20328

Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям это вело к мелочной опеке над авторами вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 23 новых пьес.

Русский

2013-07-25

62.5 KB

27 чел.

  1.  Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века.

Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям, это вело к мелочной опеке над авторами, вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 2-3 новых пьес.

Не в лучшую сторону на качестве пьес сказалась распространенная тогда теория бесконфликтности, в которой утверждалось, что в социалистическом обществе может быть только борьба “хорошего” с “отличным”. В таких пьесах действительность “лакировалась”, они носили условный приподнято-напыщенный характер.

Кроме того вредной была тенденция выравнивания всех театров под МХАТ, нивелировка художественных направлений и творческих индивидуальностей. Все это резко тормозило естественную логику развития культуры и искусства, приводило к их обеднению. Так, в1949 г. были сняты с постов руководителей театров А. Я. Таиров (Камерный театр) и Н. П. Акимов(Ленинградский театр комедии), в1950 г. закрыты Камерный и Еврейские театры.

Процесс оздоровления начинается с середины 50-х гг. Он начинается с освоения наследия корифеев советского театра, очищения от догматизма и канонизации, заново осмысляются традиции Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Таирова, Мейерхольда.

Режиссура становится активной действенной силой. В театре плодотворно работают 3 поколения режиссеров, те кто начинал творческий путь в 20—30-е гг. (Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. Д. Попов и др.), те, кто пришел в театр в конце 30-х — начале 40-х гг. (Л. В. Варпаховский, А. А. Гончаров, Г. А. Товстоногов и др.), молодые режиссеры (О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос и др.).

В эти годы открываются новые театры, завоевавшие популярность и любовь зрителей смелостью постановки проблем и художественных решений. В 1957 г. открылся “Современник”, ядро труппы которого составили выпускники Школы-студии МХАТа (руководитель Олег Ефремов). Театр поставил перед собой задачу — освоение современной темы. Открылся театр спектаклем “Вечно живые” В. С. Розова.

В 1964 г. открылся Театр драмы и комедии на Таганке (руководитель Юрий Любимов), куда вошли выпускники Училища им. Б. В. Щукина. Одним из ведущих театров страны становитсяЛенинградский Большой драматический театр им. Горького (БДТ). В спектаклях Г. А. Товстоногова органически сочетались традиции психологического реализма с яркими формами театральной выразительности. Постановки “Идиота” по Достоевскому, “Варваров” Горького стали примером глубокого новаторского прочтения классики. В князе Мышкине (“Идиот”) в исполнении И. М. Смоктуновского зрители почувствовали “весну света”, вечно живое, человеческое в человеке.

В 1963 г. А. В. Эфрос возглавил Московский театр Ленинского комсомола (Ленком), где поставил серию отмеченных напряженным духовным поиском спектаклей: “104 страницы про любовь”, “Снимается кино” Э. С. Радзинского, “Мой бедный Марат” А. Н. Арбузова, “В день свадьбы” В. С. Розова, “Чайка” Чехова, “Мольер” М. А. Булгакова. В 1967 г. вместе с группой актеров-единомышленников (О. М. Яковлевой, А. А. Ширвиндтом, Л. К. Дуровым, А. И. Дмитриевой и др.) он переходит в Московский драматический театр на Малой Бронной

В 60-е гг. расширяется диапазон взаимодействия национальных культур. Входят в повседневную практику переводы и постановки пьес авторов из союзных и автономных республик, Всесоюзные смотры национальной драматургии. На многих языках играют пьесы А. М. Корнейчука, А. Е. Макаенка, Н. В. Думбадзе, ставят инсценировки по Ч. Айтматову и др.

Интерес к современной теме, характерный для этого периода, сочетается с пристальным вниманием к истории нашей страны. Впервые ставится пьеса М. Ф. Шатрова “Шестое июля”, продолжавшая традиции советской Ленинианы. В 1965 г. в театре на Таганке состоялась премьера спектакля “Десять дней, которые потрясли мир” по мотивам книги Д. Рида, воскресившего стихию послереволюционного агитационного театра. Г. А. Товстоногов в БДТ осуществил постановку “Поднятой целины” по М. Шолохову в 1965 г. Пьесы М. Булгакова, К. Тренева, Вс. Иванова, М. Шатрова вновь вошли в репертуары театров.

60-е гг. стали временем очищения классики от сценических штампов. Пьесы Лермонтова, Грибоедова, Чехова, Островского, П. Бомарше, И. Гончарова, Горького в постановках Ю. Завадского в Театре им. Моссовета, М. А. Захарова в Ленкоме, Г. Б. Волчек в “Современнике”, В. Н. Плучека в Театре сатиры, Г. А. Товстоногова в БДТ, Л. Е. Хейфица на сцене Центрального театра Советской Армии в Москве получили новую жизнь и надолго вошли в репертуар многих театров страны.

Лучшие традиции русского театрального искусства продолжал и продолжает Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина (до революции это был Александринский театр). Здесь работал выдающийся советский актер Николай Константинович Черкасов (1903—1966). В 1975 г. художественным руководителем театра стал народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев. Театр ставит пьесы русской, советской и зарубежной классики (Пушкин, Чехов, Гоголь, Островский, Л. Толстой, Горький, Арбузов, Афиногенов и др.).

В 70-е гг. давали о себе знать противоречия застоя. Новая драматургия с трудом доходила до сцены, режиссерские эксперименты всячески ущемлялись. Вошли в практику бесконечные доработки и компромиссы. Создатели боролись за жизнь каждого спектакля. Такие спектакли, как “Человек со стороны” в Театре на Малой Бронной, “А зори здесь тихие”, “Гамлет” в Театре на Таганке, “Соло для часов с боем”, “Заседание парткома”, “Обратная связь “во МХАТе, стали событиями не только художественной, но и общественной жизни.

Стремление к жизненной правде и свободе творчества вызвало сильное противодействие со стороны некоторых представителей критики, воспитанных на героико-монументальном искусстве, которое официально насаждалось в предшествующие десятилетия. Многие подготовленные к выпуску спектакли запрещались, они для нас безвозвратно утрачены.

Острая потребность в обновлении актерского сценического реализма породила такое явление, как малые сцены, здесь обычно ставилось то, что невозможно было поставить на главных сценах.

Динамику театрального процесса 70—80-х г. определяли режиссеры старшего поколения. Обновление МХАТа связано с приходом туда О. Н. Ефремова (1970), возродившего угасшие традиции Станиславского и Немировича-Данченко. В эти годы в труппу пришли яркие интересные актеры разных поколений: И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. А. Калягин, А. А. Вертинская, Е. С. Васильева, И. С. Саввина, О. И. Борисов, О. П. Табаков и др

Ефремов поставил цикл чеховских спектаклей (“Иванов”, “Чайка”, “Дядя Ваня”), вернул мхатовской сцене острое видение современности в спектаклях “Заседание парткома”, “Обратная связь”, “Мы, нижеподписавшиеся” А. И. Гельмана, продолжил работу над сценической Ленинианой, поставил пьесу М. Ф. Шатрова “Так победим!”, где образ Ленина создал А. А. Калягин.

Но в середине 80-х гг. МХАТ переживал не лучшие дни. Стало очевидно, что коллектив театра неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру и в 1087 г. было принято решение о разделении его на 2 самостоятельных театральных коллектива, вошедших в объединение “Московский художественный театр”. Во главе труппы, выступающей в проезде Художественного театра, встал Ефремов, труппу, работающую в здании на Тверском бульваре, возглавила Татьяна Доронина.

По-прежнему органичным и живым было искусство Ленинградского БДТ, руководимогоГеоргием Александровичем Товстоноговым (1913—1989). Его спектакли, будь то постановки классики (“Ревизор”, Гоголя, “История лошади” по Л. Толстому, “Ханума” А. Цагарели или современные драмы (“Прошлым летом в Чулимске” А. В. Вампилова, отличались глубиной психологического анализа, масштабностью исторического видения и бесспорным художественными достоинствами. Успеху спектаклей у зрителей способствовал прекрасный творческий коллектив — Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, Е. З. Копелян, О. Б. Басилашвили и др.

Необычайно плодотворной и зрелой стала режиссерская деятельность Анатолия Васильевича Эфроса (1925—1987). Одним из самых впечатляющих “производственных” спектаклей стал“Человек со стороны” по пьесе И. М.Дворецкого. В середине 70-х гг. Эфрос отходит от современной тематики и сосредотачивается на интерпретации классики (“Три сестры” Чехова, “Ромео и Джульетта” Шекспира, “Дон Жуан” Мольера и др.).

В 1973 г. Московский театр Ленинского комсомола возглавил М. А. Захаров. В репертуаре появились спектакли, наполненные музыкой, танцами, сложными режиссерскими постановками — “Тиль” Г. Горина, “Юнона” и “Авось” на стихи А. Вознесенского с музыкой А. Рыбникова, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по драматической кантате П. Неруды). Зрелищная форма, использование рок-музыки, современная хореография, новейшие достижения в свето- и радиотехнике не заслонили, а лишь подчеркнули глубину и серьезность содержания. Эти спектакли получили достойную оценку советских и зарубежных зрителей. Спектакли театра видели зрители Франции, Португалии, Болгарии, Греции, Италии, Польши и др.

Театр предлагал молодежной аудитории серьезное прочтение классики (“Иванов”, “Оптимистическая трагедия”), знакомил ее с новой драматургией (“Жестокие игры” А. Н. Арбузова, “Три девушки в голубом” Л. С. Петрушевской), обращался к ленинской теме (“Синие кони на красной траве” Шатрова и др.).

В коллективе театра работали Е. П. Леонов, Т. И. Пельцер, работают О. И. Янковский, Н. М. Чурикова, Н. П. Караченцев и мн. др. С уходом во МХАТ Олега Ефремова (р. 1927), “Современник” не прекратил своего существования, его возглавила Галина Борисовна Волчек. Театр остался верен своим традициям. В нем ставились пьесы Вампилова, Шукшина, Гельмана, Галина, делались инсценировки произведений К. Симонова (“Из записок Лопатина”), Б. Васильева (“Не стреляете в белых лебедей”), Г. Бакланова (“Навеки — девятнадцатилетние”), Ч. Айтматова (“Плаха”).

Театр постоянно обращается к русскому классическому наследию Гоголя, Чехова, Горького, к зарубежным классическим и зарубежным пьесам

В современнике выросло не одно поколение замечательных актеров, получивших известность работами в театре, в кино, на телевидении: О. Табаков, М. Казаков, В. Гафт, И. Кваша, Л. Ахеджакова, М. Неелова, Е. Яковлева и др.

К лучшим произведениям современной прозы и классики обращался Театр драмы и комедии на Таганке. Зрители полюбили искусство Владимира Высоцкого, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Леонида Филатова и др. Но художественному руководителю Юрию Любимову приходилось все время противостоять административным указкам и придиркам “сверху”. После запрещения нескольких спектаклей Любимов уехал из страны. В 1987 г. на какое-то время художественным руководителем театра стал Николай Губенко.

Заметное место среди театральных коллективов всегда занимал Театр им. Е. Вахтангова, который отличался своими традициями, заложенными его основателем. Ученики Вахтангова и ученики его учеников творчески развивали наследство учителя, закрепив за театром славу одного из лучших в стране.

В 1939—1968 гг. главным режиссером театра был народный артист СССР Рубен Николаевич Симонов. Под его руководством творческий коллектив вахтанговцев добился больших успехов и международного признания. Его сын, народный артист СССР Евгений Рубенович Симонов, возглавлял театр с 1968 по 1987 г. Сейчас художественным руководителем театра является народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Александрович Ульянов. Замечательный актерский коллектив позволяет театру брать самую разноплановую драматургию. На подмостках вахтанговской сцены блистали имена Р. Н. Симонова, Б. В. Щукина, Б. Е. Захавы, А. Л. Абрикосова, Ц. Л. Мансуровой, Е. Г. Алексеевой и др., их эстафету подхватили Ю. К. Борисова, В. С. Лановой, М. А. Ульянов, В. А. Этуш, Ю. В. Яковлев, Л. Мансурова и др.

Разнообразием репертуара и тяготением к яркой сценической форме тяготели спектакли Театра им. Маяковского, возглавляемого А. А. Гончаровым, и имеющего яркий актерский коллектив (А. Джигарханян, С. Немоляева и др.).

В лучших постановках Театра сатиры (руководитель В. Н. Плучек), зрителей привлекало мастерство актеров А. Д. Папанова, Г. П. Менглета, А. А. Миронова, О. А. Аросевой, А. А. Ширвинда, М. Державина и др. Творческими поисками отмечена работа Театра им. Моссовета, известного именами замечательных актеров, — В. П. Марецкой, Ф. Г. Раневской, Р. Я. Плятта и др.

Интересно работают также московские театры пластической драмы, мимики и жеста, театра теней и др. Благодаря талантливой режиссуре А. Ю. Хайкина, П. Л. Монастырского, Н. Ю. Орлова и самобытным артистам устойчивым зрительским интересом в 70—80-х гг. пользовались постановки драматических театров в Омске, Куйбышеве, Челябинске. В эти годы происходил сложный процесс рождения нового режиссерского поколения. Запоминающиеся спектакли делали А. А. Васильев, Л. А. Додин, Ю. И. Еремин, К. М. Гинкас, Г. Д. Черняховский, Р. Г. Виктюк.

Перестройка принесла свободу выбора репертуара и творчества. В театрах стали ставиться остросоциальные пьесы (“Стена” в Современнике, “Серебряная свадьба” во МХАТе,“Говори!” в театре им. Ермоловой и др.), пьесы, запрещенные ранее (“Самоубийца” репрессированного в сталинские времена Н. Р. Эрдмана, “Собачье сердце” М. Булгакова,“14 красных избушек” А. Платонова и др.). Ведущим направлением в театральной жизни стало студийное движение, заметное место в котором заняли Театр-студия на Юго-Западе (гл. реж. В. Белякович), Театр-студия “У Никитских ворот” (гл. реж. М. Розовский), Театр-студия О. Табакова, Театр-студия “На досках” (гл. реж. С. Кургинян).

Но перевод театров на рыночную основу отразился на коньюктаризации репертуара (постановки Р. Виктюка “Служанки”, “Мадам Баттерфляй” и др.), на подорожании билетов, что приводит к отлучению от театра многих людей. Верится, что лозунг “Искусство должно служить народу” будет осознан театром заново.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34515. Философско-эстетические взгляды А. Мердок. Конфликт искусства и жизни в романах писательницы 15.66 KB
  Конфликт искусства и жизни в романах писательницы Ее философскопсихол. Чаще всего ее романы связаны с событиями частной семейной жизни. По ее мнению роман должен повествовать о сложной нравственности жизни человека о загадочности человеческого индивидуальности о том что человек это необыкновенная ценность она выступила против романа мифа романапритчи и связала роман с философией. В романе 70х : Человек случайности Черный принц Священная и земная любовь на первый план выдвигается философская проблема случайности в жизни...
34516. Игра в сюжетном развитии и повествовательной организации произведений Д. Фаулза 19.88 KB
  До конца 1960х вышли в свет два романа писателя Волхв и роман Женщина французского лейтенанта. При этом Фаулз достигает эффекта максимального присутствия предлагая в конце романа читателю сделать выбор вместе с его героем уподобиться осторожному обывателю или рискнуть обрести свое я в извечном конфликте долга и чувства. деконструирует сам тип викторианского романа. Но задача Фаулза не в том чтобы занять читателя интеллектуальной игрой по разгадке аллюзий а в деконструировании или деконструкции согласно терминологии...
34517. Творчество У. Эко и постмодернизм 18.02 KB
  Эко и постмодернизм. Много сделал Экоученый для осмысления таких явлений как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм согласно Эко не столько явление имеющее строго фиксированные хронологические рамки а скорее определенное духовное состояние особого рода игра участие в которой возможно и в том случае если участник не воспринимает постмодернистскую иронию интерпретируя предложенный текст сугубо серьезно. По мнению Эко высокая и массовая эстетики в постмодернизме сближаются.
34518. Тема строительства нового общества в литературе ГДР 19.54 KB
  Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Образование ГДР было закономерным итогом антифашистскодемократического переворота ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западногерманской реакцией. С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистскодемократического порядка начался процесс создания основ социализма.
34519. Духовно-нравственная проблематика и ее художетсвенное воплощение в произведениях писателей ГДР 17.54 KB
  1900; роман Мёртвые остаются молодыми 1949 повесть Человек и его имя 1952 Л. Бределя 190164; романыСыновья 1949 Внуки 1953 Г. Мархвицы 18901965; роман Возвращение Кумяков 1952 в поэзии Э. 1912; роман Чудодей 1957 Б.
34520. Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс) 22.83 KB
  Грасс Генрих Бёлль 19171985 Входил в Группа 47 объединение писателей не желавш.Тематика: Тема Бунтарства в романе описана в образе причастности к фашистскому движению причастие буйвола большинство окружения Генриха Фемеля прильнули к этим течениям он оставался равнодушным однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина. Тема порядка: Фемель был как часы как слаженный механизм он делал все с немецкой дотошностью и...
34521. Мотив клоунады в произведениях писателей ФРГ 17.7 KB
  Широкая известность почти молниеносно распространившаяся за пределами Германии пришла к Грассу с его первым романом Жестяной барабан 1959 и укрепилась после повести Кошкимышки 1961 и романа Собачья жизнь 1963 составивших своеобразный эпический триптих об истории Германии XX в. истории грассовского поколения немцев. Как и Бёлль Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории неслучайность историческую обусловленность прихода фашистского варварства. И все же творчество Грасса принципиально новый этап в...
34522. Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна) 18.55 KB
  Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.
34523. Пути развития послевоенной американской драматургии 19.82 KB
  Н а убогую окраину огромного города в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены Бланш Дюбуа. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Позади неудачное замужество муж оказался гомосексуалистом покончил с собой узнав что Бланш раскрыла его тайну; потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Когда она уезжает в родильный дом Стэнли насилует Бланш и Бланш сходит с ума.