20308

Планировка современной сцены

Доклад

Культурология и искусствоведение

Планировка современной сцены. Работа над макетом и планировкой Воплощение замысла художника в пространстве начинается с компоновки и проверки расположения декораций на плане сцены. Немалую роль в этой работе играет точность имеющегося плана сцены. Реальные размеры сцены габариты установленного оборудования всегда отличаются от чертежей рабочего проекта по которым велось строительство.

Русский

2013-07-25

139.5 KB

42 чел.

45.  Планировка современной сцены.

Изготовлению декораций в мастерских предшествует работа, состоящая из шести стадий: составление окончательной планировки декораций по картинам и актам, изучение эскиза или макета декораций с точки зрения монтировки спектакля и

183.

¶особенностей технологии в процессе производства, составление технологического описания по каждому предмету оформления, разработка габаритных и конструктивных чертежей, технических расчетов (в том числе и игровых станков), подсчет стоимости изготовления всего оформления, включая костюмы и прочие затраты, определение графика изготовления оформления и запуск декораций в производство.

Подготовительный период можно считать фундаментом спектакля. А фундамент нередко определяет качество возводимого здания. Поэтому подготовительные работы занимают важное место в процессе создания новой постановки. Непродуманные конструкции и фактуры, нерешенные вопросы монтировки и порядка перемен декораций жестоко мстят потом, когда готовое оформление выносится на сцену.

Ошибки в размерах, неверные фактуры, непродуманная организация перестановок приводят к многочисленным переделкам, затягивают срок выпуска спектакля, сказываются на качестве и стоимости декораций, не говоря уже о ненужной спешке и нервозной обстановке на репетициях.

Работа

над макетом

и планировкой

Воплощение замысла художника в пространстве начинается с компоновки и проверки расположения декораций на плане сцены. Вычерчивание планировки декораций — их расположения в виде сверху, — по сути дела, является первым этапом монтировки спектакля. Немалую роль в этой работе играет точность имеющегося плана сцены.

Реальные размеры сцены, габариты установленного оборудования всегда отличаются от чертежей рабочего проекта, по которым велось строительство. Поэтому, во избежание ошибок, необходимо промерить всю сцену и по этим уточненным размерам вычертить подробный план на уровне планшета (рис. 118). На плане указывается размещение карманов, авансцены, оркестра, дверных проемов и всех остальных архитектурных особенностей сцены. Пунктиром отмечаются галереи и переходные мостики. Сплошной линией — поворотный круг, подъемно-опускные площадки, портальные башни, шахты штанкетных подъемов и другие обозначения механического оборудования, сокращающего размеры сценической площади или определенным образом влияющие на расположение и монтировку декораций. Помимо этого, на плане сцены должны быть помечены планшетные лючки для подключения световой аппаратуры, чтобы случайно не перекрыть их декорациями.

Для более удобного нанесения планировки декораций и быстрого определения их местоположения на план сцены тонкими линиями наносится масштабная сетка. Горизонтальные линии начинаются от красной линии сцены, а вертикальные от ее центра. Пересечения линий образуют квадраты со сторонами,

184

¶равными 1 м в натуре. На осевой линии делаются отметки, соответствующие расположению штанкетных подъемов и софитов. Такие же отметки с указанием номера подъема наносятся и на боковых сторонах чертежа. Обычно они располагаются по обе стороны: каждый подъем обозначается на той стороне сцены, с которой он управляется. Это дает возможность легко ориентироваться при разметке на плане оформления, сразу определить расположение подвесных декораций, их расстояние от красной линии и выявить общую картину загрузки верхового оборудования.

Рис. 118. План сцены

План сцены должен обязательно включать переднюю часть зрительного зала и, по возможности, боковые осветительные ложи. В этой части чертежа наиболее важными являются отметки крайних мест первого ряда партера, при помощи которых определяют видимость декораций из зала, развеску одежды сцены и уточняют многие размеры.

185

¶Вертикальный разрез сцены делается по ее продольной оси. Разрез охватывает всю высоту сцены от низа трюма до колосников, арьерсцену, оркестровую яму в ее полном сечении, выносной софит и т. д. На разрезе показываются переходные мостики, галереи, штанкеты, софиты, горизонт, круг, занавес и другие виды оборудования (рис. 119). Для определения высоты декораций и одежды сцены необходима отметка, находящаяся на уровне глаз человека, сидящего в первом ряду партера. Эта точка находится на расстоянии 115—120 см от пола.

Наилучшим масштабом для плана и разреза сцены является 1 :20. Большинство театров избегает слишком больших листов, сокращая этот масштаб до 1 :50. Однако с уменьшением величины чертежа теряется его точность. Чтобы избежать ошибок из-за мелкого масштаба, помимо общей планировки изготавливается план игровой части сцены в стандартном для театра масштабе 1 :20.

Рис. 119. Вертикальный разрез сцены

Планы и разрезы печатаются типографским способом на плотной белой бумаге, пригодной для рисования и черчения. На

186

¶бланках указываются наименование театра, основные данные сцены — габариты механического оборудования, грузоподъемность штанкетных подъемов и пр. Оставляется место для названия спектакля, номера акта, картины. Для того чтобы планировка, вычерченная карандашом, четко читалась, не сливаясь с маштабной сеткой и другими линиями, планы сцены печатаются голубой или светло-зеленой краской.

Работа над планом сцены протекает в несколько этапов. Сначала художник определяет на ней принципиальное размещение декораций, выясняя общие размеры, проверяя условия видимости'"': и монтировочную схему. По этой первоначальной планировке делается черновой макет. Черновой выгородочный макет является промежуточной, но очень важной стадией в работе над изобразительной стороной спектакля. Картонная выгородка в главных чертах определяет образ будущего оформления. В ней художник'проверяет пространственное решение, уточняет основные размеры декораций, систему развески одежды сцены, занавесов, задников и других подвесок. Здесь же определяется расположение наиболее активно обыгрываемых мест, опорных точек и т. д. В процессе этой работы меняется планировка

Рис. 120. «Женитьба>, комедия Н. В. Гоголя. Худ. Н. Акимов;

а — эскиз декорации; б — планировка декорации

¶187

¶декорации, которая снова вычерчивается после утверждения чернового макета.

Чистовой макет — это уже объемный проект декорации, по которому снимаются рабочие чертежи, определяются фактуры, разрабатываются системы зарядки декораций и способы их перестановки. Поэтому, перед тем как приступить к изготовлению чистового макета, художник совместно с макетчиком и заведующим постановочной частью еще раз возвращаются к работе над планом сцены.

Найденные в черновом макете планировочные решения не просто фиксируются на новом плане сцены, а глубоко прорабатываются во всех деталях. В новой планировке важно не только с наибольшей точностью определить все размеры декораций, но и возможность правильного размещения вспомогательных устройств — рабочих станков и лестниц, путей эвакуации актеров и работников сцены согласно требованиям техники безопасности. Одним словом, на плане сцены решается вся организация спектакля от картины к картине (рис. 120).

На этом этапе уже полезно привлечь к работе главного машиниста сцены и художника по свету. Изучая черновой макет и разработанную на его основе планировку, машинист знакомится с монтировочной стороной будущего спектакля, внося свои коррективы и поправки. Как бы опытны ни были художник и заведующий постановочной частью, машинист сцены лучше знает все возможности своей сцены, и поэтому его советы могут быть очень ценными. Художник по свету рассматривает макет и планировку с позиции освещения данного спектакля. Его пожелания и рекомендации иногда требуют частных изменений в композиции и монтировке. Так, например, намечая расстановку источников света, он может попросить увеличить какую-то часть декорации, чтобы спрятать за нее прибор, развернуть в ту или иную сторону стенку павильона, чтобы она попала в зону действия софита или выносных прожекторов, и т. п.

Предварительные консультации с работниками сцены и другими специалистами — конструкторами, электриками, расчетчиками и т. д. — помогают избежать ошибок в дальнейшем проектировании декораций, вселяя в художника уверенность в полноценной реализации рожденного им замысла. С другой стороны, вовлечение руководителей сценических цехов и производственных мастерских в творческий процесс создания декорационного оформления на ранних стадиях позволяет им лучше подготовиться к дальнейшей работе над спектаклем. Участие руководителей цехов в разработке макета превращает их в соавторов художника


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12098. Снятие основной кривой намагничения 63 KB
  Лабораторная работа 530k Снятие основной кривой намагничения Цель работы: познакомиться с баллистическим методом измерения индукции магнитного поля; снять основную кривую намагничения ферромагнитного материала. Работа выполняется на ЭВМ. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ...
12099. Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках 940 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнит
12100. Исследование полупроводниковых диодов (выпрямительных и светодиодов) 352 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА№ 1 Исследование полупроводниковых диодов выпрямительных и светодиодов а б Рис.1.1. Графическое представление выпрямительного диода а и светодиода б в схемах электрических принц
12101. Исследование работы опорного диода (кремниевого стабилитрона) 220.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Исследование работы опорного диода кремниевого стабилитрона Рис.2.1. Графическое представление опорного диода в схемах электрических принципиальных На рис.2.2 показана схема которая наглядно показывает те источники питания элемен
12102. Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя (ДПВ) при активной и ёмкостной нагрузках (схема Греца) 529 KB
  Лабораторная работа № 4 Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя ДПВ при активной и ёмкостной нагрузках схема Греца Цель исследования. Исследовать работу ДПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ДПВ на ёмкостный хар
12103. Исследование ВАХ выпрямительного диода 119 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 1 Цель исследования. Исследовать ВАХ выпрямительного диода. Исследовать ВАХ светодиода. Определить статические параметры исследуемых выпрямительных диодов по ВАХ полученных в процессе эксперимента. Выполнение лабо...
12104. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода 88 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 2 Цель исследования. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода. Выполнить необходимые расчёты параметров опорного диода по экспериментальным ВАХ. Выполнение лабораторной работы № 1 Оборудование: Лаб
12105. Исследование работы мостового выпрямителя 225.5 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 4 Исследование работы мостового выпрямителя Цель работы. Исследование работы мостового выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Оборудование: Лабораторный стенд ELVIS2 Компьютер 3. Режимные элементы резистор R
12106. Исследование работы однополупериодного выпрямителя (ОПВ) 228 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя ОПВ Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнить обработку полученных дан