Законом № 1105 "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности" от 23.09.1999 и другие нормативно- правовые акты.

Все нормы, которые соответствуют законодательным и нормативным актам об охране труды, которые действуют в Украине, можно разделить на 4 группы.

1) требования относительно охраны труда при проектировании производственных объектов и средств производства.

Ст. 21 Закона запрещает строительство производственных объектов, изготовление новых технологий и средств коллективной и индивидуальной  защиты работающих без экспертизы (проверки) проектной документации и ее соответствия нормативным актам об охране труда.

Машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические процессы, которые внедряются в производство и в стандартах на которых есть требования относительно обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья людей, должны иметь сертификаты, которые удостоверяют безопасность их использования, выданные в установленном порядке.

Обеспечение безопасности труда во время работы на предприятии предусматривает вторая группа норм (ст. 17, 18):

порядок проработки и утверждения положений, инструкций и других актов об охране труды, которые действуют в пределах предприятия; должностное лицо осуществляет контроль за соблюдением работниками требований относительно охраны труда; а работник обязан знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда.

К третьей группе можно отнести нормы, которые регламентируют выдачу работникам спецодежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств и обеспечения лечебно-профилактическим питанием (ст. 8).

Не менее важное значение имеют требования относительно обязательного медицинского осмотра работников определенных категорий (ст. 17), обучение работников при принятии на работу и в процессе работы по вопросам охраны труда (ст. 18), а также финансирование мероприятий, которые обеспечивают соответствие условий труда нормативным требованиям и повышениям существующего уровня охраны труда на производстве.

В четвертой группе норм значительное внимание предоставляется органам государственного надзора и общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда (ст. 38), а также ответственности за нарушение законодательных актов об охране труда (ст. 43).

2. Конституция Украины как основной источник охраны труда.

Согласно Конституции Украины наивысшей социальной ценностью является человек, его жизнь, здоровье и безопасность (ст. 3).

В ст. 43 Конституции записано: "Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себя на жизнь трудом, который вон свободно избирает или на который свободно соглашается",

"Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не нижет тот, которая определена законом",

«Использование труда женщин, несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается».

Каждый работающий  имеет право на отдых (ст. 45 Конституции).

Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время.

Ст. 46 Конституции:

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельств,  а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Ст. 49 Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

  1.  Кодекс законов о труде Украины.

Среди законов прежде всего необходимо назвать кодифицированный источник трудового права — Кодекс законов о труде Украины, утвержденный Законом УССР от 10 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 июня 1972 г.

Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей. За последние годы были внесены существенные изменения и дополнения в КЗоТ в связи с принятием важных законодательных актов.

Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всестороннюю охрану трудовых прав работников. Право на труд реализуется заключением трудового договора.

Четыре главы КзоТ от 10.12.1971 г.:

глава XI «Охрана труда»,

глава XII «Труд женщин»,

глава XIII «Труд молодежи»,

глава XVIII «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде»),

4. Основные положения Закона Украины "Об охране труда".

Основополагающим законодательным актом в сфере охраны труда является Закон Украины „Об охране труда", который распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо  от форм собственности и видов их деятельности, на всех работающих, а также привлечены к труду на этих предприятиях.

Верховный Совет Украины 14 октября 1992 года принял Закон Украины „Об охране труда".

Этот Закон определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

Специфической особенностью украинского Закона, которая регламентирует правовую основу охраны труда, является высокий уровень прав и гарантий работникам.

Впервые в истории государства работникам предоставлено право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация опасная для жизни или здоровья.

Расширены права работников в социальных гарантиях.

К положительным моментам Закона Украины „Об охране труда" принадлежит закрепление за государством функций управления и надзора за охраной труда. В бывшем СССР эта функция была возложена  профсоюзы.

Предусматривается новая система финансирования охраны труда, формирование системы страхования от несчастных случаев и профзаболеваний, усиливается централизация планирования. Договорное регулирование по вопросам охраны труда поставлено на высокий уровень, предусматривается значительное участие общественных институций в этом процессе. С позиций законодательной регламентации прав и гарантий работников в сфере охраны труда и их обеспечения Закон Украины „Об охране труда" и нормативно-правовые документы по его реализации получили высокую оценку экспертов Международной организации труда.

В Законе Украины „Об охране труда" (ст. 4) задекларированы основные принципы государственной политики в области охраны труда: — приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

— полная ответственность работодателя за создание безопасных и безвредных условий труда;

— обязательная социальная защита работников, полное возмещение ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, что способствует созданию безопасных и безвредных условий труда;

— комплексное решение задач охраны труда на основании национальных программ по этим вопросам и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;

— установление единых нормативов по охране труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов их деятельности;

— осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;

— сотрудничество и проведение консультаций между работодателями и профсоюзами (представителями трудовых коллективов) при принятии решений по охране труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда, использования мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

  1.  Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда.

Статья 27. Документы, которые относятся к нормативно-правовым актам по охране труда 

         Нормативно-правовые акты по охраны труда - это правила,  нормы, регламенты,  положения,  стандарты,  инструкции и другие документы, обязательные для выполнения.

         Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда

        Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых  актов по охране труда осуществляются центральным органом  исполнительной  власти  по  надзору за охраной труда при участии профессиональных  союзов  и  Фонда социального страхования от несчастных случаев  и  по  согласованию  с  органами  государственного  надзора за охраной труда.

         Санитарные правила и нормы утверждаются центральным органом исполнительной власти в отрасли здравоохранения.

         Нормативно-правовые акты по охране труда пересматриваются в меру внедрения  достижений  науки  и техники,  которые способствуют улучшению безопасности,  гигиены труда и производственной среды,  но  не  реже 1 раза в десять лет.

         Стандарты, технические условия и другие документы на средства труда и технологические процессы должны включать требования относительно охраны труда и согласовываться с органами государственного надзора за охраной труда.

К подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим охрану труда работников, необходимо отнести указы и распоряжения Президента Украины нормативного характера, которые издаются по разным вопросам регулирования общественных отношений в сфере труда. Они обязательны для исполнения на территории всего государства и не должны противоречить Конституции и законам Украины.

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины также принимаются по различным вопросам регулирования трудовых отношений

Государственные  нормативно-правовые акты об охране труда — это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлена сила правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от Сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда — это акты общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда — но ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

Виды государственных нормативных актов об охране труда:

Правила, ГОСТ,  Положения,  Инструкции, Руководства,  рекомендации, требования,  технические условия безопасности .

Государственные нормативные акты необходимо отличать от ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могут разрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины с целью конкретизации требований ДНАОП в зависимости от специфики отрасли.

Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ) бывшего СССР применяются на территории Украины до их замены другими нормативными документами, если они не противоречат действующему законодательству Украины.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного руководителями правительств государств СНГ в декабре 1994 года, стандарты ССБТ далее действуют в Украине как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов общей работы, направленной на усовершенствование Системы стандартов безопасности труда.

Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЕ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из области их действия. Перечень основных нормативных актов об охране труда, рекомендуемых при изучении курса приведен в конце учебного пособия.

Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале „Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

  1.  Локальные нормативно-правовые акты в сфере охраны труда.

Важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам (коллективному договору, положению о службе охраны труда на предприятия) и др.

         Статья 20 Закона об ОТ. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении.

         В коллективном   договоре,  соглашении стороны   предусматривают обеспечение работникам  социальных  гарантий  в  сфере охраны труда  на  уровне,  не  ниже предусмотренного законодавством, их обязанности,  а также комплексные мероприятия относительно достижения установленных нормативов  безопасности,  гигиены  труда  и  производственной  среды, повышения существующего уровня  охраны  труда,  предотвращения  случаев производственного  травматизма,  профессионального  заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования этих мероприятий.

Собственники предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы разрабатывают на основании нормативно-правовых актов и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия, учреждения, организации.

Эти акты действуют только в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации. Они принимаются чаще всего на определенный срок. Локальные нормативно-правовые акты призваны приспособить общие нормы к условиям конкретного производства, характеру и профилю предприятия с учетом их экономического положения. Они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законами, а также другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Обычно локальные нормативно-правовые акты принимаются в порядке, предусмотренном для решения тех или иных вопросов регулирования общественных отношений в сфере труда, если нет прямого указания в законодательстве. Так принимаются локальные акты по вопросам охраны труда и т.д.

Многие локальные акты принимаются собственником или уполномоченным органом по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Чаще всего локальные акты содержатся в приложениях к коллективному договору (положения, список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день и др.).

В соответствии с Рекомендациями Госнадзорохрантруда по применению „Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 12. 12. 1993 года № 132, к основным нормативным актам предприятия относятся:

— Положение о системе управления охраной труда на предприятии.

— Положение о службе охраны труда предприятия.

— Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.

— Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.

— Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда.

— Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума.

— Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативным актам об охране труда.

— Положение об организации предварительного и периодического медицинских осмотров работников.

— Положение о санитарной лаборатории предприятия.

— Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ.

— Инструкции о порядке проведения сварочных и других огневых работ на производстве.

— инструкции о мерах пожарной безопасности.

- перечень работ с повышенной опасностью.

- Перечень должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверки знаний по охране труда.

— Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания.

— Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях.

— Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Исходя из специфики производства и требований действующего законодательства собственник утверждает нормативные акты из вышеупомянутого списка и другие, которые регламентируют вопросы охраны труда.

    

7. Международно-правовые акты по вопросам охраны труда.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. К источникам трудового права относятся те из них, которые содержат нормы трудового права.

Источниками трудового права являются пакты о правах человека 1966 года, конвенции и рекомендации МОТ, ратифицированные Украиной. В отечественной литературе принято считать, что Конвенции и рекомендации Международной организации труда составляют Международный кодекс труда.

Важное место в Европейском союзе отводится социальной политике, свидетельством усиления внимания к которой явилось принятие в 1989 году Хартии основных социальных прав трудящихся.В Хартии закреплены основные социальные права трудящихся Сообщества такие, как свобода передвижения, выбор рода работы и профессии, право на справедливое вознаграждение и улучшение условий жизни и труда, право на социальную защиту, профессиональное обучение и охрану труда.

         МОП,   одна из самых старых международных организаций - создана в 1919 г.

Она является основным международным координирующим органом в сфере охраны труда. Украина является членом МОП с 1954 г.

Значительное количество документов, принятых МОТ, ратифицированы в Украине. Среди них важнейшие нормативные акты, касающиеся основополагающих прав человека в процессе труда.

В МОП действует система контроля за выполнением в странах-членах требований конвенций и рекомендаций.

Конвенция № 155 Международной организации труда (МОП) "О безопасности и гигиене труда и производственной среде", которая вступила в силу 11 августа в 1983 г., определяет систему организации охраны труда на национальном и производственном уровнях.       

 Согласно Конвенции на работодателей полагается обязанность предоставлять рабочие места, механизмы и оборудование, организовывать производственные процессы, в соответствии с установленными международными нормативами безопасности, принимать меры относительно создания соответствующих служб по управлению и надзору за охраной труда.  

         Конвенция также предусматривает предоставление необходимой информации органам общественного контроля за охраной труда, проведение обучения и консультаций. По требованиям этого документа работодатель обязан разрабатывать мероприятия и средства относительно предупреждения производственного травматизма и проводить расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

При финансовой поддержки международных институций с 1996 года в Украине реализуется проект МОП "Мобилизация предприятий и работников на предотвращение злоупотреблением вредными веществами в странах Центральной и Восточной Европы".

   Налаживается сотрудничество в отрасли охраны труда Украины с Европейским Союзом. Да, в рамках программы Tads началась работа над проектом "Содействия в обеспечении охраны труда в Украине (с целью повышения уровня эффективности)". Основные направления этого проекта включают: усовершенствование нормативной базы в отрасли охраны труда; создание информационного центра агитации и пропаганды по вопросам охраны труда; отработка механизма экономических расчетов на предприятии, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда работающим.

          Украина является членом Международного агентства по атомной энергетике ((МАГАТЭ),  Международной Организации Здравоохранения  (МОЗ)  и других специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и выполняет одобренные ими нормативные акты и рекомендации относительно охраны здоровья.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61831. Значение дидактических игр 96.8 KB
  Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Сухомлинский писал что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Без игры умственных сил без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.
61836. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» 24.97 KB
  Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных...
61838. У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко») 31.51 KB
  Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...