20293

Свет в театре и на эстраде

Доклад

Культурология и искусствоведение

Его история во многом определялась теми источниками света которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. особенно в его вторую половину стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и расширяли сферу применения света как средства сценической выразительности. С точки зрения эстетической искусство сценического света в 17–18 вв.Станиславского партитуры сценического света особенно в чеховских спектаклях на сцене передавались меняющиеся состояния природы утро день вечер ночь; солнечно...

Русский

2013-07-25

56.5 KB

18 чел.

  1.  Свет в театре и на эстраде.

СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ

СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ, искусство освещения театрального пространства: пространства, где находятся зрители, и пространства сценического. Задача освещения зрительного зала (в специально построенных театральных зданиях прошлого и настоящего) обычно является частью архитектурного проекта и решается дизайнером по оформлению интерьера. Сценический свет – в сфере компетенции режиссера и художника, потому что он является важнейшим (а иногда и определяющим) компонентом создания визуального образа спектакля.

В ритуально-обрядовых действах, происходивших под открытым небом в природной или городской окружающей среде, как и в представлениях античного восточного театра, средневековых европейских мистерий, наконец, спектаклей комедии дель арте, пьес Шекспира и Лопе де Вега, общее освещение сценической площадки было естественным. В ритуально обрядовых действах, происходивших в вечернее время, оно сменялось огнем факелов или костров, которые имели разное символические значение. В шекспировском театре использовались и разные световые эффекты. Собственно сценический свет появился только в 17 в., когда стали строиться театральные здания со сценой-коробкой, отделенной от зрительного зала портальной рамой и требующей уже специального освещения декораций и актеров. Его история во многом определялась теми источниками света, которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. Сначала были свечи, в 19 в. появились масляные лампы и газовые горелки, а с середины 19 в. театр начал постепенно оснащаться электрическими приборами, которые на протяжении 20 в., особенно в его вторую половину, стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и, расширяли сферу применения света, как средства сценической выразительности.

С точки зрения эстетической искусство сценического света в 17–18 вв. развивалось в направлении ко все большей иллюзорности изображаемого декорацией (живописной или объемной) конкретного места действия. Кульминацией этого развития стало достижение жизнеподобного освещения в раннем МХТ. С помощью подробно разработанной в режиссерских планах К.Станиславского партитуры сценического света (особенно в чеховских спектаклях) на сцене передавались меняющиеся состояния природы (утро, день, вечер, ночь; солнечно, сумрачно, дождливо и т.д.) и создавалась психологически насыщенная атмосфера и настроение героев пьесы. Поиски многообразных способов создания с помощью света жизнеподобной среды спектакля были продолжены в 20 в.

Параллельно этому направлению использования сценического света развивались и другие: А.Аппиа и Г.Крэг заявили о совершенно ином понимании роли света в спектакле. В их проектах свет – это средство выявления пластики абстрактных форм архитектуры (воплощавшей обобщенное место действия) и объема фигуры действующего в ней актера, а также визуальное выражение звучащей музыки (у Аппиа) и трагического состояния души человека-героя пьесы (у Крэга). Предложенное этими реформаторами сцены понимание роли света претворилось в творчестве А.Таирова (даже пригласившего в свой театр специалиста по освещению А.Зальцмана, который работал с Аппиа) и других мастеров мирового театра 20 в.

Совсем иные выразительные возможности света использовались Вс.Мейерхольдом. С помощью световой проекции режиссер вводил в спектакли текстовые изображения лозунгов, призывов, броские названия эпизодов, реклам и т.д. Таким способом обращения к зрителям с помощью проекции и кино активно пользовался создатель немецкого Политического театра 1920-х гг. Э.Пискатор. На специальных экранах или на плоскости задника он демонстрировал проекционные изображения, фотографии и кинокадры, а также тексты, раскрывающие широкий документально-исторический, социально-экономический контекст происходящего на сцене и выражающие общественную позицию режиссера – агитационную, пропагандистскую, разоблачительно критическую, сатирическую, просветительскую и т.д. Подобного рода световые изображения становились самостоятельными визуальными персонажами: «кино –писал о спектаклях Пискатора Б.Брехт, – превращало застывший задник в нового участника действия наподобие греческого хора». У самого Брехта в его эпическом театре этот принцип получил продолжение в сотрудничестве с художником К.Неером. В их постановках на экраны проецировались рисунки, которые являлись рассчитанными на самостоятельное (отчужденное, согласно брехтовскому методу «разъединения элементов») зрительское восприятие графических комментариев действия. Следующий шаг сделали чехи Э.Буриан и М.Коуржил, создавшие во второй половине 1930-х. Световой театр (Theatregraph). Средствами проекции и кино они создали образы поэтически метафорического и сюрреалистического содержания, которые выражали душевные переживания героев и меняющееся настроение драматического действия

Во второй половине 20 в. крупные достижения использования сценического света связаны с именем чешского сценографа Й.Свободы. Развивая традиции своего национального театра и мирового (Аппиа и Крэга) и опираясь на достижения современной техники (вплоть до лазеров и компьютеров), этот мастер превратил свет в первостепенный компонент спектакля. Свет у него моделировал раскрытое полностью сценическое пространство, «лепил» его форму, масштаб и композиции, создавал его «воздух» и его «архитектуру». Открытые им световой «занавес», световые «стены» и световые «коридоры», наконец, вертикальные потоки исходящих с «небес» лучей затем разошлись по сценам мира, став универсальным элементом театральной выразительности. Именно Свободе принадлежат наиболее значительные достижения в современном использовании видео. Многообразно использованные им в разных спектаклях эти принципы, легли в основу созданного им театра «Латерна Магика».

Определяющую роль играет свет в творчестве мастеров Театра художника, Л.Мондзика и Р.Уилсона. Первый, автор камерных спектаклей люблинской Пластической сцены, задумывает их, как противоборство тьмы и света, причем считает силу воздействия света «даже сильнее драматизма актеров». Второй, работая на разных сценах мира, и музыкальных и драматических, утверждает, что свет «имеет собственную роль, как актер» и что он «наиболее важный актер на сцене». Сочиняя пластические композиции из фигур актеров, Уилсон показывает их в особой световой среде, которую он сам же рисует и воплощает по секундам и миллиметрам на сцене. Его можно считать, как и Свободу, одним из тех, кто утвердил в современном театре новую профессию – дизайнера по свету. В российском театре она называется «художник по свету» и, начиная с 1990-х в этом качестве особенно интересно работают Г.Фильштинский (Петербург) и Д.Исмагилов (Москвы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38358. Правовые системы современных мусульманских государств 42.83 KB
  Теоретические основы мусульманского права. Особенности мусульманского права. Источники мусульманского права. Структура мусульманского права.
38359. Мусульманское право 41 KB
  История мусульманского права нередко обозначаемого термином фикх начинается с пророка Мухаммеда Мухаммада жившего в 570 по некоторым источникам 571 г. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи кади. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению.
38360. Національна економіка. Особливості економічної теорії 1.32 MB
  Загалом названі цілі досягаються через застосування певних інструментів макроекономічного регулювання економіки основними з яких є: фіскальна політика оперування державним бюджетом через податкову систему і витрати держави; грошовокредитна політика контроль за грошовою пропозицією через ставку відсотка резервну норму та інше; політика регулювання доходів від вільного встановлення заробітної плати і цін до декретного контролю; зовнішньоекономічна політика торгівельна політика регулювання обмінного курсу. Етапи становлення системи...
38361. Праця як основа розвитку суспільства і чинник виробництва 399.5 KB
  Кожен суб’єкт ринкового господарства одночасно є і суб’єктом трудових відносин тому від знання економічних законів функціонування ринку праці зайнятості організації оплати праці великою мірою залежить ефективність використання ресурсів праці а також успіх підприємця й рівень життя населення країни. Це обумовлює об’єктивну необхідність набуття ґрунтовних знань основних положень економіки праці майбутніми фахівцями всіх економічних спеціальностей. Вивчення та аналіз закономірностей організації й результатів функціонування ринків праці...
38362. Соціально - трудові відносини на ринку праці 2.08 MB
  Навчально – методичний комплекс з дисципліни Економіка праці та соціально трудові відносини. €œСоціально трудові відносини на ринку праціâ€ для самостійної роботи студентів 3 курсу всіх форм навчання всіх спеціальностей Укл. 95 ПЕРЕДМОВА У даному навчальнометодичному комплексі розглянуто другий розділ дисципліни “Економіка праці та соціальнотрудові відносини†[Розділ 1 дивись джерело 25] присвячений питанням...
38363. Організація праці, її ефективність та оплата в умовах ринкових відносин 1.09 MB
  Ключовими проблемами дисципліни ЕП і СТВ є вартісні аспекти відображення витрат праці на створення одиниці продукції, тому, праця як суспільне явище повинна бути доцільно, ефективно та економічно організованою. Це може бути досягнуто за рахунок наукової організації праці, яка пов’язана зі створенням оптимальних організаційних умов поєднання людей і техніки в процесі праці
38364. Фінанси. Курс лекцій 2.83 MB
  Фінансова система України. Проблеми розвитку фінансової системи України та шляхи її вдосконалення. Враховуючи також ланки окремих сфер фінансової системи сучасна фінансова система України має такий вигляд Рис.
38365. Логистика и ее сущность 506.5 KB
  Параметрами материального потока являются: номенклатура ассортимент и количество продукции; габаритные характеристики объем площадь линейные размеры; весовые характеристики общая масса вес брутто вес нетто; физикохимическис свойства; характеристики тары упаковки; условия транспортировки и хранения; стоимостные характеристики и др.Характеристика микро и макрологистики Микрологистика изучает способы и методы оптимизации движения поступающих на предприятия обрабатываемых там и выходящих потоков продукции и сопутствующих...
38366. Міжнародні перевезення 35.31 KB
  Поняття міжнародних перевезень Транспорт одна з найважливіших галузей суспільного виробництва що покликана задовольняти потреби населення та інших галузей суспільного виробництва в перевезеннях. З допомогою транспортних засобів суб'єкти господарювання надають два різновиди послуг: перевезення вантажу пасажирів та їхнього багажу а також транспортування нафти природного газу електроенергії тощо. Міжнародними вважаються перевезення вантажів і пасажирів між двома чи кількома державами. На залізничному транспорті у разі відсутності угоди...