20332

От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра)

Доклад

Культурология и искусствоведение

найти Бояджиева Театр от греч. thйatron место для зрелищ зрелище тип архитектурной постройки предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в.

Русский

2013-07-25

52 KB

9 чел.

  1.  От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра).(найти Бояджиева )

Театр

        (от греч. thйatron - место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка - сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, позже - каменными. В IV-III вв. до н. э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры, вмещавшие всех свободных граждан города, отличались большими размерами (театр в Эфесе, IV-III вв. до н. э., вмещал около 23 тысячи зрителей). Наряду с открытыми театрами строились крытые (так называемый одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме (театр Помпея в Риме, 55-32 до н. э.). В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки - просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объём. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н. э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.         

В период средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) - на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством. В XVI в. была создана "перспективная сцена", состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре (театр Олимпико в Виченце, 1580-85, архитекторы А. Палладио, В. Скамоцци). В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками (театр Фарнезе в Парме, 1618, архитектор Дж. Б. Алеотти). С развитием оперы в первой половине XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделёнными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее совершенный образец итальянского театра - театр "Ла Скала" в Милане (1778, архитектор Дж. Пьермарини). В конце XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр "Глобус" в Лондоне, 1599). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре. Во второй половине XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра с круглым залом, окружённым на три четверти периметра открытыми, неразделёнными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей (Большой театр в Бордо, 1773-80, архитектор В. Луи). Театры строились как парадные общественные здания с колоннами, портиками, монументально-декоративной скульптурой и нередко образовывали нарядные ансамбли с окружающими зданиями. Интерьеры театров пышно украшались в духе господствующих художественных стилей (театр Гранд-Опера в Париже, 1875, архитектор Ш. Гарнье). В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип, в России строились театры как итальянского (Большой театр в Москве, Александрийский театр в Петербурге), так и французского (усадебный театр в Останкине) типов. В последней четверти XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматический и музыкальные (опера, балет, оперетта) и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано появление нового типа театра - с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной "сцены-коробки", со зрительным залом и открытой сценической площадкой (Большой театр в Берлине, 1915, архитектор X. Пёльциг), а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.         

В СССР строительство театров началось с 30-х гг. Они были рассчитаны на синтетические представления различных театральных жанров. Был распространён тип театра с пологим амфитеатром в круглом или секторальном зале (Большой театр в Минске, 1935-37; Театр оперы и балета в Новосибирске, 1931-45). Во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. строились небольшие театры с полукруглым либо прямоугольным в плане залом с партером и двумя балконами или с амфитеатром и одним балконом. Архитектура этих театров до середины 30-х гг. испытала влияние конструктивизма (Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), затем архитекторы обращались к использованию наследия русского и мирового зодчества, а также национальных художественных традиций (Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, 1940-47, архитектор А. В. Щусев).         

С 60-х гг. в советской и зарубежной архитектуре началась разработка различных новых типов театрального здания. Наряду с театрами, имеющими традиционную сцену-коробку (новое здание МХАТа, 1972), строятся театры с открытой сценической площадкой, окружённой местами для зрителей с трёх (Ленинградский театр юных зрителей, 1962) или четырёх (Театр "Арена Стейдж" в Вашингтоне, 1961) сторон, с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (театр в Версале, 1960), с комбинированной сценической площадкой (глубинной, трехсторонней панорамой) в различных сочетаниях (Драматический театр имени М. Горького в Туле, 1970).         

Открытые театры с партером или амфитеатром на земляном холме и сценой, обрамлённой кулисами из зелёных насаждений, обычно устраивались в парках дворцов и вилл с конца XVII в. (амфитеатр в Павловске, 1793). С конца XIX в. открытые театры двух типов (с открытой и закрытой сценой) строятся при учебных заведениях и особенно часто в общественных парках (Зелёный театр в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве, 1928). В СССР открытые театры построены также в Баку, Сочи, Ялте и других городах.





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40374. Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами. Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии 54 KB
  Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами Побочные эффекты при психофармакотерапии как и при использовании многих других лекарственных средств связаны с невозможностью избирательно влиять исключительно на патологически измененные системы мозга. Другие же побочные эффекты и осложнения возникающие обычно редко обусловлены индивидуальными реакциями пациента на тот или иной препарат. В данном разделе будут рассмотрены только наиболее...
40375. Побочные эффекты транквилизаторов и их роль в пограничной психиатрии 46 KB
  Общая характеристика транквилизаторов К основным группам транквилизаторов по химической структуре относятся: 1 производные глицерола мепробамат; 2 производные бензодиазепина элениум диазепам лоразепам феназепам клоназепам альпразолам и многие другие; 3 производные триметоксибензойной кислоты триоксазин; 4 производные азапирона буспирон; 5 производные другой химической структуры амизил гидроксизин оксилидин мебикар мексидол и другие. Выделяют следующие клиникофармакологические эффекты...
40376. Противосудорожные средства 42 KB
  Все противосудорожные средства требуют динамического наблюдения за концентрацией препарата или его метаболита в крови при их применении. Максимальная концентрация в крови достигается через 612 ч после приема разовой дозы препарата. В плазме крови в связи с белками находится у взрослых на 50 у новорожденных детей на 3040. При концентрации в крови 300500 мкг мл развивается седативный эффект.
40377. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ 62.5 KB
  Психические нарушения возникающие в ответ на воздействие острых катастрофических стрессовых факторов острая реакция на стресс острые стрессовые расстройства посттравматическое стрессовое расстройство. Нарушения психического приспособления: этиологические факторы клинические варианты динамика. Психические нарушения реактивного характера легче возникают у лиц ослабленных соматическими заболеваниями имеющих заболевания головного мозга травматического или сосудистого генеза некоторые акцентуации характера или личностные расстройства.
40378. Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами бытовыми и промышленными токсическими веществами 39.5 KB
  Первые признаки интоксикации заключаются в появлении астении сильной сонливости расстройстве зрения. При атропиновой интоксикации возникают картины делирия с выраженным возбуждением и изменчивым аффектом а также состояния оглушения переходящего в сопор и кому. При хронической интоксикации барбитуратами наблюдаются психопатоподобные состояния с эйфорией расторможенностью расстройствами памяти значительным снижением критики. Психические нарушения близки к расстройствам при интоксикации анилином.
40379. Справочник по психиатрии: Психические расстройства сосудистого генеза 57.5 KB
  Психические нарушения сосудистого генеза отличаются большим клиническим многообразием и среди них значительное место занимают сравнительно неглубокие непсихотические нарушения неврозоподобные психопатоподобные нерезко выраженные аффективные и психоорганические изменения. Только при разных формах сосудистой деменции а также некоторых острых психозах экзогенноорганического типа патогенетическая связь между собственными закономерностями сосудистого заболевания и возникновением психических расстройств представляется прямой и очевидной. В...
40380. ПСИХОТЕРАПИЯ 41 KB
  Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больной. Психотерапия имеет целью устранить проявления болезни изменить отношение больного к своему состоянию самому себе и окружающему. Выделяют следующие основные методы психотерапии: 1 рациональная психотерапия; 2 суггестивная психотерапия включающая внушение наяву в состоянии гипнотического сна и самовнушение аутосуггестия; 3 коллективная групповая психотерапия семейная поведенческая игровая имаготерапия психоэстетотерапия и т.
40381. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ 49 KB
  Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей а также у лиц ослабленных инфекциями тяжелыми соматиче скими заболеваниями интоксикациями черепномозговыми травмами сосудистыми заболеваниями длительной бессонницей тяжелыми авита минозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1 аффективношоковые психогенные реакции; 2 депрессивные психогенные реакции реактивная депрессия; 3 реактивные пси хогенные бредовые психозы; 4 истерические психотические реакции или истерические психозы. В большинстве...