20332

От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра)

Доклад

Культурология и искусствоведение

найти Бояджиева Театр от греч. thйatron место для зрелищ зрелище тип архитектурной постройки предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в.

Русский

2013-07-25

52 KB

9 чел.

  1.  От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра).(найти Бояджиева )

Театр

        (от греч. thйatron - место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка - сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, позже - каменными. В IV-III вв. до н. э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры, вмещавшие всех свободных граждан города, отличались большими размерами (театр в Эфесе, IV-III вв. до н. э., вмещал около 23 тысячи зрителей). Наряду с открытыми театрами строились крытые (так называемый одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме (театр Помпея в Риме, 55-32 до н. э.). В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки - просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объём. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н. э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.         

В период средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) - на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством. В XVI в. была создана "перспективная сцена", состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре (театр Олимпико в Виченце, 1580-85, архитекторы А. Палладио, В. Скамоцци). В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками (театр Фарнезе в Парме, 1618, архитектор Дж. Б. Алеотти). С развитием оперы в первой половине XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделёнными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее совершенный образец итальянского театра - театр "Ла Скала" в Милане (1778, архитектор Дж. Пьермарини). В конце XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр "Глобус" в Лондоне, 1599). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре. Во второй половине XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра с круглым залом, окружённым на три четверти периметра открытыми, неразделёнными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей (Большой театр в Бордо, 1773-80, архитектор В. Луи). Театры строились как парадные общественные здания с колоннами, портиками, монументально-декоративной скульптурой и нередко образовывали нарядные ансамбли с окружающими зданиями. Интерьеры театров пышно украшались в духе господствующих художественных стилей (театр Гранд-Опера в Париже, 1875, архитектор Ш. Гарнье). В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип, в России строились театры как итальянского (Большой театр в Москве, Александрийский театр в Петербурге), так и французского (усадебный театр в Останкине) типов. В последней четверти XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматический и музыкальные (опера, балет, оперетта) и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано появление нового типа театра - с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной "сцены-коробки", со зрительным залом и открытой сценической площадкой (Большой театр в Берлине, 1915, архитектор X. Пёльциг), а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.         

В СССР строительство театров началось с 30-х гг. Они были рассчитаны на синтетические представления различных театральных жанров. Был распространён тип театра с пологим амфитеатром в круглом или секторальном зале (Большой театр в Минске, 1935-37; Театр оперы и балета в Новосибирске, 1931-45). Во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. строились небольшие театры с полукруглым либо прямоугольным в плане залом с партером и двумя балконами или с амфитеатром и одним балконом. Архитектура этих театров до середины 30-х гг. испытала влияние конструктивизма (Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), затем архитекторы обращались к использованию наследия русского и мирового зодчества, а также национальных художественных традиций (Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, 1940-47, архитектор А. В. Щусев).         

С 60-х гг. в советской и зарубежной архитектуре началась разработка различных новых типов театрального здания. Наряду с театрами, имеющими традиционную сцену-коробку (новое здание МХАТа, 1972), строятся театры с открытой сценической площадкой, окружённой местами для зрителей с трёх (Ленинградский театр юных зрителей, 1962) или четырёх (Театр "Арена Стейдж" в Вашингтоне, 1961) сторон, с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (театр в Версале, 1960), с комбинированной сценической площадкой (глубинной, трехсторонней панорамой) в различных сочетаниях (Драматический театр имени М. Горького в Туле, 1970).         

Открытые театры с партером или амфитеатром на земляном холме и сценой, обрамлённой кулисами из зелёных насаждений, обычно устраивались в парках дворцов и вилл с конца XVII в. (амфитеатр в Павловске, 1793). С конца XIX в. открытые театры двух типов (с открытой и закрытой сценой) строятся при учебных заведениях и особенно часто в общественных парках (Зелёный театр в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве, 1928). В СССР открытые театры построены также в Баку, Сочи, Ялте и других городах.





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6169. Бази даних XML 130 KB
  Бази даних XML Завдання Вивчити відповідні розділи документації СУБД. Навести власні приклади використання конструкцій мови доступу до СУБД. Підготувати звіт у вигляді файлу з прикладами та його друкованого варіанту. Створення ...
6170. НАГНЕТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕРДЦА. ФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО ЦИКЛА. ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ РАБОТУ СЕРДЦА 164.23 KB
  Нагнетательная функция сердца. Роль клапанного аппарата в ее реализации. Закон Франка-Старлинга (закон «сердца»). Причины наполнения сердца кровью. Фазовый анализ сердечного цикла. Звуковые и механические явления, сопровождающие работу сердца (тоны сердца, верхушечный толчок), их диагностическое значение.
6171. Налаштування магістральних портів для зєднання комутаторів 99.5 KB
  Виконати спостереження за конфігурацією VLAN комутатора і його роботою. Виконати налаштування статичних VLAN на комутаторі. Перевірити конфігурацію VLAN і її роботу. Виконати налаштування магістралі між комутаторами
6172. Автосервис и фирменное обслуживание 8.35 MB
  Приведены материалы, необходимые при выполнении дипломных проектов по кафедре технологии обслуживания транспортных средств. Тематическая направленность проектов соответствует профессиональной деятельности выпускников на предприятиях автосервиса и фи...
6173. Создание, изменение и удаление таблиц в SQL Oracle 208 KB
  Создание, изменение и удаление таблиц в SQL Oracle Цели лабораторной работы Изучить возможности SQL Oracle по созданию, изменению и удалению таблиц. Приобрести практический опыт по созданию, изменению и удалению таблиц в SQL*Plus. ...
6174. Creation altering and deletion a table in SQL Oracle 206.5 KB
  Creation altering and deletion a table in SQL Oracle Purpose of the lab To study SQL Oracle possibilities in table creation, altering and deletion. To acquire practical skills in table creation, altering and deletion by using SQL*P...
6175. Integrity constraints in SQL Oracle 182 KB
  Integrity constraints in SQL Oracle Purpose of the lab To study SQL Oracle integrity constraints possibilities. To acquire practical skills in describing integrity constraints. Theoretical backgrounds You can define integrity...
6176. Системи захисту програмного забезпечення 72.5 KB
  Системи захисту програмного забезпечення 1. Класифікація систем захисту програмного забезпечення Системи захисту програмного забезпечення (СЗПЗ) широко поширені і знаходяться в постійному розвитку, завдяки розширенню ринку програмного забезпечення і...