20315

СЦЕНОГРАФИЯ (художественно-декорационное оформление)

Практическая работа

Культурология и искусствоведение

Вследствие того что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии в конкретном произведении он выражается через определенный материал обладающий параметрами пространства. Развитие простых видов искусства в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала является для сценографии своеобразным лабораторным экспериментом в результате которого проверяется одна из его граней. Дать представление о видах способах и средствах выразительности сценографии о технических возможностях сцены и сценического...

Русский

2013-07-25

121.5 KB

233 чел.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры,

искусств и социальных технологтй

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

СЦЕНОГРАФИЯ

(художественно-декорационное оформление)

Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников

Тюмень, 2011

Полное название работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сценография» (художественно-декорационное оформление) для студентов специальности  070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Составители:

Завидонова Ольга Викторовна, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников;

Черкашина Елена Габдулхаевна, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Краткая аннотация: Комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделения по специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация - Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель.

Комплекс представляет собой схему изучения разнообразия технологических и художественных вариантов оформления места проведения мероприятий. Он включает в себя тематический план, тематику занятий, методические указания и практические задания; имеются темы для выполнения рефератов и контрольных работ. Прилагается список литературы. Обозначена материально-техническая база для обучения данной дисциплине.

Программа может быть использована преподавателями и студентами в качестве методических рекомендаций по дисциплине.   

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры  режиссуры театрализованных представлений и праздников

Протокол № ____ от ____________________20____ г.

Заведующая кафедрой _______________ Е.Н.Головинская


Содержание

Пояснительная записка

4

I. Организационно-методический раздел

5

1.1. Цель курса.

5

1.2. Задачи курса.

5

    1.3. Требования к образовательному минимуму содержания          дисциплины в ГОС по специальности.

    1.4.. Роль и место курса в структуре подготовки специалиста.

     1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

6

7

7

II. Учебно-тематический план

8

III. Содержание дисциплины

9

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

12

4.1. Итоговые работы по теоретическому разделу. Реферат.

4.2. Темы контрольных работ

4.3. Итоговые работы по практическому разделу

4.4. Требования к отчетности

4.5. Материально-техническое обеспечение

Библиографический список

12

13

14

14

    14

15

Пояснительная записка

Одно из ведущих мест в ряду специальных дисциплин, формирующих профессиональное мастерство режиссера театрализованных представлений и праздников, занимает «Сценография» (художественно-декорационное оформление).

Сценография, прежде всего, есть пространственное решение спектакля, строящегося по законам визуального эстетического восприятия действительности. Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость.

Вследствие того, что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии, в конкретном произведении он выражается через определенный материал, обладающий параметрами пространства. Закономерность этого материала объективной действительности в художественном произведении определяет его композиционные уровни, находящиеся во взаимодействии, формируя каждую деталь произведения.

Сценография – это декорации, костюмы, грим, свет – все, что задает художник-постановщик, то есть пространственная определенность среды. Сценография – это и пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения (актер есть модуль этого пространства, он его задает и определяет; даже если актера в данный момент нет на сцене, все равно зритель знает, каким он должен быть в данной среде). Кроме того, сценография представляет собой то, что режиссер выстраивает в мизансценический рисунок: это технические возможности сцены и архитектурная заданность пространства. В театре, как ни в каком другом виде искусства, играют важную роль техника, технические возможности сцены, которые должны отвечать динамике человеческого тела. А также важна роль архитектурной определенности театрального здания, в первую очередь – топография сцены, интерьерные и экстерьерные данные. Ключевую роль в создании пространственного решения спектакля играет режиссер. Он определяет основные задачи сценического произведения, задает параметры пространственной определенности. И если театрального художника волновали всегда в основном вопросы раскрытия содержания произведения через художественное оформление, то режиссера – сценография спектакля в ее полном охвате всей совокупности пространственного решения. И это вполне объяснимо, так как главную нагрузку в визуальной значимости театрального образа несет актер через создание мизансценического рисунка спектакля. Именно мизансценирование является главной профессиональной задачей режиссера. Но следует заметить, что иногда пространственное решение спектакля, предложенное художником, или определенный технический прием определяют все решение сценического произведения. А главное – то, что все эти профессионально определяемые моменты (такие как мизансценирование, художественное решение пространства и техническая определенность) настолько тесно переплетаются, что роль каждого из них трудно определима.

Сценография включает в себя синкретизм театрального искусства, в результате чего возможно синтезирование пространственных форм творчества. Она развивается благодаря использованию всей совокупности материала пространственных видов искусства, основанного на закономерности визуального эстетического восприятия. В то же время сценографическая образность строится и во многом определяется достижениями, уровнем развития отдельных пространственных искусств. Развитие «простых» видов искусства, в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала, является для сценографии своеобразным «лабораторным экспериментом», в результате которого проверяется одна из его граней. Поэтому театральные художники и режиссеры в своих поисках зачастую используют приемы пространственных видов искусства: живописи, графики, архитектуры и т.д.

СЦЕНОГРАФИЯ

/художественно-декорационное оформление/

Цели  и задачи.

Содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных, профессиональных функций специалиста –режиссера театрализованных представлений и праздников.

- Раскрыть термин  «Сценография»  как  философскую концепцию художественно-декорационного искусства.

- Дисциплина «Сценография» ставит перед собой задачу познакомить студентов с историей развития художественно-декорационного искусства на основе истории русского и зарубежного театров.

- Дать представление о видах, способах и средствах выразительности сценографии, о технических возможностях сцены и сценического оборудования.

- Раскрыть базисные основы колористики и композиции, семантику цвета и знака.  

-Дать студентам  практические приёмы и навыки воплощения режиссёрского замысла средствами пространственных видов искусств.

- Правильно и адекватно видеть пространственную определенность театрализованного представления.

- Мыслить категориями  конструктивной достаточности, архитектурной законченности и технологичности решения представления

Требования к образовательному минимуму содержания     

дисциплины в ГОС по специальности.

ОПД.Ф.07.                               Сценография

                         (художественно-декорационное оформление)            

Сценография и ее место в изобразительном искусстве. История и основные этапы развития сценографии. Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии. Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация этого замысла в материале. Выразительные средства современной сценографии.

Сценографические материалы, сценографические конструкции. Различные методы и приемы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств. Изобразительная  информация в сценографии: графическое изображение на плоскости (эскизы), объемно-пространственное построения (макет); масштаб; основные законы перспективы; методика  и технология изготовления макета. Функции художника как соавтора постановки театрализованного представления. Особенности творческого взаимодействия режиссера и художника.

Методика преподавания сценографии.

Роль и место курса в структуре подготовки специалиста

Процесс овладения выразительными художественными приемами в реализации режиссерского замысла занимает одно из важнейших мест в системе обучения студента – будущего режиссера, который должен владеть основными  методами и приемами композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств, необходимыми для выражения творческого замысла и осуществления режиссерских задач в театрализованной постановке, которая должна обладать не только богатым идейным содержанием, но и отличаться высокой художественной формой.

В результате изучения курса студент должен овладеть

следующими знаниями, умениями, навыками:

– иметь системное представление о предмете, понятийном аппарате, принципах, и практиках, которые представлены в современном знании о сценографии и художественном оформлении спектакля;

– знать возможности современного сценического оформления и современной сценической техники;

– уметь воплотить в макете свой замысел;

В результате изучения дисциплины студенты обязаны знать основные теоретические понятия и терминологию предмета «Сценическая техника и сценография».

Студенты должен уметь оценивать, какие технические и художественные средства сцены он должен и может использовать для решения поставленных задач, объяснять художнику-постановщику идею

К зачету студент должен представить работу по теоретическому разделу в соответствии с выбранной им темой.

Важным фактором при оценке знаний студента является правильное использование им терминов, знание разновидностей оформления спектакля, технических возможностей сцены, основ сценической композиции.

Тематический план курса

Темы лекций

Объём занятий в часах

Лекционные часы

Практические часы

Самостоятельная работа

Всего

1.

Сценография и её место в изобразительном искусстве.

2

-

2

4

2.

История и основные этапы развития сценографии.

2

-

2

4

3.

Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии.

2

-

2

4

4.

Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале.

4

6

16

26

5.

Выразительные средства современной сценографии.

2

4

8

14

6.

Сценографические материалы, сценографические конструкции.

4

6

14

24

7.

Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от  вида и жанра зрелищных искусств.

4

10

20

34

8.

Изобразительная информация в сценографии: графическое изображение на плоскости /эскиз/, объёмно-пространственное построение /макет/; масштаб, основные законы перспективы;

методика и технология изготовления макета.

8

19

45

72

9.

Функция художника как соавтора постановки

театрализованного представления.

2

2

2

6

10.

Особенности творческого взаимодействия режиссёра и художника.

2

2

2

6

11.

Методика преподавания сценографии.

2

2

2

6

Всего часов:

34

   51

  115

200

Итого:

200

Содержание курса.

  1.  Сценография и её место в изобразительном искусстве.

Сценография развивается на использовании всей совокупности материала пространственных видов искусства, основанного на закономерностях визуального эстетического восприятия. Театральные художники, режиссеры в своих поисках используют приемы живописи, графики, архитектуры и т.д., ориентируются в своем творчестве на достигнутые успехи в пространственных видах творчества.

  1.  История и основные этапы развития сценографии.

Элементы театрально-декорационного искусства (костюмы, маски и пр.) рождались в древнейших народных обрядах и играх. В древнегреческом театре в 5 в. до н. э., существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными.

Для средневековых представлений было характерно было несколько типов сценических площадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями (например, «раем» в виде беседки или «адом» в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (например, изображения звёздного неба).

 В 15 - начале 16 вв. в Италии, складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци), изображающей уходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на рамы (отдельные части выполнялись из дерева); такие декорации воспроизводили одно неизменное место действия для спектаклей определённых жанров. В середине 16 в. (С. Серлио) существовало 3 типа оформления спектакля — для трагедии, комедии и пасторали.

Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного спектакля к началу 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театральные механизмы; что позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец Н. Саббатини, немец И. Фуртенбах).

В эпоху классицизма драматургический канон единства места и времени действия способствовал господству несменяемой, поэтому всё богатство декорационно-постановочных эффектов сосредоточилось в оперно-балетном жанре.

Великая французская революция оказала значительное воздействие на театрально-декорационное искусство: распространились пратикабли (объёмные детали оформления); демонстрировали панорамы и диорамы в сочетании с новшествами газового освещения; создавались спектакли со сложными многокартинными декорациями и пышными костюмами.

Последняя четверть 19 в. в театрально-декорационном искусстве  практикуются  упрощённые, изысканно-стилизованные декорации, по образному строю близкие искусству «модерна». Огромное влияние на мировое театрально-декорационное искусство оказала реалистическая реформа Московского Художественного академического театра (. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих и др.).

В начале 20 в. возникает идея «философского театра» с абстрагированными вневременными декорациями, в которых видоизменение монументальных стереометрических форм достигалось бы светом (проникают приёмы кубизма и футуризма).

В 1930-е гг., когда в театрально-декорационном искусстве  окончательно утвердился метод социалистического реализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтическую и психологическую насыщенность.

Увлечения стилизованными формами народного искусства, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся в советском театрально-декорационном искусстве  1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура которых подчинена внутренней логике сценического действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров.

Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», исторически обусловлен. Поэтому, как считают некоторые исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах станковой живописи. Возникший в двадцатые годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направления и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сценография».

  1.  Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии.

Сценография — это   наука о художественно-техничеких средствах театра. Все художественно-декорационные и технические средства, которые использует театр в реализации сценического произведения, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму спектакля

  1.  Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале.

Первое эмоциональное впечатление, идея – набросок, эскиз /поиск колорита, фактуры/ подрезка и макет.

  1.  Виды и выразительные средства современной сценографии.

Повествовательная

Игровая

Динамическая

Условная

Поэтическая

Световая

Единая пластическая среда.

  1.  Сценографические материалы, сценографические конструкции.

Мягкие декорации, жесткие декорации.

  1.  Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от  вида и жанра зрелищных искусств.

Архитектура сценического пространства, замкнутое сценическое пространство, перспективное пространство, горизонтально развивающееся пространство, пространство, вертикально развивающееся, симультанное сценическое пространство.

  1.  Изобразительная информация в сценографии: графическое изображение на плоскости /эскиз/, объёмно-пространственное построение /макет/; масштаб, основные законы перспективы; методика и технология изготовления макета.

Цвет, как выразительное средство идейно-образной концепции произведении. Научный аспект цвета, философский аспект цвета, энергоинформационный аспект цвета. Субъективные и объективные свойства цвета: основные, составные , дополнительные, близкие, симультанность, теплохолодность и в связи с этим эмоциональная выразительность цвета.

Композиция – законы организации плоскости и пространства: статика, динамика, симметрия, диагональ, фронтальность, замкнутая и разомкнута композиции, контраст, нюанс.

Семантика  знака –  пиктографический знак, предмет, среда.

  1.  Функция художника как соавтора постановки театрализованного представления.

Поиск различных средств и приемов для художественного преобразования сценического пространства является основной задачей режиссера и сценографа в процессе создания сценического произведения – спектакля.

  1.  Особенности творческого  взаимодействия режиссёра и художника.

Глубокий идейный замысел спектакля, его стиль и поэтика, которые рождаются в органичном сочетании режиссерской индивидуальности и авторского стиля драматурга, могут проявиться только в результате тесной и плодотворной работы режиссера с художником. И потому одним из существенных вопросов в профессии режиссера является вопрос взаимодействия режиссера с художником.

  •  Юрий Любимов – Д. Боровский
  •  Георгий Товстоногов – Эдуард Кочергин
  •  Марк Захаров – Олег Шейнцис
  1.  Методика преподавания сценографии.

Итоговые работы по теоретическому разделу:

Реферат.

Примерная тематика:

  1.  Сценография и её место в изобразительном искусстве.
  2.  История и основные этапы развития сценографии.
  3.  Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале./на примере ……..? /
  4.  Выразительные средства современной сценографии..
  5.  Сценографические материалы, сценографические конструкции.
  6.  Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от  вида и жанра зрелищных искусств.

По выбору:         

Перспективная

Фронтальная

Вертикальная

Симультанная

Кольцевая

В круге

  1.  Функция художника как соавтора постановки театрализованного представления.
  2.  Исследование творчества: Д. Боровского, Э. Кочергина, О. Шейнциса, В. Левинталя, и др.
  3.  Особенности творческого взаимодействия режиссёра и художника. На примере известного творческого союза

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Сценография, и её место в изобразительном искусстве.

История и основные этапы развития сценографии.

Выразительные средства современной сценографии..

Сценографические материалы, сценографические конструкции.

Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от  вида и жанра зрелищных искусств:

Перспективная

Фронтальная

Вертикальная

Симультанная

Кольцевая

В круге

Функция художника как соавтора постановки театрализованного представления /на примере творчества художников театра Дмитрия Боровского, Эдуарда Кочергина, Олега Шейнциса, Валерия Левинталя,

Ф. Рындина, А. Г. Тышлера,. П. Акимова, Головина, В. А. Симова, Л. С.  Поповой и др.

Особенности творческого взаимодействия режиссёра и художника.

На примере известного творческого союза

Юрий Любимов – Дмитрий Боровский

Георгий Товстоногов – Эдуард Кочергин

Марк Захаров – Олег Шейнцис и др.

Итоговые работы по практическому разделу:

  •  Упражнения по цветоведению
  •  Упражнения по основным законам композиционного построения на плоскости.
  •  4 курс – подрезка;
  •  5 курс – макет.

Требования к отчетности

Для получения зачета студентам необходимо освоить программу семестра, а также учитываются результаты контрольной недели. Зачет по теоретическому обучению проводится в письменной реферативной форме; по практическому обучению (9-ый семестр) зачет проводится в форме защиты изготовленного макета по основным законам композиционного построения с применением светоцветового взаимодействия.

Основными критериями зачета являются:

«зачет» - за качественное раскрытие темы вопроса, умение обобщать и приводить примеры, применять знания по другим учебным дисциплинам;

Студенты, не освоившие учебную программу по дисциплине, получают «незачет».

Материально-техническое обеспечение

Теоретические и практические занятия проходят в специализированных аудиториях с затемнением, зеркалами, оборудованных видеотехникой (музыкальный центр, DVD-проигрыватель, телевизор с плазменным экраном, стационарный компьютер), световой аппаратурой.

Библиографический список

Основная литература

1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра : Театр художника : истоки и начала / В. И. Березкин. Москва : URSS, 2006. 229 с.

2. Гофман, А. Б. Мода и люди : новая теория моды и модного поведения : научно-популярная литература / А. Б. Гофман; гл. ред. Е. Строганова. – изд. 3 - е, доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 208 с.

3. Дудникова, Г. П. История костюма : учебник / Г. П. Дудникова. 3-е изд.,  доп. и перер. Ростов на Дону : Феникс, 2005. 352 с : ил.

4. Плаксина, Э. Б. История костюма. Стили и направления : учеб. пособие / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; ред. Э. Б. Плаксина. – изд. 2-е, стереотип. – Москва : Академия, 2004. – 221 с.

5. Ушаков, А. Л. Оформление спектакля на малой сцене / А. Л. Ушаков. Москва : Люди в черном, 2010. 216 с.

6. Шевелев, Г. В. Сцена : механическое оборудование : учебник / Г. В. Шевелев. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2007. 284 с.

Дополнительная литература

1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра : Театр художника : истоки и начала / В. И. Березкин. – Москва : КомКнига, 2007. – 272 с.

2. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. Москва : Искусство, 1984. – 270 с.

3. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. Москва :  Искусство, 1986. – 306 с.

4. Михайлова, А. А. Сценография : теория и опыт / А. А. Михайлова. – Москва : Советский художник , 1990. – 320 с.

5. Тернер, В. У. Проблемы цветовой классификации в примитивных культурах / В. У. Тернер. Москва : Мир, 1972. – 348 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72220. Центральная нервная система. Кора больших полушарий головного мозга. Цитоархиетектоника слоев коры больших полушарий. Нейронный состав. Характеристика пирамидный нейронов 47.5 KB
  Пирамидные нейроны. Крупные клетки, перикарионы размером 10-130 мкм. Клетка имеет верхушечный дендрит, который направлен в сторону молекулярного слоя; боковые отростки – дендриты; от основания идет длинный аксон – будет двигательным нервным волокном (начало образования пирамидного тракта).
72221. Органы чувств. Первично-чувствующие. Органы зрения. Общий план строения глазного яблока. Строение задней стенки глаза. Нейронный состав и глиоциты. Орган обоняния. Локализация. Разновидности клеток 59.5 KB
  Первично-чествующие – относится орган зрения и обоняния, рецепцию в органах осуществляют нервные клетки (нейросенсорные); дендриты которых имеют приспособления для улавливания молекул пахучих веществ и кванта света. Развиваются органы из элементов нервной пластинки.
72222. Основные этапы истории СССР (1945 – 1985 гг.) 53.5 KB
  После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья. Главная задача – восстановление народного хозяйства.
72223. Остеомиелит, даму себептері, патогенезі, клиникасы мен емі. Остеомиелиттің біріншілік-созылмалы түрлері 120.5 KB
  Бұл остеомиелиттің даму және қалыптасу себептері (этиология) қазіргі уақытта анықталған, - деп саналады. Остеомиелиттің қоздырғышы стафилококк, стрептококк, диплококк, пневмококк, іш сүзегінің таяқшасы болуы мүмкін. Соңғы кезде стафилококктың жедел остеомиелиттің...
72224. ТИПОЛОГИЯ ПОЭЗИИ КОНСТАНТИНОСА КАВАФИСА 82 KB
  Греческое государство провозгласило 2013 год годом Кавафиса. Стоит отметить что за последние 30 лет были отмечены три юбилея Кавафиса: в 1983 году пятьдесят лет со дня его смерти 2003 году семьдесят лет со дня его смерти 2013 году двойной юбилей.
72225. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 269.5 KB
  Идейные истоки политической науки. Истон в течение многих столетий от классической древности до конца XIX столетия изучение политической жизни оставалось не дисциплиной в строгом смысле слова но совокупностью интересов. процесс накопления знаний о политике с политической наукой в собственном смысле...
72226. Проектно-сметное дело. Контрольные материалы 1.62 MB
  В пособии кратко изложены теоретические основы ценообразования и его особенности в строительстве в соответствии с методической и нормативной база определения стоимости строительной продукции. Дан состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.
72227. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности 164 KB
  Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.
72228. Особенности правления Бориса Годунова 25.5 KB
  Абсолютизм в России характеристика российского абсолютизма становление абсолютизма в России просвещенный абсолютизм признаки кризиса империи Абсолютная монархия это разновидность монархической формы правления при которой вся полнота власти юридически и фактически находится в руках монарха.