20298

Реализм в сценическом искусстве Европы XIX века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX XX вв. Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейнотворческого кризиса театральной культуры. Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы в натуралистическом перерождении критического реализма то в конце века театр приобретает иное свойство он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира.

Русский

2013-07-25

63.5 KB

20 чел.

  1.  Реализм в сценическом искусстве Европы XIX века.

Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гете, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами. Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему, нашедшую теоретическое обоснование как эстетически осознанный метод. Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе, который, правда, отказывался от наименования реалиста. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену 'музыкальному', но зыбкому и смутному языку романтиков. Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы

С движением свободных театров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру.

Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX— XX вв. был Генрик Ибсен. В творчестве великого норвежского драматурга с особой силой выразились антибуржуазные устремления прогрессивной драмы. В пьесах Ибсена дано острокритическое изображение нравов буржуазного общества с позиций художника-демократа и реалиста, наиболее последовательно и глубоко воплощены принципы критического реализма. Ибсен создал тип социально-психологической драмы.

Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейно-творческого кризиса театральной культуры.

Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы, в натуралистическом перерождении критического реализма, то в конце века театр приобретает иное свойство — он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира. Многообразные проявления этого кризиса в области эстетической мысли и в различных видах искусства получают свое выражение в декадансе и символизме. У этих направлений были различные и даже противоречивые идейно-творческие тенденции, от агрессивных нападок идеологов реакции, открыто порвавших с традициями народности, гуманизма и жизненной правды (декаданс)» до явлений, свидетельствующих о пессимизме и растерянности тех слоев интеллигенции, которые, не принимая буржуазную действительность, в то же время не видели выхода из нее (символизм).

Искусство декаданса, лишенное всякого интереса к гражданским целям творчества и имевшее философской основой учение Ницше о «сверх-человеке», не подчиненном никаким моральным нормам, проявляло повышенный интерес к патологическим состояниям психики, к болезненной жажде насилия, к эстетизации эротики, жестокости и аморализма. Наиболее показательным в этом отношении было творчество итальянского драматурга-декадента Г. Д'Аннунцио.

Искусство символизма было проникнуто страхом перед жизнью, перед неведомыми силами, враждебными человеку. Одиночество, обреченность, стремление уйти в мир субъективных переживаний или в область «чистого искусства», противопоставленного грубой жизни, — таковы основные идейные мотивы символизма. Объявляя мир непознаваемым, символистское искусство логически приходило к отрицанию реализма. Отсюда же учение о символе как об условной форме обозначения скрытой от человека сущности мира и внутренней затаенной жизни самого человека.

Родоначальником символистской драмы был бельгийский драматург Метерлинк. В его творчестве критика буржуазного общества велась с позиций абстрактно-гуманистического идеала, а поиски новых средств художественной выразительности порой смешивали поэтику символизма с формами декадентской эстетизации. Но в лучших своих произведениях Метерлинк достигал не только большой поэтической силы, но и сохранял гуманистическую веру в жизнь.

При всей противоречивости символизма многие деятели театра, творчество которых отмечено его печатью, воспринимали это направление как бунт против застывшего в рутинных формах современного буржуазного театра. Для ряда драматургов и режиссеров (Метерлинк, Гауптман, Антуан, Люнье По, Поль Фор, Рейнгардт и другие) борьба против буржуазного театра была неотделима от поисков нового содержания, новых выразительных средств, форм

Знаменательно, что на рубеже веков в развитии драматургии и театра усиливается реалистическое направление и, рассеивая настроения безысходности и обреченности, пробуждаются жизнеутверждающие мотивы. Метерлинк в начале нового столетия пишет «Синюю птицу», представляющую собой радостный гимн жизни, создает острую и злую антибуржуазную сатиру «Чудо святого Антония». К историко-революционной теме обращаются Гауптман в «Ткачах», Роллан в «Драмах революции». Бельгийский поэт Верхарн пишет революционную драму «Зори».

В то же время в передовых странах Западной Европы возникает движение «народных театров». Организаторы и руководители таких театров не только стремились использовать их как средство идейного и эстетического воспитания народного зрителя, они также полагали, что создание таких театров обновит одряхлевший современный театр, влив в него свежие творческие силы. Во Франции одним из инициаторов движения, его теоретиком и драматургом был Ромен Роллан — автор ряда статей о народном театре.

В Германии в руководстве Свободной народной сценой принимал участие выдающийся деятель немецкой социал-демократии и литературный критик Франц Меринг. Поэт Верхарн был связан с театром Народного дома в Брюсселе, где и была впервые поставлена его героическая драма «Зори».

Одна из отличительных черт театра конца XIX — начала XX в. — интенсивное развитие режиссуры. Если раньше понятие театра включало в себя пьесу и актеров, то театральное искусство нового времени выдвигает на первый план режиссера, который не только становится истолкователем пьесы и руководителем актеров, но и выступает как создатель или последователь определенной идейно-эстетической театральной концепции или направления. Такое усиление роли режиссера было в значительной мере вызвано обострением идейной борьбы и необходимостью подчинения всех выразительных средств театрального искусства задаче создания спектакля как единого художественного целого, выражающего идейный замысел. Такими деятелями прогрессивного театра были создатели новой режиссуры Антуан (Франция), Брам и Рейнгардт (Германия)

Передовой художественный метод эпохи — критический реализм, позволивший крупнейшим писателям и художникам

правдиво показывать современность, отражая ее противоречия и социальные пороки, был чужд буржуазному зрителю, отношение которого к той или иной пьесе, спектаклю, актеру имело решающее значение. Подлинная жизненная правда оставляла театр.

Именно враждебность критического реализма задачам буржуазного театра порождала ту концепцию «сценичности», которая была теоретической основой буржуазного театра этого периода и позволяла противопоставлять «грубому» реализму литературы некие «особые законы» театра, предполагающие замену жизненной правды внешней театральностью.

Пользуясь логикой традиционной сюжетной схемы, мобилизуя весь богатый арсенал сценических эффектов, театр в финале спектакля всегда вознаграждал попранную добродетель и наказывал порок. Зритель уходил из театра успокоенный «хорошим» концом, который в полном соответствии с мироощущением буржуазной публики свидетельствовал о благополучии и разумности жизни. Пьесы же, не отвечавшие требованиям буржуазно-обывательской публики, расценивались критикой как произведения, не соответствующие «законам сцены».

Стремление к подчеркнутой театральности, идеализации изображаемой жизни проявлялось и в оформлении спектакля. Декорации и костюмы для исторических пьес отличались оперной пышностью и эффектностью. Играя в пьесах из современной жизни, актеры добивались ие характерности в костюме, а главным образом демонстрировали его красоту и богатство.

Против такого театра, все более превращавшегося лишь в средство развлечения буржуазной публики, начинают в конце века вести борьбу передовые театральные деятели и драматурги Франции и других европейских стран.

Зачинателем борьбы за демократизацию культуры стал французский писатель Эмиль Золя. В ряде критических статей Золя осудил современное ему театральное искусство и выдвинул требование сблизить театр с жизнью.

Демократические и реалистические взгляды Золя были неразрывно связаны с теорией натурализма — художественного направления, которое должно было внести в искусство метод анализа жизненных явлений, основанный на достижениях современных, главным образом естественных, наук.

Теория натурализма у Золя (в области его взглядов на театр) представляла собой в известном смысле дальнейшее развитие принципов критического реализма. Театр получил новую острую проблематику, демократического героя, подлинность жизненного материала. Но вместе с тем в мировоззрении Золя и его взглядах на искусство были и отрицательные моменты: теория натурализма исключала принцип типизации, обобщения и художественного домысла, позволяющие показать типические явления действительности и вскрыть закономерности ее развития. Натуралистическое искусство ставило главной задачей не объяснять жизненные явления, а их беспристрастно фиксировать.

Мысли Золя в значительной мере определили программу деятельности выдающегося режиссера-новатора Антуана — создателя парижского Свободного театра. Этот театр был первым в ряду возникших в конце XIX в. театров такого типа, составивших движение свободных театров (Свободной сцены Отто Брама в Германии, Независимого театра в Англии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85319. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России 32.27 KB
  Естественно что преимущественно можно наблюдать разнообразие народных культур. Но вместе с тем можно говорить и о единстве нородных культур России.Соответственно люди перенимают полностью или частично у друг друга некоторые традиции обычаи и другие культурные особенности.
85320. Характеристика архаического и традиционного общества 38.79 KB
  АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО это общество выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Общество локально. Общество напоминает острова разбросанные в природном океане. Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории включающий в себя и самые ранние первобытные формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями рабо и землевладением всем тем что подпадает под емкое хотя и географически неточное определение К.
85321. Хронотоп в традиционной обрядовой культуре 44.39 KB
  χρόνος время и τόπος место закономерная связь пространственновременных координат[1]. Пространство и время культуры как хронотоп Пространство и время обязательные координаты любых культурных явлений и событий которые всегда происходят гдето и когдато. ввел в культурологию и философию понятие хронотопа которое подчеркивает что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. Вернадского в которой единое пространствовремя связано с...
85322. Проблемы возрождения и сохранения фольклора 41.15 KB
  Подобная точка зрения акцентирует одну сторону традиции связь народного искусства с прошлым его корни древние истоки без которых вообще невозможно понимание этого явления человеческой культуры. Абсолютизируя одну сторону традиции некоторые ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности отсталости этого искусства отсутствии в нем связей с современностью. Салтыков...
85323. Предмет, цель и задачи курса Теория и история НХК 33.73 KB
  На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий положений выводов касающихся сущности содержания средств и методов организации учебновоспитательного процесса в изучении народного художественного творчества на основе современных требований к формированию личности педагога как субъекта обучения и воспитания. На методическом уроне изучаются технологические основы народного художественного творчества в системе социокультурной деятельности современного образования. На практическом уровне будущие руководители приобретают...
85324. Функции традиционного народного костюма 39.08 KB
  В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество вышивка кружевоплетение низание шитье аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей кожи меха лыка бисера бус блесток пуговиц шелковых лент тесьмы позумента кружев птичьих перьев речного жемчуга перламутра цветных граненных стеклышек и др. Хранителями древних традиций народного костюма у русских как и большинства других народов были крестьяне.Борева включал не только зачатки различных видов...
85325. Семиотические основы изучения народной художественной культуры 39.09 KB
  Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения народной культуры как таковой. В животном мире культуры не существует. В животном мире обнаруживаются явления которые в дальнейшем послужили основанием для формирования народной культуры.
85326. Семейно-бытовые праздники и обряды: структура, функции и художественные элементы 47.87 KB
  Понятие обычая обряда ритуала традиции Мы видим что стремлением людей ярко красиво торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. являются переломными моментами в жизни людей меняющими их отношения с окружающими дающими им новые права и предъявляющими новые требования. Что же заключается в понятии обряд В чем его сущность Почему во все времена начиная с первобытнообщинного строя люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события...
85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...