20299

Значение фактуры, отделки и ткани в историческом и современном костюме

Доклад

Культурология и искусствоведение

Как уже стало понятно за состояние костюмов их создание пошив эксплуатацию и чистку тоже отвечает заведующий ХПЧ как правило это чисто мужская должность которому подчиняется начальник костюмерного цеха. Читатель злорадно хихикая вполне может автора спросить к чему столько подробностей о закулисной жизни театра не пора ли начать рассказ о химической чистке театральных костюмов. Это максимум что может себе позволить рядовой театр оставляя на долю предприятия химической чистки 7080 женских и мужских костюмов пошитых в...

Русский

2013-07-25

193.5 KB

5 чел.

  1.  Значение фактуры, отделки и ткани в историческом и современном костюме.

Удивительное дело, но даже самый глубокий и сложный фильм – встречают все-таки по одежке. Более того: когда начинаешь разбираться, понимаешь, что одежка – а точнее, результат того титанического труда, который выполняют на съемках исторических фильмов художник по костюмам и его помощники – очень мощно работает на ясность и пронзительность этой идеи, ради которой и создается фильм. О том, как именно происходит эта работа и об интригующих ее деталях – рассказывает художник по костюмам фильма «Манежное Лошадиной Чтение» Анна Некрасова.

Любой исторический фильм требует больших затрат на изучение, изготовление, освоение исторического костюма, как в области теоретической подготовки так и в финансово-технологическом плане. Успешный экскурс в прошлое возможен, но лишь при хорошей подготовке и профессионализме

Современные технологии помогают нам максимально приблизиться к былым векам, но вот парадокс: никто ещё не придумал новых инструментов для приведения замысла в форму. Это все те же ножницы, игла и нить. Более позднее изобретение – швейная машинка – позволяет выполнить костюм быстрее, но зачастую лишает его легкости и «дыхания». Поэтому чем больше в историческом костюме ручной работы, тем больше зритель чувствует правду веков

 Для «непосвященных» могу сказать, что на один исторический костюм, в зависимости от эпохи и назначения, в среднем уходит 12-15 метров ткани. Плюс отделка и декор, плюс все детали и элементы костюма – обувь, ремни, украшения и т.д. Всё это складывается в килограммы и становится неподъемным, в отличие от современного костюма, который зачастую состоит из лоскутка ткани и верёвочки, умещающихся на одной лёгкой вешалке. Если говорить о пластике артиста, комфортность костюма очень важный момент

Конечно. Исторический «корсетный» крой заставляет держать осанку, накрахмаленные воротнички – «держать голову» на плечах, а милым дамам придают шарм и очарование шляпки и шпильки. В иных случаях страдание на лице или злая гримаса помогают создавать «неудобная» обувь после современных кроссовок или «тесный» головной убор после бейсболки. Костюм помогает актеру проживать не только характер, но и эмоции своего героя.

Пролог

Зритель, приходя в театр и  приготовленный «вкушать»  поставленный путём неимоверных мучений спектакль, редко задумывается о многих секретах постановочного действа. Он воспринимает только то, что происходит на сцене как единое целое,  не особо задумываясь о том, как рождаются костюмы, декорации и  реквизит. Также мало кого интересует, как осуществляется уход за театральными костюмами, реквизитом и одеждой сцены. И совершенно напрасно, между прочим! Любому, мало-мальски думающему человеку понятно, что люди, работающие (или как иначе они утверждают – «служащие») в театре имеют разные профессии, связанные как с актерством, так и постановочным искусством.

В России, как впрочем,  и за рубежом, специалистов по постановочной части готовят в высших и средних специальных заведениях на художественно-постановочных факультетах, выпуская людей, зачастую плохо подготовленных к ответственной самостоятельной работе. Профессия, по которой они готовятся и выпускаются - называется «Художник-технолог по костюму». Также, из данных свежеиспеченных выпускников постановочных факультетов позже формируются театральные кадры  художников-декораторов, художников по свету и наконец, заведующие художественно-постановочной частью. Последние являются фундаментом и краеугольным камнем любого крупного или небольшого театра, полностью определяя сценографию и в конечном итоге, успех любого заведения культуры. В компетенцию заведующего художественно-постановочной частью театра входит руководство различными цехами, осуществляющими подготовку и создание спектакля, например: гримерного, костюмерного, бутафорского, столярного, пошивочного, электроосветительного и т.д. Как уже стало понятно, за состояние костюмов, их создание, пошив, эксплуатацию и чистку тоже отвечает заведующий ХПЧ (как правило, это чисто мужская должность), которому подчиняется начальник костюмерного цеха. Часто в театре существует два костюмерных цеха – женский мужской. В каждом свой начальник, компетентный или не очень, в годах или совсем молодой, но всегда представитель женского пола. Читатель, злорадно хихикая, вполне может автора  спросить, к чему столько подробностей  о закулисной жизни театра, не пора ли начать рассказ о химической чистке театральных костюмов. Нет, пока не пора.

 

Мэтры и завпосты

В театре, во всяком случае, российском, кастовость и субординация похлеще чем в армии и это правильно – каждый сверчок должен знать свой шесток. К работникам театра, посвятившим всю свою жизнь или часть жизни  в данном «террариуме единомышленников» относятся с заслуженным почтением, как к живым легендам. Не надо думать, что живые легенды могут являться только актерами, режиссерами и директорами театров, совсем нет. Начальники костюмерных цехов, проработавшие («прослужившие») в одном театре 20-40 лет тоже вполне заслуживают почтения и уважения, так как терпеливо одевать такую эпатажную публику, как актеры сможет далеко не каждый. Костюмерами-ветеранами, непревзойденными мэтрами  зачастую гордятся, им щедро дают звание и награды, их любовно называют по имени, подразумевая, что их фамилию и отечество и так  знает каждая собака. Костюмер знает все слабости и жировые складки на теле подопечных актеров, ну а сами актёры весьма благодарны ему, что он помогает скрывать им от зрителей кривые ноги, сутулость, впалость груди и обвисший живот.   Одной из главных обязанностей костюмера является, чтобы артисты выходили на сцену в мало-мальски чистом виде, что подразумевает чистые сорочки, женские блузки, постиранные в подсобке театра при помощи бытовой стиральной машины. Это максимум, что может себе позволить рядовой театр, оставляя на долю предприятия химической чистки 70-80 % женских и мужских костюмов, пошитых в мастерских театра или закупленных у фирм, специализирующихся на производстве данного ассортимента. Именно главный костюмер составляет смету и перечень костюмов, предназначенных для химической чистки. Правда, часто он подбирает партию костюмов для химической чистки по наитию, а не благодаря хорошим знаниям в материаловедении и композиции одежды. Костюмеры не имеют зачастую специального образования, а приходят на свои должности в театре из пошивочных цехов, делая свою карьеру из портного. Наверное -  это правильная схема карьерного роста в театре, такой профессии как костюмер. Однако всем Мэтрам- костюмерам из старой школы, которым сейчас за 50-65 лет явно не хватает специального образования, без которого в современном театре трудно существовать и конкурировать с поколением 25-35 летних «подмастерьев» упрямо дышащих в затылок. Мэтры-костюмеры времён СССР плохо разбираются в современном материаловедении, композиции одежды, фурнитуре, методах ухода за историческим и военным костюмом, правильном обозначении фасона и названии театрального костюма. Да и, справедливо говоря, не стремятся они особо повышать свой собственный профессиональный уровень. Однако, удивителен не этот факт тихого прозябания костюмера в годах в культовом или не очень театре. Удивляет меня лично то, что данные Мэтры-костюмеры жёстко диктуют свои весьма странные предпочтения заведующим художественно-постановочной частью в театре. Только костюмер может сказать зав ХПЧ (и показать в том числе) какие именно костюмы полежат химической чистке, а какие нет. Зачастую этот дилетантский приём ведёт к трагическим ошибкам (о них чуть ниже), в виде возврата из предприятия химчистки бесформенной кучи костюмов, обработанных людьми совершенно некомпетентными в этом вопросе. Придираться к костюмерам, явно заслужившим уважение и почет своим добросовестным трудом в театре, я не собираюсь, но поставить им в укор данный факт можно. К слову говоря, за последние 15 лет многие театры Москвы весьма часто «обжигались» при сдаче сценических костюмов в химическую чистку, тратя весьма значительные средства на  услуги предприятий службы быта. Однако, как это не удивительно, не один, повторяю не один театр Москвы, за прошедшие 20 лет не подал иск в суд из-за испорченных химчисткой сценических костюмов. Спросите почему?! Я лично не знаю – для меня это неразрешимая загадка. Может потому что,  речь идет о государственном, а не личном имуществе, которое можно при любом раскладе списать, а после залезть жадной рукой в бюджет и взять средства на изготовление новых костюмов?!

Я б в художники-дизайнеры пошёл – пусть меня научат!

Как уже я заметил ранее, сценические костюмы в любом театре на пустом месте не возникают – их создают штатные художники-дизайнеры или работающие по договору.  Создание костюмов весьма кропотливая и затратная штука, которая сжирает в театре при  новых постановках немалую долю бюджета. Художник-дизайнер  всегда предварительно воплощает  свой замысел на бумаге, рисуя  карандашом или акварелью эскиз новых театральных костюмов для конкретной постановки. Режиссер же периодически корректирует данное творчество художника-дизайнера, внося необходимые поправки, согласно его творческому замыслу. Понятное дело, что художник-дизайнер решает задачу в соответствии с правилами композиции одежды. Под композицией (моделирование, как еще могут называть этот процесс) одежды понимается в первую очередь согласованность всех её элементов.  Моделирование одежды (театральных костюмов) имеет два этапа: работа над композицией модели (создание её эскиза) и выполнение композиции в материале. Элементами (или компонентами) композиции одежды являются: силуэт и форма, конструкция и пропорции, линии и их ритм, рисунок и фактура ткани, отделка, украшения и дополнения. Определяющую роль в создании театрального костюма играет историческая эпоха и сюжет. Например, в театре может   ставиться спектакль П. Бомарше  «Севильский цирюльник» с историческими костюмами, которые выполняются внешне похожими на одежду горожан 18-ого века. Необходимо заметить, что в российских театрах, по утверждению историка моды А. Васильева, все пошитые исторические костюмы 17-19 века являются жалкой пародией на подлинник, если не сказать хуже. Несмотря на то, что я весьма уважаю господина Васильева как профессионала самой высочайшей пробы, думаю в этом вопросе надо внести ясность. Безусловно, мастерство российских художников-костюмеров театральной сферы отстаёт от западного (хотя где критерий оценки?) и костюмы ими создаваемые могут критиковаться кем и когда угодно. Конечно же, есть признанные художники-дизайнеры театральных костюмов, такие как Ксения Шимановская, которые вхожи в западную богему и уважаемы ею. Однако, всё же,  основная задача театрального костюма быть не точной копией оригинала, а лишь быть похожим на него, в соответствие  с целями постановки,  выделяемыми финансовыми средствами и восприятием зрителя в первых рядах партера. Именно поэтому даже дореволюционные театральные костюмы, из коллекции гардероба императорских театров, неоднократно экспонировавшиеся  на выставке в ЦДХ, выглядят при ближайшем рассмотрении весьма непрезентабельно и блёкло. Ну а уж современные театральные костюмы, создающиеся на основе сметы зав ХПЧ за подписью начальника планово-экономического отдела театра, никак не тянут на выдающееся произведение искусства. Тогда на что они похожи – эти современные театральные костюмы?!

Главное чтобы костюмчик сидел…

…Вы были, хотя раз в костюмерной МГАТО (Московского Театра Оперетты) или МАМТа  (Музыкального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко)? Не были? А я был, раз пятьдесят, не меньше. Ощущение при посещении этих культовых мест гораздо сильнее, чем при просмотре спектаклей данных театров, честное слово. Смотря на сотни и даже тысячи (только задумайтесь – тысяча костюмов!) театральных костюмов, занимающих площадь футбольного поля, понимаешь, сколько людского труда и бюджетных денег может быть затрачено только на один российский  театр. Костюмерные в театре, с незапамятных времен  делятся на мужские и женские. Часто их называют по-старорежимному - «ходовой гардероб». Например, в ГАМТе (Малом театре) костюмерные обозначены как «Мужской ходовой гардероб» и «Женский ходовой гардероб». Все они располагаются рядом с артистическими гримуборными, чтобы артистам было удобно одеваться перед спектаклем. Как правило, при каждом костюмерном цехе существует склад вещей (театральных костюмов), которые по тем или иным причинам  хранятся там на двухярусных кронштейнах. Костюмы для массовки и ведущих актеров на складе театра могут храниться  в ожидании спектакля (который может идти несколько раз в месяц), из-за снятия постановки по тем или иным причинам, а также оставляются на долговременное хранение. Лучшие условия и самые современные (со специальным режимом влажности и освещения) для хранения костюмов на данный момент в России существуют только в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко. Именно в этом театре, группой  художников-дизайнеров: Галиной Соловьёвой, Марией Даниловой и Ириной Пресс (впрочем, историк моды Васильев тоже прилагает свои ум и руки для создания новых костюмов в этом театре) рождаются  весьма оригинальные костюмы, от которых у технолога предприятия химической чистки может начаться гипертонический криз или базедова болезнь. Спросите почему? Отвечу. Абсолютное большинство данных костюмов рождается в страшных творческих муках без учета одного обстоятельства, которое сводит на нет все усилия по-настоящему творческих людей. Эти костюмы в стадии подбора фактур тканей, прикладных материалов, ручной росписи, фурнитуры и локального или полного аппретирования никто не удосуживается проверить на  пригодность к химической чистке. Именно этот фактор, в будущем сводящий на нет все усилия художников-дизайнеров и пошивочного цеха совершенно не продуман в любом театре России.  Вроде бы в театре всем понятно, что сценический костюм  должен служить определенный срок, после чего он списывается или в худшем варианте перешивается. Актеры, как известно, вполне живые люди, способные так запачкать свой собственный сценический костюм  гримом, пото-жировыми наслоениями и пятнами от пролитых на сцене кофе или чая, что только диву даёшься. И этот факт художнику-дизайнеру известен, он же в театре работает, а не в кочегарке сталелитейного завода.  Художник-дизайнер, с высшим образованием, опытом работы, может создать целую плеяду костюмов для театральной постановки, совершенно непригодных для химической чистки в ПХЭ, гидрокарбоне и аквачистке. Какие же могут создаваться сценические костюмы в крупном столичном театре? Посмотрим таблицу №1.

Виды театральных костюмов, сдаваемые в химчистку

таблица №1

Классификация театрального костюма

Фасон театрального костюма

Принадлежность по половому признаку

1 Исторический (16-19 век, Западная Европа)

Бамбетка

Муж

 

Колет

Муж

 

Гусарский мундир, доломан

Муж

 

Камзол

Муж

 

Курцфрак

Муж

 

Бекеша

Муж

 

Венгерка

Муж

 

Редингот

Муж

 

Дублет, жиппон

Муж

 

Буфчатые панталоны

Муж

 

Шоссы

Муж

 

Кюлоты

Муж

 

Марлот

Жен

 

Платье с корсетом и кринолином-панье или турнюром

Жен

 

Салоп

Жен

 

Накидка «Иллюзион»

Жен

 

Казакин

Жен

 

Пеньюар

Жен

 

Мантилья

Жен

2. Военный (17-20 век)

Китель, френч

Муж

 

Мундир флотский, армейский

Муж

 

Шинель

Муж

 

Бушлат флотский

Муж

 

Гимнастерка

Муж

 

Галифе

Муж

 

Бриджи

Муж

 

Сюртук-юберрок

Муж

3. Русский исторический костюм

Душегрея, шугай

Жен

 

Опашень

Жен

 

Рубаха-горничная

Жен

 

Шушпан, кафтан

Муж/жен

 

Сарафан, дубас

Жен

 

Понёва

Жен

 

Чуга, ферязь

Муж

 

Армяк

Муж

 

Охабень, ферезея

Муж

 

Епанча

Муж

4. Русский балетный костюм

 

 

 

Пачка балетная с лифом

Жен

 

Платье – «шопенка»

Жен

 

Платье хитон длинное

Жен

 

Бамбетка

Муж

 

Колет

Муж

5. Обрядовое одеяние православной церкви

Саккос

 

 

Подрясник

 

 

Ряса

 

 

Стихарь, подризник

 

 

Фелонь

 

 

Епитрахиль

 

6. Национальная одежда народов Кавказа.

 

 

 

Бешмет

 

 

Черкесска

 

 

Архалук

 

 

Бурка

 

 

Как мы видим, номенклатура костюмов достаточно большая, требующая при пошиве в мастерской театра специальных знаний, выкроек, тканей, фурнитуры и самое главное, немалых финансовых средств. Одним из самых сложных технологий отделки театрального костюма, на данный момент считается ручная роспись, которая выполняется лично художником-дизайнером на основе предварительно составленного эскиза. Роспись может выполняться кистью, поролоновой губкой или трафаретным способом. В основном на российском рынке, в мастерских театров господствует известная фирма из Британии DYLON, предлагающая широкий ассортимент прямых, кислотных, активных красителей в порошковой форме и водных акрилатных красок примерно 25 базовых цветов. Также, в ассортименте водных акрилатных красок DYLON присутствуют  артикулы с флуоресцентным и металлическим  эффектами. Серьёзным конкурентом у компании DYLON является фирма из США ROSCO INTERNATIONAL, которая отвоёвывает рынок сбыта у англичан и имеет весьма влиятельных партнеров из театров России. Роспись костюмов из натуральных или смесовых тканей, производится в театре только водными акрилатными красками, из которых составляются необходимые оттенки на основе карты смешения базовых цветов. Необходимым условием закрепления рисунка, на основе рекомендаций DYLON, выполненного на ткани, является финишное глажение ткани утюгом или прессом при температуре от 100 до 160 градусов. Тем самым, происходит расплавление покрывных композиций на основе водных дисперсий полимеров в используемой краске и её закрепление (адгезия) на ткани. Именно эту операцию во многих театрах злостно игнорируют, совершенно не понимая её основной сути и назначения. В результате, при чистке в среде ПХЭ, гидрокарбона колета или бамбетки, разрисованной от всей души художником-дизайнером происходит разрушение оригинального рисунка. Зачастую рисунок, выполненный красками DYLON или ROSCO, и не закрепленный глажением, может разрушаться при обработке в водных средах ПАВ. Не буду в данном случае возопить и задавать типично русский вопрос: «Кто виноват??!» Виноват, конечно же, театр, и в первую очередь художник-дизайнер! Мне пришлось чистить множество замызганных, пропахших потом мужских костюмов (бамбетки и колеты)  с ручной росписью из МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко. Не один, повторяю, не один рисунок не был закреплен ПО ТЕХНОЛОГИИ ФИРМЫ DYLON!

Применением ручной росписи на костюмах не ограничивается  бурная фантазия творческих людей из театров, есть варианты отделки и более сложные. В последнее время, с насыщением российского рынка китайским и южнокорейским товаром, стали широко использоваться  термо-, пришивные, украшенные бисером, стеклярусом и пайетками аппликации. Действительно, при правильном использовании данных декоративно-отделочных материалов на театральных костюмах, никаких деструктивных последствий после чистки в среде органических растворителей не происходит. По техрегламенту пошива, при отделке готового изделия или любых деталей костюма, аппликации пришиваются к ткани носителя машинной иглой № 14/90 или 16/100 швом зиг-заг, после предварительного закрепления (обмётки). На деле, в пошивочных цехах театров стараются значительно сократить время на отделку аппликациями сценических костюмов, полагая, что артисту всё равно как пришита та или иная деталь на его одеваемом им камзоле. Артисту-то может и всё равно, а вот химчистке далеко не всё равно. Дело в том, что аппликации, а также стразы и пайетки   в театрах народные умельцы, чаще всего закрепляют на ткани индийским клеем FEVICRYL. Думаю «свойства» этого клея хорошо «изучили» многие  химчистки по всей России, приклеивая после аквачистки свадебных платьев умопомрачительные цветы из шифона и стразы, осыпавшиеся из-за первого контакта с водой. О том, что все костюмы, которые отделаны приклеенными аппликациями придется чистить в среде растворителей или в водной среде, художникам-дизайнерам и мастерам по пошиву глубоко наплевать. Весьма примечательно, что абсолютным чемпионом по количеству пошитых и используемых сценических костюмов с приклеенными аппликациями в широком ряду московских театров занимает знаменитый Театр киноактёра. Данное учреждение культуры, сотрудничая (правда, кратковременно) с одной небольшой московской химчисткой решило сдать в обработку вышеназванные сценические костюмы с приклеенными аппликациями. Обратно сие чудо горе-мастеров из театральной мастерской вернули ровно разделенное пополам. На плечиках висели почищенные костюмы, а в отдельном пакете были сложены все отклеенные аппликации. Я, вне всяких сомнений, не борясь за честь мундира, хочу обвинить в данной метаморфозе кроме художника-дизайнера театра и технолога химической чистки. Вернуть заказчику, в данном случае театру в ТАКОМ виде костюмы, значит расписаться в полной профессиональной непригодности. Этот технолог не должен работать в химчистке, он дилетант.

Особую популярность приобретают в настоящее время ростовые куклы на детских спектаклях в театрах, а также сценические костюмы, имеющие жесткий каркас из проволоки, сечением 3-4 мм.  Это тоже весьма сложный ассортимент, странным образом внедрившийся в чрезвычайно консервативную театральную жизнь, отличавшуюся всегда жестким неприятием всего нового. Как правило, ростовые куклы, использующиеся в театре, по типу изготовления подразделяются на два вида:

  1.  Цельный каркасный костюм из металлической проволоки сечением 0,2-0,4 мм, внутри которого  помещается артист.
  2.  Костюм со съёмной  головой каркасного типа из металлической проволоки.

Зачастую первый вид костюмов в принципе не полежит чистке в водной среде, хотя изредка бывают счастливые исключения, когда на проволочном каркасе монтируются съёмные элементы, проложенные поролоном. Второй вид костюмов, практически полностью можно обработать в водной среде без ущерба для внешнего вида. Единственная проблема может заключаться в съёмной голове, проклеенной толщинками из поролона и обшитой ворсовыми фактурами тканей. Ну, в этом случае, приходится предприятию химчистки идти на подлог и путём локальной пятновыводки удалять грязь с «головы», проявляя при этом чудеса смекалки. Примечателен в данном случае тот факт, что Московский Игровой Театр ростовых кукол «Балаган» под руководством В. Григоровича ни разу не чистил свои ростовые куклы на предприятии химической чистки. На мой вопрос, почему он не чистит сей нетрадиционный театрально-костюмный ассортимент, уважаемый господин Григорович с сарказмом заметил: «Отдашь…вам куклы, а вы испортите, испохабите их, а  каждая 50 тыс рублей стоит». Не хочу комментировать ответ худрука столь прославленного коллектива, лишь замечу, что если от артиста в прямом смысле на сцене воняет, тогда зритель вряд ли придёт повторно в данное заведение культуры.

Завершая тему применения разных материалов для отделки театрального костюма, хочу коснуться темы использования искусственной кожи при пошиве сложных платьев с кринолином и корсетом. Как известно, внешний вид изделий – женских платье с кринолином – в значительной мере зависит от применяемых прокладочных материалов. Прокладка в корсетах практически всех театральных платьев выполнена, в соответствие с техрегламентом пошива,  из 100% хлопковой ткани корсетного переплетения (набивная бязь), что предусматривает обработку данного ассортимента в среде органических растворителей. Тем не менее, в настоящее время, художники-дизайнеры в театрах упрямо, прямо таки с каким-то особым наслаждением используют для отделки вышеупомянутых бальных платьев с кринолином и корсетом искусственную кожу. В этом случае, как уже ясно, изделие, содержащее детали из искусственной кожи не может быть обработано в среде растворителей в машине химической чистке по причине порчи этих элементов костюма. А в водной среде, набивная бязь на корсете даёт усадку, и изделие теряет после обработки формоустойчивость. ВТО может принести положительные результаты, но не всегда и не на каждой вещи.  Кажется, что проще – не надо использовать данные детали из искусственной кожи при пошиве платьев с кринолином и корсетом, и тогда все проблемы исчезнут сами собой. Но нет, этот номер с «исключением» искусственной кожи не пройдёт, будьте уверены. Не один художник-дизайнер в самом заштатном театре не потерпит вмешательства в «его творчество»!! То, что от этого «творчества» некоторым людям и организациям нашей необъятной страны приходится  пить валокордин и проявлять немыслимую изобретательность, творцов театральных костюмов совершенно не волнует.

Не надо думать, что в театрах России сидят глубокие неучи-дилетанты и, прикрываясь должностью художника-дизайнера по костюмам, мечтают отравить жизнь работникам отрасли химической чистки. В Москве скромно существуют  чрезвычайно сильные театральные мастерские по пошиву сценических костюмов, которые можно назвать эталоном профессионального подхода к делу. В моих руках побывали практически все костюмы со всех крупных театров Москвы, и с уверенностью могу сказать, что лучше всех и профессиональнее к вопросу конструирования и моделирования сценического гардероба относится Российский Академический Молодежный Театр (ФГУК РАМТ). Отдельно выражаю глубокую признательность и благодарность  художникам по костюмам РАМТ Войновой Наталье Анатольевне и Зотовой Вере Николаевне, которые смогли создать шедевры театрального костюма. На основе каких критериев я сделал данные выводы? В первую очередь на основе следующих характеристик:

- удачная для театрального мужского и женского костюма конструкция одежды: внешняя форма (силуэт и покрой); конструктивное построение составных деталей изделия; вид соединительных швов, вид и фактура используемого материала (ткани);

- высокое качество прикладных материалов, подкладки, швейной фурнитуры;

- отсутствие деформаций (изменение первоначальных линейных размеров) на театральных костюмах после чистки в среде растворителей, в водных средах ПАВ и ВТО;

- отсутствие на театральных костюмах фурнитуры и других искусственных материалов, разрушающихся при чистке в среде органических растворителей.

Тем не менее, таких высокопрофессиональных художников по костюмам как в театре РАМТ, в Москве можно пересчитать по пальцам. В остальных театрах г. Москвы создают  «проблемные» сценические костюмы, которые вызывают многочисленные затруднения в обработке.  Чтобы более  полно представить читателю, какие именно сложные отделочные материалы используются на театральных костюмах, я  предлагаю читателю ознакомиться с таблицей № 2.

Виды отделки на театральных костюмах

таблица № 2

Название театров

Виды применяемой отделки

Фасон театрального костюма

1. ФГУК ГАМТ (Малый театр)

Ручная роспись, аппликации, стразы, стеклярус, бисер, пайетки, ткани с металлической нитью

Платья с кринолином (турнюром), исторический мужской костюм (мундир, камзол)

2. ГУК МАМТ

Ручная роспись, аппликации, стразы, стеклярус, пайетки, ткани с металлической нитью, крашение отдельных элементов костюма аэрозолями, фурнитура покрашенная композициями на основе металлических порошков

Платья-«шопенки», бамбетки, колеты, кмзолы, фраки.

3. ФГУК ГАБТ (Большой театр)

Ручная роспись, аппликации, стразы, бисер, стеклярус, пайетки, ткани с металлической нитью

Камзолы, мундиры, обрядовая одежда православной церкви, кафтаны, платья с кринолином-панье, царский саккос

4. ГУК Театр киноактера

Аппликации на клеевой основе, искусственная кожа

Камзолы, колеты, кюлоты.

5. ГУК МГАТО (Театр оперетты)

Ручная роспись, аппликации на клеевой основе,  стразы, стеклярус, бисер, пайетки, ткани с металлической нитью, цветы из ткани, приклеенные к пачкам, флокированные ткани.

Камзолы, фраки, колеты, балетные пачки, платья-«шопенки», мундиры, смокинги, венгерки, доломаны, платья с кринолином.

6. ГУК «Театр Уголок дедушки Дурова»

Аппликации на клеевой основе

Курцфраки, комбинезоны сценические

7. ГУК «Московский Театр на Перовской»

Стразы, стеклярус, искусственная кожа.

Платья с кринолином, камзолы.

8. ФГУП «Большой Московский Госцирк»

Стразы, искусственная кожа, флокированные ткани, крашение эелементов костюма при помощи аэрозолей-красителей

Топы, комбидрессы, шорты, камзолы, колеты.

9. ГУК «МД Театр им. Гоголя»

Аппликации на клеевой основе, стразы, отделанные витыми шнурами на клеевой основе.

Платья с кринолином.

10. ГУК МД «Театр на Малой Бронной»

Проволочные каркасы на костюмах, искусственная кожа, стразы, стеклярус, аппликации на клеевой основе

Костюмы-имитации зверей.

11. ГУК «Содружество актеров Таганки»

Стеклярус, стразы

Платья с кринолином, платья хитоны.

12. ГУК ММД «Цыганский Театр «Ромэн»

Стразы, стеклярус, бисер, пайетки, искусственная кожа, аппликации на клеевой основе.

Платья с кринолином, камзолы, жилеты, длинные юбки.

13. ГУК «Московский Государственный Театр «Ленком»

Стразы, пайетки, стеклярус, бисер, аппликации.

Бамбетки, колеты, камзолы, платья с кринолином, мундиры.

14. ГУК «Московский музыкальный Театр Г. Чихачёва»

Стразы, пайетки, искусственная кожа, стеклярус, бисер, флокированные ткани, аппликации.

Платья с кринолином, царский саккос

15. ФГУП ТТЦ КХДО «Останкино»

Стразы, пайетки, искусственная кожа, бисер, стеклярус, ручная роспись на ткани, крашение отдельных элементов костюма аэрозолями, трафаретное крашение композициями на основе металлических порошков.

Мантия короля, пончо,  камзолы, бамбетки, мундиры, платья с кринолином, доломаны

16. ФГУК ЦАТРА (Театр Российской Армии)

Стразы, аксельбанты, эполеты, пайетки, стеклярус, крашение отдельных элементов костюма аэрозолями, трафаретное крашение.

Военные мундиры, кители, платья с кринолином и турнюром, доломаны.

Зачем театрам машины химической чистки?

Есть ли в российских театрах машины химической чистки, работающие на растворителе ПХЭ? Вот такой, возможно для кого-то, мягко говоря,  нелепый вопрос я хочу задать читателю. Возможно читатель, совершенно обескураженный данной постановкой вопроса, глубоко задумается, поставив под сомнение умственные способности автора этой статьи. Примерно в таком тоне можно спросить почтенную публику о действующих театрах при химчистках. Не видели театры в химчистке?! И не увидите! А вот в театре химчистка может быть и даже не один год! Пионером или, всё-таки, лучше сказать первопроходцем в деле оснащения театра машиной химической чистки стал  ГУК ГАБТ  (Большой театр), решивший заняться обработкой собственных театральных костюмов, категорически  не доверяя их городским предприятиям отрасли. Я не знаю, много ли было жутких скандалов и трений по этому поводу, скорее всего они известны БФТ «Диана-Трест», который выступил поставщиком оборудования и обучающей стороной для ГАБТа. Возможно, аппаратчики машин х/ч из ГАБта выслушали на первых порах очень много нелестных эпитетов в свой адрес от художников по костюму и начальников костюмерных цехов. Вторым  участником будущего триумвирата стал ГУК МГАДМТ им. Н. Сац, купивший осенью 2009 г машину х/ч у ЗАО «Невский проспект» по итогам прошедшего гостендера. Питер, всегда тихо завидовавший жирующей на бюджетных деньгах Москве, тоже решил не отставать от продвинутых столичных театров и разродился зимой2010 г покупкой машины х/ч для ведущего театра города на Неве.   ГУК БДТ имени Товстоногова по итогам тендера выбрал опять же ЗАО «Невский проспект», и такую же машину химической чистки. Если про причины спешной покупки машины х/ч БДТ им. Товстоногова история умалчивает – в полном смысле этого слова всё покрыто завесой тайны, то о Театре им. Н. Сац я имею достаточно информации, чтобы читатель мог составить своё мнение. Детский театр им. Н. Сац уже давно известен в узких кругах как заведение культуры, которое тайно, кропотливо и малоэффективно, который год подряд, ведёт свою тихую партизанскую борьбу против предприятий химической чистки г. Москвы. Нет, только не думайте, что служащие Театра им. Н. Сац  взрывают здания химчистки,  сыпят песок и толчёное стекло в оборудование предприятий отрасли, стукают по затылку кирпичом работникам данных заведений. К счастью такого пока никто не замечал. Театр им. Н. Сац, создав несколько лет назад минипрачечную в скромном закутке для стирки примитивных сценических костюмов, решил заняться обработкой данного ассортимента для других учреждений культуры г. Москвы. Главным мозговым центром данной затеи выступил замдиректора театра Чаусов Виктор Михайлович, соблазнив для начала ФГУП «Большой Московский Госцирк». К счастью, или к сожалению, Цирк на проспекте Вернадского не долго продержался в партнёрах минипрачечной Театра им. Н. Сац – на то, видимо, были очень веские причины. Тем не менее, господин Чаусов, окрылённый первыми коммерческими успехами  минипрачечной, решил «замахнуться» на машину химической чистки, которая должна была по замыслу:

- обрабатывать сценические костюмы Театра им. Н. Сац в среде ПХЭ;

- обрабатывать по договору  театральные костюмы других театров г.Москвы и области;

- предотвратить «порчу» театральных костюмов городскими химчистками.

В настоящее время машина х/ч в Театре им. Н. Сац практически постоянно стоит без работы, так как не один театр мира не может обеспечить таким большим количеством костюмов собственную химчистку. Попытки вежливо и настойчиво уговорить другие театры г. Москвы обрабатывать  сценические костюмы в химчистке  при Театре им. Н. Сац успехом не увенчались. При этом остаётся загадкой как решаются в данном учреждении культуры (там, где основные посетители малолетние дети)  следующие вопросы:

- утилизации шлама от машины, работающей на ПХЭ;

- приточно-вытяжной вентиляции;

- санитарно-гигиенические;

- ремонтно-профилактические;

- технологического регламента;

Прекрасно понимая, что руководство данного Театра хотело «как лучше» а получилось «как всегда», я в данной ситуации, не стал бы продолжать ёрничать над не совсем удачным проектом бюджетных работников учреждения культуры. Всё-таки, если в любом театре решили заниматься химической чисткой, то поверьте, ничего хорошего из этого не получится – одни разочарования.

Ау! Вы где – химчистки для театров?!

Сейчас, в непростое время малопонятного развитого капитализма большинство населения, с вздохами и тихой грустью в голосе вспоминает патриархальный советский застой. Возможно, во всей этой ностальгии, доля истины и здравого смысла  несомненно присутствует – спору нет. Как то, пару лет назад, мне пришлось вести разговор с ветераном отрасли, проработавшей 17 лет в структуре производственного объединения «Чайка», на фабрике-химчистке № 54. Данная фабрика, в советское и постсоветское время обслуживала «Цирк на Цветном бульваре» и 3-4 театра г. Москвы. После весьма подробного рассказа ветерана о всевозможных перипетиях, связанных с  чисткой театральных костюмов, которая весьма высоко оценила профессиональные способности художников-дизайнеров и специалистов пошивочного цеха того времени, я её спросил о промахах и ошибках, которые неизбежно сопутствуют каждой работе. И вы представляете - ошибки были, вещи, а точнее отдельные театральные костюмы приходили в негодность после химической чистки и обработке в среде ПАВ. Расплавлялась фурнитура, смывалась перламутровая композиция с пайеток и бусин, разлетался вдребезги стеклярус, теряли формоустойчивость балетные пачки и корсеты, полностью удалялась ручная роспись с ткани костюмов. Однако, в эпоху, когда всё и везде было государственное, а не частное  на эти, мягко говоря «промахи», внимания данные театры и цирк практически не обращали. Костюмы в театре и цирке списывала бухгалтерия, а  химчистки продолжали работать денно и нощно, выполняя и перевыполняя план, принимая в обработку изделия от граждан. Кроме рядового сотрудника отрасли, стоящего «на передовых рубежах» и непосредственного участвующего в обработке театральных костюмов мне удалось также поговорить на эту животрепещущую тему с бывшим директором фабрики № 68. Выяснилась та же картина: два-три театра обслуживаются в типовой городской химчистке, 10-20 % сценических костюмов безвозвратно теряют после обработки способность к дальнейшей эксплуатации. В результате обобщения этих и некоторых других данных прояснилась  вполне определенная методика отношений химчисток с учреждениями культуры, в частности с театрами.. В советское время, в г. Москве, а также других регионах страны не существовала отдельная химчистка, имеющая специализацию по обработке театральных костюмов и одежды сцены. Хорошо это или плохо сейчас судить трудно. И вы знаете почему? Я неоднократно на эту тему беседую с главными костюмерами столичных театров, которые проработали («прослужили») в этой системе 25 и более лет и никто из них не осмелился поливать грязью старую советскую отрасль химической чистки. Все ругают исключительно те предприятия химической чистки, которые на волне 90-х годов заняли место Московского объединения «Чайка». Примечательно то, что практически сразу после развала упомянутой выше «Чайки», фактически её правоприемником и главным игроком на столичном рынке услуг химической чистки стало многопрофильное объединение «Диана» во главе с Г.Э. Ибрагимовым. По личной его инициативе (тактически и стратегически грамотной) «Диана» на многие годы заняла нишу химчистки, обслуживающей ведущие театры столицы России. Наверное, стоит обсудить, насколько качественно и эффективно выполнялась работа по обслуживанию театров данным крупным объединением.  При блиц-опросе костюмеров и зав ХПЧ ведущих московских театров я не услышал восторженных воплей и бурных дифирамбов по поводу выдающихся успехов предприятия «Диана» на ниве данной услуги. Вполне возможно это были только злостные наветы непримиримых врагов и вечно брюзжащих пожилых костюмеров на столь авторитетное предприятие, не знаю. Однако, поговорив на столь животрепещущую тему с зав ХПЧ МХАТ им. Горького И. А. Верушкиным, я услышал нечто другое. Оказывается, столь уважаемое учреждение культуры сотрудничало с «Дианой» только по причине крайне низких цен на услуги, которые входили в прокрустово  ложе бюджетных затрат театра, запланированных зам.нач.планово-экономического отдела. Сейчас монополизация предприятия «Диана» по обслуживанию столичных театров дала значительную брешь, что связано, по-видимому, со снижением качества предоставляемых услуг. Безусловно, театры вправе выбирать себе любые городские химчистки, которые они считают наиболее подходящими для такой сложной услуги, как обработка сценических костюмов. Слава Богу, сейчас не советское время и звонок из горкома партии не заставит подписать договор на обслуживание директора театра, если он того не желает по финансово-экономическим и художественно-постановочным причинам. Тем временем, лакомый кусок пирога в виде театров, стараются оттяпать у «Дианы» все кому не лень, предлагая услуги учреждениям культуры подчас хуже, чем были до этого. Из всех серьёзных игроков, которые сейчас работают на рынке предоставления услуг театрам можно отметить только химчистку «АИСТ», обслуживающую 28 объектов театральной сферы. Это серьёзное предприятие, которое имеет большой опыт по чистке сценических  костюмов советской, постсоветской эпохи и образцов, создаваемых современными художниками-дизайнерами столичных театров.

Адова работа или чистка театральных костюмов

Удивительно, но многие работающие в столичных и региональных предприятиях  мои коллеги, расценивают обработку театральных костюмов как малопрестижное и весьма обыденное дело, нечто напоминающее летнюю компанию по химической чистке одеял из институтских  общежитий. Это глубоко ошибочное мнение, мало похожее на правду. Действительно, театры России по - разному планируют обработку своего многочисленного гардероба, стараясь как можно больше почистить перед закрытием сезона в июне-июле. Однако для того, чтобы сдать очередную партию костюмов в химическую чистку существуют и другие объективные и субъективные причины. В Москве, как и в других крупных городах России, театры подразделяются на два вида по своему федеральному статусу: объекты культуры городского значения и федерального. Каждый объект, а точнее театр, финансируется в соответствие со своим статусом. Например, такие театры как ФГУК ЦАТРА, ФГУК, РАМТ, ФГУК ГАМТ, ФГУК ГАБТ могут потратить только на чистку сценических костюмов ежегодно от 100 до 300 тыс рублей. Совсем другие расходы на ту же статью бюджета могут рассматривать ГУК «Ленком», ГУК МАМТ, ГУК «Театр киноактера», ГУК МГАТО. Их расходы не превышают 150 тыс.руб  в год. Ну а уже про театры-студии и небольшие театры, имеющие зрительный зал на 40-100 мест и говорить не приходится. Такие заведения культуры выкраивают каждую копейку, чтобы почистить хотя бы пару десятков костюмов раз в полгода. Такие метаморфозы с бюджетным финансированием приводят к тому, что костюмы в российских театрах чистят не тогда, когда это необходимо, а когда есть деньги в учреждении культуры. Ко всему прочему, деньги в театре всегда нужны для новых постановок, а значит новых декораций, новых костюмов и т.д. Поэтому очень часто во многих театрах химическую чистку костюмов рассматривают, как совершенно второстепенное дело, мало влияющее на то, что творится на сцене. Этот весьма печальный факт приносит свои крайне негативные результаты. Спросите какие? Позвольте объяснить! Городской житель из России со средним достатком приходит в химчистку, согласно статистике 1-3 раза в месяц. Много это или мало?! Возможно, он приходит в химчистку, только потому, что у него загрязнились те вещи, которые он не может постирать в стиральной машине в бытовых условиях. В театре же существует совсем другая схема чистки ходового гардероба, основанная на проверенной многими годами схеме. То, что можно постирать в подсобке театра при участии бытовой стиральной машины с загрузкой 3-5 кг, стирается постоянно, а после гладится на гладильной доске. В этот ассортимент стираемых изделий входят мужские сорочки, женские блузки, трикотаж, некоторые виды платьев и  сарафанов. Зачастую, некоторые костюмеры, падкие на всевозможные заграничные пятновыводители, пытаются удалить жиро-маслянные загрязнения и затёки от напитков. Качество постиранных и «пятновывоженных» изделий часто зависит от самого костюмера, который обрабатывает сценический ассортимент изделий на основе своего опыта квартирной хозяйки. Мне постоянно звонят костюмеры с просьбой исправить испорченную при стирке в театре сложную вещь. Стирают костюмеры по одной причине. Дело в том, что артист существо тонкой организации и портить ему настроение перед спектаклем лучше не надо, тем более дурно пахнувшим костюмом и сорочкой, не стиранной 2 месяца. Вот и стараются костюмеры обеспечить хотя бы минимальную чистоту для своих подопечных, прекрасно понимая, что  в насквозь провонявшим зловонным потом фраке артисту играть противно, но вовремя постиранная сорочка часто спасает ситуацию на сцене. Сорочку одевают под «зловонный» фрак, нечищеный полгода-год и выходят на сцену с улыбкой, лишний раз показывая, что настоящий артист он и в рубище сыграет, аки Бог.  Гораздо сложнее приходится артистам и артисткам, которым на сцене приходится постоянно танцевать. Ну, например МГАТО (Театр оперетты), Театр «Ромэн»  и МАМТ (Муз. Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), отличаются своеобразным репертуаром, где артисты практически беспрерывно танцуют. Я вас уверяю, костюмы, нечищеные месяцами из данных заведений даже липкие на ощупь, даже не говоря о запахе. Поэтому, очень часто костюмеры требуют от предприятия химической чистки полного удаления миазмов и пото-жировых вытравок, наивно надеясь, что вещи, не подвергавшиеся регулярной химической чистке можно чудесным образом спасти. К счастью, современные профессиональные средства предварительной зачистки и пятновыводки, применяемые при обработке в среде органических растворителей вполне эффективны и помогают  устранить практически любые загрязнения, без ущерба для ткани изделий. Необходимо заметить, что артисты на сцене часто едят и пьют настоящие продукты, обливая при этом (со злого умысла и или так – «для смеху», мне пока неизвестно) театральные костюмы. Зачастую вид некоторых костюмов, залитых чаем или кофе, просто  ужасает любого неравнодушного к чистоте человека. Я однажды, внимательно осматривая светло-серый пиджак-визитку, приготовленный к сдаче в химчистку и практически полностью облитый кофе, с интересом спросил у костюмера:

- Артист так  «виртуозно»  на сцене облил «визитку» кофе или…

- Нет, почему на сцене?! Он в буфете с друзьями сидел, там ему и облили!

У вас есть комментарии? У меня нет. Ко всем  видам загрязнений пятен на театральных костюмах, с которыми вынуждена сражаться химчистка, можно еще отнести и весьма специфический запах животных. Понятно, что в обычном театре животные по сцене не гуляют, как деревенскому лугу или саванне. Резвиться разные виды животных могут только в цирке и в ГУК «Театр зверей им. В.Л. Дурова». Я не буду сейчас рассказывать уважаемому читателю, какие запахи царят в помещениях уважаемого Театра зверей – и так понятно. Такой же запах пропитывает каждый костюм артиста, работающего на этой прославленной сцене. И каждый артист из этого Театра хочет выступать всегда опрятно и чисто одетым в сценический костюм. Для этого Минфин РФ выделил ГУК «Театр зверей им. В.Л. Дурова» 250 тысяч бюджетных рубликов из карманов налогоплательщиков, что согласитесь немало. Данной суммы вполне хватает химчистке «АИСТ», чтобы все виды патогенной микрофлоры и специфический запах на театральных костюмах и одежде сцены полностью устранять в течение года. Какие же виды загрязнений могут еще встречаться на театральных костюмах? Об этом информирует читателя таблица №3.

Виды загрязнений театральных костюмов

таблица №3

Название театров г. Москвы

Виды загрязнений

1. ГУК Театр «Уголок  дедушки.Дурова»

Запах продуктов жизнедеятельности животных, пятна от сценического грима

2. ГУК МГАТО

Пото-жировые наслоения, потовые вытравки, запах продуктов жизнедеятельности человека, пятна на брюках от танцев на  сцене, пятна от сценического грима

3. ГУК МАМТ

Пото- жировые наслоения, потовые вытравки, запах продуктов жизнедеятельности человека, пятна на брюках от танцев на сцене, пятна от сценического грима

4. ГУК «Ленком»

Пото-жировые наслоения, потовые вытравки, запах продуктов жизнедеятельности человека, пятна от пищи танниного и жиро-масляного происхождения.

5. ГУК «Новая опера им. Е. В. Колобова»»

Пятна от сценического грима, пятна на брюках от танцев на сцене

6. ФГУП ТТЦ КХДО «Останкино»

Пото-жировые наслоения, запах продуктов жизнедеятельности человека, застарелые затёки на платьях и кринолинах, полученные в процессе съемок

7. ГУК «Театр киноактера»

Пятна от грима, пятна жиро-масляного и танниного происхождения, вытравки и затёки от самозачистки и самостоятельной пятновыводки.

Заканчивая данную статью, мне хочется, чтобы её прочитали в первую очередь работники химической чистки России, которые, вполне возможно, никогда не подозревали, что может существовать в их отрасли такое отдельное направление как чистка театральных костюмов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1250. Пошук і використання альтернативних джерел палива 876.5 KB
  Аналіз основних напрямків розвитку альтернативного палива у світі. Використання газових та водневих вдигунів. Індикаторна діаграма циклу Отто. Паралельна схема роботи гібридів. Схема роботи двигуна Civic Hybrid. Функціональні системи автомобіля Toyota Prius. Аналіз схемних рішень електрозапалювання робочої суміші. Мікропроцесорна система запалювання.
1251. Будівництво дороги IІІ категорії Ново полтавка - Миколаївка в Миколаївської області 755.54 KB
  Характеристика району розташування АБЗ. Вибір джерела постачання АБЗ сировинними матеріалами і транспортних засобів їх доставки. Вибір типів та розрахунок місткості складів сировинних матеріалів. Вибір змішувального обладнання на АБЗ. Заходи охорони праці і навколишнього середовища на АБЗ.
1252. Отчет о работе участкового врача терапевта Мироновой Натальи Валериевны за 2010 – 2012 года 402.5 KB
  Показатели работы с ИОВ, УВОВ, воинами-интернационалистами на 2012 год. Лечебная работа, показатели работы в поликлинике. Диаграмма взятых на ДУ за отчетный период по основным груп-пам заболеваний. Возрастной состав женщин фертильного возраста по отношению к числу женщин на участке обслуживания.
1253. Дільниця виготовлення гачкових колекторів електродвигунів приводу підлоготерів 403.5 KB
  Призначення та галузь застосування електродвигунів постійного струму малої потужності. Опис конструкції колектора електродвигуна малої потужності. Технічні умови на виготовлення колектора. Заходи по вдосконаленню діючого технологічного процесу. Нормування технологічного процесу виготовлення гачкового колектора.
1254. Расчет затрат участка по ремонту приборов системы питания АТП на 500 автомобилей ПАЗ-2305 123.5 KB
  Классификация предприятий автомобильного транспорта. Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на АТП. Расчет фонда заработной платы рабочих. Расчет накладных расходов, связанных с общей организацией цехового производства.
1255. Проектирование двухэтажного жилого здания 164 KB
  Объемные строительные системы, имеющие надземную и (или) подземную части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Здание в плане имеет неправильную форму . Здание двухэтажное с высотой этажа3,3м. Размеры здания в осях 14,3х13,5м. Отметка подошвы фундамента -1,85 м. Грунтовые воды отсутствуют.
1256. Создание предприятия ИП Британ 73.5 KB
  Наименование предприятия, его специализация форма собственности и адрес. Схема действующего гаражно-технологического процесса, его описание. Описание методов организации технологических процессов ТО и ремонта ПС. Ведомость оборудования и оснастки на предприятии по форме.
1257. Соціально-психологічне дослідження ревнощів чоловiкiв 115.5 KB
  Науково-теоретичні підходи до розуміння та дослідження почуття ревнощів чоловіків. Літературно-філософські підході до розуміння природи ревнощів. Методика емпірико-практичного дослідження почуття ревнощів у чоловіків. Емпірико-практичне дослідження особливостей почуття ревнощів у чоловіків. Експериментальне дослідження співвідношення ревнощів з іншими почуттями та емоціями.
1258. Технология изготовления детали подъемника (вала редуктора) 91.5 KB
  Тихоходный вал редуктора, массой 11 кг., является телом вращения. Вал считается жёстким, поскольку отношение длины к максимальному диаметру меньше 15. Выбор заготовки и метод её изготовления. Определение групп допусков на исходные размеры заготовки.