20196

Механические методы очистки сточных вод

Лекция

Экология и защита окружающей среды

При рекуперации из сточных вод извлекаются и перерабатываются ценные вещества. Механические методы очистки сточных вод Делятся на три группы: Процеживание. Рисунок вертикального отстойника: Вода подаётся в отстойник через трубу 1 затем движется вниз по кольцевому каналу который образован цилиндрическим корпусом 2 и цилиндрической перегородкой 3.

Русский

2013-07-25

1.35 MB

14 чел.

Лекция 13

Все сточные воды очищаются от примесей механическими, химическими, физико-химическими, биохимическими и термическими методами. Все методы очистки подразделяются на рекуперационные и деструктивные. При рекуперации из сточных вод извлекаются и перерабатываются ценные вещества. При деструктивных методах загрязняющие вещества разрушаются, и продукты разрушения чаще всего удаляются из раствора в виде газа или осадка.

Механические методы очистки сточных вод

Делятся на три группы:

  1.  Процеживание.
  2.  Отстаивание.
  3.  Фильтрование.

Используется для удаления из растворов твёрдых нерастворимых примесей. Выбор метода зависит:

  1.  От размера твёрдых частиц.
  2.  От физико-химических свойств частиц.
  3.  От концентрации загрязняющих частиц.
  4.  От требуемой степени очистки.

Процеживание

Используется для удаления из раствора нерастворимых примесей крупных размеров. Осуществляется через решетки и сетки. Решетки бывают подвижные, неподвижные и совмещенные с механическим дроблением. Чаще всего, используются неподвижные решётки, расположенные на пути следования раствора под углом 600-750. Решетки изготавливают из стержней круглого или прямоугольного сечения. Размер поперечного сечения стержня решетки выбирается из условия минимальных потерь давления на решетке. Решетка очищается специальными механическими устройствами.

Отстаивание

Под действием силы тяжести. Для этого используются отстойники и безголовки. Схема горизонтального отстойника совпадает со схемой горизонтальной пылеулавливающей камеры. Рисунок вертикального отстойника:

Вода подаётся в отстойник через трубу 1, затем движется вниз по кольцевому каналу, который образован цилиндрическим корпусом 2 и цилиндрической перегородкой 3. В процессе вертикального движения сточная вода встречает на своём пути отражающее кольцо 4, которое направляет воду во внутреннюю полость перегородки 3, а более тяжёлые частицы примеси продолжают своё движение вниз и накапливаются в сборнике 5. Чистая вода удаляется через трубу 6. Накопившийся осадок периодически удаляют через трубу 7.

Отделение твёрдых примесей под действием центробежных сил происходит в гидроциклонах и центрифугах. Схема гидроциклона совпадает со схемой циклона для очистки газа от пыли. А схема центрифуги совпадает со схемой ротационного аппарата.

Фильтрование

Применяется для отделения от раствора нерастворимых примесей малых размеров и коллоидных соединений. Разделение производится с помощью перегородок, пропускающих жидкость и задерживающих дисперсную фазу. Выбор перегородки зависит:

  1.  От свойств сточной воды.
  2.  От температуры сточной воды.
  3.  От давления фильтрования.
  4.  От конструкции аппарата.

В качестве перегородок используются металлические перфорированные металлические листы и сетки, тканевые и зернистые перегородки. Фильтры подразделяются по следующим признакам:

  1.  По характеру протекания процесса (периодические или непрерывные).
  2.  По виду процесса (Для разделения, для сгущения или для очистки).
  3.  По давлению при фильтровании (Под действием гидростатического давления столба жидкости, под повышенным давлением перед перегородкой, под вакуумом за перегородкой, по направлению фильтрования, по конструктивным особенностям).

Химические методы очистки сточных вод

Существует три метода:

  1.  Нейтрализация.
  2.  Окисление.
  3.  Восстановление.

Чаще всего, все эти методы связаны с расходом реагентов и поэтому достаточно дороги.

Нейтрализация

Сточные воды, содержащие кислоты и щелочи перед сбросом нейтрализуют. Существуют следующие схемы нейтрализации:

  1.  Смешение кислых и щелочных сточных вод.
  2.  Добавление реагентов.
  3.  Фильтрование сточных вод через нейтрализующие материалы.
  4.  Абсорбция кислых газов щелочными сточными водами.
  5.  Абсорбция аммиака кислыми водами.

Выбор метода зависит:

  1.  От объёма сточных вод.
  2.  От концентрации сточных вод.
  3.  От режима поступления сточных вод.
  4.  От наличия и стоимости реагентов.

Нейтрализацию смешения применяют, когда на одном или близких предприятиях образуются и кислые и щелочные сточные воды. При нейтрализации реагентами в случае кислых вод используются щёлочи, карбонаты или водный раствор аммиака. Реагент выбирают в зависимости от состава концентрации кислотных сточных вод. При этом учитывается, образуется ли осадок. Для нейтрализации щелочных вод используются минеральные кислоты и кислые газы.

Окисление

Здесь за счёт реакции окисления загрязняющие вещества разрушаются и переводятся в безвредное состояние. В качестве окислителя чаще всего используется газообразный или сжимаемый хлор, кислород воздуха или озон. Очистка окислением связана с большим расходом реагентов и поэтому применяется в тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно использовать другие методы, например, при очистке соединений мышьяка и циановых соединений.

Восстановление

Применяется, когда в растворе содержатся легко восстанавливающиеся вещества. Прежде всего, ионы тяжёлых металлов, таких как хром, ртуть и другие. Так, например, соединения ртути восстанавливаются до металлической ртути, которая затем отстаивается или отфильтровывается.

Физико-химические методы очистки сточных вод

1.) Электрохимическая очистка. Схема электролизёра:

 

Электролизёры могут быть проточные и непроточные. На аноде ионы отдают электроны, т.е. происходит реакция электрохимического окисления. На катоде ионы получают электроны, т.е. происходит реакция электрохимического восстановления. Существуют еще несколько электрохимических методов, которые являются вариантами других физико-химических методов и будут рассмотрены в дальнейшем.

2.) Коагуляцияэто слипание частиц коллоидной системы при столкновениях в процессе теплового движения, перемешивания или направленного перемещения во внешнем силовом поле.

В результате коагуляции образуются агрегаты, т.е. более крупные вторичные частицы, состоящие из более мелких первичных частиц. Первичные частицы соединены в таких агрегатах силами межмолекулярного взаимодействия или через прослойку растворителя. Коагуляция сопровождается прогрессирующим укрупнением частиц и уменьшением их общего числа в объёме раствора. Существует несколько видов коагуляции:

  1.  Термокоагуляциякогда за счёт повышения температуры увеличивается скорость движения молекул и, следовательно, количество их столкновений, и мелкие частицы быстро слипаются и коллоидный раствор коагулирует.
  2.  Электрокоагуляция во внешнем электрическом поле или под действием электрического тока.
  3.  Реагентная коагуляция при добавлении реагентов.

Схема установки для реагентной коагуляции:

Флотация

Это процесс молекулярного прилипания загрязняющего вещества к поверхности раздела двух фаз – газ-жидкость. Этот процесс обусловлен избытком свободной энергии поверхностных слоёв, а также поверхностными явлениями смачивания. С помощью этих методов сточные воды очищаются от нефти, нефтепродуктов, поверхностно-активных веществ, масла и волокнистых материалов. Процесс флотации заключается в образовании комплекса частица-пузырёк газа, во всплывании этого комплекса на поверхность и удаления образующейся пены механическими методами. Существуют следующие конструктивные схемы флотации:

  1.  С механическим добавлением газа.
  2.  Электрохимическая флотация, когда газ выделяется на одном или обоих электродах электролизера.
  3.  Химическая флотация, когда газ выделяется в результате химических реакций.
  4.  Биохимическая флотация, когда газ выделяется в результате деятельности микроорганизмов.

Сорбция

Сорбция делится на адсорбцию и абсорбцию. Всё, что сказано для газов, справедливо и для жидкостей.

Ионный обмен

Применяется для извлечения из сточных вод ионов металла, а также соединений мышьяка, фосфора, цианосоединений, а также радиоактивных веществ. Метод позволяет извлекать ценные вещества при высокой степени очистки. Ионный обмен представляет собой процесс взаимодействия раствора с твёрдой фазой, причём эта твёрдая фаза обладает свойством обменивать ионы, содержащиеся в ней, на ионы, присутствующие в растворе. Вещества, составляющие эту твёрдую фазу практически нерастворимы в воде, и называются ионитами. Рисунок-схема ионообменной колонки:

1.) Корпус.

2.) Слой ионита.

Чаще всего, иониты выделяются в воду ионами H+, OH-, Na+.

Мембранные технологии

Рисунок аппарата, использующего мембранные технологии:

  1.  Корпус.
  2.  Мембрана.

Обе части аппарата могут быть проточными.

Мембранные технологии являются как бы противоположностью механическому методу фильтрования. Если при фильтровании примеси задерживаются перед пористой перегородкой, то при мембранных методах, они под действием некоторых сил переходят через перегородку в другую часть аппарата. Мембранные методы подразделяют в зависимости от вида этих сил:

  1.  Экстракция: примеси переходят через мембрану под воздействием разности химических потенциалов, т.е. под воздействием химических сил. Экстракция может проводиться без мембраны в том случае, если жидкости в обеих частях аппарата не смешиваются.
  2.  Обратный осмос. Ультра фильтрование: примеси переходят через мембрану под воздействием разности давлений.
  3.  Электродиализ: в аппарат опускаются два электрода, и переход через мембрану осуществляется под действием электрического поля.

Выпаривание

Используется для повышения концентрации примесей.

Кристаллизация

Основан на различные растворимости содержащихся в растворе примесей, которые завися как от вида примеси, так и от температуры. При понижении температуры сначала образуются пересыщенные растворы, а затем выпадают кристаллы.

Дистилляция

Этот метод основан на различных температурах, испарениях разных веществ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская – в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр – допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д – выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство – О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство – В. УМК Начальная школа XXI века Музыка – О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.
27374. Норма - сочетание личности и социума 42 KB
  Социум обязан обеспечивать норму Среднестатистическая норма уровень психологического развития человека который соответствует средним качественноколичественным показателям полученным при обследовании представителей популяции людей того же возраста пола культуры. Попадание в эту зону означает уровень развития свойственный не менее 68 лиц данной группы. Функциональная норма индивидуальная в её основе лежит представление о непоторимости пути развития каждого человека и любое его отклонение можно считать индивидуальным отклонением....
27375. Мораль. Формирование морали 34 KB
  Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Главной проблемой является не следование предписаниям а отыскание смысла жизни.