20252

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения; поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения; социальная поддержка и защита.

Русский

2014-10-12

49 KB

6 чел.

ТЕМА 10

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1. Социальная политика: содержание, направления.

Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

  •  нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

улучшение социальной инфраструктуры.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:

принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

  •  стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  •  поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  •  социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

2. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко–, средне– и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению (так же как счастье и благополучие). В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимум поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно–приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально–экономических факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен.

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах. Выявлено, что низкодоходные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание относительно больше, чем семьи большей численности. Возникает своеобразная «экономия от масштаба семьи» не только в отношении расходов на питание, но и прочих потребительских расходов. Логика взаимосвязи стоимости питания и порога бедности состоит в том, что если низкодоходная семья тратит на питание 1/п часть своего бюджета, то порог бедности будет равен стоимости питания, умноженной на п.

Проблема измерения бедности основана в конечном счете на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Различают абсолютную бедность и альтернативные ее определения, учитывающие моральный ущерб от восприятия бедности.

3. Особенности социальной справедливости.

Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий, под которой понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Одной из важнейших форм государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – МПБ. Минимальный потребительский бюджет – это та граница доходов, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека.

Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства. В Республике Беларусь их регулирует Закон Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», принятый в 1992 году.

Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретно для разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и т.д.) в среднем на душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4–х человек. Естественно, что в неустойчивых условиях переходного периода эти бюджеты должны часто пересматриваться.

МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы.

Минимум заработной платы – социально–экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

Установление этого норматива должно опираться на следующие основные методологические принципы:

  1.  минимум заработной платы (МЗП) предназначается работнику, затрачивающему минимум труда;

МЗП должна быть способной обеспечивать простое воспроизводство работника простого труда;

МЗП устанавливается с учетом средств других, социализированных выплат (доходов), получаемых семьей;

МЗП должна пересматриваться при изменении ее объективной базы – минимального потребительского бюджета и соответствовать ему.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


Сущность

оциальная ориентация государственного

регулирования экономики

регулирование в интересах не только собственников средств производства, но и непосредственных производителей благ, а также других социальных групп общества

Основной критерий

социальная устойчивость

социальная политика

производство и реализация общественных товаров;

трансфертные платежи;

государственные минимальные социальные гарантии;

социальное страхование;

социальное попечительство и др.

налогообложение;

доходы государственной собственности;

внебюджетные фонды.

Основная форма

реализации

Основные инструменты

Основные источники

Риунок. 10.1. Социальная ориентация государственного регулирования экономики: понятие, критерий, инструменты, источники


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4241. Економіка праці і соціально-трудові відносини 413 KB
  Економіка праці і соціально-трудові відносини як предмет наукового дослідження і навчальна дисципліна Праця і соціально-трудові відносини як предмет наукового дослідження. Мета, об’єкт, предмет і завдання дисципліни. Методологі...
4242. Основи етики та естетики. Курс лекцій 116.5 KB
  Предмет етики. Особливості функціонування моралі Предмет етики. Етика, мораль і моральність. Сутність та походження моралі. Особливості функціонування моралі. Етичні категорії. Основні етичні проблеми сучасності. Предмет естетики. Основні категорії...
4243. Комплексный подход к управлению производительностью (эффективностью) производства 83 KB
  Комплексный подход к управлению производительностью (эффективностью) производства Комплексный (системный ) подход к производительности и эффективности производства. Влияние факторов внешней среды на производительность. Влияние внутренних переменных ...
4244. Трансгрессии. Влияние одного гена на проявление ряда других генов 246 KB
  Трансгрессии Сущность явления состоит в том, что при скрещивании при анализе наследования количественного признака (например, окраски эндосперма) у потомков он оказывается более или менее выраженным, чем родительские формы. Например, при скре...
4245. Управление качеством. Сущность управления качеством 90 KB
  Управление качеством. Сущность управления качеством Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством. Экономические категории и затратный механизм качества. Качество как фактор конкурентоспособности. Проце...
4246. Аудит як форма фінансового контролю та складова адміністративно-правової інфраструктури детінізації економічних відносин в Україні 1.15 MB
  Аудит як форма фінансового контролю та складова адміністративно-правової інфраструктури детінізації економічних відносин в Україні Актуальність теми дослідження. Трансформаційний стан економічних відносин в Україні характеризується рядом кільк...
4247. Функції. Багатовимірні масиви 30.63 KB
  Тема: Функції. Багатовимірні масиви. Мета: навчитись проводити обробку багатовимірних масивів та рядків мовою програмування С. Завдання Написати функцію, що повертає номер матриці тривимірного масиву, яка містить найбільший елемент. Програма...
4248. Функції. Багатовимірні масиви. Обробка двовимірних масивів 102.75 KB
  Функції. Багатовимірні масиви. Обробка двовимірних масивів. Мета: навчитись проводити обробку одновимірних масивів та рядків мовою програмування С. Завдання Дано матрицю 9х9. Зробити її дзеркальне відображення відносно головної діагоналі. Програма...
4249. Статичні одновимірні масиви. Оператори роботи з рядками. Обробка одновимірних масивів та рядків 414.18 KB
  Оператори роботи з рядками. Обробка одновимірних масивів та рядків. Мета: навчитись проводити обробку одновимірних масивів та рядків мовою програмування С. Завдання 1. Задано рядок. Перевірити чи він складається із підряд...