20298

Реализм в сценическом искусстве Европы XIX века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX XX вв. Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейнотворческого кризиса театральной культуры. Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы в натуралистическом перерождении критического реализма то в конце века театр приобретает иное свойство он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира.

Русский

2013-07-25

63.5 KB

22 чел.

  1.  Реализм в сценическом искусстве Европы XIX века.

Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гете, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами. Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему, нашедшую теоретическое обоснование как эстетически осознанный метод. Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе, который, правда, отказывался от наименования реалиста. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену 'музыкальному', но зыбкому и смутному языку романтиков. Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы

С движением свободных театров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру.

Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX— XX вв. был Генрик Ибсен. В творчестве великого норвежского драматурга с особой силой выразились антибуржуазные устремления прогрессивной драмы. В пьесах Ибсена дано острокритическое изображение нравов буржуазного общества с позиций художника-демократа и реалиста, наиболее последовательно и глубоко воплощены принципы критического реализма. Ибсен создал тип социально-психологической драмы.

Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейно-творческого кризиса театральной культуры.

Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы, в натуралистическом перерождении критического реализма, то в конце века театр приобретает иное свойство — он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира. Многообразные проявления этого кризиса в области эстетической мысли и в различных видах искусства получают свое выражение в декадансе и символизме. У этих направлений были различные и даже противоречивые идейно-творческие тенденции, от агрессивных нападок идеологов реакции, открыто порвавших с традициями народности, гуманизма и жизненной правды (декаданс)» до явлений, свидетельствующих о пессимизме и растерянности тех слоев интеллигенции, которые, не принимая буржуазную действительность, в то же время не видели выхода из нее (символизм).

Искусство декаданса, лишенное всякого интереса к гражданским целям творчества и имевшее философской основой учение Ницше о «сверх-человеке», не подчиненном никаким моральным нормам, проявляло повышенный интерес к патологическим состояниям психики, к болезненной жажде насилия, к эстетизации эротики, жестокости и аморализма. Наиболее показательным в этом отношении было творчество итальянского драматурга-декадента Г. Д'Аннунцио.

Искусство символизма было проникнуто страхом перед жизнью, перед неведомыми силами, враждебными человеку. Одиночество, обреченность, стремление уйти в мир субъективных переживаний или в область «чистого искусства», противопоставленного грубой жизни, — таковы основные идейные мотивы символизма. Объявляя мир непознаваемым, символистское искусство логически приходило к отрицанию реализма. Отсюда же учение о символе как об условной форме обозначения скрытой от человека сущности мира и внутренней затаенной жизни самого человека.

Родоначальником символистской драмы был бельгийский драматург Метерлинк. В его творчестве критика буржуазного общества велась с позиций абстрактно-гуманистического идеала, а поиски новых средств художественной выразительности порой смешивали поэтику символизма с формами декадентской эстетизации. Но в лучших своих произведениях Метерлинк достигал не только большой поэтической силы, но и сохранял гуманистическую веру в жизнь.

При всей противоречивости символизма многие деятели театра, творчество которых отмечено его печатью, воспринимали это направление как бунт против застывшего в рутинных формах современного буржуазного театра. Для ряда драматургов и режиссеров (Метерлинк, Гауптман, Антуан, Люнье По, Поль Фор, Рейнгардт и другие) борьба против буржуазного театра была неотделима от поисков нового содержания, новых выразительных средств, форм

Знаменательно, что на рубеже веков в развитии драматургии и театра усиливается реалистическое направление и, рассеивая настроения безысходности и обреченности, пробуждаются жизнеутверждающие мотивы. Метерлинк в начале нового столетия пишет «Синюю птицу», представляющую собой радостный гимн жизни, создает острую и злую антибуржуазную сатиру «Чудо святого Антония». К историко-революционной теме обращаются Гауптман в «Ткачах», Роллан в «Драмах революции». Бельгийский поэт Верхарн пишет революционную драму «Зори».

В то же время в передовых странах Западной Европы возникает движение «народных театров». Организаторы и руководители таких театров не только стремились использовать их как средство идейного и эстетического воспитания народного зрителя, они также полагали, что создание таких театров обновит одряхлевший современный театр, влив в него свежие творческие силы. Во Франции одним из инициаторов движения, его теоретиком и драматургом был Ромен Роллан — автор ряда статей о народном театре.

В Германии в руководстве Свободной народной сценой принимал участие выдающийся деятель немецкой социал-демократии и литературный критик Франц Меринг. Поэт Верхарн был связан с театром Народного дома в Брюсселе, где и была впервые поставлена его героическая драма «Зори».

Одна из отличительных черт театра конца XIX — начала XX в. — интенсивное развитие режиссуры. Если раньше понятие театра включало в себя пьесу и актеров, то театральное искусство нового времени выдвигает на первый план режиссера, который не только становится истолкователем пьесы и руководителем актеров, но и выступает как создатель или последователь определенной идейно-эстетической театральной концепции или направления. Такое усиление роли режиссера было в значительной мере вызвано обострением идейной борьбы и необходимостью подчинения всех выразительных средств театрального искусства задаче создания спектакля как единого художественного целого, выражающего идейный замысел. Такими деятелями прогрессивного театра были создатели новой режиссуры Антуан (Франция), Брам и Рейнгардт (Германия)

Передовой художественный метод эпохи — критический реализм, позволивший крупнейшим писателям и художникам

правдиво показывать современность, отражая ее противоречия и социальные пороки, был чужд буржуазному зрителю, отношение которого к той или иной пьесе, спектаклю, актеру имело решающее значение. Подлинная жизненная правда оставляла театр.

Именно враждебность критического реализма задачам буржуазного театра порождала ту концепцию «сценичности», которая была теоретической основой буржуазного театра этого периода и позволяла противопоставлять «грубому» реализму литературы некие «особые законы» театра, предполагающие замену жизненной правды внешней театральностью.

Пользуясь логикой традиционной сюжетной схемы, мобилизуя весь богатый арсенал сценических эффектов, театр в финале спектакля всегда вознаграждал попранную добродетель и наказывал порок. Зритель уходил из театра успокоенный «хорошим» концом, который в полном соответствии с мироощущением буржуазной публики свидетельствовал о благополучии и разумности жизни. Пьесы же, не отвечавшие требованиям буржуазно-обывательской публики, расценивались критикой как произведения, не соответствующие «законам сцены».

Стремление к подчеркнутой театральности, идеализации изображаемой жизни проявлялось и в оформлении спектакля. Декорации и костюмы для исторических пьес отличались оперной пышностью и эффектностью. Играя в пьесах из современной жизни, актеры добивались ие характерности в костюме, а главным образом демонстрировали его красоту и богатство.

Против такого театра, все более превращавшегося лишь в средство развлечения буржуазной публики, начинают в конце века вести борьбу передовые театральные деятели и драматурги Франции и других европейских стран.

Зачинателем борьбы за демократизацию культуры стал французский писатель Эмиль Золя. В ряде критических статей Золя осудил современное ему театральное искусство и выдвинул требование сблизить театр с жизнью.

Демократические и реалистические взгляды Золя были неразрывно связаны с теорией натурализма — художественного направления, которое должно было внести в искусство метод анализа жизненных явлений, основанный на достижениях современных, главным образом естественных, наук.

Теория натурализма у Золя (в области его взглядов на театр) представляла собой в известном смысле дальнейшее развитие принципов критического реализма. Театр получил новую острую проблематику, демократического героя, подлинность жизненного материала. Но вместе с тем в мировоззрении Золя и его взглядах на искусство были и отрицательные моменты: теория натурализма исключала принцип типизации, обобщения и художественного домысла, позволяющие показать типические явления действительности и вскрыть закономерности ее развития. Натуралистическое искусство ставило главной задачей не объяснять жизненные явления, а их беспристрастно фиксировать.

Мысли Золя в значительной мере определили программу деятельности выдающегося режиссера-новатора Антуана — создателя парижского Свободного театра. Этот театр был первым в ряду возникших в конце XIX в. театров такого типа, составивших движение свободных театров (Свободной сцены Отто Брама в Германии, Независимого театра в Англии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25989. Философия Фомы Аквинского, Наука в жизни общества 32.58 KB
  Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины Идеи в свете Божественного просвещения Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образовподобий от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы универсалии следы творения вещей с помощью Божественных Идей. разумная часть человеческой души являются...
25990. Возрождение Основные вопросы философии 24.92 KB
  Соловьёв Владимир Сергеевич [1628. Сын Соловьёв Владимир Сергеевич М. После речи против смертной казни в марте 1881 в связи с убийством Александра II народовольцами Соловьёв Владимир Сергеевич был вынужден оставить преподавательскую работу.Как мыслитель и утопист Соловьёв Владимир Сергеевич оказался на пересечении разных духовных течений.
25991. Основные принципы гуманизма. Э. Роттердамский и др 20.79 KB
  В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали то есть о том насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь на земле. Уже одно то что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том что Бог именно изза любви к человеку Сам становится человеком терпит все человеческие невзгоды лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти и все это повторяем именно изза любви к...
25992. Научные открытия э похи Ренессанса Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей 20.66 KB
  Исходя из этого положения Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет но не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. В первой части говорится о шарообразности мира и Земли а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.Во второй...
25993. Социально-утопические учения Томаса Мора 22.4 KB
  Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части Утопии . Многие гуманисты начиная с Эразма видели в Утопии долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную определяющую черту социальнофилософской доктрины лежащую в...
25994. Социально - политические учения Никколо Макиавелли 16.88 KB
  Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. В историю Монтень вошел как основатель скептицизма как продолжатель античного скептицизма Пиррона.Отвергая религиозное учение о бессмертии души Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи.В отличие от агностиков Монтень не отрицает познаваемости мира.
25995. Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание 16.08 KB
  Философия ее предмет и функции. Философия и естествознание Философия с греч. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир место человека в нем; она исследует познавательные ценности социальнополитическое нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.
25996. Основной вопрос философии 16.33 KB
  Основной вопрос философии вопрос об отношении сознания к бытию мышления к материи природе рассматриваемый с двух сторон: вопервых что является первичным дух или природа материя или сознание и вовторых как относится знание о мире к самому миру или иначе соответствует ли сознание бытию способно ли оно верно отражать мир. Первичность материи она видит в том что: 1 материя является источником сознания а сознание отражает материи; 2 сознание результат длительного процесса развития материального мира; 3 сознание есть...
25997. Картина мира: мифологическая, религиозная, философская, научная 28.61 KB
  Картина мира: мифологическая религиозная философская научная 1.Мифологическая картина мира Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм суть которого состояла в выяснении природы мира происхождения рода различных природных и социальных явлений.Таким образом мифология это целостное миропонимание в котором различные...