20318

Русское актерское искусство второй половины XX века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Восстановление зданий театров развитие киносети расширение издательской деятельности все это создавало необходимые условия для оживления культурной жизни общества. вышли постановления ЦК ВКПб: €œО журналах €œЗвезда€ и €œЛенинград€ €œО репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению€ €œО кинофильме €œБольшая жизнь€ €œОб опере €œВеликая дружба€ В. В этих постановлениях писатели журналисты композиторы деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности в пропаганде буржуазной идеологии. Лишение поддержки со...

Русский

2013-07-25

98.5 KB

14 чел.

  1.  Русское актерское искусство второй половины XX века.


Если природа необходима человеку 
для его биологической жизни, 
то культурная среда столь же необходима для духовной, 
нравственной жизни, для его духовной оседлости, 
для его привязанности к родным местам, 
для его нравственной самодисциплины и социальности.

Д. С. Лихачев

В годы войны в условиях массового патриотического подъема произошли демократические подвижки в искусстве. Но окончание войны знаменовало возвращение к старым методам идеологического руководства и цензуры в области искусства и культуры.

Для практического руководства и государственного контроля за деятельностью культурно-просветительских учреждений в 1945 г. были созданы комитеты по делам культурно-просветительских учреждений при советах народных комиссаров союзных республик, управлениях в автономных республиках и отделы культурно-просветительской работы при исполкомах местных Советов. В 1953 г. эти функции были переданы новому союзно-республиканскому органу — Министерство культуры. На это министерство возлагались задачи общего руководства всеми учреждениями культуры и искусства.

Восстановление культуры потребовало больших затрат. Методом народной стройки были восстановлены и построены вновь тысячи клубов, библиотек, домов культуры. Кропотливую работу по реставрации провели работники музеев Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, П. И. Чайковского в Клину, Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине, А. С. Пушкина в Михайловском. В 1947 году было полностью восстановлено радиовещание и развернулось движение за сплошную радиофикацию страны. Московский телецентр возобновил регулярные передачи. Но в то время редкая семья имела телевизор. В повседневный быт телевидение стало входить в 50—60-е годы.

Восстановление зданий театров, развитие киносети, расширение издательской деятельности — все это создавало необходимые условия для оживления культурной жизни общества.

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. Сформировалось поколение людей, закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х гг. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождении от фашизма европейских стран, советские люди увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении массовой пропаганды. Контраст между разоренным отечеством и побежденными странами, относительно сытыми и благополучными, заставлял воинов о многом задумываться.

Но надеждам на ослабление административно-командных методов руководства обществом не суждено было сбыться. В последние годы войны уже были проведены репрессии против целых народов: чечено-ингушей, калмыков и др., поголовно обвиненных в предательстве. В лагеря и в ссылку отправились бывшие военнопленные и граждане, угнанные на работу в Германию. Причем многие воины бежали из плена и героически участвовали в разгроме врага. Но после войны они были отправлены в лагеря, где отбывали наказание “за измену”. Массовый героизм, мужество, инициативность, патриотизм советских людей, проявившиеся на фронте и в тылу, не соответствовали роли “винтика” государственного механизма, которую отводила человеку административно-командная система. Само ее существование нуждалось в насаждении в обществе страха и подозрительности, в жестком контроле за умами, за творческой деятельностью интеллигенции. 

Интересное и полезное про культуру: 
искусствоИскусство Западной ЕвропыИскусство РоссииБелорусское искусство 18 века.

Центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Ведущим идеологическим учреждением был Институт Маркса — Энгельса — Ленина (с 1956 г. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС — ИМЛ).

Важной формой политического просвещения масс была лекционная работа, которая велась через клубы, дворцы культуры, красные уголки, лектории. В 1947 году было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество “Знание”), во главе его стоял президент АН СССР С. И. Вавилов.

Идеологическая и идейно-воспитательная работа партии в те годы была подчинена интересам сохранения и укрепления административно-командной системы. Все средства были направлены на пропаганду исключительных успехов советской экономики и культуры, достигнутых под мудрым руководством “гениального вождя всех времен и народов”. Распространялись облегченные представления о коммунизме, что он якобы будет построен за три с небольшим пятилетки. Образ процветающей державы, народ которой наслаждается всеми благами социалистической демократии. Такой образ пропагандировался в газетах, журналах, книгах, картинах, кинофильмах, но не имел ничего общего с реальностью. Правда о жизни народа, о прошедшей войне едва пробивала себе дорогу.

В 1949—1950 гг. широкие масштабы приняла компания борьбы с космополитизмом ( в упрощенном понимании космополитизм — отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма), которая повлекла разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства.

В 1946—1948 гг. вышли постановления ЦК ВКП(б): “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”, “О кинофильме “Большая жизнь”, “Об опере “Великая дружба” В. Мурадели”. В этих постановлениях писатели, журналисты, композиторы, деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности, в пропаганде буржуазной идеологии.

В них содержались декларативные призывы к деятелям литературы и искусства создавать высокоидейные художественные произведения, отражающие трудовые свершения советского народа. Но на практике эти постановления, содержащие несправедливые и оскорбительные оценки творчества и личности А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели, Д. Д. Шостаковича и др., означали усиление жестокой регламентации как основного метода руководства художественным творчеством. В послевоенные годы продолжалась начавшаяся еще до войны борьба с “формализмом”. Она охватила литературу, музыку, изобразительное искусство.

С середины 50-х гг. начинается процесс демократизации советского общества, связанный с приходом к власти Н. С. Хрущева. “Хрущевская оттепель” создала благыоприятные условия для развития искусства и культуры. Важным шагом на этом пути был XX съезд партии и постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий” (30 июня 1956 г.).

Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, первый всесоюзный съезд художников (1957 г., на нем завершилось оформление союза художников СССР), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. состоялся первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей РСФСР. В 1957, 1962, 1963 гг. были организованы встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.

В 1956 г. были восстановлены Ленинские премии за выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства. (Премии им. В. И. Ленина, учрежденные в 1925 г., присуждались до 1935 г., возобновились в 1958 г.). Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников, орудовавших в органах государственной безопасности, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Все эти благотворные перемены связаны с именем Н. С. Хрущева, роль которого нельзя оценить однозначно.

Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата. Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и культуры, ставших жертвами беззакония: Н. И. Вавилова, В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля, Г. И. Серебряковой и многих других. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. Важное значение в этом отношении имело постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. “Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, и “От всего сердца”. Оно послужило толчком для пересмотра негативных оценок не только в музыке, но и в литературе и других областях искусства, хотя по ним не было принято отдельных постановлений.

Демократизация системы руководства культурой способствовала постепенному преодолению административных методов жесткой регламентации культурной жизни. Однако инерция старых методов руководства была велика. Непривычные по форме и содержанию произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателю и зрителю. Случались рецедивы публичных проработок, как это было с Пастернаком в связи с публикацией на Западе его романа “Доктор Живаго”. В 1957 г. выдающийся поэт был несправедливо исключен из Союза писателей ( восстановлен в 1987 г. посмертно).

С резкой критикой некоторых молодых тогда поэтов и художников выступал Н. С. Хрущев. Оценки, данные руководителем партии и правительства, воспринимались как непреложные указания вышестоящих органов. В это время поднялся статус советского искусства на международной арене с одной стороны, советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным искусством благодаря организованным выставкам, с другой стороны. Укреплению культурных контактов способствовал Московский международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познакомиться с художественным творчеством зарубежных стран.

С середины 60-х годов “оттепель” в духовной жизни общества стала постепенно сменяться “заморозками”, усилился административный контроль за культурной жизнью, настало время противоречий между командно-административными методами руководства культурной жизнью и потребностями общества, ростом социальной активности людей. Административно-бюрократическая система управления всеми сферами общественной жизни, сложившаяся в конце 20-х — начале 30-х гг., пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей более мягкий характер.

Глубоко гуманистический лозунг социализма “Все во имя человека, все для блага человека!” в условиях административно-бюрократической системы руководства обществом не мог быть реализован.

С одной стороны, государство осуществляло широкую социальную программу (повышение заработной платы рабочим и служащим, введение гарантированной денежной оплаты труда и пенсий колхозникам, жилищное строительство, введение двух выходных дней в неделю, увеличение отпусков и другие мероприятия), которая увеличивала возможности для повышения благосостояния и всестороннего развития советских людей.

С другой, отсутствовали реальные возможности для участия человека в управлении производством, в общественной жизни. Отсюда падение интереса к практическим делам, безответственность, безинициативность, пассивность, охватившие значительную часть общества.

Внешне демократические формы управления культурой не могли заслонить истинного положения дел. В эти годы регулярно собирались съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции, конференции обществоведов. Однако постепенно они превращались в парадные мероприятия, проводимые по заранее согласованному сценарию.

Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. Продолжал действовать принятый еще в довоенные годы остаточный принцип выделения средств на культурное строительство. Это связано не столько с экономическими трудностями 70-х — 80-х гг., сколько с недооценкой непроизводственной сферы.

В середине 80-х гг. долгосрочная реставрация привела к одновременному закрытию ряда крупнейших культурных центров России: Третьяковской галереи, Государственного исторического музеяв Москве и других объектов. Под угрозой оказалась сохранность фонда главного книгохранилища страны — Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

Но в это время было много и хорошего. Возрос поток посетителей картинных галерей, где собраны классические произведения живописи, графики, скульптуры. Большой популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Громадными тиражами вышли Библиотека всемирной литературы для детей. Классические произведения, по-новому осмысленные современным поколением, продолжали жить в духовной культуре народа, обогащая ее.

Широкое распространение получил культурно-исторический туризм. Возрождались и творчески осваивались многие национальные традиции — в фольклорных ансамблях, художественных промыслах, народных обрядах. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. Многие люди делали добровольные пожертвования для реставрации памятников культуры и сами участвовали в этих трудоемких работах, не ожидая вознаграждения. Средства, заработанные на субботниках, и добровольные взносы граждан составили фонд предстоящего строительства памятника Победы на Поклонной горе в Москве (открылся к 50-летию Победы).

Ушли в прошлое встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры, исчезли публичные разносы “провинившихся” и наставления, как нужно работать. Но идеологический контроль за литературой и искусством ужесточился.

Выход в свет книги, премьера спектакля, выпуск на экран фильма зависели от большого количества инстанций, для которых запрет был наиболее надежным и безопасным, чем разрешение. К практике сталинского времени, когда любые расхождения с официальной установкой публично карались, вернуться было уже невозможно, поэтому органы руководства литературой и искусством выносили решения, как правило, негласно, иногда шли на уступки.

Несмотря на хороший задел, сделанный во времена “оттепели”, принцип “держать и не пущать” продолжал существовать в официальном руководстве искусством страны.

Различные предписания “сверху” и догматические каноны по-прежнему остались. С неугодными “бунтарями” боролись самыми различными способами, начиная от предложения в 24 часа покинуть родину, заканчивая “излечением” в психбольницах и лишением свободы. В стране распространилась внутренняя и внешняя эмиграция.

В годы застоя из СССР уехали в США в 1972 г. поэт Иосиф Бродский (лауреат Нобелевской премии 1987 г.), в 1974 г. певица Галина Вишневская, замечательный музыкант Мстислав Ростропович, скульптор Эрнс Неизвестный, художник Михаил Шемякин и др.

В 70—80-е гг. отчетливо выделились два пласта в художественной культуре — официальный, поддерживаемый государством, и неофициальный, не признанный им. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры — андеграунда (подпольного искусства) в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе.

Легализация официально запретных форм искусства произошла в конце 80-х гг. в связи с событиями перестройки, объявленной М. Горбачевым. Масса выставок и вернисажей доказали, что от Запада мы не отстали, с одной стороны. Религия тоже встала в ряд культурных ценностей. 1000-летие крещения Руси широко праздновалось как событие, имеющее огромное значение для культурного развития человечества.

Отмена ограничений на информацию из-за рубежа, расширение личных контактов, восстановление связей с деятелями отечественной культуры в эмиграции тоже относится к положительным моментам перестройки.

Но с другой стороны, на нашу культуру обрушились большие испытания, во время безоглядного перехода к рыночным отношениям и перетряски культурных и духовных ценностей.

Лишение поддержки со стороны государства домов культуры, библиотек, театров привели к перепрофилизации их или закрытию. Особые разрушения произошли на селе.

Внедрение рыночных начал в сферу культуры ухудшило положение основной массы кульпросветработников, творческой интеллигенции. Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Поэтому из театральных постановок исчезли произведения классики, стали ставиться спектакли конъюктурной тематики, “обреченные на успех”, и по учету новой “элиты” (предпринимателей, коммерсантов, высокооплачиваемых банковских служащих, новой номенклатуры и т. д.), ведь большинство людей не может попасть в театры из-за дорогих билетов — рынок.

Поэтому полки книжных магазинов ломятся от однотипной литературы (фантастика, детективы, эротика). Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на кино. Разрушились коллективы таких студий, как “Мосфильм”, “Ленфильм” и др., которые не в силах конкурировать с десятками коммерческих студий и киноцентров.

Кинопрокат заполнили третьесортные боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты американского производства. И так, резко уменьшился объем и качество духовной продукции, сузился круг культурных образцов, находившихся в активном обороте, уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных ценностей, резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе. Стала реальностью угроза американизации мировоззрения молодежи.

Но наметившиеся тенденции улучшения ситуации в конце 90-хгг. дают надежду, что Россия не превратится в страну космополитов, для которых родина там, где хорошо платят, людей, готовых ради собственного эгоизма продать все, что имеет спрос на рынке, включая и национальные богатства.

Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям, это вело к мелочной опеке над авторами, вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 2-3 новых пьес.

Не в лучшую сторону на качестве пьес сказалась распространенная тогда теория бесконфликтности, в которой утверждалось, что в социалистическом обществе может быть только борьба “хорошего” с “отличным”. В таких пьесах действительность “лакировалась”, они носили условный приподнято-напыщенный характер.

Кроме того вредной была тенденция выравнивания всех театров под МХАТ, нивелировка художественных направлений и творческих индивидуальностей. Все это резко тормозило естественную логику развития культуры и искусства, приводило к их обеднению. Так, в1949 г. были сняты с постов руководителей театров А. Я. Таиров (Камерный театр) и Н. П. Акимов(Ленинградский театр комедии), в1950 г. закрыты Камерный и Еврейские театры.

Процесс оздоровления начинается с середины 50-х гг. Он начинается с освоения наследия корифеев советского театра, очищения от догматизма и канонизации, заново осмысляются традиции Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Таирова, Мейерхольда.

Режиссура становится активной действенной силой. В театре плодотворно работают 3 поколения режиссеров, те кто начинал творческий путь в 20—30-е гг. (Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. Д. Попов и др.), те, кто пришел в театр в конце 30-х — начале 40-х гг. (Л. В. Варпаховский, А. А. Гончаров, Г. А. Товстоногов и др.), молодые режиссеры (О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос и др.).

В эти годы открываются новые театры, завоевавшие популярность и любовь зрителей смелостью постановки проблем и художественных решений. В 1957 г. открылся “Современник”, ядро труппы которого составили выпускники Школы-студии МХАТа (руководитель Олег Ефремов). Театр поставил перед собой задачу — освоение современной темы. Открылся театр спектаклем “Вечно живые” В. С. Розова.

В 1964 г. открылся Театр драмы и комедии на Таганке (руководитель Юрий Любимов), куда вошли выпускники Училища им. Б. В. Щукина. Одним из ведущих театров страны становитсяЛенинградский Большой драматический театр им. Горького (БДТ). В спектаклях Г. А. Товстоногова органически сочетались традиции психологического реализма с яркими формами театральной выразительности. Постановки “Идиота” по Достоевскому, “Варваров” Горького стали примером глубокого новаторского прочтения классики. В князе Мышкине (“Идиот”) в исполнении И. М. Смоктуновского зрители почувствовали “весну света”, вечно живое, человеческое в человеке.

В 1963 г. А. В. Эфрос возглавил Московский театр Ленинского комсомола (Ленком), где поставил серию отмеченных напряженным духовным поиском спектаклей: “104 страницы про любовь”, “Снимается кино” Э. С. Радзинского, “Мой бедный Марат” А. Н. Арбузова, “В день свадьбы” В. С. Розова, “Чайка” Чехова, “Мольер” М. А. Булгакова. В 1967 г. вместе с группой актеров-единомышленников (О. М. Яковлевой, А. А. Ширвиндтом, Л. К. Дуровым, А. И. Дмитриевой и др.) он переходит в Московский драматический театр на Малой Бронной.

В 60-е гг. расширяется диапазон взаимодействия национальных культур. Входят в повседневную практику переводы и постановки пьес авторов из союзных и автономных республик, Всесоюзные смотры национальной драматургии. На многих языках играют пьесы А. М. Корнейчука, А. Е. Макаенка, Н. В. Думбадзе, ставят инсценировки по Ч. Айтматову и др.

Интерес к современной теме, характерный для этого периода, сочетается с пристальным вниманием к истории нашей страны. Впервые ставится пьеса М. Ф. Шатрова “Шестое июля”, продолжавшая традиции советской Ленинианы. В 1965 г. в театре на Таганке состоялась премьера спектакля “Десять дней, которые потрясли мир” по мотивам книги Д. Рида, воскресившего стихию послереволюционного агитационного театра. Г. А. Товстоногов в БДТ осуществил постановку “Поднятой целины” по М. Шолохову в 1965 г. Пьесы М. Булгакова, К. Тренева, Вс. Иванова, М. Шатрова вновь вошли в репертуары театров.

60-е гг. стали временем очищения классики от сценических штампов. Пьесы Лермонтова, Грибоедова, Чехова, Островского, П. Бомарше, И. Гончарова, Горького в постановках Ю. Завадского в Театре им. Моссовета, М. А. Захарова в Ленкоме, Г. Б. Волчек в “Современнике”, В. Н. Плучека в Театре сатиры, Г. А. Товстоногова в БДТ, Л. Е. Хейфица на сцене Центрального театра Советской Армии в Москве получили новую жизнь и надолго вошли в репертуар многих театров страны.

Лучшие традиции русского театрального искусства продолжал и продолжает Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина (до революции это был Александринский театр). Здесь работал выдающийся советский актер Николай Константинович Черкасов (1903—1966). В 1975 г. художественным руководителем театра стал народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев. Театр ставит пьесы русской, советской и зарубежной классики (Пушкин, Чехов, Гоголь, Островский, Л. Толстой, Горький, Арбузов, Афиногенов и др.).

В 70-е гг. давали о себе знать противоречия застоя. Новая драматургия с трудом доходила до сцены, режиссерские эксперименты всячески ущемлялись. Вошли в практику бесконечные доработки и компромиссы. Создатели боролись за жизнь каждого спектакля. Такие спектакли, как “Человек со стороны” в Театре на Малой Бронной, “А зори здесь тихие”, “Гамлет” в Театре на Таганке, “Соло для часов с боем”, “Заседание парткома”, “Обратная связь “во МХАТе, стали событиями не только художественной, но и общественной жизни.

Стремление к жизненной правде и свободе творчества вызвало сильное противодействие со стороны некоторых представителей критики, воспитанных на героико-монументальном искусстве, которое официально насаждалось в предшествующие десятилетия. Многие подготовленные к выпуску спектакли запрещались, они для нас безвозвратно утрачены.

Острая потребность в обновлении актерского сценического реализма породила такое явление, как малые сцены, здесь обычно ставилось то, что невозможно было поставить на главных сценах.

Динамику театрального процесса 70—80-х г. определяли режиссеры старшего поколения. Обновление МХАТа связано с приходом туда О. Н. Ефремова (1970), возродившего угасшие традиции Станиславского и Немировича-Данченко. В эти годы в труппу пришли яркие интересные актеры разных поколений: И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. А. Калягин, А. А. Вертинская, Е. С. Васильева, И. С. Саввина, О. И. Борисов, О. П. Табаков и др.

Ефремов поставил цикл чеховских спектаклей (“Иванов”, “Чайка”, “Дядя Ваня”), вернул мхатовской сцене острое видение современности в спектаклях “Заседание парткома”, “Обратная связь”, “Мы, нижеподписавшиеся” А. И. Гельмана, продолжил работу над сценической Ленинианой, поставил пьесу М. Ф. Шатрова “Так победим!”, где образ Ленина создал А. А. Калягин.

Но в середине 80-х гг. МХАТ переживал не лучшие дни. Стало очевидно, что коллектив театра неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру и в 1087 г. было принято решение о разделении его на 2 самостоятельных театральных коллектива, вошедших в объединение “Московский художественный театр”. Во главе труппы, выступающей в проезде Художественного театра, встал Ефремов, труппу, работающую в здании на Тверском бульваре, возглавила Татьяна Доронина.

По-прежнему органичным и живым было искусство Ленинградского БДТ, руководимогоГеоргием Александровичем Товстоноговым (1913—1989). Его спектакли, будь то постановки классики (“Ревизор”, Гоголя, “История лошади” по Л. Толстому, “Ханума” А. Цагарели или современные драмы (“Прошлым летом в Чулимске” А. В. Вампилова, отличались глубиной психологического анализа, масштабностью исторического видения и бесспорным художественными достоинствами. Успеху спектаклей у зрителей способствовал прекрасный творческий коллектив — Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, Е. З. Копелян, О. Б. Басилашвили и др.

Необычайно плодотворной и зрелой стала режиссерская деятельность Анатолия Васильевича Эфроса (1925—1987). Одним из самых впечатляющих “производственных” спектаклей стал“Человек со стороны” по пьесе И. М.Дворецкого. В середине 70-х гг. Эфрос отходит от современной тематики и сосредотачивается на интерпретации классики (“Три сестры” Чехова, “Ромео и Джульетта” Шекспира, “Дон Жуан” Мольера и др.).

В 1973 г. Московский театр Ленинского комсомола возглавил М. А. Захаров. В репертуаре появились спектакли, наполненные музыкой, танцами, сложными режиссерскими постановками — “Тиль” Г. Горина, “Юнона” и “Авось” на стихи А. Вознесенского с музыкой А. Рыбникова, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по драматической кантате П. Неруды). Зрелищная форма, использование рок-музыки, современная хореография, новейшие достижения в свето- и радиотехнике не заслонили, а лишь подчеркнули глубину и серьезность содержания. Эти спектакли получили достойную оценку советских и зарубежных зрителей. Спектакли театра видели зрители Франции, Португалии, Болгарии, Греции, Италии, Польши и др.

Театр предлагал молодежной аудитории серьезное прочтение классики (“Иванов”, “Оптимистическая трагедия”), знакомил ее с новой драматургией (“Жестокие игры” А. Н. Арбузова, “Три девушки в голубом” Л. С. Петрушевской), обращался к ленинской теме (“Синие кони на красной траве” Шатрова и др.).

В коллективе театра работали Е. П. Леонов, Т. И. Пельцер, работают О. И. Янковский, Н. М. Чурикова, Н. П. Караченцев и мн. др. С уходом во МХАТ Олега Ефремова (р. 1927), “Современник” не прекратил своего существования, его возглавила Галина Борисовна Волчек. Театр остался верен своим традициям. В нем ставились пьесы Вампилова, Шукшина, Гельмана, Галина, делались инсценировки произведений К. Симонова (“Из записок Лопатина”), Б. Васильева (“Не стреляете в белых лебедей”), Г. Бакланова (“Навеки — девятнадцатилетние”), Ч. Айтматова (“Плаха”).

Театр постоянно обращается к русскому классическому наследию Гоголя, Чехова, Горького, к зарубежным классическим и зарубежным пьесам.

В современнике выросло не одно поколение замечательных актеров, получивших известность работами в театре, в кино, на телевидении: О. Табаков, М. Казаков, В. Гафт, И. Кваша, Л. Ахеджакова, М. Неелова, Е. Яковлева и др.

К лучшим произведениям современной прозы и классики обращался Театр драмы и комедии на Таганке. Зрители полюбили искусство Владимира Высоцкого, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Леонида Филатова и др. Но художественному руководителю Юрию Любимову приходилось все время противостоять административным указкам и придиркам “сверху”. После запрещения нескольких спектаклей Любимов уехал из страны. В 1987 г. на какое-то время художественным руководителем театра стал Николай Губенко.

Заметное место среди театральных коллективов всегда занимал Театр им. Е. Вахтангова, который отличался своими традициями, заложенными его основателем. Ученики Вахтангова и ученики его учеников творчески развивали наследство учителя, закрепив за театром славу одного из лучших в стране.

В 1939—1968 гг. главным режиссером театра был народный артист СССР Рубен Николаевич Симонов. Под его руководством творческий коллектив вахтанговцев добился больших успехов и международного признания. Его сын, народный артист СССР Евгений Рубенович Симонов, возглавлял театр с 1968 по 1987 г. Сейчас художественным руководителем театра является народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Александрович Ульянов. Замечательный актерский коллектив позволяет театру брать самую разноплановую драматургию. На подмостках вахтанговской сцены блистали имена Р. Н. Симонова, Б. В. Щукина, Б. Е. Захавы, А. Л. Абрикосова, Ц. Л. Мансуровой, Е. Г. Алексеевой и др., их эстафету подхватили Ю. К. Борисова, В. С. Лановой, М. А. Ульянов, В. А. Этуш, Ю. В. Яковлев, Л. Мансурова и др.

Разнообразием репертуара и тяготением к яркой сценической форме тяготели спектакли Театра им. Маяковского, возглавляемого А. А. Гончаровым, и имеющего яркий актерский коллектив (А. Джигарханян, С. Немоляева и др.).

В лучших постановках Театра сатиры (руководитель В. Н. Плучек), зрителей привлекало мастерство актеров А. Д. Папанова, Г. П. Менглета, А. А. Миронова, О. А. Аросевой, А. А. Ширвинда, М. Державина и др. Творческими поисками отмечена работа Театра им. Моссовета, известного именами замечательных актеров, — В. П. Марецкой, Ф. Г. Раневской, Р. Я. Плятта и др.

Интересно работают также московские театры пластической драмы, мимики и жеста, театра теней и др. Благодаря талантливой режиссуре А. Ю. Хайкина, П. Л. Монастырского, Н. Ю. Орлова и самобытным артистам устойчивым зрительским интересом в 70—80-х гг. пользовались постановки драматических театров в Омске, Куйбышеве, Челябинске. В эти годы происходил сложный процесс рождения нового режиссерского поколения. Запоминающиеся спектакли делали А. А. Васильев, Л. А. Додин, Ю. И. Еремин, К. М. Гинкас, Г. Д. Черняховский, Р. Г. Виктюк.

Перестройка принесла свободу выбора репертуара и творчества. В театрах стали ставиться остросоциальные пьесы (“Стена” в Современнике, “Серебряная свадьба” во МХАТе,“Говори!” в театре им. Ермоловой и др.), пьесы, запрещенные ранее (“Самоубийца” репрессированного в сталинские времена Н. Р. Эрдмана, “Собачье сердце” М. Булгакова,“14 красных избушек” А. Платонова и др.). Ведущим направлением в театральной жизни стало студийное движение, заметное место в котором заняли Театр-студия на Юго-Западе (гл. реж. В. Белякович), Театр-студия “У Никитских ворот” (гл. реж. М. Розовский), Театр-студия О. Табакова, Театр-студия “На досках” (гл. реж. С. Кургинян).

Но перевод театров на рыночную основу отразился на коньюктаризации репертуара (постановки Р. Виктюка “Служанки”, “Мадам Баттерфляй” и др.), на подорожании билетов, что приводит к отлучению от театра многих людей. Верится, что лозунг “Искусство должно служить народу” будет осознан театром заново.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19627. Благоустрій і озеленення території 22.6 KB
  Урок. Благоустрій і озеленення території Мета уроку: Засвоєння знань про роль і місце зелених насаджень у житті людини умови використання у насадженнях різних порід породи декоративних і захисних рослин. Об’єкт навчальної праці: проектування зелених насаджень ал
19628. Технологія вирощування кролів. Утримання кролів 217.68 KB
  Урок 32. Технологія вирощування кролів. Утримання кролів 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про тваринництво як галузь сільськогосподарського виробництва способи утримання кролів особливості догляду за приміщеннями для кролів. Розвивати пам'ять. Виховувати інтерес
19629. Годівля кролів 28.91 KB
  2 Урок 33. Годівля кролів 1 год. Мета уроку: Засвоєння знань про годівлю кролів профілактику захворювань кролів; формування вмінь здійснювати догляд за кролями. Розвивати пам'ять спостережливість. Виховувати інтерес до сільськогосподарських тварин. Об’...
19630. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга 149.5 KB
  Занятие 1. Предмет и задачи курса. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга. Внешняя среда предприятия. Виды рынков. Сегмент рынка. Инструментарий маркетинга. Развитие предприятий на основе маркети
19631. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения 85 KB
  Занятие 2. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений М...
19632. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара 64 KB
  Занятие 3. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара. Качество и ассортимент продукции. Торговая марка и брэнд товара.. Позиционирование товара на рынке. Задачи товарной политики и пути их решения. Маркет...
19633. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара 48 KB
  Занятие 4. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя. Задачи ценовой политики и пути их решения. Цена – денежно
19634. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность 83.5 KB
  Занятие 5. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность. Работа с общественностью по формированию положительного имиджа. Персональные продажи как эффективный метод продвижения товара. Задачи ко...
19635. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции 95.5 KB
  Занятие 6. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции. Основные функции решаемые системой сбыта. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Главной задачей сбытовой политики предприятия является продви...