20337

ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Доклад

Логика и философия

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Философия техники или философия технологии Технический или технологический университет Философия техники как философия техносферы. Объект и предмет философии техники.

Русский

2013-07-25

65.5 KB

26 чел.

7

Вопрос 3

ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.  ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.

ПЛАН ТРЕЬЕЙ ЛЕКЦИИ:

  1.  Определение технологии. Техника и технология. Актуальная и потенциальная техника, актуальная и потенциальная технология? Технико-технологический, производственный процесс.
  2.  Узкое и широкое понимание технологии. Философия техники или философия технологии? Технический или технологический университет?
  3.  Философия техники как философия техносферы.
  4.  Техносфера в ее элементах, аспектах, отношениях. Определение техносферы.
  5.  Объект и предмет философии техники.
  6.  Предмет данного курса философии техники. (Кратко о дальнейшем материале лекций)
  7.  Итоговое изложение материала третьей лекции.

1.. Определение технологии. Техника и технология. Актуальная и потенциальная техника, актуальная и потенциальная технология? Технико-технологический, производственный процесс.

Формально-логическое определение технологии, в целом не вызывает особых проблем. Все специалисты склоняются к тому, что определяют технологию как набор строго последовательных операций, на основе вполне определенной техники (иногда добавляют, что есть два вида технологий – технологии непосредственного производства и сборки). Но более основательное размышление над темой «технологии» открывает в ней ряд весьма любопытных и важных моментов. На первом из них мы остановимся в этом параграфе.

Техника и технология, в указанном выше определении, выступают как взаимодополняющие, но разные понятия (реальности). С одной стороны, это вполне оправдано. Есть стоящий на столе компьютер, и есть умение пользоваться им. С другой стороны, работающий и не работающий компьютер две весьма разные реальности. Легко представить себе человека юридически владеющим компьютером, но абсолютно не знающим, как и что с ним делать. Зададимся вопросом, можно ли в этом случае компьютер назвать техникой? Неработающий компьютер в данном случае есть простая вещь в ряду предметов мебели.

Учитывая принципиальную разницу между работающей и неработающий техникой целесообразно ввести такие понятия как «потенциальная и актуальная техника и технология». Где под потенциальностью понимается раздельное существование техники и технологии, а под актуальность соединение техники и технологии в конкретной работе по производству необходимого продукта.

Подобное выше разделение и объединение привлекательно и по причине того, уплотняет, обобщает общетеоретический подход к технике. Раздельное определение, понимание техники и технологии заставляет говорить, например, о разнице между машинами и инструментами. И главное, весьма дробно давать производственный, технико-технологический процесс в целом. Выделять в нем объективную и субъективную (включающую трудовые приемы, знания, действия естественных органов человека - рук, ног, корпуса) стороны. Подробно раскрывать объективную. Выделять в ней, кроме техники:

- вспомогательные средства или конструктивно-техническими элементы, которые непосредственно не выполняют технологических функций, но без которых технический процесс практически невозможен (гончарный круг);

- инфраструктуру, непосредственно позволяющей технической деятельности осуществиться; (два указанных элемента в марксизме отражены понятием «средства труда»)

- предметы технической деятельности, на что направлена деятельность техники (отражено и не отражено марксистским понятием «предметы труда», не отражено, поскольку сегодня предметом технического изменения или активности является все в окружающем нас универсуме, включая душу человека)

-.системные и иные связи между указанными элементами и техникой.

Нет никаких сомнений в том, что подобное, расчлененное преставление о технико-технологическом процессе актуально и полезно в своем месте и в свое время. Но без особой нужды гораздо целесообразнее пользоваться здесь целостным понятием технико-технологический или производственный процесс. Которое, кстати, можно представить как воплощение деятельностного подхода в этой области.

Отметим отношения между понятиями «производственный процесс» и «технико-технологический процесс». Они синонимичны. Но деятельность, например, части бытовой техники (вы смотрите телевизор) трудно назвать производственным процессом, но можно и нужно технико-технологическим. Подчеркнем, именно, трудно назвать. Система человек машина, в целом идентична работаете ли вы на токарном станке или смотрите телевизор.

2. Узкое и широкое понимание технологии. Философия техники или философия технологии? Технический или технологический университет?

А.И. Ракитовым (1991) была поставлена очень интересная проблема. Он считает, что представленное выше узкое понимание технологии должно остаться в прошлом, поскольку не отражает современные реалии. Необходимо перейти к широкому пониманию технологии, которая, должна включать в себя представление о ресурсах, управлении, социальных последствиях и т. д. (Отметим, что речь идет не просто о словах, а о существе дела: большая ошибка видеть и учить о технологии в узком смысле, когда в реальности технологии функционируют в широком смысле.)

Нам кажется, предложение Ракитова очень актуально, как для философского анализа техники, так и для подготовки к будущей непосредственной технической практике. Но наряду с этим нельзя вообще забывать о возможном узком смысле понятия «технология». Другими словами, здесь, как и в случае с техникой, следует исходить из идеи дополнительности.

Предложение Ракитова персекается и даже порождается одной серьезной проблемой, которую ставят перед нами зарубежные, главным образом, англо-американские философские размышления о технике. В англоязычных странах пишут не о философии техники, а о философии технологии (не о philosophy of technics, а о philosophy of technology). Как это понимать и как к этому относиться?

В англоязычных странах technics и technology синонимичны, но technology включает в свое содержание и технику, и технологию, т.е. оно более широко по объему, кроме того, оно больше распространено. Все это способствует тому, что на Западе говорят именно о философии технологии. В русском же языке именно слово «техника» обладает подобными характеристиками. Поэтому у нас более целесообразное название философия техника. Именно в этом ключе дает разъяснение ситуации В.Г. Горохов (1995).

Принятие широкого понимания технологии дает другое решение данной проблемы. С этой точки зрения, англоязычное название философия технологии более адекватно для существа дела (для современного техногенного общества), чем наше привычное название философия техники. Уже на уровне слов философия технологии подчеркивает системный характер изучаемых проблем, где проблема создания определенного технического продукта только одна из целого комплекса. Говоря же о философии техники, на уровне слов господствует «атомарный» подход, якобы только непосредственная техника интересует философов в разделе философии техники.

Разность позиций ставят вопрос о выборе между ними. С нашей точки зрения, выбор здесь диалектичен, или, по крайней мере, не однозначен. С одной стороны, В.Г. Горохов прав, для современного русского языка более адекватно говорить о философии техники – это более понятно. С другой стороны, позиция его оппонентов более перспективна. Но перспективна, в принципе. Нам не кажется, что смена названия философия техники на философию технологии уместна. Как бы не расширялся смысл понятия технология «технология» он все же в русском языке это понятие не может покрыть все поле интересов, связанных с философским осмыслением технического мира и его взаимосвязей.

Но в области университетской жизни возможно скорые перемены. Учитывая реальное положение вещей, вполне стоит говорить о более адекватном названии современных технических университетах. Они на самом деле сейчас все больше и больше имеют дело не просто с техникой, а именно с технологией. Так что в этом случае речь может идти только о более точном названии, или о приведение слов в соответствие с делом. В недалеком будущем, с дальнейшей технизацией  российского общества, с дальнейшим пониманием того, что технологии все больше и больше выходят на первое место, по сравнению с техникой, это название для технических вузов будет вполне приемлемо и для русского языка.

3. Философия техники как философия техносферы. Философский анализ техники, конечно, не замыкается только на непосредственном анализе одной техники (тем более одинокой техникой). Он должен охватывать все проблем, связанные с техническим миром как таковым, в его системной целостности и взаимосвязях. Это приводит к тому, что понятие «техники» начинает объективно «двоиться», в нем обнаруживаются два взаимосвязанных, но различных смысла. С одной стороны, понятие «техника» традиционно отражает отдельный технический объект или систему взаимосвязанных технических объектов. С другой стороны, оно должно «вбирать» указанную целостность и общность.

Возникает, если не противоречие, то проблема. Стоит ли сохранять эти два указанные смысла в одном понятии «техника» или связать с ним только первый смысл, а второй соотнести с другим понятием? С нашей точки зрения, более продуктивно второе предложение. Самый сильный аргумент за это, очевиден, система теоретических понятий должна стремиться к строгости и однозначности.

Какое понятие могло бы занять данное место? В современной литературе находим двух претендентов: «технология» и «техносфера». О первом было уже сказано, а второе вполне подходит для этого случая.

Будет ли это поводом сменить название данного раздела философии, и говорить не о философии техники, а о философии техносферы? Возможно, что это несоответствие не будет поводом для изменения прижившегося названия философии техники (ФТ), поскольку указанная двойственность и несовпадение не носит катастрофического характера. Возможно, постепенно будет входить в обиход более точное название «философия техносферы», или появятся другие понятия-претенденты. Дело за будущим. Но следует иметь в виду, что, говоря о философии техники, фактически говорят о философии техносферы.

4. Техносфера в ее элементах, аспектах, отношениях. Определение  техносферы.

Как любое системное образование техносфера должна быть определена, с одной стороны, в ее внутренней целостности, с другой стороны, в ее внешних отношениях.

Рассмотренные выше понятия техники, технологии, технико-технологического процесса, общая философская культура дают возможность последовательно решить ту и другую проблему. (Тема потребностей адекватно рассмотрена при определении техники.)

4.1. Внутренний план техносферы. Его содержание исчерпывается тремя последовательными шагами.

А) Основными, исходными элементами техносферы выступает техническая деятельность двух видов. Деятельность по производству техники и деятельность или работа на/с определенной техникой (включая, конечно, самостоятельную работу определенной техники).

В принципе, эти два вида технической деятельности ее исчерпывают, но целесообразно последний вид деятельности  разделить на два подвида. А именно, на производственную деятельность и всю другую. Это целесообразно сделать, чтобы сохранить базу для отражения специфики материалистического понимания истории, базисной функции техники.

Б) Любой вид технической деятельности представляет собой сплав объектных и субъектных элементов, моментов. Целесообразно их конкретизировать точнее, а именно, как объектные, объектно-субъектные и субъектные элементы, моменты. Представим их на наиболее показательной для данного случая производственно-технической деятельности.

Объектные, вещные элементы - это сама техника со всеми объективными вспомогательными средствами и условиями, которые мы уже назвали в параграфе 1 нашей лекции

Объектно-субъектный аспект отражает способ соединения человека с техникой. (По Марксу этих способов три: вначале человек выступает энергетических основанием техники, потом – придатком машины, затем наступает черед свободного контроля над техникой.)

К субъектным аспектам относятся актуально-технологическая, мотивационная, информационная, организационная. Представим их.

Под актульно-технологическим мы понимаем знания, умения трудящегося непосредственно задействованные в производственной деятельности.

Мотивационный аспект включат всю сферу субъективных предпочтений, замыслов, потребностей трудящегося в своей деятельности, ее предпочтительности перед другими видами деятельности.

Информационный - отражает наличие специфических технических знаний, а также охватывает наличие определенных институтов по их производству и т.д.

Организационный – отражает характер технической деятельности (индивидуальная, совместная), а так же степень и уровень организации производства.

В) Завершающая характеристика техносферы как таковой выступает степень ее системности, связности.

4.2. Внешние отношения техносферы.

Исходя из существа дела и специальной литературы, можно говорить о трех основных отношениях (точнее, взаимоотношениях) техносферы: техносфера природа; техносфера человек, люди; отношение техносфера общество, социокультурный мир (в частности, тема, насколько техника значима для людей и как к ней относятся теоретики).

Все эти отношения следует брать через призму различия материальных и идеологических отношений (т.е. не упускать специфику материалистического понимания истории, базисной роли техники).

Завершим этот параграф кратким, абстрактным, но рабочим  определением техносферы. Техносфера – это совокупность всех технических феноменов в их связи друг с другом, через которую реализуются определенные потребности людей, и которая находится в определенных отношениях с природой и другими феноменами социальной жизни.

5. Объект и предмет философии техники.

Полученное нами понятие техносферы отражает самый очевидный объект философии техники. Кажется, его только нужно немного уточнить – объектом ФТ выступает техносфера в ее историческом развитии – и тема объекта исчерпана. Но не все так просто. Размышления о феномене техники выходят, например, на темы сравнения технического развития с биологическим, также весьма интересно соотнести современные технические реалии с техническим развитием гипотетических космических цивилизаций. Все это, очевидно, не включается в содержание понятия техносфера. Изначально  предполагать, что в подобных сферах нет ничего интересного для ФТ нет никаких поводов. Без объяснения потом обратиться к этим вопросам – не совсем корректно. Подобное необходимо отразить, включить в содержание объекта ФТ. С учетом вышесказанного можно сказать, что объектом ФТ выступает техносфера в ее историческом развитии, а также широкий круг природной и социальной реальности, который может быть поставлен в те или иные смысловые м ней отношения.

Как известно, один и тот же объект может выступать предметом разных наук. В данном случае техносфера (и окружение) выступает предметом множества устоявшихся наук или их разделов: истории техники, политэкономии, экономики, технических наук, эргономики и многих других. Очевидно также, что нужно строго провести границу между ответственностью ФТ и общей философией. Рассмотрим эти проблемы, определим предмет ФТ.

Первый шаг на пути определения предмета ФТ уже сделан. К компетенции ФТ относится определение основных понятий техносферы (техника, технология, техносфера) и, одновременно, самого объекта технической реальности.

В принципе, был сделан и второй решающий шаг к определению предмета ФТ. А именно, было уже указано, что целью ФТ является понимание сущности м перспектив технического развития, его системное значение в рамках общества.

В целом, кратко. Предметом ФТ является определение объекта и сути технической реальности.

Краткое представление предмета ФТ можно сравнить с лучом прожектора, высвечивающего конкретные блоки, элементы предмета ФТ. Представим их. (Имея в виду, что указанные блоки, конечно, в некоторых аспектах пересекаются друг с другом)

Блок первый, назовем его блоком философии истории техники. Предмет интереса ФТ обозначает в размежевании компетенций истории техники, философии и ФТ. Цель этого раздела: обосновать критерии деление исторического развития на определенные этапы, дать общую характеристику этих этапов, а также выделять наиболее актуальные проблемы истории развития техники вообще.

Блок второй - блок сквозных тем ФТ. Предметом интереса ФТ выступают все обозначенные выше элементы, отношения аспекты техносферы в их специфическом развитии. Интерес ФТ здесь пересекается снова с историей техники, уже не с общей философией, а с ее разделами, например, философией науки, с техническими науками, например, при обсуждении темы, специфики технического знания и др. Цель этого раздела: держать в поле зрения развитие и специфику отдельных элементов техносферы, что дает представление об их современной сущности.

Блок третий - блок новейших технологий. Предмет интереса ФТ все новейшие технологии, которые будоражат мир (интернет, клонирование, виртуальная реальность, робототехника. и т.д.). Некоторые из этих технологий, феноменов появились буквально на наших глазах, т.е. они вообще не проработаны серьезно философски. Цель этого раздела: определить суть новейших технологий.

Блок четвертый – сравнительного технознания, технической компаративистики. Предмет интереса ФТ все возможные области сравнения человеческого технического развития с чем-то иным, но похожим. Интерес ФТ здесь пересекается или соприкасается, например, с общей биологией, бионикой и др. Цель данного раздела: через подобные сравнения лучше понять суть технического развития.

Блок пятый – общие тенденции технического развития техносферы. Предмет интереса ФТ именно общие тенденции развития техносферы, по возможности, пока освобожденные от их социального звучания. Цель данного раздела: получить первый обобщающий итог ФТ.

Блок шестой – общие тенденции и проблемы ценностно-технического развития техносферы. Предмет интереса ФТ все развитие техносферы, пропущенное через ценностные аспекты (насколько развитие техносферы способствует сущностному развитию человека, нужно ли и что изменять в современном развитии техносферы и т.д.). Именно здесь уместно рассмотреть наиболее значимые и влиятельные философские позиции по оценке техносферы. Цель данного раздела ФТ, в целом, выполнить свою миссию, т.е. выйти на сегодняшнюю суть техносферы.

Блок седьмой – философской прагматики. Предмет интереса ФТ все вопросы, которые не теряя своего философского характера сделанные и делаемые прогнозы в области развития техносферы. Цель данного раздела ФТ, в общем: показать связь философии не просто с жизнь, а с непосредственной технической практикой.

Этими семью блоками, в целом, предмет ФТ исчерпывается. Многие из того, что здесь обозначено уже сделано (основные этапы развития техносферы), многое еще только предстоит сделать (понимание сути виртуальной реальности). Возможно, ряд тем переместиться из одних разделов в другие, произойдет их дальнейшая конкретизация. Другими словами, предстоит интересная работа по разработке  нового раздела философского знания – ФТ. Где, надеемся, будет сделано главное, соединение этих блоков в истинную теорию, перспективную и продуктивную.

6. Предмет данного курса философии техники. (Кратко о дальнейшем материале лекций)

Обозначенные выше направления научной работы по созданию ФТ, в целом, задают направление изложения учебного изложения материала ФТ. Но учебный предмет, по крайней мере, должен учитывать четыре фактора, не составляющих особой проблемы для научной дисциплины, фактор времени (сколько часов выделено на курс), фактор места (где все это будет читаться), фактор разработанности (насколько та или иная тема проработана), фактор заинтересованности слушателей (необходимость создать активно-творческое отношение к материалу аудитории).

Учитывая все это (не забывая о целостности всего материала в целом), обозначаем конкретные темы дальнейших лекций.

Первый блок – истории техники. Рассмотрим: общие вопросы соотношения истории техники, философии, ФТ; проблему общих этапов развития техносферы; наиболее актуальные вопросы истории техники.

Второй блок – сквозных тем ФТ. Рассмотрим: взаимоотношения техники и науки, специфику инженерной деятельности и технических наук.

Третий блок – новейших технологий. Рассмотрим виртуальную реальность.

Четвертый блок – технической компаративистики. Рассмотрим общие вопросы сравнительного технознания и сравнение технического развития с биоэволюцией и возможными тенденциями развития гипотетических разумных цивилизаций.

Пятый блок – общих тенденций технического развития техносферы.

Шестой блок – общих тенденций и проблем ценностно-технического развития техносферы. Этот блок информации будет дан в двух планах. С одной стороны, через задачи техники в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, через наиболее известные философские позиции. Все это позволит аудитории самостоятельно поучаствовать в обсуждении уже касающихся их вопросов ценностно-технического техносферы. Но делать это с опорой, в полемике с классическими философскими образцами.

Седьмой блок – философской прагматики. В нем целесообразно коснуться тем технической прогностики, оценки техники, интенсификации технического творчества и завершить его этическими проблема инженерной деятельности, вопросов этического кодекса инженеров. На наш взгляд весьма логичное завершение философского изложения материала в техническом вузе, завершение показывающее непосредственные практические следствия курса, раздела философии – ФТ.

7. Итоговое изложение материала третьей лекции.

Третья лекция завершила начатое в во второй лекции отражение содержания основных понятий (реальности) ФТ, а именно, «технологии» и «техносферы». В целом это позволило обозначить объект ФТ, а потом выделить и предмет ФТ. Завершает третью лекцию общий план всех дальнейших лекций, органично связанный с основными блоками ФТ как нового философского раздела.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28950. Борьба политических партий за власть в 1917 г. Большевистский государственный переворот 96 KB
  От большевиков в Исполком вошли А. Было принято предложение большевиков об усилении Исполкома путем введения в него по три представителя от партий большевиков меньшевиков и эсеров. На основании этого в состав Исполкома от большевиков были дополнительно введены В. Относительная гибкость партии так же как способность улавливать преобладавшие настроения масс содействовала победе большевиков по крайней мере столько же сколько революционная дисциплина организационное единство и авторитет Ленина.
28951. Борьба политический партий за власть, большевистский государственный переворот 31.5 KB
  Следствием кризиса был Корниловский мятеж в результате которого все большую популярность получили большевики был окончательно потерян авторитет ВП. ЦИК советов и ИСКД создали чрезвычайный орган Комитет народной борьбы с контрреволюцией в который входили меньшевики эсеры и большевики. В это время большевики активизировали работу в советах стали восстанавливать отряды Красной гвардии направили своих агитаторов в корниловские войска Донскую Уссурийскую и Дикую дивизии. Укрепили свои позиции большевики возросло их влияние в народе.
28952. Возникновение советской государственности. Политика «военного коммунизма» 46.5 KB
  С приходом большевиков к власти возможность расширения правительства за счет вхождения в него других социалистических партий не была утеряна. В рядах партии имелась влиятельная группа большевиков которая отстаивала эту позицию. На заседании ЦК большевиков 1 ноября эта линия была расценена как капитулянтская переговоры были свернуты а Каменев снят с поста председателя ВЦИКа. в него было избрано 715 из800 депутатов: 370 эсеров 175 большевиков 40 левых эсеров 17 кадетов 15 меньшевиков 86 представителей национальных партий.
28953. Гражданская война и военная интервенция в России, причины и последствия 33.5 KB
  Предпосылки и причины гражданской войны После Октябрьской революции сложилась напряжённая социалполитическая ситуация Приступая к грандиозному преобразованию России большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. Внутренняя обстановка в России была не менее напряжённой. Вводилось единое для всего населения России наименование гражданин Российской республики.
28954. Теория и практика национальной политики большевиков. Образование СССР 47 KB
  Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. сложился военнополитический союз советских республик. был подписан декрет Об объединении советских республик России Украины Латвии Литвы Белоруссии для борьбы с мировым империализмом.
28955. Новая экономическая политика и ее сущность 34 KB
  Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства. Нарушение в этот период экономических связей промышленности с сельское хозяйством через торговлю сокращение товарооборота подрывали...
28956. Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия 43.5 KB
  Предпосылки индустриализации. Техникоэкономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую  необходимость индустриализации. Необходимость индустриализации. Социальная без индустриализации невозможно развитие экономики а следовательно и социальной сферы: образования здравоохранения сферы отдыха социального обеспечения.
28957. Формирование тоталитарно-бюрократического режима в СССР. Становление режима личной власти Сталина 25.5 KB
  Становление режима личной власти Сталина Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20х – начале 30х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией новая оппозиция троцкистскозиновьевский блок правый уклон в ВКПб попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде последовательно устранив с политической арены Каменева Зиновьева Троцкого Бухарина Рыкова и Томского Сталин к середине 30х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает тоталитарную форму...
28958. Обострение международной обстановки во второй половине 30-х годов XX века. Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне II-ой мировой войны 30.5 KB
  Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне IIой мировой войны. СССР подписал подобные договора с Францией и Чехословакией. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Монголией.