20321

Основные этапы развития сцены

Доклад

Культурология и искусствоведение

Читай Базанова Основные этапы развития сцены и ее техники Базанов В.Между тем в мире происходят интересные процессы поиска современной сценической архитектуры техники и технологии сцены. А поскольку театр является заказчиком проекта то его специалистам необходимо знать не только основы построения сцены и ее оборудования но и современные тенденции развития и обогащения театрального пространства.

Русский

2013-07-25

40.5 KB

16 чел.

  1.  Основные этапы развития сцены.

Читай Базанова !

"Основные этапы развития сцены и ее техники" - Базанов В.В.

Человек, обладающий знаниями только в своей узкой области, не может считаться полностью подготовленным профессионалом. Такой « узкий» специалист, как правило, является только хорошим исполнителем, но не творцом, способным проникнуть в ту или иную проблему, выработать нестандартное решение. Как известно, знание истории, т.е. опыта предыдущих поколений не только расширяет кругозор специалиста, обогащает его профессиональный багаж , но и способствует решению ряда практических задач.
     К сожалению, многие руководители постановочных частей театров лишены возможности знакомиться с материалами современных зарубежных журналов, посвященных театральной технике и технологии, сценической архитектуре. Единственный отечественный журнал «Сцена» далеко не полностью отвечает этим потребностям, да редко доходит до театров страны.
Между тем, в мире происходят интересные процессы поиска современной сценической архитектуры, техники и технологии сцены. Строятся оригинальные театры, разрабатываются современные принципы технического оснащения. Не утихают и споры о том, какой должна быть современная сцена, до какого предела следует ее механизировать и какое оборудование является самым действенным в современной практике.  Знакомство с этими процессами, умение оценить их значимость играет большую роль в деле развития профессионализма театрального деятеля. 
     Изучение опыта прошлого и настоящего времени дает возможность специалисту использовать его в своей практической деятельности. Не стоит думать, что наши предки далекие и близкие не были профессионалами и вырабатывали лишь примитивные технические решения, отвечающие лишь только текущим задачам той или иной эпохи. Театральная механика прошлого во многих своих частях, принципиальных устройствах сохранилась до настоящего времени. Это и некоторые виды механического оборудования и многие приемы осуществления сценических эффектов. Так в одном из театров, художником была поставлена задача, осуществить во время действия «рубку» крупных объемных деревьев, установленных на сцене. 
Постановочная часть театра нашла простое и эффективное решение этой сложной задачи, использовав подобного рода опыт парижской оперы конца ХIХ века. 
   Сегодня в нашей стране постепенно начинает возрождаться театральное строительство. Одни театры начинают реконструкцию, для других разрабатываются проекты новых зданий. Можно с достаточной степенью уверенности надеется, что этот процесс в ближайшем будущем будет развиваться. А поскольку театр является заказчиком проекта, то его специалистам необходимо знать не только основы построения сцены и ее оборудования, но и современные тенденции развития и обогащения театрального пространства. Иначе может получится то, что случилось в одном из театров, который принял проект нового здания повторяющей все ошибки свой старой сцены. Материалы семинара в этом отношении помогут специалистам более грамотно формулировать свои требования.
  Участники семинара познакомятся с основными этапами развития сцены от античности до наших дней. Речь пойдет не только об эволюции театрального пространства, но технических устройств, технологии осуществления ряда сценических эффектов. Под термином «театральное пространство» подразумевается пространство, которое необходимо для осуществления любого зрелища: спектакля, концерта, выступления уличных артистов и т.д. В свою очередь это пространство состоит из двух пространств: пространства сцены и пространства зрительного зала. На протяжении многих веков театр испытывал различные формы сочетания этих двух пространств. В античности оба пространства были слиты между собой, затем между ними появилась портальная разделительная стена и т.д.
   Таким образом, современная сцена как бы подводит итог сложному пути развития театрального пространства. В начале ХХ века и в послевоенное время большое внимание уделялось универсализации театрального пространства, строительству театральных комплексов с целью создать наиболее благоприятные условия для постановщиков спектакля. Предполагалось, что в таких зданиях режиссер сможет выбирать и характер сцены и величину зрительного зала для каждой своей постановки. Однако практика эксплуатации подобных сцен выявила множество слабых мест в подобных идеях.           
Сегодня театр отдал предпочтение классической сцене-коробке. Но и не отказался и от других сценических форм. Какой должна быть сцена современного театра и в какой степени ее нужно механизировать; в чем должно быть отличие сцены драматического и оперного есть вопросы, которые подвергаются постоянному обсуждению, и они являются важными для современной практики. Вот почему на семинаре основное внимание будет уделено проблемам современного облика сцены. Слушатели познакомятся с устройством сцены и ее оборудованием многих западных и отечественных театров. В том числе такими, как Лондонский Национальный театр, оперный театр «Бастилия» в Париже, Тульский драматический театр и т.д. Эти театры демонстрируют различные подходы к решению сценической площадки. Одни имеют довольно широкие возможности трансформации сцены и зрительного зала, другие отдают предпочтение огромным размерам «околосценическим» пространствам и предельному насыщению сцены всевозможными механизмами. Все они представляют большой интерес. Какое решение окажется наиболее перспективными покажет будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60412. Условия, которые обеспечивают жизнь на Земле 189 KB
  There are rivers, lakes and seas. Mountains, rocks and deserts here. Lots of bushes, flowers, trees, From outer space the view is clear.
60413. Найдавніші землероби та скотарі на території України. Трипільска культура 35.5 KB
  Мета: розповісти про появу землеробства й скотарства за часів неоліту; ознайомити учнів з трипільською культурою господарством духовним життям скотарів степу; опрацьовувати вміння працювати з картою висловлювати власну думку...
60414. Українські землі в складі Литви та Польщі 60.5 KB
  Оголошення проблемного запитання: Чи могли українські землі в ХІVХVІ ст. Коментоване читання 1-го абзацу Після занепаду Галицько-Волинської держави Запитання: Що намагався відродити князь Любарт...
60415. Включення українських земель до складу Російської та Австрійської імперій 164 KB
  Які держави брали участь у поділах Речі Посполитої Яка була їхня мета Як ви оцінюєте значення поділів Речі Посполитої для українського народу Які землі увійшли до складу Росії після російсько-турецьких війн...
60416. Планета Земля чекає на захист 303.5 KB
  Мета. Узагальнити та розширити знання учнів про стан природи нашої планети; розкрити деякі екологічні проблеми.
60417. Розробка позакласного заходу Земля моя – Луганщина 62 KB
  Обладнання: карта України виставка книжок портрети відомих людей плакат Земля моя Луганщина герб Луганської області Хід уроку Слово вчителя. Тема нашого уроку Земля моя –Луганщина.
60418. Загальна характеристика класу Земноводні 405.5 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про наступний клас типу Хордові Земноводні; ознайомити учнів із середовищем існування земноводних їх способом життя; розглянути зовнішню будову на прикладі жаби озерної...
60419. Особливості процесів життєдіяльності та поведінки Земноводних 139 KB
  Мета: продовжувати формувати знання учнів про земноводних тварин; розкрити особливості внутрішньої будови земноводних системи органів; ознайомити із особливостями процесів життєдіяльності...
60420. Загальна характеристика класу Земноводні 48 KB
  Так саме жаби зробили неоціненний вклад в розвиток науки. До земноводних належать жаби ропухи тритони саламандри прочитав Сашко тихим голосом і замовк. Полудень і жаби підставили свої спини яскравим сонячним променям.